catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Недавно в моем журнале был написан замечательный комментарий.
«Мы судим о России начала 19 века по "Войне и миру", написанному полвека спустя, об Америке времен Гражданской войны - по "Унесённым ветром", написанному через семьдесят лет.». Поскольку сделал это человек, не являющимся ни постоянным читателем моего журнала, ни, тем более, взаимным френдом, не считаю грехом процитировать. Единственное, что я могла, так это посоветовать автору комментария судить о Древнем Риме по роману Джованьоли «Спартак». Или же об эпохе Людовика XIII по книгам Дюма.



«Унесенные ветром» или «Война и мир» - замечательные РОМАНЫ, то есть художественные произведения. Кроме того, Митчелл родилась через 35 лет после окончания войны Северных и Южных штатов, а Толстой - через 16 после Отечественной войны. Писатели не были очевидцами тех событий и находились примерно в таком же положении, как мы по отношению к Великой Отечественной войне. Еще живы те, кто ее прошел, но мы о ней только слышали и читали. И наш менталитет, наш образ жизни совершенно не похож на тогдашний. Книга, сочиненная в наши дни, будет либо историческим исследованием, либо романом. Историческим источником она не будет (Ну, разве что кто-то из ветеранов решит на старости лет воспоминания написать.) Поэтому судить о 1940-х годах мы будем по документам ТОГО времени, по мемуарам очевидцев, по кино-фото-фоно документам и пр.

Еще раз: Лев Николаевич Толстой написал РОМАН. Кстати, у тех, кто пережил войну 1812 года, были претензии к автору «Войны и мира». Петр Андреевич Вяземский, которому в описываемую эпоху было 20 лет и который прекрасно помнил события, писал следующее: «К чему в порыве юмора, впрочем, довольно сомнительного, населять собрание 15-го числа, которое все-таки останется историческим числом, стариками подслеповатыми, беззубыми, плешивыми, оплывшими желтым жиром, или сморщенными, худыми? Конечно, очень приятно сохранить в целости свои зубы и волоса: нам-старикам даже и завидно на это смотреть. Но чем же виноваты эти старики, из коих некоторые, может статься, были — да и наверное были — сподвижниками Екатерины; чем же виноваты и смешны они, что Бог велел им дожить до 1812 года и до нашествия Наполеона? Можно, пожалуй, если есть недостаток в сочувствии, не преклоняться пред ними, не помнить их заслуг и блестящего времени; но, во всяком случае, можно и должно, по крайней мере из благоприличия, оставлять их в покое.

Воля ваша, нельзя описывать исторические дни Москвы, как Грибоедов описывал в комедии своей ее ежедневную жизнь. Да и в самой комедии есть уже замашки карикатуры. Могли быть Фамусовы и в Москве 1812 года, но были и не одни Фамусовы. А в книге «Война и мир» все это собрание состоит из лиц подобного калибра…

А в каком виде представлен император Александр в те дни, когда он появился среди народа своего и вызывал его ополчиться на смертную борьбу с могущественным и счастливым неприятелем? Автор выводит его пред народом — глазам своим не веришь, читая это — с «бисквитом, который он доедал». — «Обломок бисквита, довольно большой, который держал государь в руке, отломившись, упал на землю. Кучер в поддевке (заметьте, какая точность во всех подробностях) поднял его. Толпа бросилась к кучеру отбивать у него бисквит. Государь подметил это и (вероятно, желая позабавиться?) велел подать себе тарелку с бисквитами и стал кидать их с балкона»...

Александр I. 1810-1812. Жерар. Эрмитаж (Фрагмент)


Если отнести эту сцену к истории, то можно сказать утвердительно, что это басня; если отнести ее к вымыслам, то можно сказать, что тут еще более исторической неверности и несообразности. Этот рассказ изобличает совершенное незнание личности Александра I. Он был так размерен, расчетлив во всех своих действиях и малейших движениях; так опасался всего, что могло показаться смешным или неловким; так был во всем обдуман, чинен, представителен, оглядлив до мелочи и щепетливости: что, вероятно, он скорее бросился бы в воду, нежели бы решился показаться пред народом, и еще в такие торжественные и знаменательные дни, доедающим бисквит. Мало того: он еще забавляется киданьем с балкона Кремлевского дворца бисквитов в народ, — точь-в-точь как в праздничный день старосветский помещик кидает на драку пряники деревенским мальчишкам! Это опять карикатура, во всяком случае совершенно неуместная и несогласная с истиной. А и сама карикатура — остроумная и художественная — должна быть правдоподобна. Достоинство истории и достоинство народного чувства, в самом пылу сильнейшего его возбуждения и напряжения, ничего подобного допускать не могут. История и разумные условия вымысла тут равно нарушены...»

Лев Николаевич Толстой. 1873. Крамской


Что касается стариков, то, пожалуй, я соглашусь с Петром Андреевичем. 15 июля 1812 года - день, когда члены Дворянского и Купеческого собрания в Москве решали, что они могут сделать в этот трудный час. Екатерининские генералы, вместо того, чтобы спокойно доживать свой век, вытащили из сундуков мундиры и съехались в старую столицу. А Толстой их – мордой об стол: «Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, — все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что-то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые.» А между тем, эти беззубые старики собирали деньги и организовывали ополчение.

P.S. Текст Толстого можно прочитать здесь: http://ilibrary.ru/text/11/p.185/index.html
А текст С.Глинки, очевидца тех событий, здесь: http://www.hrono.info/libris/glinka01.html
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2008-12-04 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] skeily-ramires.livejournal.com
Не очень-то красиво со стороны графа, но всем угождая, романа не напишешь. Да и, как вы верно заметили, не исследование он писал, а роман.

Date: 2008-12-04 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] ex-major-at.livejournal.com
В пренебрежении Толстого к личности Александра и к старому московскому дворянству явственно и последовательно выражена одна из основных идей "Войны и Мира". Царь, разбрасывющий бисквиты есть родной брат Бонопарта, растерянно влекомого инерцией собственной армии... Толстой пытался продемонстрировать именно незначительность отдельной личности в свете исторических событий и процессов.

Date: 2008-12-04 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Видите ли, писать роман про армии и толпы невозможно. Только про личности. И в данном случае я соглашусь с критиками графа: оба раза он перегнул палку. Впрочем, с Наполеоном тоже: образ нарисован так, чтобы вызвать у читателя физическое отвращение вплоть до рвотных позывов.

Date: 2008-12-04 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] ex-major-at.livejournal.com
Я вообще не разделяю взглядов Льва Николаевича, но он имел в виду именно это, выводя карикатурные образы. Он и прямо в тексте говорит о малозначимости отдельной личности в историческом процессе. Поиск прямой цитаты займет некоторое время, но если Вам угодно...

Date: 2008-12-04 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Да нет, не ищите, роман читан-перечитан. Но ведь дорог он нам именно художественной, а не историософской частью. К счастью, граф был слишком крупным художником, чтобы скатиться до полной карикатуры. Иначе роман вообще бы не состоялся.

Date: 2008-12-04 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] alisal.livejournal.com
ну что ж, Толстой имел право на свое видение

личные симпатии и антипатии оказывают влияние даже на труды ученых историков, что уж говорить о романистах)

Date: 2008-12-04 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] honestlil.livejournal.com
Толстой смотрел с того удаления, когда романтический флер на события накинуть было еще невозможно. Для этого нужен куда больший срок; да и другая личность. Граф же видел себя скорее обвинителем ... :)

Date: 2008-12-04 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] boddhi.livejournal.com
Первое, что приходит на память: "Царь есть раб истории".

Date: 2008-12-04 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Вот и дописался, что эти цены нормальные школьники просто пролистывают!

Date: 2008-12-04 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
интересно, а кто вообще тогда эти сцены читает? Точнее, кому бы они могли быть интересны при прочтении? исторической достоверности в них нет, к основной линии романа они мало отношения имеют...

Date: 2008-12-04 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] miss-ksunny.livejournal.com
That is the problem that our judgements about some periods of our (or foreign) history are based on the novels like "War and piece" and so on. ALL of us have had "War and peace" at the literature lessons, all had to write essays about character of Natasha Ristova or about Tolstojs vision of history. But only few of us have read historical works, or memoirs of people who took part in the war of 1812. "War and peace" became a piece of mass culture that every pupil knows (and hates), and the most of us dont use other sources of information where we could find other point of view. That is the problem - people dont know their history and judge about the history basing on novels.
I am sorry for my bad english but I dont have a possibility to use russian letters now((

Date: 2008-12-04 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] sarmata.livejournal.com
Неужели нужно кого-то убеждать, что "Война и мир" не исторический источник? :)
Интереснее разобраться с источниками, которыми пользовался сам Толстой. В свое время этим занимался, в частности, Шкловский. См.: http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3319.html
Впрочем, со своими источниками (к тому же нередко малодостоверными) Толстой обращался весьма вольно. Так эпизод с «хлебом-солью» в записках Сергея Глинки превратился в метание бисквитов в толпу. См. по ссылке у Шкловского.

Date: 2008-12-04 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] syn-snow.livejournal.com
(Извиняюсь за свои пять копеек)
Ну, почему же. Я вот недавно читала и прочла все сцены, даже те которые раньше всегда пролистывала. Очень познавательно оказалось, такой портрет автора романа любопытный получился.

Date: 2008-12-04 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] syn-snow.livejournal.com
Война и мир конечно интересен, но мне еще в добавок было интересно читать прижизненную критику на этот роман. Современники действительно отнеслись иначе к произведению. Очень историческую часть ругали. А также манеру написания романа, обвиняли в затянутости и излишних философских рассуждениях. С чем я полностью согласна. А у нас классика! Классика!

Date: 2008-12-04 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] morita.livejournal.com
хм...Глинку читать еще не приходилось,почитаю с удовольствием!

Date: 2008-12-04 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
За стариков все равно обидно.

Date: 2008-12-04 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Может быть, но в других местах он отзывается об Александре очень хорошо, противопоставля его французскому императору.

Date: 2008-12-04 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я все понимаю, но давайте все же уважать друг друга. Я не обязана знать английский. У меня свободный французский, но я же не пишу посты на этом языке, верно?
Если сейчас Вам недоступна русская клавиатура, пожалуйста, пишите транслитом.

Date: 2008-12-04 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну да, если к Александру граф еще более-менее неплохо, то образ Бонапарта вызывает практически одни отрицательные эмоции.
Вы правы, в романе слишком много толпы и армии. В фильме Бондарчука, кстати, тоже, поэтому местами его совершенно невозможно смотреть. Теряется, если так можно выразиться, духовная связь с героями.

Date: 2008-12-04 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я все же считаю, что у сатиры должна быть мера.

Date: 2008-12-04 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Интересная мысль. Современники воспринимали эти события более торжественно, в героическом стиле. Мы, похоже, тоже. А сыновья тех, кто воевал - скептически?

Date: 2008-12-04 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Честно говоря. не только школьники. я Толстого способна читать лишь кусками. С передыхом.

Date: 2008-12-04 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Иногда приходится. Комментарий вполне реальный. Ладно еще, если на Толстого ссылаются, а не на любовные романы. Я иногда в ужас прихожу: что у людей в голове творится?
За ссылку спасибо, сейчас пойду изучать.

Date: 2008-12-04 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это как раз то, с чем я пытаюсь бороться: бездумье. Людям лень пошевелить мозгами и они повторяют чужие мысли.

Date: 2008-12-04 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я бы и на Вяземского ссылку дала, но его, по-моему, в сети нет.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

July 2024

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 1213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 17th, 2025 12:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios