catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
Сижу на даче, читаю книги... Нет, не сейчас. Это еще летом случилось, а сейчас я вспомнила об этом. Попалась под руку Императрица Фике" Иванова. "Ой, - думаю, - а почему же я ее на дачу-то сослала?".

об.jpg

Перечитала. И, знаете граждане, перестала задаваться этим вопросом. Потому что это такой лютый пиздец маразм, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

"Теплым майским вечером дорога не пылит, веселыми тульскими местами идет пo дороге к родной деревне Левашовке. Архангелогородского полку унтер-офицер Феофан Куроптев.
Идет — ровно пляшет. Уволен в чистую — ему ведь конь самого генерала прусского Зейдлица бедро сломал, копытом наступивши.
Идет Куроптев бойко, однако на палку опирается. Как положено — кафтан зеленый, плащ серый, у костров сзади опять прожженный; за плечами мешок. В мешке — гостинец родной Левашовке: десяток картофелин отборных из прусской земли. Ежели посадить — вырастут важнеющие…
У нас-то этого еще мужики не знают — темнота! Вот уж видать — господский дом левашовский встал на горке, за парком. Сквозь липы да березы от вечернего солнца горят его окна… Маковки берез тоже горят и крест на колокольне церковной. На войне — пушки, гром, крики…
А тут тишина. Поля всходят зеленями, березки гнутся, ветками длинными качают, словно здороваются.
Спустился Куроптев с горки, под горкой деревня — тут же темно, сыро… От стада пыль еще стоит. Идет Куроптев деревней, ровно пляшет, ребятишки по сторонкам бегут, дивуются: что за человек?
Постучал Куроптев в окошко родной избы, отодвинулось оно. Старушка смотрит оттуда в повойнике, беззубым ртом шевелит, жует:
— Чего тебе, служивый?
— Мамушка, родная!
Вытянулся Куроптев во фрунт, шляпу снял, одна нога только у него ровно у петуха — подшиблена.
Стоит бодро.
— Унтер-офицер Куроптев Феофан представляется матери родной по случаю прибытия домой со славной войны.
Честь имею явиться с царской службы. Вот он я!
— Фимушка, чадушко рожоное… Болезный мой! Да что ж это у тебя ножка-то? Об одной ноге ты, что ли? Ай-ай-ай!
Спешит старая из избы, ноги подкашиваются, слезы льются, сынка обымает, целует…
— Ах ты несчастный какой… Господи-батюшка!
— Никак нет, счастливый я, матушка, — голову-то домой принес… А сколько там нашего брата полегло… Не счесть. А батюшка где? Сказал да примолк.
Втихую облилась слезами старая, рукой глаза прикрыла, на церкву машет.
— Там, давно там, родимый… Отмучился… На погосте лежит. А вон брат Зиновей с поля идет… Да и Ульянушка, твоя женка-то, с барщины с бабами бежит…


…Глянули — а уж в окошке светает… С зарей подыматься на барщину. А пока что пошел он с Ульяной спать на сеновал…
Наутро, почистив пуговицы на кафтане, подтянув пояс, заковылял Куроптев на барский двор. Утро свежее, легкое. Дом стоит барский широкий, низкий, перед домом цветки цветут. Долго ждал Куроптев, уходил, ворочался… Наконец пришел — уж на балконе сидит барин — в пестром халате, в малиновой ермолке. С трубкой. Чай он кушает. Барыня за самоваром, в чепчику белом, кругом ребят насыпано… Учитель с ними молодой. Дворовой доложил, привели Куроптева под балкон. Барин с балкона перегнулся боком, смотрит.
— Ты кто таков, герой? — спрашивает барин, а сам кусок пирога в рот запихивает… — А? Ммм… А! Куроптев Феофан! Помню, помню что-то… В каком полку служил? В Архангелогородском? Так, так… Ну что ж…. Теперь войны нету, так ты работать должен. Человек без работы — злодей… Отчаянной жизни человек… Эй, там! Дуняшка, поднеси герою рюмку водки! Заслужил, заслужил! Герой! А мне, Лизонька, отрежь еще пирожка… Хорош! Хвалю!
— Покорнейше благодарю! — отвечает Куроптев, усы поправляет. — Только вот на одной-то ноге мне стоять неспособно… Ежели как я в порядке дисциплины работать должен, так на какую ты меня, батюшка-барин, поставишь?
— Ну, уж этого — про работу — я и не знаю… Теперь у нас Густав Адамыч все ведает… Мы-то сами в Москву скоро уедем. Там скоро состоится, — барин поднял вверх глаза, указательный палец в небо и многозначительно вздохнул, — священное коронование их императорских величеств… Так-то, брат… Так ты уж к управляющему обращайся… Вот он идёт… Густав Адамыч… Херр Хаузен! Битте!"

То есть, значит солдат (и не просто солдат, а унтер), комиссованный после службы подчистую, возвращается в родное село, а там его жена крепостная работает на барщине, да и сам он у барина спрашивает что ему делать. Мама дорогая, держите меня четверо, трое не удержат! Да, я в курсе, что именно такое представление бытует у 99% людей в нашей стране. Но дядечка мог бы хоть что-то по теме почитать, а не писать глупости. Я, конечно, беру в расчет и общую "линию партии" в пору СССР, когда царскую Россию по бОльшей части черными красками рисовали. Но вот Глинке удалось создать исключительно правдивую с точки зрения реалий книжку "История унтера Иванова". А Иванов почему-то описывает в "Императрице Фике" совершенно альтернативную реальность.

Для тех, кто в танке.
Хорошая статья "Солдатские жены в XVIII – начале XX в.: опыт реконструкции социального статуса, правового положения, социокультурного облика, поведения и настроений":
https://journals.openedition.org/pipss/493.

Date: 2018-11-01 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
> Поля всходят зеленями, березки гнутся, ветками длинными качают, словно здороваются.

Напомнило бессмертное: "Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился." :)))

Date: 2018-11-01 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
:) Да, именно так.

Date: 2018-11-01 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] nivaco.livejournal.com
Вот! на днях попалась мне эта книга - даже не открыла, не может книга об императрице Екатерине так называться, по-моему, пошло. А эта эпоха как раз меня интересует.
В нашей библиотеке есть шкаф с книгами "возьмите, пожалуйста, даром, и свои приносите". Так там такие драгоценности встречаются, что просто ахнешь и дыхание перехватит. Своих уже 3 ящика отнесла (дубликаты), разбирают быстро.

Date: 2018-11-01 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да уж, "драгоценности" тогда иной раз издавали такие, что ах. Но самое ужасное, что народ читает и верит.

Date: 2018-11-01 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Пикульщина!

А за ссылку большое спасибо. Весьма интересные материалы в журналах.

Date: 2018-11-01 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не оскорбляйте Пикуля. Он писал лучше, как мне кажется. :)

О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Да я с иронией))
На самом деле, по моему мнению Пикуль не так уж плох, если к нему соответственно относится. В 90-е, когда народ бросил читать книги я по дешёвке в букинисте скупила его всего, правда в разрозненных томах. И иногда под настроение перечитываю. Вот Акунина не перечитываю, а Пикуля изредка, но да.
Пикуль сделал важное дело своими книгами. Он пробудил у достаточно широкого круга людей интерес к истории в принципе.
Я так вижу.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я давно не перечитывала Пикуля. Вот Хейли дочитаю (еще "Колеса" остались), возьмусь, спасибо за идею. У меня собрание сочинений есть.

Но в целом он неплохо пишет и он умел увлечь читателя. Главное - не принимать его сочинения за непреложную истину.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
"не принимать его сочинения за непреложную истину."
Совершенно согласна.

Что же касается исторических романов, по моему мнению в 90-е была весьма неплоха серия "Армады" Романов (династия в романах) и Рюриковичи. Там публиковали как современных авторов, так и писателей 19-нач.20 веков. Причём очень неравноценных. От Гейнце и до Балашова.
Но в целом эти серии мне весьма и весьма понравились. Стоили они тогда дикие деньги, богатый родственник их собирал с целью заполнения шкафов, а я читала подряд.
В настоящее время скачала с ру_трекера. Иногда читаю.
А Иванов - это конечно да. Вы правы, Пикуль значительно лучше.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У меня вообще с историческими романами плохо. Но отдельных писателей читаю: Алданова и Глинку, например.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Хорошие авторы, согласна.
У меня скорость чтения достаточно высокая и дурная привычка дочитывать до конца, как бы плоха книга не была бы.
Обратная сторона, что избыточно шлака читала.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У меня скорость тоже высокая. Но я бросаю, если понимаю, что книга - дрянь. Незачем зря время терять.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Это правильный подход.
Иначе получается как у меня, когда уподобляешься отдельным и достаточно одиозным членам сообщества Что_читать))

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
О, да. Там такие члены. с позволения казать, встречаются. "300 книг за год." То есть, читал, не включая головы.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
)))))
Эт точно)))
Хорошего вечера.

Re: О Пикуле

Date: 2018-11-01 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Вам тоже.

Date: 2018-11-01 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
спасибо большое за ссылку на статью))
Фике прочитала давным давно, до сих пор помню, что сказка))

Date: 2018-11-01 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не за что. :)

А я так давно читала, что забыла как книга написана.

Date: 2018-11-01 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Спасибо за ссылку на статью.
Те же мысли, что высказывались выше: книга с таким языком и таким названием хорошей быть не может.

Date: 2018-11-01 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А издавали миллионными тиражами.

Кстати, Иванов закончил историко-философский факультет СПбУ. Значит, судя по всему, знал об истинном положении вещей, но прогнулся. Был в эмиграции, в СССР возвратился в 1945, вот и выслуживался как мог. И это еще хуже незнания.

Date: 2018-11-01 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Оно мимо меня прошло. Писателя с редкой фамилией Алексеев, сходным языком и примерно такой же объективностью, писавшего для детей, читала.

Date: 2018-11-01 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Так, как ты сказала, Алексеев для детей писал. :)

Date: 2018-11-01 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
А разве отставной солдат возвращался в статус крепостного?

Date: 2018-11-01 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет, конечно. И жена его переставала быть крепостной, когда муж становился солдатом. Но Иванов же советский писатель, поэтому у него все не так, как на самом деле.

Date: 2018-11-01 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Понятно - "писатель-почвенник"...

Date: 2018-11-01 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Всё же среди "почвенников" было немало и достаточно хороших писателей.
Говорю как периодический читатель Нашего современника.

Date: 2018-11-01 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] qebedo.livejournal.com
Увы, далеко не все - потому и родился этот мем.

Date: 2018-11-01 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Сергеев (from livejournal.com)
а какой у него был статус, если земли у него не было?
возращался в свою деревню, брал у барина землю в аренду, а за это сдавал оброк и баршину...
ну тока, что продать его не могли...ну так это было редкое дело... не выгодно было разрушать земледельчельскую ячейку...если и продавали то всю деревню...с крестьянами, разумеется...и с эти Ивановым тоже...

на то есть знаменитое заявление крестьян когда барин обьявил им, что царь даровал свободу - Нет батюшка! давайка по старому - мы ваши, а земля наша!

Date: 2018-11-01 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вы совсем в танке? Я ссылку на статью дала, почитать то, что там написано, религия мешает?

А статус был "солдаты и дети солдатские". А то, что вы написали - чушь.
Edited Date: 2018-11-01 07:56 pm (UTC)

Date: 2018-11-01 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ross-russ.livejournal.com
Кстати да, странно - автор вроде должен быть в теме.
А так - одновременно евразиец с симпатиями к фашизму и один из прототипов Штирлица.
Вообще, спасибо, что подняли тему советского исторического (русского советского периода?) романа.
Может, как-нибудь вынесите в отдельный пост?

Date: 2018-11-01 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, я в биографию заглянула. Человек явно должен был знать статус солдата. Значит, так написано специально.

Ой, нет, я столько не выпью. Я практически не читаю исторические романы.

Date: 2018-11-01 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] naphilippovna.livejournal.com
Только на днях читала пародию на такие тексты из сборника юмористов начала 20 века. Кажется, Ардов, но могу и ошибаться. Там таких писателей называли Почвенники.

Date: 2018-11-01 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] naphilippovna.livejournal.com
Исполать тебе дева русская и так далее)

Date: 2018-11-02 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
За статью спасибо - почитаю. :-)

Date: 2018-11-02 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
:) Хорошая статья.

Date: 2018-11-06 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
Посмотрел. Порадовался, что это не тот Иванов, историческими книгами которого зачитывался в детстве.

Кстати, именно из каких-то детских книжек задержалось в памяти, что солдат после 25 лет службы был свободен. Помню, ещё лет в 12 обсуждали, годится ли такой вариант освобождения. Пришли к выводу, что лучше бежать в Сибирь :)

Date: 2018-11-06 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Русь изначальнвя"?

В Сибири уж очень холодно.

Date: 2018-11-06 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
Она, да. Хотя больше всего меня пёрло с "Повести древних лет". Несколько раз перечитывал. Такой экшн, что просто ой, не оторваться было.
Уже потом для меня было откровением, что "Возвращение Ибадуллы" (приключенческий роман, которым увлекался примерно в том же возрасте) написан тем же писателем. В 12-13 лет даже не задумывался об этом.

"В Сибири уж очень холодно."
Для пионеров начала 80-х, строящих социалистическую республику в Якутии (чтоб подальше от царя, да) это не препятствие :)

Date: 2018-11-06 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Возвращение Ибадуллы" не читала.

Date: 2018-11-06 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
Сейчас, думаю, будет уже не очень интересно.

Date: 2019-04-01 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey tyapkin (from livejournal.com)
Вы сильная женщина!!!
Меня в 1990 году хватило только до "прусского похода" :-)
А насчёт "линии партии" :-) , посмотрите фильм "Остров сокровищ" 1937 года
Хотя бы первые минут 20.
Особенно "впечатлила" мимика главной героини при исполнении песни, ставшей в предвоенное время "шлягером"
:-)

Date: 2019-04-01 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У меня время было! Если бы не это обстоятельство, плюнула бы гораздо раньше и бросила бы.

"Остров сокровищ" смотрела в юности и не впечатлилась. Сюжет изменен, очень наигранно и политизировано. :(

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Nov. 4th, 2025 03:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios