catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
К сожалению, мало кто пытается осмыслить произведения русской классической литературы. Многие помнят только то, что "Роман "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни". И все. И говори, не говори, что Онегин - не самый обычный персонаж для пушкинской эпохи, что и эта книга, и "Война и мир" - художественные произведения, что Толстой писал о войне 1812 года через добрых полвека, все равно что читали в школе, то и цитируют. Хотя мнения современников о Пушкине, Грибоедове, Толстом и проч. несколько отличались от того, что нам преподавали в школе. Поэтому сегодня я выставляю небольшой текст Петра Андреевича Вяземского, посвященный Грибоедову и его пьесе.

Вяземский П.А. 1824. Соколов. Государственный Литературный музей.


"Случайно напал я (говорю «случайно», потому что очень трудно, если и не совершенно невозможно, следить вне России за общею русскою журнальной) деятельностью), случайно напал я на статью в журнале, в которой между прочим сказано, что «Москва 1805 года была совершенною провинциею в сравнении с Петербургом; что она, полная богатым барством, жила нараспашку, хлебосольничала и сплетничала; политические интересы занимали ее мало. В то время, когда в Петербурге только и толков было, что о предстоящей войне с Наполеоном, Москва гораздо более занималась тяжкою болезнию одного богатого барина и вопросом, кому он оставит громадное свое состояние». (Заметим мимоходом, что тогда в Москве не могли толковать о громадном состоянии, потому что на карамзинском языке, тогда господствовавшем в Москве, слово «громадное» не применялось, как ныне, ко всем понятиям и выражениям.)
Как старый и допотопный москвич почитаю обязанностию своею прямо и добросовестно подать голос свой против такого легкомысленного и несправедливого мнения о Москве.

Вид города Москвы, снятый с балкона императорского дворца по левую сторону. 1800-е. Гравюра Лори по оригиналу Делабарта.


Новое поколение знает старую Москву по комедии Грибоедова; в ней почерпает оно все свои сведения и заключения. Грибоедов — их преподобный Нестор, и по его рассказу воссоздают они мало знакомую им старину. Но, по несчастию, драматический Нестор в своей московской летописи часто мудрствовал лукаво.

В некоторых захолустьях Москвы, может быть, и господствовали нравы, исключительно выставленные им на сцене. Но при этой темной Москве была и другая еще, светлая Москва. Что сказано о ней 1805 года журналистом, коего слова приведены выше, может быть сказано не только о Москве такого-то года, но о всяком большом городе и во всякое время, как о Париже, так и о Лондоне, Нью-Йорке и пр. и пр. Тяжкая болезнь богатого барина и вопрос, кому достанется громадное его состояние, могут служить и без сомнения служат, в числе других предметов, темою общежитейских разговоров и не выпускаются из вида светскою хроникою. Не одни же общечеловеческие задачи и государственные вопросы занимают внимание общества.

Грибоедов А.С. 1829. Гравюра Уткина по утраченному портрету кисти Эстеррейха 1825 г.


Впрочем, везде и во всех столицах, городах и во всяких других сборищах встречаются пошлые и смешные люди. Без этого балласта нигде не обойдешься. Без сомнения, и в изящной, пластической древней Греции, в сей стране образцовой красоты, бывали и горбатые, кривобокие и колченогие. Но не их избирали Фидиасы, Праксители для воссоздания своих произведений. Впрочем, когда охота есть, почему не изображать и горбатых и колченогих благо, что и они существуют в природе: а все человеческое — не чуждо человеку, как сказал римский поэт. Но не выставляйте этих несчастных выродков прототипами общего народонаселения. Не подражайте тому путешественнику, который, проезжая чрез какой-то город и подсмотрев что рыжая баба бьет ребенка, тут же внес в свой дорожный дневник «Здесь вообще женщины рыжие и злые».

P.S. Картинки как обычно кликабельны.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2009-05-30 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] diablas.livejournal.com
Какая последняя фраза классная (которая про путешественника и рыжую бабу)!!! Причем,удручает то,что сейчас не только обычные люди делают выводы,основываясь на каком-то одном факте,но и СМИ любят "раздувать из мухи слона" - стоит одной какой-то газетке написать шутливую заметку о том,что,допустим,"Барак Обама - трансвестит",как запустится цепочка,звено двадцатое в которой будет писать чуть ли не антропологический очерк о клане трансвеститов Обама... :(

Удручает,это,да. :(

P.S. Знаю,что вопрос - баян,но нет ли чего-ниубдь такого же интересного про Киев? :)

Date: 2009-05-30 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это точно! Про бабу сказано классно, можно применять эту фразу и к теперяшней ситуации.

С Киевом - увы. Даже картин нет 18-начала 19 вв, на которых был бы изображен этот город, ник Русском музее, ни в Третьяковке. Даже странно. Император был в этом городе, но пока больше мне написать нечего. Может, потом что найдется.

Date: 2009-05-30 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Хорошо сказано! (особенно,конечно, про бабу понравилось)

Date: 2009-05-30 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Про бабу да, дивно. Надо будет цитату запомнить и применять при случае.

Date: 2009-05-30 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
О! Последнюю фразу заберу в любимые цитаты!
А еще имя Фидиас очень вдохновило!

Date: 2009-05-30 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Фраза нравится всем, кто пост прочитал.
Фидиас - старое написание имя "Фидий!. Как Дидерот и Дидро.

Date: 2009-05-30 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Да, я поняла, что Фидий. Но Фидиас - это так поэтично-архаично! ;)

Date: 2009-05-30 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это точно! И вообще, в старых названиях что-то есть. Тут одна писательница издала роман про Французскую революцию, в котором Ош действует. Мда...

Date: 2009-05-30 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Ээээ... а в чем цель упрямства (про которое в следующем посте)?
Особо спорить с Вяземским смысла нет, все правильно.
Но Грибоедов не бытописатель, а злой карикатурист, а любая карикатура (особенно талантливая) заслуживает более глубокой оценки.
Да и пассаж про рыжую бабу смахивает на приснопамятные "отдельные недостатки":)

Date: 2009-05-30 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Цель в том, чтобы показать: Грибоедов, Пушкин и пр. - замечательные писатели. Но вовсе незачем считать, что все в то время поголовно были Чацкими, Онегиными или Молчалиными. Мне периодически такие комментарии пишут, что я за голову хватаюсь. Пытаюсь уверить читателей, что художественная литература отнюдь не на 100 процентов отражает картину мира.

Date: 2009-05-30 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
А это, наверное, чисто русская традиция критиковать Россию в своих произведениях, в нас патриотизм просыпается, когда наше критикуют иностранцы:):)

Date: 2009-05-30 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Как у Пушкина, да?

Date: 2009-05-30 07:16 pm (UTC)

не в тему

Date: 2009-05-30 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Я еще очень удивилась, в субботу в такую рань, такой умный пост:) У Вас бессонница?

Re: не в тему

Date: 2009-05-30 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет, у моего компьютера сбито время, а мне лень переставлять, все равно слетит. Пост был выставлен где-то часов в 7 вечера.

Re: не в тему

Date: 2009-05-30 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
А понятно:)

Date: 2009-05-30 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
Хотя мнения современников о Пушкине, Грибоедове, Толстом и проч. несколько отличались от того, что нам преподавали в школе

Взгляды меняются и суд современников далеко не всегда верно угадывает то место, которое тому или иному поэту / писателю / художнику уготовано в истории искусства.

Грибоедов, Пушкин и пр. - замечательные писатели. Но вовсе незачем считать, что все в то время поголовно были Чацкими, Онегиными или Молчалиными

а про каких литературных героев можно сказать, что они - средние, такие, как все? про чеховских? тургеневских? ильфо-петровско-зощенковских?

Date: 2009-05-30 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Знаете, я вообще на литературных героев никогда не ориентировалась. Я мемуары, записки и дневники читаю. Ну, то есть, худ. литературу читаю тоже, но обычно для того, чтобы бытовые особенности увидеть. Ну, так же как не будем же мы судить о совем времени по голливудскому кинематографу, верно?

Date: 2009-05-30 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] iskatel.livejournal.com
Интересно..
Хлёстко сказано.

Date: 2009-05-30 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
тогда зачем смешивать художественную литературу и мемуарные записки? два разных пласта. Вяземский, кстати, ведь не столько Грибоедова критикует - тот писал комедию. Критика Вяземского (вполне справедливая), на мой взгляд, направлена против того журналиста, который пытается свое личное впечатление о Москве поднять до уровня обобщения и представить в виде объективного факта. собственно, мы и читаем мемуары именно ради деталей и личные наблюдений рассказчика. а уж как относиться к этим свидетельствам - принимать ли их за чистую монету или "делить на шестнадцать" - зависит, скорей, от читателя. от его подготовки, от его знаний об эпохе, от того, что именно он ищет - доказательств или опровержений своим теориям и представлениям. в общем, все как положено с обычным историческим источником - надо к нему относиться критически.

Date: 2009-05-30 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А я и не смешиваю. Просто меня так достали комментарии тех, кто судит эпоху Александра или Николая Павловичей по Пушкину-Грибоедову-Толстому, что просто сил нет. А писать пространные ответы на каждый глупый комменатрий такого рода я уже устала, так что хочу сделать несколько постов и ссылаться на них. "См. сюда:..."

Вы человек умный и адекватный, кроме того, Вы не читаете все комментарии к моим постам, а мне такое пишут иногда. Типа "А вот Фейхтвангер писал иначе". или "А вот Чацкий, Онегин и Ленский не служили, почему вы пишете о практически обязательной службе дворян?" То, что Ленскому 18 лет, а Чацкий как раз служил, народ не знает, ибо и худ литературу читает худо, чего уж говорить о мемуарах и пр.

Вяземский, кстати, и о Грибоедове пишет, это он его "Нестором"называет.


Date: 2009-05-30 08:59 pm (UTC)

Date: 2009-05-30 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] diablas.livejournal.com
...что еще раз доказывает,что москали хохлов не любили уже тогда! :))

P.S. Шучу,конечно. :)

Date: 2009-05-30 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Подозреваю, это доказывает то, сколько сокровищ из Эрмитажа или Русского музея при советской власти было отправлено в провинцию, в частности, в Киев. Иногда читаешь и диву даешься: откуда в каком-нибудь Бишкеке Левицкий или Боровиковский? А все оттуда, из Эрмитажа. Щедрые мы были!

Date: 2009-05-30 11:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
спасибо на добром слове, хотелось бы соответствовать :-) боюсь, что один или два поста проблему не решат - "на каждый роток не накинешь платок"

Претензии Вяземского к Грибоедову - замечательная иллюстрация к тому, что происходит постоянно. Яркая книга, необычное произведение, становятся предметом живого обсуждения - именно в силу того, что они резко выделяются на общем фоне. При этом, современники не видят необходимости живописать сам фон, так как это - их обычная среда обитания. А следующему поколению потом остается только то яркое и отличное, тот эпатаж, который и становится, в конечном счете, культурной визитной карточкой эпохи. Франсуа Вийон, Ван Гог, Высоцкий - примеров можно привести много. Грибоедов не собирался быть летописцом. Он обращался к современникам, а "Нестором" его сделало "новое поколение". Когда написана статья Вяземского? думаю, речь о сороковых годах XIX века.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios