catherine_catty: (Романовы)
[personal profile] catherine_catty
Барон Модест Андреевич Корф, член Государственного совета, директор Императорской публичной библиотеки и пр., собрал «Материалы и черты к биографии императора Николая», изданные в 1896 году. Эта работа ценна тем, что Корф, будучи современником императора, не только знал его лично, но и мог использовать многочисленные источники (камер-фурьерские журналы, приходно-расходные книги. Переписку членов царской семьи и пр.). Более того, сын Николая I, Александр Николаевич, сам ставший к тому времени императором, внимательно прочитал текст и сделал свои пометки в тех местах, с которыми он не был согласен. Например, Корф пишет: «Любил ли Николай Павлович уроки английского языка, неизвестно, но, по крайней мере, он научился ему и говорил на нем довольно бегло». Александр II готов поспорить с автором «Он изъяснялся на английском языке с большим затруднением, хотя выговор у него был отличный». В общем, труд чрезвычайно интересен, как для тех, кто является поклонником этого императора, так и для тех, кто интересуется историей. Хочу процитировать маленький отрывок, касающийся как я понимаю, крайне животрепещущей темы «Николай Павлович и женщины».

Император Николай Павлович. 1834. Рокштуль. Музей Пушкина. (Москва)


«Нельзя не упомянуть здесь о весьма замечательном факте, относящемся к последнему периоду безбрачной жизни Николая Павловича и самим им впоследствии высказанном. Однажды, в 1835 году, посетив С.-Петербургскую Калинкинскую больницу (венерологическую –К-К), император Николай обратился к дежурному ординатору Реймеру, сопровождавшему его при обзоре палат больницы, и сказал ему: «Я пришлю сюда своего сына, и ты покажи ему самые ужасные примеры сифилитической болезни на мужчинах и женщинах. Когда я был молод и еще не женат, мой доктор Крейтон тоже водил меня по военному госпиталю, и больные, которых я увидел, произвели во мне такой ужас, что я до самой женитьбы своей не знал женщин».

Через несколько дней после посещения императора, действительно, в Калинкинскую больницу пожаловал великий князь наследник и цесаревич Александр Николаевич, и вид больных, которых ему показали, был столь страшен и возмутителен, что он, побледнев, нашелся вынужденным поспешно выйти, присесть в другой комнате и спросить стакан воды.»

Цесаревич Александр Николаевич. 1833. Винберг. Третьяковка.


« Это выдумки. Меня привез в больницу сам государь несколько времени до моего отъезда по России в 1837 г. На меня оно действительно произвело самое отвратительное впечатление, но я с батюшкою обошел все палаты, не думая спрашивать стакана воды." {собственноручная заметка государя императора Александра II).

Лично мне больше всего понравилась приписка Александра II. Мол, не слабак я вовсе, нечего мне чуть ли не обморок приписывать!

Date: 2010-02-14 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
На самом деле налицо путаница в показаниях. :-) Был Александр один или с отцом?
Александра II частно обвиняли в слабости и нерешительности (хотя именно он разрубил гордиев узел крепостного права), так что его реакция понятна.
Интересно, где опубликованы текст Корфа с комментариями царя?

Date: 2010-02-14 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Кстати, да. Автор и комментирующий рассказали две разные версии.
Опубликовано в книге "Николай I. Молодые годы. СПб, 2008" и ранее - в Сборнике ИРИО. Т. 98. 1896.

Date: 2010-02-14 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2010-02-14 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] teh-milla.livejournal.com
спасибо!

Date: 2010-02-14 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.

Date: 2010-02-14 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
По поводу удаленного поста в комунити
Пишу сюда из уважения к решению модераторов

Сам пост
http://blogs.yandex.ru/cachedcopy.xml?f=6f97c885a528a6d13bb4c7fa26201611&i=614&m=http%3A%2F%2Fcommunity.livejournal.com%2Fnicholas_i%2F160583.html

Комменты
http://blogs.yandex.ru/search.xml?post=http%3A%2F%2Fcommunity.livejournal.com%2Fnicholas_i%2F160583.html&ft=comments

Date: 2010-02-14 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Пойду почитаю.

Date: 2010-02-14 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Прочитала. Очень жалею, что не успела поучаствовать. Какое чистое незамутненое сознание!!!
"Ходил по юным смолянкам". Девушка совершенно не представляет нравы тогдашнего общества.
"Такой красавчик с яйцами и вдруг - гонарея. Позор на всю Европу." Ну, вообще Александр какую-то венерическую заразу подхватил. И - ничего, Европа промолчала. Полагаю, она даже не знала об этом. И вообще, на тот момент подобные заболевания чем-то необычным не были.
"Нравственный мужчина - павел Пестель". Всегда говорила: если кого из повешенных не жалко, то Пестеля. Потрясающий мерзавец был.
"страннников, которых ходили по Руси и умирали от простуды." Это уже даже комментировать не могу.

Спасибо!!!

Date: 2010-02-14 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Я тоже этот пост читала, только уже после того, как он был удалён. Не перестаю изумляться настойчивому стремлению девушки донести до общественности "горькую правду" об истинном облике Николая Павловича Романова. Такой чувство, что у неё это просто какая-то навязчивая идея.

Date: 2010-02-14 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Похоже, что так. Пожалеть впору.

Date: 2010-02-14 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Не понимаю только, откуда у неё такие представления о конкретной исторической эпохе. Я ещё понимаю, если бы человек учился в школе в советские времена и ему крепко вбили в голову некоторые вещи. А тут... не знаешь, что думать, право.

Date: 2010-02-14 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Боюсь, тут можно говорить только о том, что у человека большие проблемы. Что с историей, что с грамматикой, что со здравым смыслом, что с воспитанием. Зато какое самомнение!

Date: 2010-02-14 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Да уж, самомнение так и прёт! "Всё восторженные дураки, одна я трезвомыслящая и умная"))

Date: 2010-02-14 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что-то я не поняла. Ну, ладно, я всегда считала это существо недалеким и обходила стороной, как могла. Но Вы с ней взаимные френды. Вы всех френдов за их спинами так обсуждаете и стоит ли мне опасаться того же? Уж простите, на мой взгляд это крайне неприлично.

Date: 2010-02-14 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Да, я её взаимно зафрендила, так как мне показалось, что у нас есть сходные интересы плюс несколько общих френдов, к которым я отношусь с симпатией (может, их уже и нет там, не знаю). Но общения не получилось и теперь уже ясно, что не получится. Так что Вы зря подозреваете меня в двурушничестве:) Да ведь это и не сплетни за спиной, ибо ЖЖ - прозрачная система, где всё комменты фиксируются.

Date: 2010-02-14 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Кого Вы занесли во френды - дело Ваше. Мне никогда бы не пришло в голову спрашивать, на каком основании это сделано. Я толкую о другом.
Знаете, мне как-то никогда не приходило в голову говорить нелицеприятные вещи о взаимных френдах. Ну вот вообще никогда. Я либо общаюсь с человеком, либо говорю про него гадости. Но не все сразу. А комменты можно и удалить, это известно. И, видя такую политику, мне лично не сильно хочется с этих пор откровенничать. А то вдруг в журнале Илоны Вы будете во всем с ней соглашаться.

Date: 2010-02-14 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Похоже, у нас с Вами немного разное отношение к понятию "ЖЖ-френд". Для меня это, скорее, читатель и собеседник, чем друг. А читатель и собеседник, по-моему, не обязательно должен придерживаться во всех вопросах тех же взглядов, что и я, и даже не всегда должен говорить приятные вещи. Конечно, с некоторыми френдами отношения переходят в самую настоящую дружбу, но это, как и у всех, случается не часто. Да и то иной раз можем поссориться:)
Что касается нелицеприятных вещей, то я не говорю их о тех френдах, с которыми собираюсь продолжать общение. Но, даже если человек становится мне неприятен, я не всегда тут же его расфренживаю. Просто потому, что иной раз не доходят руки или я об этом элементарно забываю.

Date: 2010-02-14 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Мне кажется, Николай совершенно правильно сделал, что привёл сына в такую больницу. А ведь действительно, молодому человеку полезно посмотреть, к чему приводит излишняя невоздержанность и неразборчивость в связях!)
Приписка Александра, конечно, прикольная.

Date: 2010-02-14 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, некоторым стоит на это посмотреть! Во избежание.

Date: 2010-02-14 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] madiken_old.livejournal.com
Какой действенный метод воспитания.
Я думаю, цесаревич все-таки попросил стакан воды, просто сознаться не хотел:)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Наверное, так!
Мне вот интересно, в каком году это было. Корф дает 1835, а Александр николаевич - 1837.
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Думаю Корф более прав. В 1837 ему уже почти 20 и очень сомнительно, что он с женщинами не знался. А вот 1835 - вполне вероятно:)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Наверное, вы правы. В 37 поздновато тащить было сына в больницу на сифилитиков любоваться.

Date: 2010-02-14 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Очень завидую хорошему английскому произношению НП!

Date: 2010-02-14 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да. Но у него ведь няней была англичанка. Наверное, это повлияло.

Date: 2010-02-14 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] xi-mera.livejournal.com
Как вы думаете,был ли роман у Николая Павловича и Натальи Николаевны Гончаровой?Я уважаю эту женщину,что бы ни писали Цветаева и Ахматова.Гляжу на ее портреты и не верю,что она была каким-то легкомысленным чудовищем,по вине которого погиб Пушкин.Но может быть я не владею достаточной информацией?

Date: 2010-02-14 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я думаю, что нет, не было романа. Цветаева и Ахматова страстно любили Пушкина, так страстно, что, похоже, ревновали к жене и обвиняли ее в том, к чему она не причастна. Я не пушкинист, а Пушкин - не мой герой, но, по-моему, сейчас литературоведы не считают, что был роман.

Date: 2010-02-17 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] zina-korzina.livejournal.com
Хотя спросили не меня, но я хотела бы сказать своё слово. На мой взгляд, этого романа не было. Хотя, Николай симпатизировал Гончаровой, но никаких документальных подтверждений этому адюльтеру нет.

Date: 2010-02-17 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] xi-mera.livejournal.com
Спасибо за ответ.Попалась информация,возможно неправдивая,что среди вещей,принадлежащих НиколаюI,был найден медальон с изображением Гончаровой.Хотела спросить Вас,Екатерина,не попадались ли Вам дневниковые записи или письма современников Пушкина и Л.Н.Толстого,с критикой,как позитивной,так и негативной,"Евгения Онегина" и "Войны и мира"?Скажем так-мнение "простого" читателя.

Date: 2010-02-18 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Насчет Толстого "Записную книжку" Вяземского посмотрите. Что до "Онегина", то это для меня уже поздновато. Мои интересы на 20-х годах заканчиваются, дальше - фрагментами.

Date: 2010-02-14 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Суровая метода, напоминает спартанскую с пьяными рабами.

Date: 2010-02-14 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, идея та же. Лучше один раз показать, чем 5 раз рассказать.

Date: 2010-02-14 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Любопытно. и мудро очень:)
Но Александру это не помешало быть большим женолюбом:):)

Date: 2010-02-14 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Наверное, не на всех такая демонстрация действует. На нашего цесаревича если и повлияло, то ненадолго. Увы.

Date: 2010-02-15 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] edo-rus.livejournal.com
возникает впечатление, что всё это было придумано для того, чтобы оправдать посещение венеролога цесаревичем ;)

Date: 2010-02-15 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ха! Хорошая теория! Вот как надо прикрытие делать!

Date: 2010-02-21 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com
самый роскошный комментарий:) правда - без подвоха. особенно зная любвеобильность Александра Павловича:)
Катерина, спасибо за пост!

Date: 2010-02-21 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Только там другой цесаревич, Александр Николаевич. Палыча никто в вен.больницу не таскал.

Date: 2010-02-21 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com
ой, прости:))) я перед этим читал твои посты про Павловича:) так что - это "оЧепятка":)

Date: 2010-02-21 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну точно! Все привыкли, что я про "Палыча" пишу.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 02:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios