catherine_catty: (войны и сражения)
[personal profile] catherine_catty
В России начала XIX века дело агитационной пропаганды было поставлено достаточно хорошо. Карикатуры на врагов Отечества появлялись регулярно и издавались массово. в конце 1814 года в продажу поступил "Подарок детям в память о событиях 1812 года" или же "Теребеневская азбука". Автор этих картинок - скульптор Иван Иванович Теребенев. Карточки в 1/16 листа были гравированы и раскрашены акварелью.

А.
Ась! Право, глух мусье, что мучит старика;
Коль надобно чего, спросите казака.


Б.
Беда! Гони скорей с грабителем московским,
Чтоб в сети не попасть с Даву и с Понятовским.


В.
Ворона как вкусна!... Нельзя ли ножку дать,
А мне из котелка хоть жижи полизать.


Г.
Гуляй, любезный сын, великий корсиканец.
Будь зол, как тигр, и подл, как я, и трус, как заяц.


Д.
Домой пора! Марш! Марш! довольно погостили,
Без носу, рук и ног в чепцах нас отпустили.


Е.
Ей! Ей, не отпущу, не заплачу я пеню;
Смотри, ступай скорей, вить (ведь - К-К) разом пришешеню.


Ж.
Желал нас вышколить ты на свою погудку.
Ан нет, не удалось, пляши ж под нашу дудку.


З.
Заразу от штыков и ядр российских знайте,
Окуривайте все, скорее помогайте.


И. I.
И-и, Ребятушки, Напартов здесь так много.
Слышь, Власьевна! Держи на привязи их строго.


К.
Как черному царю на руси не царить,
Так имя на руке его мне не носить.


Л.
Ликуй, о храбрый галл! Встречай нас с торжеством,
Спустив все с рук, спеши на палочках верхом.


М.
Москва видь не Берлин, не Вена, не Мадрид,
В ней гроб всей армии французской был открыт.


Н.
Не худо - славные конскрипты, галлов честь!
А со многих ли душ? Последние что есть.


О.
Один лишь росс в врагах чтит христианску кровь.
Сколь месть его страшна, столь искренне любовь.


П.
Постой-ка, не в свои ты сани, брат, садишься.
Ты править нашею лошадкой не годишься.


Р.
Раздайся, расступись, Париж передо мной!
На раке еду я с бирюльками домой.


С.
Сюда, сюда, прошу, честные господа!
Комеди таковой не зрели никогда!


Т.
Теперь я наг пришел домой и бос,
Зато уж и принес огромный самый нос.


У.
Ух! Как устала ты. любезная, от нас;
Ну, баюшки баю, поспи еще хоть час.


Ф.
Французов, как мышей, словила в западню;
Не будь их дух в Руси, я всех предам огню.


Х.
Хотя высоко влез и силою гордился,
Но справить я не мог - на Эльбу вдруг спустился.


Ц.
Цыц! Цыц! Негодный лях, гни спину и молчи,
И так же, как другой, в рядах моих торчи.


Ч.
Что делать? Знать, пришло свиную милость чтить,
Лошадок нет! - пора свиньям меня возить.


Ш.
Широк в плечах француз, ничто его неймет;
Авось, либо моя нагайка зашибет.


Щ.
Щастье, за галлом устав брести пешком,
Решилось в стан русский скакать с казаком.


Ъ.
Ер есть последняя из букв в российском слове,
И ты между людей таким быть наготове.


Ы.
Мечты и суеты, войны, чины, перуны
Слетели с колеса капризныя фортуны.


Ь.
Я прежде был герой, но что я стал теперь?
В руках у мужика я скорчился как ерь.


ѣ
Еду с французскою пушкой в свой стан.
Наш брат не промах, как ты, басурман.


Э.
Э, э! Добыча есть, ребята, не зевайте,
Я этих двух спущу, а прочих вы спускайте.


Ю.
Юлит француз всегда и горы обещает.
Но что он делает? Лишь юность развращает!


Я.
Я точно как корабль, в волнах погрязший грозных,
Примером послужил и для потомков поздных.


P.S. Картинки кликабельны.
P.P.S. Нет, я не знаю, что значит «пришешенить».

Date: 2009-10-04 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] bandyrlog.livejournal.com
Спасибо, шикарный пост :)

Date: 2009-10-04 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста. Сканировала я долго, но оно того стоило.

Date: 2009-10-04 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] bandyrlog.livejournal.com
Можно я утащу к себе со ссылкой на Вас?

Date: 2009-10-04 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Конечно, можно.

Date: 2009-10-04 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
На 1812 годе уже лет десять висит.

Date: 2009-10-04 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Знаете, я не могу знать всего, что висит в сети. Поэтому предпочитаю сделать больше, чем меньше. Кроме того, это мой ЖЖ, а не сайт 1812 год, то есть, что хочу, то сюда и вешаю. Извините.

Date: 2009-10-04 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Всего знать невозможно. Хотя обычно Гугл в таких случаях безотказно помогает :)
Разумеется, Вы вольны распоряжаться своим временем как угодно.
Просто мне всегда казалось странным тратить время на работу, который кто-то уже сделал до тебя. Потому что за это же время можно было сделать что-то принципиально иное.
Впрочем, это мое ИМХО, которое я никому не навязываю. :)

Date: 2009-10-04 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Елена, вы милая дама, обычно я с удовольствием с вами общаюсь и очень благодарна за советы. Но, пожалуйста, не надо считать, что сайт 1812 - это самая дучшая и единственная вещь в мире. Хорошая вещь, но не уникальная. И если я выложила какую-то информацию, не надо мне указывать свысока, что она там уже есть. Возможно, я не проверила, а, возможно, мне самой захотелось эту информацию обсудить с приятелями. Кроме того, в сети выложено много чего и, если я нашла "Журавель" на каком-то ресурсе, вовсе незачем указывать, что и на 1812 он тоже есть. Может быть, есть. Но я нашла в другом месте, на которое честно дала ссылку.

Я некоторое время думала о том, писать этот комментарий или нет, но решила написать. Поскольку если я еще раз увижу в своем жж указание, что эта картинка или текст есть на сайте 1812, нервы мои не выдержат.
Надеюсь, мы друг друга поняли. Сайт 1812 год - прекрасная вещь, я не спорю. Мне нравится с Вами общаться. И худой мир лучше доброй ссоры. А еще лучше мир хороший.

Date: 2009-10-04 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Екатерина, мне кажется, что Вы просто не поняли моих реплик.
Вы написали: "Сканировала я долго, но оно того стоило."
Я написала, что оно давно уже висит в сети. Имея в виду, что можно было бы и не тратить на это время.
Для меня в данной ситуации совершенно не важно было на каком именно сайте оно висит. Висело бы не на 1812 годе, а на другом ресурсе, я дала бы ссылку туда...
Поймите, пожалуйста, у меня не было в мыслях выказывать Вам какие-то претензии, я просто высказала свое удивление.
К тому же, благодаря свойствам интернета, для того, чтобы что-то обсудить, совершенно не нужно конкретный материал еще раз пересканировать/перепечатывать и т.д. Поставил ссылку и обсуждай. Затрат никаких, а эффект тот же. :)
Еще раз повторю, я некоим образом не хотела Вас обидеть.

Date: 2009-10-04 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Но я УЖЕ отсканировала. Как Вы думаете, от того, что я узнаю, что занималась напрасным трудом и этот материал висит на сайте "10 лет", мое настроение улучшится? Давать ссылку на материал лучше ДО, а не ПОСЛЕ работы.

Давайте считать, что мы друг друга поняли, я учту, что Вы действовали из лучших побуждений.

Date: 2009-10-04 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Я бы с радостью дала ссылку до, а не после работы, но откуда мне было знать что именно эту Азбуку Вы решите пересканировать ? Боюсь, кроме предварительного поиска в поисковиках в аналогичных ситуациях ничто не поможет. Ну, да бог с ним.

А по поводу пришешенить, полагаю, что это какая-то местная вариация от пришибить.
Я специально посмотрела по этимологическому словарю Фасмера, там такого слова и вообще ничего похожего нет.
Есть "шешень", но это рисовые лепешки. Мимо.
Если предположить, что корень не "шеш", а "шиш", то значение этого слова в "палач" (донской), "партизан, разбойник" (польский), "разбойник, грабитель, убийца" (эстонский).
А отсюда уже близко по смыслу к "шибать" от др.-русс. "шибати" - "бить, поражать".

Date: 2009-10-04 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Я обнаружила в сети 2 случая употребления этого слова. Например, вот: "ну правильно, ваша любимая машина. лишь бы тойота или мерс был. а на остальное похрен. ты поездий на такой приме,потом будешь шешенить тут..."
То есть, и сегодня редко-редко, но слово употребляется. Но в каком контексте?

Date: 2009-10-04 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Какой-то совсем иной контекст... авто...
Надо у автолюбителей со стажем спрашивать.

Date: 2009-10-04 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alisal.livejournal.com
не поняла в чем собственно проблема
И что, простите, что оно там ( на 1812) висит и никто этого не видит?
Я в первый раз увидела здесь, у Катерины, и мне было интересно

Date: 2009-10-04 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо, Анна. Думаю, мы с Еленой друг друга поняли и все в порядке.

Date: 2009-10-04 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alisal.livejournal.com
да, извини, что вмешалась

Date: 2009-10-04 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я понимаю тебя. Но продолжать выяснять отношения не хочу, я все сказала и надеюсь на мирный исход.

Date: 2009-10-04 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
жестокие стишки, однако. из картинок больше всего про рака понравилась ;)
только я вот этот сюжет немного не поняла: "Как черному царю на руси не царить, Так имя на руке его мне не носить". в каком случае делали наколки с царями?

Date: 2009-10-04 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, война, однако!

"Как черному царю на руси не царить, Так имя на руке его мне не носить". Это же история про русского Сцеволу. Она очень известна, хоть и апокрифична. В 1813 году Демут-Малиновский даже изваял статую. Якобы "Наполеон, желая пополнить свое войско за счет русских, принуждал их встать на французскую службу, а чтобы прекратить побеги, повелел их клеймить, дабы поступивший в воинскую часть и пойманный после побега был расстрелян как дезертир. Выполняя императорское повеление, французы нанесли клеймо на руку одного из крестьян, попавшего в плен, Крестьянину, не знавшему, что это за клеймо, объяснили, что это знак вступления на службу к Наполеону. Тогда крестьянин, верный России, выдернул из-за пояса топор и отсек себе клейменую руку."

Date: 2009-10-04 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] otchelnikural.livejournal.com
Т.е.это - апокриф ?
Этого в действительности не было и эта история придумана позднее ?

Date: 2009-10-04 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, поздее она не может быть придумана, раз статую изваяли в 1813, но, вроде, придумана.

Date: 2009-10-04 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А вот и сама статуя Демута-Малиновского.

Date: 2009-10-04 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Здорово!
Особенно понравилось про негодного ляха и "пришешеню" :-)

Date: 2009-10-04 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тут вообще много хорошего и светлого.
Интересно, что значит "пришешенить"? я поискала слово в сети, но тщетно.

Date: 2009-10-04 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Буква "Е" самая непонятная:)
У меня уже пальцы сложились чтобы спросить:):)

Date: 2009-10-04 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Если про "пришешеню", то не знаю!!!
Может, что-то типа "прищучу"?

Date: 2009-10-04 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] alinajames.livejournal.com
Уж коли меня забанили в процессе написания ответа вам, напишу анонимно во имя истины %)
Возможно "пришешенить" происходит от казахского слова "шешен" - красноречие, а в простонародии это значит обругать.
(анонимно это стало быть с аккаунта подруги, т.к. действительно анонимно тут нельзя)

Date: 2009-10-04 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] gegege-no.livejournal.com
А кстати коли речь зашла о проекте-1812 была, там другие подписи к картинкам, например, про нос (здесь буква "Т") :«Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж».
Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне с ним показаться парижской публике! Нет ли средств укоротить его?
1. Докт.: Надобно его отрезать.
2. Докт.: В таком случае я не отвечаю за жизнь Его Вел.
Бертье: Не зачем его укорачивать; показывайтесь с ним смело парижанам. Мы напишем, что он у Вас вырос от ранних морозов и гололедицы.
Там они, правда, просто карикатуры, а не азбука, по крайней мере в рамках той статьи, что я видела.
Но вобще интересно, особенно попытаться угадать в карикатурном персонаже реального %) Спасибо.

Date: 2009-10-04 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Если Вы внимательно посмотрите на картинке, то под каждой из них увидите подписи к каждой букве. За сайт 1812, при всем моем уважении, я не отвечаю и за подлинность информации, выложенной там, ответственности не несу.

Date: 2009-10-04 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] gegege-no.livejournal.com
А это тут не при чем. Возможно они переиздавались в разных вариациях, к тому же там было написано, что Теребенев "подсмотрел" некоторые сюжеты у других авторов. Все было к тому, что сканировали вы их не зря...

Date: 2009-10-04 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Сударыня, сожалею, но у меня есть твердые принципы: я не общаюсь с глупыми и невоспитанными людьми.

Date: 2009-10-04 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Как здорово! Ужасно ехидная вещь. А "скорчился как ерь" беру на вооружение (я так за компьютером сижу).

Date: 2009-10-04 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Очень образно!

Date: 2009-10-05 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] zina-korzina.livejournal.com
Шикарно!

Date: 2011-11-24 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] patetlao.livejournal.com
Спасибо. А их можно назвать лубками или нет?

Date: 2011-11-24 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Думаю, можно.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] chudasov сослался на вашу запись в «Подарок детям в память о событиях 1812 года (http://chudasov.livejournal.com/153178.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Подарок детям в память о событиях 1812 года [...]

Date: 2012-07-24 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] chudasov.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2012-07-24 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

July 2024

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 1213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 20th, 2025 11:53 am
Powered by Dreamwidth Studios