catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
К сожалению, мало кто пытается осмыслить произведения русской классической литературы. Многие помнят только то, что "Роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни". И все. И говори, не говори, что Онегин - не самый обычный персонаж для пушкинской эпохи, что и эта книга, и "Война и мир" - художественные произведения, что Толстой писал о войне 1812 года через добрых полвека, все равно что читали в школе, то и цитируют. Хотя мнения современников о Пушкине, Грибоедове, Толстом и проч. несколько отличались от того, что нам преподавали в школе. Поэтому сегодня я выставляю небольшой текст Петра Андреевича Вяземского, посвященный Грибоедову и его пьесе.

Вяземский П.А. 1824. Соколов. Государственный Литературный музей.


"Случайно напал я (говорю «случайно», потому что очень трудно, если и не совершенно невозможно, следить вне России за общею русскою журнальной) деятельностью), случайно напал я на статью в журнале, в которой между прочим сказано, что «Москва 1805 года была совершенною провинциею в сравнении с Петербургом; что она, полная богатым барством, жила нараспашку, хлебосольничала и сплетничала; политические интересы занимали ее мало. В то время, когда в Петербурге только и толков было, что о предстоящей войне с Наполеоном, Москва гораздо более занималась тяжкою болезнию одного богатого барина и вопросом, кому он оставит громадное свое состояние». (Заметим мимоходом, что тогда в Москве не могли толковать о громадном состоянии, потому что на карамзинском языке, тогда господствовавшем в Москве, слово «громадное» не применялось, как ныне, ко всем понятиям и выражениям.)
Как старый и допотопный москвич почитаю обязанностию своею прямо и добросовестно подать голос свой против такого легкомысленного и несправедливого мнения о Москве.

Вид города Москвы, снятый с балкона императорского дворца по левую сторону. 1800-е. Гравюра Лори по оригиналу Делабарта.


Новое поколение знает старую Москву по комедии Грибоедова; в ней почерпает оно все свои сведения и заключения. Грибоедов — их преподобный Нестор, и по его рассказу воссоздают они мало знакомую им старину. Но, по несчастию, драматический Нестор в своей московской летописи часто мудрствовал лукаво.

В некоторых захолустьях Москвы, может быть, и господствовали нравы, исключительно выставленные им на сцене. Но при этой темной Москве была и другая еще, светлая Москва. Что сказано о ней 1805 года журналистом, коего слова приведены выше, может быть сказано не только о Москве такого-то года, но о всяком большом городе и во всякое время, как о Париже, так и о Лондоне, Нью-Йорке и пр. и пр. Тяжкая болезнь богатого барина и вопрос, кому достанется громадное его состояние, могут служить и без сомнения служат, в числе других предметов, темою общежитейских разговоров и не выпускаются из вида светскою хроникою. Не одни же общечеловеческие задачи и государственные вопросы занимают внимание общества.

Грибоедов А.С. 1829. Гравюра Уткина по утраченному портрету кисти Эстеррейха 1825 г.


Впрочем, везде и во всех столицах, городах и во всяких других сборищах встречаются пошлые и смешные люди. Без этого балласта нигде не обойдешься. Без сомнения, и в изящной, пластической древней Греции, в сей стране образцовой красоты, бывали и горбатые, кривобокие и колченогие. Но не их избирали Фидиасы, Праксители для воссоздания своих произведений. Впрочем, когда охота есть, почему не изображать и горбатых и колченогих благо, что и они существуют в природе: а все человеческое — не чуждо человеку, как сказал римский поэт. Но не выставляйте этих несчастных выродков прототипами общего народонаселения. Не подражайте тому путешественнику, который, проезжая чрез какой-то город и подсмотрев что рыжая баба бьет ребенка, тут же внес в свой дорожный дневник «Здесь вообще женщины рыжие и злые».

P.S. Картинки как обычно кликабельны.

Date: 2009-05-30 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] diablas.livejournal.com
Какая последняя фраза классная (которая про путешественника и рыжую бабу)!!! Причем,удручает то,что сейчас не только обычные люди делают выводы,основываясь на каком-то одном факте,но и СМИ любят "раздувать из мухи слона" - стоит одной какой-то газетке написать шутливую заметку о том,что,допустим,"Барак Обама - трансвестит",как запустится цепочка,звено двадцатое в которой будет писать чуть ли не антропологический очерк о клане трансвеститов Обама... :(

Удручает,это,да. :(

P.S. Знаю,что вопрос - баян,но нет ли чего-ниубдь такого же интересного про Киев? :)

Date: 2009-05-30 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это точно! Про бабу сказано классно, можно применять эту фразу и к теперяшней ситуации.

С Киевом - увы. Даже картин нет 18-начала 19 вв, на которых был бы изображен этот город, ник Русском музее, ни в Третьяковке. Даже странно. Император был в этом городе, но пока больше мне написать нечего. Может, потом что найдется.

(no subject)

From: [identity profile] diablas.livejournal.com - Date: 2009-05-30 09:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-30 09:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diablas.livejournal.com - Date: 2009-05-31 03:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-31 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diablas.livejournal.com - Date: 2009-05-31 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-31 11:04 am (UTC) - Expand

Date: 2009-05-30 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Хорошо сказано! (особенно,конечно, про бабу понравилось)

Date: 2009-05-30 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Про бабу да, дивно. Надо будет цитату запомнить и применять при случае.

Date: 2009-05-30 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
О! Последнюю фразу заберу в любимые цитаты!
А еще имя Фидиас очень вдохновило!

Date: 2009-05-30 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Фраза нравится всем, кто пост прочитал.
Фидиас - старое написание имя "Фидий!. Как Дидерот и Дидро.

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-05-30 06:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-30 06:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-30 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Ээээ... а в чем цель упрямства (про которое в следующем посте)?
Особо спорить с Вяземским смысла нет, все правильно.
Но Грибоедов не бытописатель, а злой карикатурист, а любая карикатура (особенно талантливая) заслуживает более глубокой оценки.
Да и пассаж про рыжую бабу смахивает на приснопамятные "отдельные недостатки":)

Date: 2009-05-30 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Цель в том, чтобы показать: Грибоедов, Пушкин и пр. - замечательные писатели. Но вовсе незачем считать, что все в то время поголовно были Чацкими, Онегиными или Молчалиными. Мне периодически такие комментарии пишут, что я за голову хватаюсь. Пытаюсь уверить читателей, что художественная литература отнюдь не на 100 процентов отражает картину мира.

Date: 2009-05-30 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
А это, наверное, чисто русская традиция критиковать Россию в своих произведениях, в нас патриотизм просыпается, когда наше критикуют иностранцы:):)

Date: 2009-05-30 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Как у Пушкина, да?

(no subject)

From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com - Date: 2009-05-30 07:16 pm (UTC) - Expand

не в тему

Date: 2009-05-30 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Я еще очень удивилась, в субботу в такую рань, такой умный пост:) У Вас бессонница?

Re: не в тему

Date: 2009-05-30 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет, у моего компьютера сбито время, а мне лень переставлять, все равно слетит. Пост был выставлен где-то часов в 7 вечера.

Re: не в тему

From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com - Date: 2009-05-30 08:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-30 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
Хотя мнения современников о Пушкине, Грибоедове, Толстом и проч. несколько отличались от того, что нам преподавали в школе

Взгляды меняются и суд современников далеко не всегда верно угадывает то место, которое тому или иному поэту / писателю / художнику уготовано в истории искусства.

Грибоедов, Пушкин и пр. - замечательные писатели. Но вовсе незачем считать, что все в то время поголовно были Чацкими, Онегиными или Молчалиными

а про каких литературных героев можно сказать, что они - средние, такие, как все? про чеховских? тургеневских? ильфо-петровско-зощенковских?

Date: 2009-05-30 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Знаете, я вообще на литературных героев никогда не ориентировалась. Я мемуары, записки и дневники читаю. Ну, то есть, худ. литературу читаю тоже, но обычно для того, чтобы бытовые особенности увидеть. Ну, так же как не будем же мы судить о совем времени по голливудскому кинематографу, верно?

(no subject)

From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com - Date: 2009-05-30 08:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-30 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com - Date: 2009-05-30 11:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-31 06:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com - Date: 2009-05-31 07:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-31 07:47 am (UTC) - Expand

Date: 2009-05-30 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] iskatel.livejournal.com
Интересно..
Хлёстко сказано.

Date: 2009-05-30 08:59 pm (UTC)

Date: 2009-05-31 01:42 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Здорово написано, рыжая баба так и вовсе всеобщая фаворитка. Мне сразу вспомнилось, как Пушкин отдывался о "Горе от ума," что Софья "то ли бл*дь, то ли московская кузина." Я едва удержалась, чтобы не вставить это в школьное сочинение.

Кстати, я тут такую жесть нашла, хочешь, ссылку на мыло скину? Интересно было бы твое мнение услышать по поводу таких современных фантазий на тему 19го века, но как-то стремно тебе предлагать.

Date: 2009-05-31 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, а про такой отзыв Пушкина я не знала....Спасибо

Присылай, конечно, я тебя знаю, ты плохого не предложишь.

(no subject)

From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com - Date: 2009-05-31 01:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-31 01:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-05-31 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com
Странно - говорит о том, как воспринимают Москву 1805 года и добавляет, что новое поколение знает старую Москву по комедии Грибоедова.
Но Грибоедов-то писал про Москву совсем другого времени: начало двадцатых, самое раннее - конец десятых годов. За эти 15-20 лет всё кардинально изменилось.

Date: 2009-05-31 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вяземский писал эти строки в 1960-х годах и он касается одновременно 2 вопросов: статьи о допожарной Москве и комедии Грибоедова. В 60-х годах и 1805, и 1820 - это была уже старина, о которой тогдашняя молодежь и судила неверно.

(no subject)

From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com - Date: 2009-05-31 08:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-31 08:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vadim-i-z.livejournal.com - Date: 2009-05-31 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-05-31 08:11 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2009-05-31 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Я только Вяземского процитировала, это он молодец.
Чаще не получается, я очень много времени трачу на подбор материала, его проверку и написание текста. Увы.

Date: 2009-06-01 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
как интересно, спасибо! Мне вот всегда интересно узнать, как относились к нынешним классикам и их творчеству современники... И, как правило, оказывается, что относились совсем не так как теперь.

Date: 2009-06-01 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это точно! Я поэтому очень люблю выставлять мнения современников.

Date: 2009-06-14 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] mpodolski.livejournal.com
Кстати, Катя, я нашёл Ваш журнал именно благодаря картине Делабарта. Почему-то картины этого художника весьма скудно представлены в сети. У Вас очень интересный журнал только что Вас зафрендил, возможно как нибудь о чём-нибудь с Вами поспорю :-)

Date: 2009-06-14 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Скудно, это точно. Я картины часто сама сканирую, благо книг много и сканер есть.

Хорошо, давайте как-нибудь поспорим.


Date: 2009-07-08 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] drispem.livejournal.com
Скажите, вы публикуете посты на коммерческой основе?

Недвижимость в Майкопе (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=505)
Недвижимость в Железнодорожном (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=504)
Недвижимость в Коломне (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=526)
Недвижимость Киселевска (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=525)
Недвижимость в Жуковском (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=524)
Недвижимость в Люберцах (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=523)
Недвижимость в Балаково (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=501)
Недвижимость в Бийске (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=500)
Недвижимость Мытищи (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=499)
Компьютерные игры флеш игры бесплатные игры мини игры скачать игры игры бесплатно (http://www.games.yoread.ru/)
Недвижимость в Королеве (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=498)
Недвижимость Батайска (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=497)
Недвижимость Великого Новгорода (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=496)
Недвижимость Ачинска (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=495)
Недвижимость в Артеме (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=494)
Недвижимость в Брянске (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=493)
Недвижимость в Смоленске (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=492)
Недвижимость в Орле (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=491)
Недвижимость Нижнего Тагила (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=490)
Недвижимость Курска (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=489)
Недвижимость в Томске (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=488)
Покупка Недвижимость в Зимбабве (http://www.house.yoread.ru/news.php?readmore=395)

Date: 2009-07-09 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Интересная идея!
Нет, из чистого энтузиазма и в приступе любви к императору Александру I.
Позвольте узнать, чем вызван этот вопрос?

Date: 2009-07-14 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] cattgoryctlt.livejournal.com
a (http://zavsegda.ru) Журнальчик прикольный у вас, можно было бы уже и на собственный домен перебираться брожение2 (http://vartinkos.ru)

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 02:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios