catherine_catty: (Романовы)
[personal profile] catherine_catty
В Государственном архиве Тверской области хранится рукопись, которая условно называется «Рассказы старушки о Твери». Рассказчица происходит купеческой семьи Светогоровых, но имя ее неизвестно. Приглашаю почитать текст всех, кто интересуется личностью в.к. Екатерины Павловна, сестры императора Александра. Многие фразы из этой истории уже давно разошлись на цитаты, но первоисточник-то всегда лучше пересказа.


"А это было уже на моей памяти. В 1808 г. в Тверь приехала на житье великая княгиня Екатерина Павловна с принцем супругом, котораго государь Александр Павлович назначил генерал-губернатором над тремя губерниями: Тверскою, Ярославскою и Новгородскою. Поселились они в Тверском дворце.

Георг Ольденбургский. 1809-1812. Сент-Обен.


Великая княгиня была из себя красавица: темноволосая, с темносиними глазами, белая и скоро говорила. Ее очень все любили за обходительный нрав. Часто она давала балы во дворце и одинаково приветливо принимала и дворянина, и купца, и даже молоденькаго офицера. Просила, чтобы все веселились у нее без чинов. Это была любимая сестра Александра Павловича, и он нередко гащивал у ней в Твери недели по три. При нем особенно веселились. В пасху было заведено, чтобы после обедни все шли во дворец. Великая княгиня христосовалась с каждым и каждому яйца давала. По-русски говорила она отлично. В ту пору губернаторша была Ушакова, та как-то и скажи в обществе: «Странно, право, слышать, как великая княгиня хорошо русским языком владеет». А у княгини-то была любимая фрейлина Арсеньева, она и передай ей слова Ушаковой. На первом же выходе княгиня подошла к ней и говорит: «Удивляюсь, Варвара Петровна, что Вы странного нашли, что я русская, говорю хорошо по-русски?».

Екатерина Павловна, герцогиня Ольденбургская. 1809-1812.



Ко дню ангела Екатерины Павловны все тверское общество купцов выписало из Парижа голубое, вышитое креповое платье и поднесло его ей в подарок. Та приняла платье, очень благодарила и сказала, что наденет его, если государь приедет. Александр Павлович прикатил прямо к балу. В то время матушка моя еще не была представлена ему. Входит в залу, и великая княгиня и подводит ее к государю. «Это Вы, госпожа Светогорова», — сказал он матушке, он ее и после всегда так называл. «Очень рад иметь удовольствие с Вами познакомиться. Благодарю Вас, что сестру бережете», — и руку ей подал. Государь с матушкою часто разговаривал, потому что дедушка мой служил тогда в Твери головой и был очень жалован великою княгинею.

Тверския окрестности очень нравились Александру Павловичу, особенно полюбился ему вид в селе Каменке, что в 20 верстах от города по Волоколамской дороге. Как-то он и говорит матушке: «Прекрасныя у вас места около Твери, госпожа Светогорова!». А она ему на это: «С тех пор как Вы у нас, Ваше величество, все места стали краше». «Полноте, пожалуйста, отвечал он с улыбкою, мне лесть и в Петербурге надоела, зачем ее вводить в Твери?». Раз государь отправился, по обыкновению, с утра на дрожках в одну лошадку за город и запоздал. Екатерина Павловна села завтракать без него. Кончила она завтрак, а государь все не едет. Тут она не выдержала: день то был жаркий, вышла из дворца в одном платье, взошла по лестнице на крепостной вал. И села на ступеньке ждать брата. Много ли времени прошло, не знаю, подъехал государь к крепостным воротам, а она, моя голубушка, и стала ему сетовать. Он обнял ее, поцеловал, да и говорит с улыбкою: «Неужто ты думала, сестра, что со мной в Твери может что случиться?»

Император Александр I. 1808. Монье. Третьяковка.


В 1809 г. давали в Твери государю и великой княгине бал. Это было 4 июля, погода стояла отличная, вокзал" отделали на славу. Стены беседки обили французским цельным штофом и убрали ее всю цветами. Померанцевыя, лимонныя деревья в кадках выписали из Москвы, а дубы перевезли из Кашина и Зубцова, да так рядами и поставили. Хрустальный столовый сервиз в золотой оправе, дорогие фрукты, конфекты, вина — все было выписано из столиц. Государь с великой княгиней и с придворными приехал из дворца по Волге в яхте, за ними плыли лодки с музыкантами и с песенниками из мещан. Как только го-сударь взошел на берег, матушка моя, Анна Петровна Светогорова, с поклоном подала ему на серебряном подносе шампанское в петровском ковше, о котором я выше говорила. Музыка заиграла польское и государь открыл с нею бал. Матушка моя была в сарафане, вышитом жемчугом, да и все прочия дамы приехали в русском платье. После государя Коленкур повел в польском матушку, а Александр Павлович взял Толстую. Ходили они по аллеям рощи. Мне тогда лет 16 было. Как теперь гляжу на Коленкура. Высокий, белый из себя, просто красавец. Волосы у него были несколько рыжеватые, и он больше походил на англичанина, чем на француза. У него была очень приятная улыбка, и он ловко танцовал.

Арман Огюстен Луи де Коленкур. М.И. ван Бре. Лувр.


Императору бал очень полюбился. Он танцовал со многими дамами: с княгинею Волконскою, Татищевою, Ушаковою, уж и не припомню, право, еще с кем. В свите его приехали Аракчеев, Уваров и много других, все очень веселились. Когда стемнело, зажгли всюду иллюминацию, а по ту сторону Волги, прямо насупротив беседки, пустили великолепный фейерверк. Там же горел щит с вензелем государя и великой княгини. Александр Павлович был чрезвычайно весел. «У тебя тут, сестра, говорил он Екатерине Павловне, — маленький Петергоф». Народу на этом празднике было не весть что: из деревень пришли, съехались помещики со всей губернии. Угощение лилось рекою. Веселились до пяти часов утра и назад отправились опять по Волге, в лодках с музыкою и с песнями.

Вид Твери. Гравюра первой половины XIX века.


В 1810 г. в самый Духов день великая княгиня Екатерина Павловна назначила бал у себя во дворце. Погода стояла жаркая, к полудню налетела туча и разразилась сильная гроза. В то время на балы то съезжались не по нынешнему, в 7 часов уж все налицо и великая княгиня выходила из своей уборной.
Моя матушка страх как боялась грозы: она и опоздала. Вышла в залу и села в стороне. Вдруг император прямо к ней. «Отчего Вы опоздали, госпожа Светогорова?» Матушка встала и говорит: «У всенощной была, Ваше величество». Государь улыбнулся, взял ее за плечи и посадил. Потом обратился к старушке Арефьевой и спрашивает ее: «Хорош ли я себе домик выстроил?» А дворец только что перед балом заново отделали. «Да что, батюшка, — говорит ему Арефьева, — ведь бабушкин старенький починили, чай дешевле обошлось, чем весь новый то поставить». Государь же отвечал…»

А вот что ответил император старушке мы так и не узнаем, увы. На этом месте рукопись обрывается.

Date: 2010-02-12 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
неожиданный конец поста :)
а Екатерину я тут не узнала

Date: 2010-02-12 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Как всё-таки замечательно, что такие рукописи дожили до наших дней. Вот это, наверное, и называется "живая история". Да ещё ведь написано таким складным, хорошим языком!
Ответ Екатерины Павловны губернаторше Ушаковой бесконечно восхищает: "Удивляюсь, Варвара Петровна, что Вы странного нашли, что я русская, говорю хорошо по-русски?» Но и слова Александра хороши: "Мне лесть и в Петербурге надоела, зачем ее вводить в Твери?»
На голубое крепкое платье посмотреть бы:)
И ещё, очень интересно, что на балу, который тут описывается, дамы были в русском платье. Я думала, что так иной раз наряжались на балы только после 1812 года.

Date: 2010-02-12 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да. Очень хотелось бы знать, что сказал царь, но увы.
А с Екатериной - все верно. Гравюра иностранная, кто его знает, с какого портрета ее делали.

Date: 2010-02-12 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В отличие от предыдущих дневников купцов, эта запись вполне на уровне, даже слог в порядке.
Насчет русского платья - да, в 1812 году. Но Тверь - провинция, а на балу присутствовали и купчихи, которые предпочитали одеваться не по-европейски.

Date: 2010-02-12 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Мне думается, Екатерина Павловна просто молодец, что учла тот момент, что купчихи могли просто не уметь носить европейские наряды. А так никто не чувствовал себя не в своей тарелке:)

Date: 2010-02-12 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] dagmara.livejournal.com
старушка была образованной дамой, такой слог у нее хороший (особенно в сравнении с купчиками коих вы выкладывали ранее) :-)

Date: 2010-02-12 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Точно! Вы верно подметили.
На мой взгляд, вообще интересно то, что купчихи танцевали. На балах в Зимнем дворце и в Доврянских собраниях представители купеческого сословия присутствовать могли. Но как зрители.

Date: 2010-02-12 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Светогоровы - богатейшая семья. возможно, они дали детям достойное образование.
Я тут в связи с купеческими дневниками и пр., несколько дней собирала портреты представителей этого сословия. Большинство - кафтан и борода лопатой. Но несколько человек - просто европейские франты.

Date: 2010-02-12 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Возможно, на тверских купчих повлияла "политика" Екатерины Павловны:) Раз приглашают ко двору, приходится подтягиваться, учиться "политесу":)

Date: 2010-02-12 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Возможно, на тверских купчих повлияла "политика" Екатерины Павловны:) Раз приглашают ко двору, приходится подтягиваться, учиться "политесу":)

Date: 2010-02-12 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Интересно, спасибо!

Date: 2010-02-12 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тут вопрос не в умении-не умении. Им не положено было танцевать по правилам этикета. А Екатерина Павловна, похоже, это правило не соблюдала.

Date: 2010-02-12 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.

Date: 2010-02-12 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
ЖЖечка опять глючит. Ваш коммент почему-то записался как отдельный, хотя мне пришёл как ответ на мой последний:)
А Екатерину Павловну я за "демократию" уважаю!))

Date: 2010-02-12 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, я тоже удивилась, когда увидела, как комментарий встал. По-моему, ЖЖ иногда живет своей, отдельной жизнью.

Date: 2010-02-13 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] anna-maksyutova.livejournal.com
Очень ко времени пост. Перечитываю сейча Тынянова "Пушкин". И при учреждении лицея "и что скажет тверская сестра?".

Date: 2010-02-13 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Полагаю, "тверская сестра" одобрила бы.

Date: 2010-02-13 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
"Волшебная сила искусства", часть 2 - "Здравствуй, Пушкин!"
Помните? Восьмой класс и старше - танцуют, младшие - смотрят.
Кажется, именно 8 класс (я имею в виду не школу, а "табель о рангах") давал потомственное дворянство?

Date: 2010-02-13 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
Т а к и е европейские наряды, как были в 1809-12 гг (судя по портрету принцессы Ольденбургской) - лично на мой пристрастный взгляд, умеют носить только представительницы древнейшей женской профессии.
Портрет погрудный, но и то видно, что "розовые бутончики" просвечивают. Вполне возможно, что и "черная мочалочка" тоже.
Да по мне, такое платье хоть бриллиантами расшей, я бы ни за что не надела! Разве что на 2-3 нижних юбки и двухслойный бюстгальтер. Но ведь в ту эпоху белья не полагалось, кажется?

Date: 2010-02-13 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет, я не помню 8 класс. Это было 26 лет назад, с тех пор много воды утекло.
Потомственное дворянство при Александре давал 14 класс на военной службе и 8 на гражданской.

Date: 2010-02-13 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Простите, Вы точно уверены, что портрет выполнен с натуры и точно отражает образ в.княгини? Я лично нет.

Что до прочего, то с чего Вы взяли, что в ту эпоху белье не носили? Даже в период самой "развратной" моды, во время термидорианства, дамы одевали трико под платье.

О себе можете писать что угодно, но если я еще раз увижу что-нибудь типа "черной мочалки" применительно к героям моего ЖЖ, забаню.

Date: 2010-02-13 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
Я имела в виду искрометный советский фильм 1970 года - "Волшебная сила искусства" (Ленфильм). Он, кстати, есть на Ю-Тьюбе (разбит на 8 кусков примерно равной части).
Первая часть - совсем детская, по рассказу из серии "Дениска и Мишка": как искусство влияет на младших школьников.
Вторая часть - о подростках лет 14.
И, наконец, третья - о взрослых людях (как Райкин помог своей бывшей учительнице справиться с хамоватыми соседями).
Переход от одной части к другой - на фоне центра Петербурга (ансамбли Росси, памятник Пушкину и т. д.), осуществляют его некие барышни из кордебалета, в киверах и гусарских мундирах. Очень красиво!

Date: 2010-02-13 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
Хорошо, больше не буду.
А если не о Ваших героях, а о менее симпатичных персонажах - тогда как называть оную часть тела? Допустим, надо будет упомянуть, что-нибудь типа "у французских агрессоров в двенадцатом году из-под драных штанов виднелись ......" Какой тут можно придумать более приличный эквивалент грубого выражения?
Что касается, трико, то оно ведь не закрывало фигуру ниже пояса? Или закрывало?

Date: 2010-02-13 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
1. Уж придумайте какой-нибудь эвфемизм.
2. Знаете, уж даже сейчас иногда словом "трико" обозначаю либо панталоны, либо что-то типа боди.

Date: 2010-02-13 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
Боди прикрывает грудь, но плохо прикрывает то, что между ног.
Панталоны - наоборот.
Может быть, они носили одновременно 2 предмета одежды (один типа боди и один типа панталон).
Но вообще даже самые лучшие панталоны нельзя сравнивать с нижними юбками - это, опять-таки на мой "римско-византийский" взгляд, все равно, что сравнивать кирзачи с бальными туфельками.

Date: 2010-02-13 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вы боди когда-нибудь носили? Или видели хотя бы?
К тому же я спецально написала: в термидорианскую эпоху, это Франция конца 1790-х годов. В России одевались более основательно, а уж с принцесс всегда был особый спрос. Учитывая, что там матушкой была Мария Федоровна, дама строгих правил, с которой особо не забалуешь.

Прежде чем записывать человека в шлюхи, потрудитесь изучить вопрос.

Date: 2010-02-13 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
1. Боди я носила - давно, еще в школьном детстве. Примерно представляю себе, что это такое. Что-то типа закрытого купальника, только между ног - не сплошная ткань, а застегивается на крючки или 1-2 пуговицы (или сплошная ткань тоже может быть?)
2. Разве я кого-то записываю в "дамы известного поведения"? Я говорю не о конкретном человеке, а об эпохе. Сестры Александра Павловича, полагаю, в любом случае отличались при такой-то матушке (и особенно батюшке). Разве что после смерти отца, когда к власти пришел сторонник якобинцев и термидорианцев, даже заключивший Тильзитский мир с Наполеоном... Не знаю, может быть он специально вынуждал их одеваться "а-ля французская полковая барышня"? Если так, то от всей души жалею благородных девиц с их "византийско-мальтийским" павловским воспитанием :(

Date: 2010-02-13 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Простите, а вы действительно не видите разницу между якобинцами и термодорианцами? Это, вообще-то ярые враги. Если кого уж можно жалеть в этой ситуации, то, боюсь, вас. Извините, я считаю нужным терять свое время на дураков.

Date: 2010-02-13 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
А вы вообще-то за кого будете?
За якобинцев или за термидорианцев?
И почему Вы думаете, что из двух враждующих группировок как минимум одна обязательно должна быть хорошей и правильной? По мне так и те, и другие - одинаково плебеи. Не могут называться хорошими людьми те, кто скидывает в главном столичном храме в грязь статую Мадонны, а на ее место ставит публичную девку, долженствующую символизировать "голую науку" (или как там оно называлось - "голый разум"?) Вот здесь, в самом, можно сказать, главном вопросе я-цы и т-цы были абсолютно солидарны.
А я за белых. За тех, кто уважает женщину, земное воплощение Мадонны и Духа Святаго. Кто не желает видеть ее в панталонах - хоть крестьянских сермяжных, хоть шлюшечьих кружевных.

Date: 2010-02-13 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Иногда мне хочется спросить тех, кто комментирует: вы и вправду такой дурак или притворяетесь?
Судя по вашим словам, вы предпочитаете видеть дам вовсе без панталон...

Date: 2010-02-13 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-capeacane.livejournal.com
Я предпочитаю видеть дам в юбках.
Многослойных.
И еще лучше - с кринолинами.

Date: 2010-02-13 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот и пожалуйста. Надевайте кринолин, 25 юбок и - вперед. Вон из моего ЖЖ.
Я же ясно сказала: мне время жалко.

Date: 2010-02-13 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Очень интересные воспоминания.
Спасибо.
Мне так нравится, старинное написание "конфеКты".

Date: 2010-02-13 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, ворд все время пытался исправить на "конфеты".

Date: 2010-02-13 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Катерина, достойный ответ!
Я было хотела приписать пару слов к комменту с "мочалочкой", но, как я понимаю, уже поздно:) Вообще, дама - какой-то пошлый неадекват, причём, ещё и ратующий за нравственность:))

Date: 2010-02-13 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Я, еще когда читала Загоскина, умилялась этому слову.
Спасибо, что радуете нас, такими прелестями =)

Date: 2010-02-13 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага, поздно. Дама уже забанена. Вообще, это известное существо, славящееся своей глупостью. Раньше оно мой ЖЖ обходило, а вот на днях мне не повезло.

Date: 2010-02-13 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.
Спасибо на добром слове.

Date: 2010-02-13 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Мне это существо уже не раз попадалось, вот только не помню, в каких журналах. Но, видимо, ник и юзерпики запомнились неспроста:)

Date: 2010-02-13 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Банить. Можно превентивно. Могу научить как.

Date: 2010-02-13 05:52 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Спасибо, Катерина, но мне уже пришлось научиться самой:)

Date: 2010-02-13 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тогда советую забанить. Как и "принцесса Илона" - существо крайне неадекватное.

Date: 2010-02-13 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Пожалуй, надо так и сделать. А что касается "принцессы Илоны", так она сразу показалась мне вполне адекватным человеком, а вот потом начала удивлять, да. Может, всё дело в юношеском максимализме? Не знаю:)

Date: 2010-02-14 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] xi-mera.livejournal.com
А вы были в Тверском путевом дворце?Там неплохая картинная галерея.

Date: 2010-02-14 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, была.

Date: 2010-02-14 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
да весело зажила Тверь с поселением там Екатерины Павловны...
как жаль, что записки так оборвались...

Date: 2010-02-15 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Кстати, все тверские купцы счели своим долгом написать про Екатерину Павловну. Кто подробно, кто кратко.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 10:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios