Два императора. Две царские резиденции
Nov. 20th, 2007 12:46 pmПавел I всю жизнь считал, что мать должна была уступить ему трон, когда он достиг совершеннолетия. Не уступила. Только в 42 года, истомившись в ожидании, дорвался он наконец до столь вожделенного царского венца. И сразу же стал доказывать всем, и в первую очередь самому себе, что он – император. «Император. Разве не видите!!! Всем смотреть сюда!» Поэтому его портреты поражают обилием регалий: далматик, корона, скипетр, держава, многочисленные ордена и кресты…
Павел страшно боялся покушений на свою жизнь и построил в центре Санкт-Петербурга Михайловский замок. Крепость, не дворец, с мощными стенами, подъемный мостом, крепкими воротами. Саблуков, кстати, очень неплохо относившийся к Павлу Петровичу, свидетельствует: «Самый двор, запертый в Михайловском замке, охранявшемся наподобие средневековой крепости, также влачил скучное и однообразное существование. … Император, поместивший свою любовницу в замке, уж не выезжал, как он это делал прежде и даже его верховые прогулки ограничивались так называемым третьим летним садом, куда, кроме самого императора и ближайших лиц свиты, никто не допускался». Павел окружил себя стражей: главный караул во дворе, наружные часовые… и погиб, задушенный, забитый заговорщиками через 40 дней после переезда в свой любимый Михайловский замок.
Александр I, прекрасно осведомленный о том, какая судьба постигла его отца и деда, всю жизнь гулял без охраны, в одиночестве. Сохранилось масса историй о том, как его принимали за простого гвардейского офицера. Обывателям просто в голову не приходило, что вот здесь, рядом с ними так запросто стоит кто? Сам государь император?! А где же трон? Мантия? Скипетр? Где!?!! Офицерский мундир. Ни колец, ни часов. Ни единого украшения. Стоит отметить, что на парадных портретах ордена все же присутствуют, но тут уж «положение обязывает». Хочешь, не хочешь, а наденешь.
Любимым дворцом Александра был Каменноостровский. Тогда, в начале 19 века, это было тихое место, расположенное далеко от центра города. Дворец сохранился до наших дней, но мало кто об этом знает. Спросите любого питерца и он вам покажет Зимний, Казанский собор, Исакий… «Каменноостровский? Вы не путаете? Театр на острове есть. А дворец? Да нет там никаких дворцов!» И все же он есть. Сравнительно небольшое двухэтажное здание с белыми колоннами. Сейчас там военный санаторий с КПП, солдатами, вахтерами и прочими прелестями. А ведь 200 лет назад в парк, окружавший дворец мог зайти любой желающий.
«Вокруг царского дворца не было видно никакой стражи, и злоумышленнику стоило подняться на несколько ступенек, убранных цветами, чтобы проникнуть в небольшие комнаты государя и его супруги!» - так пишет Р.С.Эдлинг. Злоумышленников не находилось. Зато обнаруживалось немало любопытных. Посмотреть на живого императора – развлечение не хуже любого другого. Послушаем Ф.Ф.Вигеля: "Наскучив пышностью и величием, среди коих возрос, всегда любил он (Александр I) также простоту как в одеянии, так и в образе жизни. Изо всех дворцов своих самый укромнейший, совсем забытый Каменноостровский дворец выбрал он летним своим местопребыванием. Одна сторона его обращена была к реке, другая к саду, в котором два большие входа, один против другого, делали его проходным, так что люди всякого звания, даже простые мужики, могли безвозбранно толпами ходить (и ходили) под самыми окнами не высоко над землею стоящего царского кабинета и почти в него заглядывать. Это его чрезвычайно тешило и радовало." Парк был открыт для всех до тех пор, пока, уже, после смерти Александра, во дворец не вселилась Елена Павловна, жена великого князя Михаила Павловича. Она такого безобразия не потерпела, и доступ публики в парк был сразу же решительно прекращен.
Император Павел I. Бюст работы Шубина. 1800 г.
Просто рождественская елка какая-то!

Император Александр I. Бюст работы Шубина. 1801 г.

Михайловский замок. Главный фасад.

Еще один фасад. Как известно, их 4 и все разные. Фантазия у императора была богатая.

Внутренний двор.

Каменноостровский дворец. Кстати, именно здесь, на втором этаже, собирался Негласный Комитет или, как его «ласково» называла Мария Федоровна, Якобинская шайка.

Аванзал. Картины с видами Италии.

Зал-галерея

Павел страшно боялся покушений на свою жизнь и построил в центре Санкт-Петербурга Михайловский замок. Крепость, не дворец, с мощными стенами, подъемный мостом, крепкими воротами. Саблуков, кстати, очень неплохо относившийся к Павлу Петровичу, свидетельствует: «Самый двор, запертый в Михайловском замке, охранявшемся наподобие средневековой крепости, также влачил скучное и однообразное существование. … Император, поместивший свою любовницу в замке, уж не выезжал, как он это делал прежде и даже его верховые прогулки ограничивались так называемым третьим летним садом, куда, кроме самого императора и ближайших лиц свиты, никто не допускался». Павел окружил себя стражей: главный караул во дворе, наружные часовые… и погиб, задушенный, забитый заговорщиками через 40 дней после переезда в свой любимый Михайловский замок.
Александр I, прекрасно осведомленный о том, какая судьба постигла его отца и деда, всю жизнь гулял без охраны, в одиночестве. Сохранилось масса историй о том, как его принимали за простого гвардейского офицера. Обывателям просто в голову не приходило, что вот здесь, рядом с ними так запросто стоит кто? Сам государь император?! А где же трон? Мантия? Скипетр? Где!?!! Офицерский мундир. Ни колец, ни часов. Ни единого украшения. Стоит отметить, что на парадных портретах ордена все же присутствуют, но тут уж «положение обязывает». Хочешь, не хочешь, а наденешь.
Любимым дворцом Александра был Каменноостровский. Тогда, в начале 19 века, это было тихое место, расположенное далеко от центра города. Дворец сохранился до наших дней, но мало кто об этом знает. Спросите любого питерца и он вам покажет Зимний, Казанский собор, Исакий… «Каменноостровский? Вы не путаете? Театр на острове есть. А дворец? Да нет там никаких дворцов!» И все же он есть. Сравнительно небольшое двухэтажное здание с белыми колоннами. Сейчас там военный санаторий с КПП, солдатами, вахтерами и прочими прелестями. А ведь 200 лет назад в парк, окружавший дворец мог зайти любой желающий.
«Вокруг царского дворца не было видно никакой стражи, и злоумышленнику стоило подняться на несколько ступенек, убранных цветами, чтобы проникнуть в небольшие комнаты государя и его супруги!» - так пишет Р.С.Эдлинг. Злоумышленников не находилось. Зато обнаруживалось немало любопытных. Посмотреть на живого императора – развлечение не хуже любого другого. Послушаем Ф.Ф.Вигеля: "Наскучив пышностью и величием, среди коих возрос, всегда любил он (Александр I) также простоту как в одеянии, так и в образе жизни. Изо всех дворцов своих самый укромнейший, совсем забытый Каменноостровский дворец выбрал он летним своим местопребыванием. Одна сторона его обращена была к реке, другая к саду, в котором два большие входа, один против другого, делали его проходным, так что люди всякого звания, даже простые мужики, могли безвозбранно толпами ходить (и ходили) под самыми окнами не высоко над землею стоящего царского кабинета и почти в него заглядывать. Это его чрезвычайно тешило и радовало." Парк был открыт для всех до тех пор, пока, уже, после смерти Александра, во дворец не вселилась Елена Павловна, жена великого князя Михаила Павловича. Она такого безобразия не потерпела, и доступ публики в парк был сразу же решительно прекращен.
Император Павел I. Бюст работы Шубина. 1800 г.
Просто рождественская елка какая-то!
Император Александр I. Бюст работы Шубина. 1801 г.
Михайловский замок. Главный фасад.
Еще один фасад. Как известно, их 4 и все разные. Фантазия у императора была богатая.
Внутренний двор.
Каменноостровский дворец. Кстати, именно здесь, на втором этаже, собирался Негласный Комитет или, как его «ласково» называла Мария Федоровна, Якобинская шайка.
Аванзал. Картины с видами Италии.
Зал-галерея
no subject
Date: 2007-11-21 02:40 am (UTC)no subject
Date: 2007-11-21 01:08 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-21 09:23 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-22 08:57 am (UTC)(no subject)
From:no subject
Date: 2007-11-21 09:19 pm (UTC)Насчет декабристов мне тоже интересно. Собирались, собирались, да так и не собрались. Хотя, казалось бы, никаких проблем: где и когда каждый день гуляет царь было известно по метрам и по минутам, Даже название этому маршруту дали: le tour imperial.
no subject
Date: 2007-11-21 06:57 am (UTC)no subject
Date: 2007-11-21 09:39 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-22 05:18 am (UTC)no subject
Date: 2007-11-21 01:10 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-21 09:33 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-22 09:03 am (UTC)no subject
Date: 2008-01-30 07:38 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:насколько я знаю
Date: 2007-11-23 10:29 am (UTC)В общем-то телохранители ИМХО эффективны действительно против терротистов, но не против дворцового переворота - свои и в нужнике достанут
Re: насколько я знаю
Date: 2007-11-23 06:27 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-23 09:03 pm (UTC)Впрочем, я тут вспомнила, как питерской барышне объясняла, где находится улица Зодчего Росси...
no subject
Date: 2007-11-23 09:08 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-25 09:30 pm (UTC)Я, собственно, историю Островов очень люблю и с удовольствием читаю Витязеву в качестве легкой книги на ночь. Отчасти поэтому и крестилась в церкви Иоанна Предтечи :)
no subject
Date: 2007-11-23 10:12 pm (UTC)Павел имел законные права на престол, в отличие от Екатерины.
Так что ваш сарказм не совсем понятен.
Вообще, Павел в нашей историографии всегда изображался тенденциозно.
Причины очевидны - гадости о нем распространяли его убийцы и им сочувствовавшие. Но вот мелкий штрих:
Павел традиционно изображается кретином (даже у любимого мной довольно объективного Алданова), но этот кретин
почему-то додумался ввести в русской армии шинели. А при великой Екатерине под мундиры тряпье запихивали, для сугрева:)
Сочинявшие о нем небылицы дворяне ходили в шубах и их нововведение к императору не расположило. Вот если бы он им еще пару миллионов крепостных подкинул! А он вместо этого заставил их заниматься реальной службой. Ну как его не задушить после этого:)
no subject
Date: 2007-11-23 10:37 pm (UTC)Кроме того, Вы забываете, что в России престол не переходил в обязательном порядке от отца к сыну (Ну, или от старшего брата к младшему). По указу Петра Iимператор сам назначал себе преемника. Петр Федорович не назначал наследником Павла. Нехорошо, конечно, мужа с трона свергать... но вот права сына Екатрина никак не ущемляла. Не было у него прав.
Шинели - верно. Но кроме них развлекалочек хватало. За 4 года форма в Конногвардейском полку менялась 9 раз. Из 132 офицеров этого полка к концу царствования Павла в строю осталось 2. Два человека. Остальне либо сами подали в отставку, либо были сосланы императором. Лично я такую текучесть кадров нормальной не считаю.
P.S. Алданова я тоже нежно люблю.
no subject
Date: 2007-11-24 06:55 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-28 11:31 am (UTC)Про текучесть кадров вот вам цитата из Эйдельмана:
"Офицер Преображенского полка Александр Шепелев 14 августа 1797 г. "переведен в Елецкий мушкетерский полк за незнание своей должности, за лень и праздность, к чему он привык в бытность свою при Потемкине и Зубове, где вместо службы обращался в передней и в пляске". Таких случаев можно вагон и маленькую тележку вспомнить. На самом деле, Павел всего-то и хотел, что дисциплинировать гвардейскую вольницу - что и стоило ему в итоге жизни.
Про престолонаследие вопрос - проще некуда. Если я на вас женюсь, потом зарублю вас топором и поселюсь в вашей квартире, выгнав ваших детей, то ни один суд моих прав на жилплощадь не признает. Даже гаагский трибунал:)
Я Павла не идеализирую. Если бы он вступил на престол в молодости, он был бы прекрасным правителем, может быть, величайшим со времен Ивана III. Ожидание и нервотрепка испортили его. Но, кроме матери, винить тут некого.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:А вот меня больше интересуют исследования и мемуары.
From:А вот меня больше интересуют исследования и мемуары.
From:Re: А вот меня больше интересуют исследования и мемуары.
From:ну, когда речь о царях-королях
From:Re: ну, когда речь о царях-королях
From:ну чтож
From:no subject
Date: 2013-01-24 08:17 pm (UTC)Можно взять несколько постов себе в дневник (лиру)?
Естественно со ссылкой
Семья Мастерковых (Аня и Алексей)
no subject
Date: 2013-01-24 08:24 pm (UTC)no subject
Date: 2019-05-20 07:18 pm (UTC)