catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
Решила перечитать "Аэропорт" Хейли. Впервые я читала книгу в самом начале 1990-х (у меня издание 1990 года). Тогда я еще не летала на самолете и не знала что к чему. Но зато то время было ближе к году написания романа (1968). Сейчас у меня опыт есть, но книге уже полвека.

обл.jpeg

"Весьма существенную роль тут играет международная торговля. Переброска грузов по воздуху, уже и сейчас достигшая большого размаха, неизбежно будет возрастать. Новые гигантские реактивные самолёты, которые вступят в строй в семидесятых годах, будут самым быстрым и дешёвым средством для переброски грузов; через какие-нибудь десять лет океанские суда поставят в доки как музейные экспонаты: грузовые самолёты вытеснят их — так же, как пассажирские самолёты в своё время нокаутировали «Куин Мэри» и «Куин Элизабет». Возникнет новая торговая армада, которая будет циркулировать по всему миру, неся процветание ныне нищим странам. В техническом отношении, сказал тогда Мел, авиация сможет выполнять эту — и даже большую — роль ещё при жизни тех, кто сейчас уже вступил в зрелый возраст."

Прошло 50 лет. Перевозка грузов по морю до сих пор самый распространенный и дешевый способ доставки. А сверхзвуковых гражданских самолетов больше нет. Зато все компьютеризировано. Развитие пошло по иному пути, чем предполагалось.

Date: 2018-10-27 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] tambovwolf.livejournal.com
На сверхзвуке основным навигационным прибором становится датчик остатка топлива :)

Date: 2018-10-27 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, я говорю не о том, почему сверхзвуковых пассажирских сейчас нет (там и сильный шум имел место), а о том, что их нет. Были и нет.

Date: 2018-10-27 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] lizardian.livejournal.com
Технический оптимизм 1960-х.
Я не специалист, но один из самых больших грузовых самолётов в мире АН-225 "Мрия" способен вести 150-250 тонн, а тупая речная баржа - 2000 тонн. Не говоря уж об огромных океанских контейнеровозах. И такой самолёт осилили один (!).
Серийный грузовой Боинг 747-8 поднимает 140 тонн.
Да и пассажирские корабли никуда не подевались. Есть фото, где рядом с маленькой Венецией стоит огромный океанский "небоскрёб".

Date: 2018-10-27 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] jan-kiepura.livejournal.com
Пассажирские корабли сняли с себя функцию транспорта. Теперь они совмещают гостиницу с туристическим автобусом.

Date: 2018-10-27 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага, самолеты - это прекрасно. Но есть более простой способ.

Date: 2018-10-27 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mincao.livejournal.com
Неужели... телепортация?! :))

А что до технооптимизма - перечитайте его же "Отель" (художественно лучше, имхо) - там потенциальный покупатель отеля рассказывает, что люди будут путешествовать в самолетах в отдельных капсулах, которые будут выгружать из самолета и везти в отель эз из, и т.п. На этот счет даже в "Технике Молодежи", что-то было, кажется.

Но нет.

Date: 2018-10-27 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Отель" на очереди. Я его также плохо помню, надо освежить память. Так что капсулы впереди. :)

Date: 2018-10-30 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Об этом говорится не в "Отеле", а тоже в книге "Аэропорт". Но "Отель" я все равно собираюсь перечитать.

Date: 2018-10-30 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] mincao.livejournal.com
В "Отеле" тоже, там отельный магнат описывает недалекое будущее.

Date: 2018-10-27 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] ruslan-rb-kg.livejournal.com
Про отели, автомобилестроение и банковское дело у него примерно так же. Хотя там попаданий больше, вроде перехода банков от живых кассиров к автоматам (при том, что живые кассиры всё равно остались). Как выше сказали - действительно, оптимизм своего времени.

Date: 2018-10-27 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не помню уже. Закончу "Аэропорт", возьмусь перечитывать "Отель". Посмотрим что там.
(deleted comment)

Date: 2018-10-27 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, все так.

Date: 2018-10-27 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] 67red.livejournal.com

Ну в фантастике 50-60-х никто не сомневался что в наше время звездолеты будут бороздить космическое пространство :)

Date: 2018-10-27 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Яблони на Марсе,да. Но тут- то не фантастика.

Date: 2018-10-27 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] 67red.livejournal.com
Тренд развития - с начала 30-х за 20 лет авиация развилась до вот таких монстров - тогда казалось конца этому нет:
https://alex-mandel.livejournal.com/804408.html

Мы же сейчас не думаем что Айфон10 будет последним :)

Date: 2018-10-27 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да я как бы вообще не знаю какой сейчас у айфона номер. :)

Date: 2018-10-27 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] nadie-escribe.livejournal.com
(Задумчиво) Фантасты, кстати, в своих прогнозах были точнее, чем представители нон-фикшна...

Date: 2018-10-27 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В смысле? мне кажется, фантасты наоборот, писали о том, что вообще никогда не сбудется.

Date: 2018-10-27 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] nadie-escribe.livejournal.com
Сужу исключительно по прослушиваемым по пути на работу аудиокнигам. Лем писал о ракетах с ядерными двигателями, о компьютерных программах (понятно так их не называя),об искусственном интеллекте. У него много любопытного. Жюль Верн опять же. Это из первых пришедших в голову.

Date: 2018-10-27 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Понятно. Вы советских авторов почитайте. :)

Date: 2018-10-27 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Валов (from livejournal.com)
Хейли писатель, а не инженер, и не экономист. Он очень хорошо описал функционирование аэропорта, видимо были неплохие консультанты. Что касается прогнозов лет на двадцать вперёд, то их сделать весьма просто, если знать где получить информацию. В первую очередь неплохо обратиться в отраслевые НИИ, затем в КБ. И перед вами откроются перспективы лет на 20 - 30 вперёд, авиационная техника последние 30 - 40 лет развивается очень медленно и прогресс не проглядывает. Вопрос лишь в одном - как получить доступ к этой информации? Но это не уровень Хейли. И второе. Не все технические решения достигнутые на сегодняшний день используются, вопрос в их востребованности. Прекрасный пример этому пассажирский сверхзвук. Или та же Мрия, которая создавалась под конкретную программу, программа закрылась, Мрия осталась не у дел.

Date: 2018-10-27 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] olegvolk.livejournal.com
Хейли ещё и видел всё через весьма левую/социалистическую призму...так что его предсказания были не без "неизбежного краха капитализма".

Date: 2018-10-27 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] lizardian.livejournal.com
Не забывайте, что ещё и Советский Союз закрылся, который "Мрию" строил.

Date: 2018-10-27 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Валов (from livejournal.com)
Подобные работы велись параллельно что у нас, что у них. Разница была в деталях. Что касается Мрии, то это увеличенный Руслан предназначенный для перевозки Бурана, американцы для подобных целей переделали Боинг 747. Принципиальной разницы ни какой. Кстати, был ещё и самолёт ВМ-Т, переделанный в носитель Бурана мясищевский бомбардировщик, и ведь именно он перевёз на Байконур Буран слетавший в космос.

Date: 2018-10-27 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mincao.livejournal.com
Я читал, что Хейли, перед написанием романа, трудоустраивался в соответствующую организацию - отель, аэропорт, автозавод - а спустя полгода писал роман. Так что, в т.ч., на своем опыте-представлении.

Date: 2018-10-27 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Только вот этот писатель перед тем, как взяться за книгу год (!!!) изучал материал. Обратите внимание, книга вышла в 1968, в ту пору сверхзвуковые гражданские еще не летали. но он их имеет в виду, поскольку явно знал об их создании.

Date: 2018-10-28 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] Сергей Валов (from livejournal.com)
В самое начале я и написал, что у Хейли были неплохие консультанты по функционированию аэропорта (каюсь, я намертво забыл, как он собирал информацию для книги). Что касается Конкорда, то он создавался с начала 60-х с весьма широкой рекламой, и естественно, что все причастные к авиации знали о нем, а предугадать коммерческий провал программы было действительно невозможно. Но аэропорт это не то место, где можно узнать о перспективах развития авиации. Поверьте, я знаю о чем пишу, это моя специальность.

Date: 2018-10-28 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
То есть, в аэропорту ни один человек не может знать о перспективах развития авиации? Не верю.

Date: 2018-10-29 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] Сергей Валов (from livejournal.com)
Знать, конечно, может, информация большей частью не секретная, но весьма труднодоступная, да и, по большому счету, не нужная.

Date: 2018-10-29 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Во-первых, Хейли не учитывал фактор террористических угроз и связанных с ними вопросов безопасности, которые существенно повышают стоимость авиаперевозок. Фактически именно они убили малую авиацию, которой прочили большое будущее.

Ну второй аспект, - рост производства товаров существенно опередил возможности самолетов. Сейчас у нас есть целые классы товаров, которых в то время просто не было.

А если положить тогдашний товарооборот на возможности современной авиации, минус расходы на безопасность, то может оказаться, что он был не так уж неправ.

Date: 2018-10-29 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] Сергей Валов (from livejournal.com)
В 60-е гг. ещё была надежда на возможный скорый принципиальный рывок в развитии авиатехники. Но увы, не сбылось, развитие пошло по пути замедляющегося эволюционирования. Скачка как в 50-е гг. не произошло.

Date: 2018-10-29 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, безопасность у него - слабое звено. Я аж офигела, читая, что пассажиров не проверяли никак. Вообще никак. то ли дело сейчас, когда даже маникюрные ножницы в салон не пронесешь.

В целом у нас вообще куда больше товаров производят, чем полвека назад.

Date: 2018-10-29 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
Ещё в 1980-х нас с родителями, помнится, привезли в Кокчетаве прямо на машине к трапу самолёта без всякого контроля, чисто по знакомству отца с каким-то местным милицейским чином

Date: 2018-10-29 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, время было другое. :)

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

July 2024

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 1213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 16th, 2025 03:45 am
Powered by Dreamwidth Studios