catherine_catty: (современность)
[personal profile] catherine_catty
Продолжим. Я закончила историю на том, что утром 15 марта Габриэль была практически захвачена солдатами Вьетминя. Но на этот раз ситуация отличалась от той, что была с Беатрис накануне тем, что командование все же решило провести контратаку... силами 5 бавуана. И это было самое странное и неудачное решение из всех возможных. Почему? Потому что традиционно на контратаки были натренированы люди Турре (8 ударный парашютный батальон) и Гиро (1 парашютный батальон ИЛ). Они сидели в Дьенбьенфу с ноября, знали все ходы и выходы, были опытными солдатами. В то время, как 5 бавуан был сформирован только в сентябре 1953, полгода назад. В Дьенбьенфу он был 2 месяца (с 22 ноября 1953 по 25 января 1954) и вернулся туда только 14 марта, то есть накануне. Причем приземление было крайне неудачным. Находящихся в воздухе парашютистов Вьетминь просто расстрелял. Из строя выбыл каждый 10-й. Батальонный врач Руо доложил командиру батальона Ботелла, что людям нужно как минимум сутки, чтобы отдохнуть и набраться сил. Кроме того, Бавуаном заткнули дыру, образовавшуюся между укреплениями Элиан 1 и Элиан 2. Окопы в том месте были. Только вот вырыты были они солдатами 2 Тайского батальона и рассчитаны на рост местных, их глубина составляла 150 см. Так что парашютистам, в числе которых было все же достаточно много европейцев, пришлось ночью углублять окопы, используя не только лопаты, но и кинжалы, и каски. В результате солдаты успели поспать хорошо, если 2 часа за 2 суток.

Парашютист 5 бавуана. Декабрь 1953. Перо.
Вьет пара.jpg

Решение о том, что контратаку проводит 5 бавуан принял подполковник Пьер Ланглэ и его не понял никто, ни командование, ни подчиненные. Что еще хуже, вьтнамцам об этом сообщили лишь в 4 утра, а в 5 они должны были уже выдвигаться. Гиро, Ботелла и Эрвуэ, танки которого обеспечивали поддержку парашютистов, были в шоке. Но единственное, чего им удалось добиться, это разрешения взять нескольких легионеров в качестве проводников. Надо сказать, Гиро использовал это на полную катушку: поднял 2 роты и сам встал во главе, понимая, что иначе маленьких вьетнамских парашютистов отправят прямиком на убой. Брюж озвучивает иную версию событий: приказ о контратаке силами 5 бавуана отдал де Кастр. Потому, что из 8 ударного и 1 парашютного уже были отданы несколько рот Ланглэ для усиления защиты укреплений. То есть, там не было 2 батальонов в полном составе, были отдельные роты. Ему вторит Берго: 8 ударный охранял взлетную полосу, солдат 1 парашютного батальона ИЛ отрядили на Жюнон и Клодин. Но этот автор считает, что решение о том, чтобы послать 5 бавуан, Ланглэ принял сам. Коммандующим операцией назначили майора де Сеген-Пацци.

Подполковник Ланглэ в Дьенбьенфу. 1954. Камю или Перо.
Ланглэ.jpg

5 бавуан вышел в путь, но перед этим уже командиры рот высказали Ботелла то, что они думают об этом идиотском приказе. Но это армия, где все основано на подчинении, так что лейтенант Гаван, вдохновитель этой Фронды, со своей ротой пошел первым. Тем более, что вариантов не было. Снимать роты 8 ударного или 1 парашютного ИЛ с позиций было нельзя, а помочь алжирцам надо было. Тем более, что Ланглэ считал, что 5 бавуан, проведший 3 месяца в Дьенбьенфу, все же неплохо ориентируется на местности. Но в том-то и проблема, что за 2 месяца его отсутствия пейзаж в Дьенбьенфу кардинально изменился: были построены новые укрытия и укрепления, а в земле образовались многочисленные воронки от снарядов.

Командиры парашютистов (Ботелла, Бижар, Турре, Ланглэ, де Сеген-Пацци). Март 1954. Камю или Перо.
парашютисты 14 марта 1954.jpg

Все, что произошло потом, можно характеризовать только как "неразбериха и неудача". Вьетнамские парашютисты не знали куда идти, они плутали в траншеях, мокли под проливным дождем, образовывали пробки в слишком узких укрытиях, не могли поднять головы под артиллерийским огнем. И, как пишет Брюж, проводников они так и не получили. В такой ситуации истинным чудом кажется то, что, пройдя 3 километра, они все же добрались до притока Нам-Юма. Но, когда рота лейтенанта Гавана наконец добралась до брода, то только взвод лейтенанта Фам Ван Фу перешел реку. Люди су-лейтенанта Ти во главе с командиром легли на землю и отказались идти дальше. И ни угрозы командиров-европейцев, ни пинки не могли поднять их.

Танки. Март 1954.
танк март 1954.jpg

К 6.30 танки, пройдя 3 км., приблизились к Габриэль. Но уже занимался рассвет и нечего было и думать о том, чтобы атаковать под прикрытием темноты. С ними пришли роты ИЛ и несколько вьетнамских парашютистов. Услышав радио-переговоры, они поняли, что кое-кто на Габриэль еще держится. Решение было лишь одно: атаковать, с вьетнамцами или без них. И действительно, капитан Жандр с 2 сотнями солдат продолжал обороняться. Только вот он решил, что легионеров послали, чтобы обеспечить его людям отход с позиций. Чуть раньше он слышал радио-переговоры между де Кастром и Сеген-Пацци о том, чтобы ввиду невозможности послать большое подкрепление, снять с Габриэль его алжирцев. Проблема в том, что никто не сообщил об этом легионерам. Они-то продолжали думать, что их задача - снова занять позиции на Габриэль и оборонять их. Еще более интересен тот факт, что на расследовании действий командиров во время битвы при Дьенбьенфу, которое имело место быть в 1955, де Кастр категорически отрицал этот разговор. Он не отдавал приказ отступать с Габриэль, более того, он чтобы избежать утечки информации, вообще как мог минимизитровал переговоры с де Сеген-Пацци, посылая к нему нарочных.

Габриэль - вверху.
план.jpg

Под пеленой дождя танки попытались прорваться через колючую проволоку к Габриэль, но вьеты встретили их ожесточенным огнем. Поддержки авиации ждать не приходилось, ибо лило, как из ведра, и погода была нелетная. К 8 часам утра два танка было подбито и французы отступили. Погрузив на оставшиеся 5 танков раненых, они прошли мимо так оконфузившихся вьетамских коллег. Эрвуэ, командир танкистов, был в ярости. Но, зная характер Ланглэ, промолчал. Ботелла молчать не стал и, вернувшись, высказал Ланглэ все, что он думал по поводу его некомпетентности. Ланглэ вышел из себя и стал требовать чуть ли не децимации батальона: двух лейтенантов-вьетнамцев, которых он счел наиболее виноватыми, - расстрелять и пр. Офицеров отстояли, хотя и разжаловали в рядовые. Но отныне 5 батальона как боевого соединения не существовало. Солдат использовали повзводно, поротно. И они перестали быть своими. Оставшихся в живых алжирцев отправили на Изабель, на юг. Де Мекнем оценивал потери Вьетминя при взятии Габриэль в 1,5 тысячи убитых и 2-3 тысячи раненых. Это было куда больше, чем потеряли французы. Но Вьетминь мог себе такое позволить. Главное – Габриэль была им взята.

Схема контратаки на Габриэль.
карта.jpg

По книгам Pierre Pellissier «Dien Bien Phu» и Roger Bruge «Les homme de Dien Bien Phu».

Картинки с сайтов:
http://archives.ecpad.fr/
https://www.gettyimages.com/
https://fr.wikipedia.org/wiki/Bataille_de_Di%C3%AAn_Bi%C3%AAn_Phu#Premiers_assauts_des_13_et_15_mars_1954

© 2007-2019 catherine-catty
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки http://catherine-catty.livejournal.com

Date: 2019-11-02 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

(no subject)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com - Date: 2019-11-02 06:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-02 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] grigvas.livejournal.com
Жуть...

Date: 2019-11-03 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага. Как начнешь копать, такое выплывает, что волосы дыбом встают.

Date: 2019-11-03 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com
Спасибо, интересно. Что-то командование допустило столько ошибок удивительных, очень странно. Все же с опытом боевым....

Date: 2019-11-03 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ланглэ - известный упрямец. Увы.

(no subject)

From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com - Date: 2019-11-03 10:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-04 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-04 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-04 02:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-04 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-04 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-08 09:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-09 05:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-09 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-09 04:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-09 05:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-10 06:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-10 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-10 10:28 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-03 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Добрый вечер, catherine-catty!
Очень интересно. Спасибо

Date: 2019-11-05 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Спасибо! Насколько я понимаю, сцена контратаки с вьетнамцами-солдатами, не идущими в бой и пинающим их вьетнамцем-офицером показана в фильме Шёнедёрфера.

Date: 2019-11-05 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, там лейтенант Ки - это явно реальный персонаж Нгуен Ван Фу. Тот, чей взвод все же перешел реку.
Вообще, дочитаю Пеллисье, пойду Шендерфера пересматривать. Потому что он снимал точно, как было. И теперь я вижу все это очень четко. Одна история Бранбрука чего стоит. В фильме это безымянный артиллерист.

(no subject)

From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com - Date: 2019-11-05 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-05 09:47 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-07 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Здравствуйте, CATHERINE_CATTY!
Если вьетнамцы, не выдерживали жару в отличии от европейцев, то как они могли на себе нести столько же как европеец боеприпасов? И как с неизвестной боевой устойчивостью отправить в бой подразделение?

Date: 2019-11-08 04:23 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
1. А вы уверены, что у них был такой же груз? Во фр. армии пайки были разные для разных народов, нежели тут не рассчитали что и как?
2. Да легко. В первый раз, что ли?

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-08 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-08 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-08 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-08 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-08 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-08 12:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-07 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
я не верю, что Ланглэ и Дэ Ккастр были не компетентными

Date: 2019-11-08 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Де Кастр - точно был. Он кавалерист, а не пехотинец.

(no subject)

From: [identity profile] semen-2.livejournal.com - Date: 2019-11-08 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-08 04:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-08 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Если посмотреть на фото, где вьетнамцы сидят на танке, то можно увидеть, что у них оружие M1 Carbine и MAT-49, легкое стрелковое вооружение. Конституция вьетнамцев накладывала отпечаток на их вооружение. Американцы на это обратили внимание, когда их пытались вооружить M1 Garand и Browning Automatic Rifle M1918. Огневая насыщенность получается ниже.

Date: 2019-11-08 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Аналогичный комплекс стрелкового вооружения мы видим на фото из ДБФ и у легионеров, и у французских парашютистов.
Если M1 Carbine действительно можно назвать лёгким - около двух с половиной килограммов, то МАТ-49 весит почти четыре. Плюс минимальный боекомлект - 120 патронов, полтора килограмма в обоих случаях.
Кстати, лёгкий карабин под более мощный патрон, особенно для лёгкого стрелка менее комфортен при стрельбе - отдача ощущается сильнее.
Американцы в стрелковом оружии вообще-то склонны к гигантомании :) Это по поводу Garand и BAR

Кстати, на первой фотографии в этом посте мы видим вьетнамца с MAS-36, около 4-х килограммов.
Edited Date: 2019-11-09 05:29 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-08 08:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-08 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Я так понимаю, война в Индокитае сильно изменилась после июля 1953 года, и изменилась не в пользу Французов.
Я читал про службу Анри Наварра, и у меня вызывает недоумение пренебрежение, с которым высшие французские штабы относились к данным, собранными разведкой

Date: 2019-11-08 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Да, очень похоже, что французское командование в Индокитае проспало принципиальные изменения у своего противника. Во всей этой истории видна недооценка, даже пренебрежение противником и переоценка своих сил.
Повторюсь, французы собирались гонять партизан, а столкнулись с регулярной армией.

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-08 08:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-09 05:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-09 09:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-09 02:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-11-09 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Добрый Вечер!

https://en.wikipedia.org/wiki/Henri_Navarre - он служил в разведке.

А Вы не могли бы рассказать как по номерам захватывали укрепления?
Edited Date: 2019-11-09 08:37 pm (UTC)

Date: 2019-11-09 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что значит "по номерам"?

(no subject)

From: [identity profile] semen-2.livejournal.com - Date: 2019-11-09 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-09 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] semen-2.livejournal.com - Date: 2019-11-09 10:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-10 05:52 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-09 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Ну и с дрыгими укреплениями ыло так же

Date: 2019-11-09 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Укрепление было не едином

Date: 2019-11-09 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Ан-Мари - это не один укрепленный пункт, а группа пунктов, причем, разбросанных

Date: 2019-11-09 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
И когда пошли отбивать, надо понять, какой из "Габриэль"

Date: 2019-11-10 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Габриэль - это, как я вижу из карты, батальонный район обороны, если пользоваться терминами советского Боевого устава сухопутных войск 1982 года, он состоит из ротных опорных пунктов, которые, в свою очередь, состоят из взводных опорных пунктов. Всё это увязано вместе ходами сообщения, заграждениями и системой огня.

Для более детального понимания хода боя нужна не упрощённая схема, приведённая в данном посте, а детальная тактическая карта, причём для ответа на вопрос уважаемого Semen_2, таких карт должно быть несколько, отражающих обстановку на разные моменты боя.
На мой взгляд, это задача не для поста в ЖЖ, а для исторического исследования объёмом с хорошую книгу :)
Edited Date: 2019-11-10 06:41 am (UTC)

Date: 2019-11-10 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Уважаемому Семену" я ответила . Габриэль была захвачена сразу, как такового деления там не было, равно как и на Беатрис, про отдельный ОП никто не пишет. Ну, или было, но это для нас несущественно, потому, что опорные пункты пали практически одновременно, разница в полчаса погоды не делает. Совершенно другая картина с Элиан. И я с ужасом думаю, как об этом писать.

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-10 10:40 am (UTC) - Expand

Date: 2019-11-10 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
С позволения автора блога, карта Дьенбьенфу с рельефом:
https://www.le-cartographe.net/images/stories/Images/vnm_dbp_3d_large.jpg

Date: 2019-11-10 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. :)
Кстати, информация о радио-переговорах между Де Кастром и Сеген-Пацци, которая есть в посте, косвенно доказывает, что командиром во время этой операции был де Сеген-Пацци.

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-10 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-10 03:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-11 03:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-12 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-11-12 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-12 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-11-10 03:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-12-01 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Перевод Valley of the Shadow, контратака на "Габриэль", часть первая, странные решения:

"Контратака началась, как и было обещано, но с самого начала ей подрезали крылья рядом странных командирских решений. Де Кастр сообщил Комиссии Катру, что 14 марта он перевёл по две роты из 1-го батальона иностранных парашютистов (1 BEP) и 8-го батальона колониальных парашютистов (8 BPC) (предположительно, имеющих двойную задачу, которые занимали различные укрепления) в подчинение Центрального субсектора. Это спорное решение раздробило резервы гарнизона и оставило их без батальона, способного контратаковать в полном составе. Как минимум, теоретически, эта задача была решена после парашютного десантирования 5-го батальона вьетнамских парашютистов (5 BPVN, 5-го бавуана) во второй половине того же дня. Но он был ослаблен боевым десантированием, маршем на несколько километров под артиллерийским огнём и последующим окапыванием на новой позиции «Элиан-4», где ранее существовали лишь зачатки укреплений. Более того, Лаглэ оценивал 5-й бавуан, чей личный состав был полностью вьетнамским, за исключением старших офицеров и унтер-офицеров, как сильно уступающий смешанным вьетнамско-европейским батальонам колониальных парашютистов и парашютистов Иностранного Легиона, что он не замедлил бестактно сообщить его командиру, капитану Андрэ Ботэлла (André Botella), сразу по прибытии.
В течение ночи с 14 на 15 марта казалось, что 5-й батальон 7-го полка алжирских стрелков отобьёт атаки своими силами, но к 05:00 стало очевидно, что ему нужна помощь. Де Кастр свидетельствовал, что, ранее той же ночью, две роты 8-го батальона колониальных парашютистов, остававшиеся в резерве, были направлены для противодействия «многочисленным попыткам просачивания между «Доминик» и «Габриэль», т.е. к северу от аэродрома». В результате, только 5-й бавуан и две роты 1-го батальона иностранных парашютистов были готовы идти в контратаку. Поскольку было известно, что противник штурмует «Габриэль» силами двух полков, для успеха контратаки требовался как минимум один полнокровный батальон (некоторые считали, что, на случай непредвиденных обстоятельств, было необходимо два полнокровных батальона). При этом Ланглэ решил направить только две парашютные роты Легиона. Контратака силами полубатальона была полумерой, показывавшей, что он не собирался спасать «Габриэль». Это впечатление усиливали инструкции, которые он довёл до майора де Сеген-Пацци, назначенного непосредственно командовать операцией. Ему приказали: «Постараться отбить «Габриэль» или, как минимум, прикрыть отход уцелевших»."
Edited Date: 2019-12-04 05:01 am (UTC)

Date: 2019-12-01 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Часть вторая, начало атаки:

"Контратака началась в 05:15 силами двух рот 1-го батальона иностранных парашютистов, 3-й и 4-й, при поддержке всеми семью танками с Главной позиции, 2-м дивизионом 4-го полка колониальной артиллерии и ротой 120-мм миномётов. Через полчаса Ланглэ запоздало понял, что этого будет недостаточно, но он не направил в бой оставшуюся часть 1-го батальона. Вместо этого, он послал 5-й бавуан, который должен был сменить понесший тяжёлые потери 5-й батальон 7-го полка алжирских стрелков на «Габриэль». Это было ещё одним спорным решением, поскольку быстрота была ключевым элементом, а батальон смертельно устал и располагался к востоку от Нам Юма (Nậm Yum) – намного дальше от цели, чем 1-й батальон иностранных парашютистов. Он также был незнаком с расположением минных полей и проволочных заграждений, которые задержали его на гораздо большее время, чем парашютистов Иностранного Легиона, которые были с ними хорошо знакомы. 5-му бавуану потребовался час только на то, чтобы достичь лётного поля, после чего его бойцам пришлось по одному проползти вдоль всей взлётной полосы по дренажной канаве, идущей вдоль её восточной стороны, из-за того, что восход Солнца открыл их передвижения артиллерийским наблюдателям ВНА. Ещё когда 5-й бавуан блуждал далеко позади, контратака достигла водобоя (radier) – искусственного брода через ручей в 1500 м к югу от «Габриэль» около 06:30. Малый патруль 3-го тайского батальона проскользнул через переправу получасом ранее, не встретив сопротивления, но при силы под командованием де Сеген-Пацци, добрались до этого места, они были вынуждены вступить в бой с, как он полагал, целым батальоном ВНА, организовавшим засаду у брода и укрывшимся в траншеях, шедших вокруг деревушки Бан Кхе Пхай (Bản Khe Phai) примерно на полпути к «Габриэль». На самом деле, это были всего две роты ВНА (213-я из 23-го батальона 88-го полка и 964-я из 542-го батальона 165-го полка) при поддержке 75-мм гаубичной батареи, ведущей огонь прямой наводкой.
Огонь противника был достаточно силён для того, чтобы де Сеген-Пацци решил дождаться 5-го бавуана, прежде, чем продолжать продвижение. Этой задержки бы не случилось, если бы с самого начала в контратаку шёл полнокровный батальон и её последствия были серьёзны. Хотя решение об остановке понятно, задержка значительно уменьшала шансы достичь «Габриэль» вовремя и спасти её. На самом деле, пока танки и парашютисты выжидали, ситуация ухудшалась так стремительно, что около 07:00 Ланглэ передал по радио новый набор приказов, ориентируя де Сеген-Пацци исключительно на спасение уцелевших на позиции. Капитан Жандр также слышал это сообщение и он, как и следовало ожидать, начал обдумывать отход, а не непреклонное удержание вершины холма.
После получения этого, второго комплекта приказов, де Сеген-Пацци возобновил атаку, несмотря на то, что 5-й бавуан ещё не прибыл. Сопротивление у брода было быстро сломлено и большая часть 4-й роты 1-го батальона иностранных парашютистов осталась блокировать Бан Кхе Пхай, в то время как остальные подразделения продолжили продвижение. «Бизоны» прокладывали путь и подбили 75-мм гаубицу, расположенную на бугорке к юго-востоку от «Габриэль». К счастью для французов, 75-миллиметровки противника не имели противотанковых снарядов и у них очень быстро закончились боеприпасы. Атаку поддерживали тайцы с «Анн-Мари-2», обстреливая из пулемётов и 57-мм безоткатных орудий бо доев, угрожавших западному флангу де Сеген-Пацци. Это, однако, был нелёгкий бой, кроме серьёзных потерь в 1-м батальоне, танк «Дуамон» был серьёзно повреждён, а сержант Пьер Гюнтц (Pierre Guntz), командир «красного» взвода, погиб от прямого попадания 120-мм миномётной мины в танк «Эттлинген». Оба танка отошли на Главную позицию, вывезя тяжелораненых легионеров, кровью которых были залиты их башни и кормовые площадки."

Date: 2019-12-01 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Часть третья, третья смена планов:

"Ланглэ, тем не менее, воодушевился достаточно для того, чтобы вновь изменить приказы де Сеген-Пацци. Теперь он должен был самостоятельно принять решение, эвакуировать гарнизон «Габриэль» или отбить позицию. Однако, решение вскоре приняли за него. 5-й бавуан наконец-то прибыл к броду незадолго до того, как его пересекли в обратном направлении два подбитых танка с их окровавленным грузом. Только 3-я рота и часть 2-й роты перешли брод, всё ещё обстреливаемый вражеской артиллерией. Лейтенант Ти (Ty) из второй роты впал в истерику и бросился на землю, вынуждая остановится 1-ю и 4-ю роты. Без полного 5-го бавуана, де Сеген-Пацци не располагал силами, достаточными для того, чтобы отбить «Габриэль» у двух полков ВНА.
Легко обвинить 5-й бавуан в срыве контратаки, но это не будет справедливо и скроет прочие важные причины. Окончательно определили результат боя тот факт, что остатки гарнизона «Габриэль» покинули свои позиции, как только 3-я рота 1-го батальона иностранных парашютистов достигла подножия холма. Бегство защитников было прямым следствием противоречивых приказов, исходивших из штаба Ланглэ в предыдущие два часа. Радиостанция капитана Жандра до выхода из строя успела принять второй комплект приказов, но третий – уже нет. Уверенные, что де Сеген-Пацци прибыл для эвакуации гарнизона, остатки 3-й роты отступили с холма в 07:45, побуждая последовать за ними 2-ю роту в 08:00. Если у де Сеген-Пацци и были мысли попробовать отбить «Габриэль» имеющимися силами, отступление 5-го батальона 7-го полка алжирских стрелков заставило его отказаться от них. Вместо этого он вынужден был совершить обратный марш через ад, на Главную позицию, под постоянным огнём противника ясным днём.
Все западные историки соглашаются, что ключевые решения по контратаке «Габриэль» принимались Ланглэ, но в общем не замечают того, насколько это было неправильно. В конце концов, он не командовал ни Северным субсектором, в который входила «Габриэль», ни 2-й аэромобильной группой, которая проводила контратаку. Все ключевые решения должны были приниматься самим де Кастром, при участии майора де Сеген-Пацци и полковника Транкара (Trancart). И всё равно, де Кастр делегировал оперативную ответственность за контратаку Ланглэ, который отдавал приказы де Сеген-Пацци, даже не советуясь с Транкаром. В своих мемуарах Ланглэ писал:
«…к 18 марта, на пятый день битвы, в Северном секторе Дьенбьенфу пали опорные пункты «Беатрис», «Габриэль» и «Анн-Мари». Ввиду этой ситуации, полковник де Кастр подтвердил полномочия, полученные мной в первую ночь и сейчас отдал все парашютные подразделения под моё командование. Между предыдущей и последующей ночами я перешёл от командования двумя батальонами к командованию тремя батальонами, всё так же оставаясь командующим главными опорными пунктами, то есть всеми позициями, кроме «Изабель».
Не очень понятно, что имеет ввиду Ланглэ, в частности, с учётом того, что к 18-му марта в группировку входило уже четыре парашютных батальона. Тем не менее, похоже, он говорит, что он сохранил контроль над двумя первоначальными батальонами 2-й аэромобильной группы даже после того, как принял командование Центральным субсектором. Это не вполне согласуется со свидетельствами де Кастра о том, что он выделил только половину парашютных резервов Центральному субсектору, но подобные отличия становятся бессмысленными. В самую первую ночь осады де Кастр сдал большинство своих полномочий командующего гарнизоном Ланглэ, сделав его ответственным как за оборону Главной позиции, так и за распоряжение резервами …"

Здесь я позволил себе опустить дальнейшие рассуждения автора по поводу роли Ланглэ - я думаю, нам будет интересно порассуждать самим

Date: 2019-12-01 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Часть четвёртая, потери сторон:

"ВНА понесла при штурме «Габриэль» тяжёлые потери – особенно 88-й полк. Дин Ван Дин (Đình Văn Định), заместитель командир по боевой подготовке его 29-го батальона, вспоминал, что видел повара, рыдающего от того, что не осталось никого из тех, кто ел в его столовой. По свидетельствам других ветеранов ВНА, из 100 человек 225-й роты 322-го батальона, пошедших в бой, было потеряно две трети, а 115-й батальон 165-го полка потерял убитыми около ста человек. Хотя западные историки, оценивающие безвозвратные потери ВНА в этом бою между 1000 и 2000, ошибаются. Бернар Фолл (Bernard Fall) считал, что был задействован весь 102-й полк, делая соотношение сил против 5-го батальона 7-го полка алжирских стрелков «как минимум, восемь к одному». Но фактически, ни одно подразделение 102-го полка не участвовало в бою этой ночью, а также, похоже, что только одна рота из 23-го батальона 88-го полка пошла в бой (возле Бан Кхе Пхай). В основном, были задействованы шесть батальонов ВНА и, если мы примем их среднюю численность за 500 человек (что, возможно, слишком щедро), их общая численность составит, грубо, 3000. Если принять безвозвратные потери ВНА в 1000 человек и прикинуть на пальцах, что на одного убитого приходится двое раненых, атакующие батальоны понесли 100% потери! Это крайне маловероятно.
Этот бой также дорого стоил Северо-западной оперативной группировке. 1-й батальон иностранных парашютистов потерял девять человек убитыми и 46 ранеными (включая его командира, майора Мориса Гиро (Maurice Guiraud) и обоих командиров рот), а 5-й батальон 7-го полка алжирских стрелков потерял около трёх четвертей своей численности, включая Мекнана, Ка и Коллена, все они попали в плен, Ка вскоре умер от ран. Всего 165 боеспособных человек, включая четверых офицеров, отошли с холма. Поредевшие 2-я и 3-я роты были отправлены на «Изабель» с тем, чтобы их присутствие не снижало моральный дух на Главной позиции.
Бернард Фолл также заявляет, что «вновь прибывший 5-й батальон вьетнамских парашютистов был в дальнейшем практически расформирован» и описывает, как капитан Ботелла срывал погоны и знаки парашютиста с сотен солдат, которые запаниковали у Бан Кхе Пхай. Ботелла рассказывает, что командир 2-й роты 5-го бавуана, лейтенант Фам Ван Фу (Phạm Văn Phú), представил ему список солдат, подлежащих расстрелу за трусость. Вместо этого Ботелла выбрал то, что он счёл «худшим наказанием» - изгнание виновных из своего подразделения и из рядов парашютистов. Он остался примерно с 450 из 600 человек, который десантировались за день до этого. С учётом боевых потерь, возможно, 130 вьетнамских парашютистов были изгнаны. Но, по воспоминаниям Ботелла, «большинство из них вскоре вновь присоединились к батальону и получились возможность умереть достойно»."

Date: 2019-12-01 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.
Я никак не найду время сесть и вдумчиво все прочитать и ответить.
Но я сохранила все отдельными рассказами и обязательно отвечу обстоятельно.

Date: 2019-12-01 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Екатерина, позвольте задать Вам, как знатоку французских парашютистов, один вопрос общего, философского характера:

Кто Ланглэ по происхождению?
Edited Date: 2019-12-01 08:57 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-12-01 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-12-01 02:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-12-01 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Ещё маленькая ремарка: Жан Люциани (Jean Luciani) 1 BEP, утверждал что в ночь контратаки его рота находилась в резерве, не занимая никакого опорного пункта на Главной позиции.

Date: 2019-12-01 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Лючиани. Он корсиканец, хотя внешне, скорее, напоминал викинга.

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-12-01 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-12-01 02:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-12-01 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Позвольте поделиться моими размышлениями, почему начало битвы при Дьенбьенфу сложилось для французов так, как оно сложилось:

1. Практически сразу командование группировкой, де Кастр и Ланглэ, отказалось от плана, согласованного Наварром и Коньи - оборона, основывающаяся на немедленных контратаках. Ради этого плана командующим стал лихой кавалерист де Кастр, ради него в Дьенбьенфу привезли танки - логистический подвиг, сравнимый с доставкой Зиапом артиллерии через джунгли.

2. В отказе от контратаки "Беатрис", в решениях Ланглэ в ходе контратаки "Габриэль" мне видится, в лучшем для него случае, нерешительность и осторожность - хотя очень странно употреблять подобные эпитеты в отношении подполковника-парашютиста. В худшем же случае, мне кажется, командующий обороной Центрального субсектора упрямо и последовательно переподчиняет общие резервы себе, не заботясь о положении соседей и группировки в целом, сосредоточившись на жёсткой, позиционной обороне своего участка и пользуясь тем, что его основная должность в этот момент - "лучший друг де Кастра"

Очень жаль, что де Сеген-Пацци не обладал личностными качествами Бижара и не стал отстаивать ни четыре парашютные роты, выделенные на Центральный субсектор из его 2 GAP, ни своё самостоятельное командование. Бижар, когда Ланглэ сразу по прибытии его батальона в Дьенбьенфу попытался изъять первую роту на "Анн-Мари", это решение оспорил и смог сохранить свой батальон в полном составе.

Date: 2020-03-11 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Внимательно всмотрелся в фотографию танка, и на 90% уверен, что на нём изображён "Douamont". Во первых камуфляж, характерный именно для танков 3 EM/1 RCC. Во вторых, номер на забашенном ящике - чётко видны цифры "9" и "2". (Номер "Douamont" был IC-94162). Во вторых характерные особенности расположения элементов на кормовом листе корпуса (корзина, телефон для связи с пехотой, крюк крепления троса и т.д.). В общем, похоже на то, что это третья известная мне "прижизненная" фотография данной машины.

Date: 2020-03-11 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Здорово!

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

July 2024

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 1213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 19th, 2025 05:26 am
Powered by Dreamwidth Studios