![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Недавно в моем журнале был написан замечательный комментарий.
«Мы судим о России начала 19 века по "Войне и миру", написанному полвека спустя, об Америке времен Гражданской войны - по "Унесённым ветром", написанному через семьдесят лет.». Поскольку сделал это человек, не являющимся ни постоянным читателем моего журнала, ни, тем более, взаимным френдом, не считаю грехом процитировать. Единственное, что я могла, так это посоветовать автору комментария судить о Древнем Риме по роману Джованьоли «Спартак». Или же об эпохе Людовика XIII по книгам Дюма.

«Унесенные ветром» или «Война и мир» - замечательные РОМАНЫ, то есть художественные произведения. Кроме того, Митчелл родилась через 35 лет после окончания войны Северных и Южных штатов, а Толстой - через 16 после Отечественной войны. Писатели не были очевидцами тех событий и находились примерно в таком же положении, как мы по отношению к Великой Отечественной войне. Еще живы те, кто ее прошел, но мы о ней только слышали и читали. И наш менталитет, наш образ жизни совершенно не похож на тогдашний. Книга, сочиненная в наши дни, будет либо историческим исследованием, либо романом. Историческим источником она не будет (Ну, разве что кто-то из ветеранов решит на старости лет воспоминания написать.) Поэтому судить о 1940-х годах мы будем по документам ТОГО времени, по мемуарам очевидцев, по кино-фото-фоно документам и пр.
Еще раз: Лев Николаевич Толстой написал РОМАН. Кстати, у тех, кто пережил войну 1812 года, были претензии к автору «Войны и мира». Петр Андреевич Вяземский, которому в описываемую эпоху было 20 лет и который прекрасно помнил события, писал следующее: «К чему в порыве юмора, впрочем, довольно сомнительного, населять собрание 15-го числа, которое все-таки останется историческим числом, стариками подслеповатыми, беззубыми, плешивыми, оплывшими желтым жиром, или сморщенными, худыми? Конечно, очень приятно сохранить в целости свои зубы и волоса: нам-старикам даже и завидно на это смотреть. Но чем же виноваты эти старики, из коих некоторые, может статься, были — да и наверное были — сподвижниками Екатерины; чем же виноваты и смешны они, что Бог велел им дожить до 1812 года и до нашествия Наполеона? Можно, пожалуй, если есть недостаток в сочувствии, не преклоняться пред ними, не помнить их заслуг и блестящего времени; но, во всяком случае, можно и должно, по крайней мере из благоприличия, оставлять их в покое.
Воля ваша, нельзя описывать исторические дни Москвы, как Грибоедов описывал в комедии своей ее ежедневную жизнь. Да и в самой комедии есть уже замашки карикатуры. Могли быть Фамусовы и в Москве 1812 года, но были и не одни Фамусовы. А в книге «Война и мир» все это собрание состоит из лиц подобного калибра…
А в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызывал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его пред народом — глазам своим не веришь, читая это — с «бисквитом, который он доедал». — «Обломок бисквита, довольно большой, который держал государь в руке, отломившись, упал на землю. Кучер в поддевке (заметьте, какая точность во всех подробностях) поднял его. Толпа бросилась к кучеру отбивать у него бисквит. Государь подметил это и (вероятно, желая позабавиться?) велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать их с балкона»...
Александр I. 1810-1812. Жерар. Эрмитаж (Фрагмент)

Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности. Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он был так размерен, расчетлив во всех своих действиях и малейших движениях; так опасался всего, что могло показаться смешным или неловким; так был во всем обдуман, чинен, представителен, оглядлив до мелочи и щепетливости: что, вероятно, он скорее бросился бы в воду, нежели бы решился показаться пред народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. Мало того: он еще забавляется киданьем с балкона Кремлевского дворца бисквитов в народ, — точь-в-точь как в праздничный день старосветский помещик кидает на драку пряники деревенским мальчишкам! Это опять карикатура, во всяком случае совершенно неуместная и несогласная с истиной. А и сама карикатура — остроумная и художественная — должна быть правдоподобна. Достоинство истории и достоинство народного чувства, в самом пылу сильнейшего его возбуждения и напряжения, ничего подобного допускать не могут. История и разумные условия вымысла тут равно нарушены...»
Лев Николаевич Толстой. 1873. Крамской

Что касается стариков, то, пожалуй, я соглашусь с Петром Андреевичем. 15 июля 1812 года - день, когда члены Дворянского и Купеческого собрания в Москве решали, что они могут сделать в этот трудный час. Екатерининские генералы, вместо того, чтобы спокойно доживать свой век, вытащили из сундуков мундиры и съехались в старую столицу. А Толстой их – мордой об стол: «Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, — все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что-то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые.» А между тем, эти беззубые старики собирали деньги и организовывали ополчение.
P.S. Текст Толстого можно прочитать здесь: http://ilibrary.ru/text/11/p.185/index.html
А текст С.Глинки, очевидца тех событий, здесь: http://www.hrono.info/libris/glinka01.html
«Мы судим о России начала 19 века по "Войне и миру", написанному полвека спустя, об Америке времен Гражданской войны - по "Унесённым ветром", написанному через семьдесят лет.». Поскольку сделал это человек, не являющимся ни постоянным читателем моего журнала, ни, тем более, взаимным френдом, не считаю грехом процитировать. Единственное, что я могла, так это посоветовать автору комментария судить о Древнем Риме по роману Джованьоли «Спартак». Или же об эпохе Людовика XIII по книгам Дюма.
«Унесенные ветром» или «Война и мир» - замечательные РОМАНЫ, то есть художественные произведения. Кроме того, Митчелл родилась через 35 лет после окончания войны Северных и Южных штатов, а Толстой - через 16 после Отечественной войны. Писатели не были очевидцами тех событий и находились примерно в таком же положении, как мы по отношению к Великой Отечественной войне. Еще живы те, кто ее прошел, но мы о ней только слышали и читали. И наш менталитет, наш образ жизни совершенно не похож на тогдашний. Книга, сочиненная в наши дни, будет либо историческим исследованием, либо романом. Историческим источником она не будет (Ну, разве что кто-то из ветеранов решит на старости лет воспоминания написать.) Поэтому судить о 1940-х годах мы будем по документам ТОГО времени, по мемуарам очевидцев, по кино-фото-фоно документам и пр.
Еще раз: Лев Николаевич Толстой написал РОМАН. Кстати, у тех, кто пережил войну 1812 года, были претензии к автору «Войны и мира». Петр Андреевич Вяземский, которому в описываемую эпоху было 20 лет и который прекрасно помнил события, писал следующее: «К чему в порыве юмора, впрочем, довольно сомнительного, населять собрание 15-го числа, которое все-таки останется историческим числом, стариками подслеповатыми, беззубыми, плешивыми, оплывшими желтым жиром, или сморщенными, худыми? Конечно, очень приятно сохранить в целости свои зубы и волоса: нам-старикам даже и завидно на это смотреть. Но чем же виноваты эти старики, из коих некоторые, может статься, были — да и наверное были — сподвижниками Екатерины; чем же виноваты и смешны они, что Бог велел им дожить до 1812 года и до нашествия Наполеона? Можно, пожалуй, если есть недостаток в сочувствии, не преклоняться пред ними, не помнить их заслуг и блестящего времени; но, во всяком случае, можно и должно, по крайней мере из благоприличия, оставлять их в покое.
Воля ваша, нельзя описывать исторические дни Москвы, как Грибоедов описывал в комедии своей ее ежедневную жизнь. Да и в самой комедии есть уже замашки карикатуры. Могли быть Фамусовы и в Москве 1812 года, но были и не одни Фамусовы. А в книге «Война и мир» все это собрание состоит из лиц подобного калибра…
А в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызывал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его пред народом — глазам своим не веришь, читая это — с «бисквитом, который он доедал». — «Обломок бисквита, довольно большой, который держал государь в руке, отломившись, упал на землю. Кучер в поддевке (заметьте, какая точность во всех подробностях) поднял его. Толпа бросилась к кучеру отбивать у него бисквит. Государь подметил это и (вероятно, желая позабавиться?) велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать их с балкона»...
Александр I. 1810-1812. Жерар. Эрмитаж (Фрагмент)
Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности. Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он был так размерен, расчетлив во всех своих действиях и малейших движениях; так опасался всего, что могло показаться смешным или неловким; так был во всем обдуман, чинен, представителен, оглядлив до мелочи и щепетливости: что, вероятно, он скорее бросился бы в воду, нежели бы решился показаться пред народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. Мало того: он еще забавляется киданьем с балкона Кремлевского дворца бисквитов в народ, — точь-в-точь как в праздничный день старосветский помещик кидает на драку пряники деревенским мальчишкам! Это опять карикатура, во всяком случае совершенно неуместная и несогласная с истиной. А и сама карикатура — остроумная и художественная — должна быть правдоподобна. Достоинство истории и достоинство народного чувства, в самом пылу сильнейшего его возбуждения и напряжения, ничего подобного допускать не могут. История и разумные условия вымысла тут равно нарушены...»
Лев Николаевич Толстой. 1873. Крамской
Что касается стариков, то, пожалуй, я соглашусь с Петром Андреевичем. 15 июля 1812 года - день, когда члены Дворянского и Купеческого собрания в Москве решали, что они могут сделать в этот трудный час. Екатерининские генералы, вместо того, чтобы спокойно доживать свой век, вытащили из сундуков мундиры и съехались в старую столицу. А Толстой их – мордой об стол: «Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, — все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что-то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые.» А между тем, эти беззубые старики собирали деньги и организовывали ополчение.
P.S. Текст Толстого можно прочитать здесь: http://ilibrary.ru/text/11/p.185/index.html
А текст С.Глинки, очевидца тех событий, здесь: http://www.hrono.info/libris/glinka01.html
no subject
Date: 2008-12-04 04:44 am (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 07:56 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 04:44 am (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 05:11 am (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-12-04 07:58 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 07:08 am (UTC)личные симпатии и антипатии оказывают влияние даже на труды ученых историков, что уж говорить о романистах)
no subject
Date: 2008-12-04 08:07 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 07:13 am (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 08:08 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 08:49 am (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 10:11 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2008-12-04 08:13 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 11:08 am (UTC)I am sorry for my bad english but I dont have a possibility to use russian letters now((
no subject
Date: 2008-12-04 08:02 pm (UTC)Если сейчас Вам недоступна русская клавиатура, пожалуйста, пишите транслитом.
(no subject)
From:no subject
Date: 2008-12-04 11:57 am (UTC)Интереснее разобраться с источниками, которыми пользовался сам Толстой. В свое время этим занимался, в частности, Шкловский. См.: http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3319.html
Впрочем, со своими источниками (к тому же нередко малодостоверными) Толстой обращался весьма вольно. Так эпизод с «хлебом-солью» в записках Сергея Глинки превратился в метание бисквитов в толпу. См. по ссылке у Шкловского.
no subject
Date: 2008-12-04 08:15 pm (UTC)За ссылку спасибо, сейчас пойду изучать.
no subject
Date: 2008-12-04 12:47 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 08:20 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 02:35 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 08:27 pm (UTC)no subject
Date: 2008-12-04 08:51 pm (UTC)Александра I, дворянство он не любил
а уж как над Наполеоном изгалялся-мне при чтении было очень стыдно за Льва николаевича
no subject
Date: 2008-12-04 09:02 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-12-05 07:11 am (UTC)Кстати, как тебе наброски Толстого к роману про Федора Кузмича?
no subject
Date: 2008-12-05 06:17 pm (UTC)Баньши, я таки выложу куски из эпилога, посвященные императору. Уж очень хорошо написано.
История Федора Кузьмича в исполнении Толстого мне скорее нравится. Жаль, не дописана до конца.
no subject
Date: 2008-12-05 08:15 am (UTC)no subject
Date: 2008-12-05 06:21 pm (UTC)Или к героическим старикам? И почему тогда Курагин - красавец?
no subject
Date: 2008-12-09 10:06 am (UTC)но сила толстовского слова гораздо убедительнее, чем сочинений историков. чего стоит один лишь Барклай, оболганный Толстым до того, что Сталин и за ним несколько поколений историков повторяли друг за другом глубокую мысль о том, что Кутузов Барклая "двумя головами выше".
вообще неточностей в романе удивительное количество. я не специалист, но не уверен, что существует серьезный комментарий с подробным разбором, где чего Толстой наврал.
no subject
Date: 2008-12-09 05:29 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:не-не-не
From:(no subject)
From:(no subject)
From:полагаю, что одного:)
From:Re: полагаю, что одного:)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2008-12-10 12:53 pm (UTC)2. давление общественной мысли Барклай испытал, вероятно, в полной мере. но подчинялся он не общественному мнению, а государю.
вот был в те поры такой человек - Аракчеев, он в общественном мнении стоял, по-моему, еще ниже Барклая. и плевал он на то мнение.
3. западная граница - она большая. в смысле длинная. имел же я в виду сосредоточнение войск вдоль границы, вблизи нее, а не в отдалении, в глубине страны.
4. мысли мыслями, но эмоции у всех, мне кажется, были понятными. никто не хотел отступать и сдавать города, а приходилось. можно подумать, Москву с радостью сдавали.
но нигде я пока не увидел его (царя) авторства хоть какого-то стратегического плана.
Тарле же, с присущей ему язвительностью пишет про царя какие-то вовсе неприятные вещи: "уж довольно было того, что успел напутать и напортить царь в эти первые дни войны", "царя нужно было обезвредить и притом по возможности безотлагательно", "умная сестра Александра Екатерина Павловна со своей стороны понимала, что ни малейшей пользы от присутствия царя в армии нет, а вред может быть очень большой"
no subject
Date: 2008-12-10 01:03 pm (UTC)2. Люди разные. Не далее как вчера моя приятельница спрашивала меня, как на меня влияет общественное мнение. Никак. А она мучается.
3. Так войска обычно на границе стоят. Что им в тылу делать?
4. Правильно пишет. Александр полководцем не был и армией руководить не мог. Хорошо, что выпинали. Но теория заманивания была предложена Бернадотом, одобрена Александром и Барклай здесь особо не при чем. Император периодически задвигал свою гордость очень далеко и старался к чужим умным советам прислушиваться. Не всегда. Но часто.
(no subject)
From:no subject
Date: 2008-12-12 03:20 pm (UTC)Наверное, все-таки главная вторая причина. Ведь, например, в 1854-1855 годах Лев Николаевич был уже взрослым человеком. И даже принимал участие в обороне Севастополя. Но историческим источником его "Севастопольские рассказы" все равно не являются...
no subject
Date: 2008-12-12 03:24 pm (UTC)Художественные произведения, написанные в 1810-х годах, вполне можно использовать как источник по истории повседневной жизни. Что носили, что курили, какие книги читали, какие актрисы были в моде.
Автор, родившийся сильно позже означенного события, может написать достойное исторической исследование, которое мы, в таком случае, будем иметь в виду, говоря о войне 1812 года.
no subject
Date: 2012-08-31 05:26 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-31 03:37 pm (UTC)