catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
Все мы знаем о подвиге 300 спартанцев, защищавших Фермопилы. Отряд, возглавляемый царем Леонидом, храбро сражался против персидского войска, во много раз превосходившего его по численности. «Путник, поведай спартанцам о нашей кончине! Верны законам своим, здесь мы костьми полегли».


А вот тут наступает самое интересное. Почему-то мало кому известно, что вместе со спартанцами были их союзники, феспийцы, числом 700 человек.
Как пишет Геродот, «Итак, отпущенные союзники ушли по приказу Леонида. Только одни феспийцы и фиванцы остались с лакедемонянами. Фиванцы остались с неохотой, против своей воли, так как Леонид удерживал их как заложников; феспийцы же, напротив, – с великой радостью: они отказались покинуть Леонида и его спартанцев. Они остались и пали вместе со спартанцами. Предводителем их был Демофил, сын Диадрома.»

Так почему же про них почти неизвестно? И не заслуживают ли они, те, кто мог уйти, не уронив своей чести, но остался, бОльшей славы, чем спартанцы? К счастью, в Греции, в Фермопилах, есть памятник и феспийцам. Он несравненно менее помпезный, чем тот, что установлен воинам Леонида. Но он есть.



А вот монумент в честь спартанцев.



Посмотрим поближе.




Date: 2009-07-24 03:55 am (UTC)
From: [identity profile] nayturs.livejournal.com
Интересно. Ничего об этом не знал. Но история - штука вообще часто несправедливая...

Date: 2009-07-24 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это верно, но все равно обиднее. Почему все знают Кутузова, но не Барклая, который сделал для победы не меньше?

Date: 2009-07-24 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nayturs.livejournal.com
Ну, Барклай всё-таки, не самый яркий пример исторической несправедливости...

Date: 2009-07-24 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Для кого как. Мне так очень за него обидно.
А Ваша версия?

Date: 2009-07-24 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] nayturs.livejournal.com
По-моему, один из самых ярких примеров исторической несправедливости - вопрос об авторстве "Тихого Дона"...

Date: 2009-07-24 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В каком смысле? Пока не доказана непричастность Шолохова к этому роману.

Date: 2009-07-24 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nayturs.livejournal.com
Я не судья, не прокурор - мне улики не нужны. Я читал роман, знаю биографию Шолохова - мне этого достаточно...
Да и не было объективного исследования, и теперь уже не будет - все документы уничтожены.

Date: 2009-08-02 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-usyskin.livejournal.com
отнюдь - с "ТД" почти все ясно из того, что может быть ясно. и грустно от этого. в строгом смысле непричастность Ш. действительно не доказана - что-то может он и правил, хотя, говорят, он письменно и двух слов связать не в состоянии был. Но правда, есть этот, зять его или кто... тот пограмотнее немного..

Date: 2009-08-02 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, да я знаю про недоказанность.
Просто человек, написавший комментарий, явно неадекватен. Я не разговариваю с людьми, которые считают, что заявления "Я так считаю" достаточно для аргумента. Спорить - метать бисер перед свиньями.
From: [identity profile] corugator.livejournal.com
Интересно пишите. Мемуары и дела давно минувших дней - моя слабость. Зафренжу обязательно, с Вашего позволения.

А насчет "Я так считаю" - позвольте высказаться в пользу личного подхода. Цитатка:

"Такие исторические обобщения выступают за пределы научного изучения и соприкасаются с областью личных ощущений, характеризуя не столько предмет исследования, сколько самого исследователя, особенности его мышления" - Василий Ключевский.
Все мы тут не на защите диссертации, а в ЖЖ самовыражаемся. Так почему нет? Кстати, насчет науки и личного видения событий. Я недавно наткнулся в сети на книгу с которой согласен на все 100 % - http://qwercus.narod.ru/zz/formozov.htm
Сорри, но еще цитатка из Формозова :
"Одна из причин успеха интересующей нас литературы заключается, видимо, в судьбах общественных наук в СССР. Ученые-естественники не раз наблюдали, как за короткий срок по сигналу свыше историки меняли интерпретацию крупнейших по значению событий на диаметрально противоположную. «Царская война, затеянная ради нужд торгового капитала», превращалась в «Отечественную войну вольнолюбивого русского народа против французских захватчиков», «освободительное движение горцев против николаевской колониальной политики» — в «диверсию турецкого агента Шамиля в тылу великого старшего брата». У читавших все это складывалось впечатление, что история не наука, а только набор фактов, которыми можно манипулировать то так, то эдак"

Так что почитав объяснения двух участников одного ДТП уже не так веришь историкам. А пиар Леонида и спартанцев и забвение феспийцев и Демофила - есть пример того что история субъективна. На выбор сюжетов для момументализации влияют школьное образование, политическая конъюнктура и опять же субъективное авторское "Я так вижу".

http://germafrodita.livejournal.com/25910.html
"Каменная такая площадка, на ней фигура - мужской торс. Ручек нет, ножек нет, зато член есть".
Скульптор увидел, туристы сфотографировали :-)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Если Вы придете ко мне в ЖЖ и скажете: "Император Петр Великий был негром потому, что я так вижу", я забаню.
Извините, я пишу, конечно, в ЖЖ, но меня учили на историка-архивиста и в неплохом институте. Поэтому первый вопрос, который я задаю комментирующим, чей текст вызывает у меня сомнение: "Источник?". Всегда рада побеседовать с людьми, но на должном уровне.
From: [identity profile] corugator.livejournal.com
Ого! Какая оперативность :-)
позвольте немного пофилософствовать. Как Вы говорите - Источники?
Навскидку могу ответить вам аж двумя вопросами.
№1. Представьте что сюжет сказки Андерсена про голого короля участники событий решили изложить на бумаге. Через столетия в архивах мы обнаружим а)историю от мошенников, б)историю от придворной дамы, в)историю от самого короля, г)историю того самого мальчика, д)Дезу от спецслужб королевства чтоб этот конфуз залакировать, е)множесто слухов современников и потомков которые наслышаны, но в чужом пересказе. И все это разной степени сохранности. Тут без некоторого личного отношения историка, вводящего этот сюжет в научный и общественный так сказать, оборот не обойтись. Критика источников Вы мне возразите. Но для критики должна быть система координат. А это уж на совести историка изучающего архивы. Негр - не негр, но всякое тут возможно. Особенно если источники написаны на очень древних очень редких и очень мертвых языках. Соблазн велик. Нет, не приврать, а скостить путь познания, опять же дофантазировать. А кто проверит? И для Вас именно печатное слово этого "дофантазировавшего" с ученой степенью станет Источником.

№2. Самое смешное что "Я так вижу" - это если вдуматься предельно краткая формулировка иного способа получения знания - иррационального познания. Для сторонников всего материалистического всегда привожу пример. То что не познаваемо сейчас возможно откроется разуму человеческому в свое время, с изобретением соотв. инструментов. Это как с микробами и микроскопом.

Извините за многословность

Date: 2009-07-26 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] babs71.livejournal.com
Забавно, что один из первых постов у меня в ЖЖ был как раз о феспийцах. ;-)
А вообще, спартанцам просто сильно повезло с пиаром.

Date: 2009-07-27 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, забавно!
Верно говорят: реклама - двигатель торговли.

Date: 2009-07-24 04:05 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
очень интересно
знал про союзников но даже не догадывался о другом памятнике - как-то казалось, что он один на всех, и "Путник, здесь мы в могиле лежим..." относится ко всем. Тут вишь как, сражались бок о бок, а памятники разные...

Date: 2009-07-24 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Всем воинам, сражавшимся у Фермопил, был поставлен камень с надписью:
"Против трехсот мириад здесь некогда насмерть стояли
Пелопонесских мужей сорок лишь сотен всего".

Но в честь спартанцев была выбита еще отдельно та надпись, что у всех на устах "Путник, поведай спартнацам... " или в вашем переводе "Путник, здесь мы в могиле лежим".

То есть, греки худо-бедно о союзниках помнили. Почему забыли мы? Почему сейчас говорят только о спартанцах?


Date: 2009-08-02 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-usyskin.livejournal.com
ну, как - все же знают, что гитлера победила Англоамерика.

Date: 2009-08-02 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это точно! Но мне все равно обидно.

Date: 2009-07-24 04:15 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
А я даже и не знала. Не зря мне по античке 3 вкатили!
(Гы, посмотри на бронзового Леонида на крупном фото - с какого места у него ручка меча торчит!:))) )

Date: 2009-07-24 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я хорошо знаю историю Рима, Греции - хуже,но уж этот эпизод знаю.

Ну извини, скульптор не подумал.

Date: 2009-07-24 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
(Просто я пошлая, да).

Date: 2009-07-24 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Бывает иногда, да. Но я это как-нибудь переживу.

Date: 2009-07-24 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Ох, спасибо тебе, солнце! А то я иногда думаю, что я такая темная и некультурная, что давно пора отфренживать...

Date: 2009-07-24 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Наталья, хватит придуриваться, я тебя нежно люблю.

Date: 2009-07-24 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] germafrodita.livejournal.com
Ссылочку дам:)) На себя двухгодичной давности:))
http://germafrodita.livejournal.com/25910.html

Date: 2009-07-24 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, примерно так.

Date: 2009-07-25 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] otchelnikural.livejournal.com
Кстати, подвиги спартанцев отражены не только в фильмах. но и в комиксе ( можно посмотреть весь комикс) :
http://www.iranian.com/main/albums/lion-sparta

Причем , что интересно сайт - иранский и посвящен Ирану.
Кстати, очень много на нем интересных фото и прочего.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 9th, 2026 10:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios