catherine_catty: (современность)
[personal profile] catherine_catty
Сегодня хочу показать подборку фотографий, посвященную генеральной забастовке, проходившей в Алжире в конце января - начале февраля 1957 года. Про эти события (правда, применительно к городу Алжир), я уже однажды подробно рассказывала. А сейчас предлагаю посмотреть на то, что было в Боне, довольно большом портовом городе. Кстати. как таковой забастовки там нет, зато есть интересные моменты повседневной жизни.

В доках Боны.
В доках Боны.jpg

В порту.
В порту Боны.jpg

Каменщики.
Каменщики.jpg

Столяр.
Столяр.jpg

Совместная трапеза в середине дня. Обед, значит, по-нашему.
совместный обед.jpg

На улице.
на улице.jpg

На улице.
Улица.jpg

Табачный киоск и плакат "Остановись! Забастовка - это нищета".
табачн киоск и плакат Забастовка это нищета.jpg

На улице. Кстати, тут тоже можно увидеть плакат "Слушай свое сердце. Принимайся за работу.".
улица плакаты.jpg

Лавка с восточными товарами и табаком.
Лавка с вост товарами и табаком.jpg

Лавка и кафе.
лавочка  чашки мышеловки и кафе.jpg

В бакалейной лавке.
в бакалейной лавке.jpg

Ну, вообще, то, что эти люди работают и то, что лавки открыты, свидетельствует о том, что забастовка провалилась. Кстати, обратили внимание на то, что надписи на плакатах в-основном на французском? Хотя, на одном снимке есть пара плакатов с одинаковыми изображениями, но с надписями на разных языках. Как я уже говорила, если араб или кабил умел читать, то - на французском. Дело доходило до того, что вся документация ФНО была тоже на французском.

Картинки с сайта http://archives.ecpad.fr/categorie/collections-2/algerie/page/3/

Date: 2019-09-25 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2019-09-25 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
если араб или кабил умел читать, то - на французском.

Замечательная победа французской системы образования! Жаль, что её не хватило, чтобы Алжир удержать...

Date: 2019-09-25 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, в школах-то учили на французском. :)

Date: 2019-09-25 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Да. И учебник истории начинался со слов "Наши предки, белокурые галлы...".

Арабский и кабильский, как я понимаю, не изучались даже как факультатив? Запретов на общение в школе (вне уроков, на переменах) на арабском и кабильском не было?

Date: 2019-09-25 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Если полностью, то вот эта фраза:
"Nos ancêtres les Gaulois étaient grands, blonds et portaient des moustaches et ils tressaient leurs longs cheveux contrairement aux Romains qui portaient des toges et des tuniques."
То есть, "Наши предки галлы были высокими..."
Но обычно цитируют только "Наши предки галлы", это уже устоявшееся выражение.

Арабский можно было изучать в религиозных школах. Запрета на общение не было, именно поэтому в переводчиках во французской армии в ту пору обычно были местные. Мальчишки, что арабы/кабилы, что черноногие, отлично знали язык друг друга, потому что много общались и играли меньше. Помните воспоминания Руиса? Он в школу пошел, зная испанский и арабский. А французский учил уже в школе.

Date: 2019-09-25 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Спасибо за фразу. Она, насколько я знаю, в ходу до сих пор. Очень актуально для тогдашних арабов и кабилов, сегодняшних полинезийцев и индейцев Гвианы. Французы знают, как объединить нацию языком и историей, преподаваемыми в школе, начинали они с континентальной Франции, "Шестиугольника" - сколько там до Революции было локальных диалектов, взаимно непонятных, шесть или восемь?

Date: 2019-09-25 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В ходу только как мем. Учебники уже другие.

Эх, много было диалектов. Кстати, обучение в школе на корсиканском разрешили только в этом веке. До этого - никак.

Date: 2019-09-26 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Трудно создавать единую нацию ;)

Date: 2019-09-26 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да. Но французам в целом это удалось.

Date: 2019-09-26 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Да, на зависть многим.

Похоже, там где языковой прессинг был дольше 100-150 лет - там получилось вполне, где меньше - не вполне.

Date: 2019-09-26 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Зато сейчас это с арабами и пр. не проходит. Так и остаются они сами по себе. Другая религия, другие обычаи.

Date: 2019-09-26 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Практика у французов есть, есть давняя традиция интеграции мусульман без смены веры - Вы же сами примеры приводили.

А тот же запрет хиджабов в школах они таки продавили, если мне память не изменяет - размывание идентичности в наличии. С нынешними арабами и прочими во Франции всё началось не так уж давно - ещё живо нулевое поколение, приехавшее в "Шестиугольник" с родины. О неудаче интеграции можно говорить, если второе-третье поколение родившихся на новом месте остаётся чужаками, не растворяясь.

Date: 2019-09-26 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я писала о том, что интеграции мусульман не получилось. Именно об этом. Нельзя интегрировать народ, у которого дружеские связи можно было установить только с представителями мужского пола, и с которым были невозможны браки. Не ломая ислам, этого сделать нельзя, а французы христианизацией не занимались.

Date: 2019-09-26 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Извините, читал, как оказалось, невнимательно. Помню про алжирцев в больших французских чинах, окончивших серьёзные французские ВУЗы ещё в XIX веке. Бывали ли случаи, когда француженки выходили замуж за алжирцев? Насколько распространено было, если вообще бывало?

Кстати, когда под самый занавес алжирцев эмансипировали, они ведь получили статус французских граждан и стали подпадать под соответствующие правовые нормы, не совпадающие с нормами ислама, которые до этого распространялись на неэмансипированных?

Запрет хиджабов в школах, в общем, это именно шаг в сторону размывания исламской идентичности, как и работа современных феминисток с девушками соответствующего происхождения. Процесс долгий, но он идёт, причём, что было для меня сюрпризом, не только во Франции - в тех же ОАЭ, в разговоре с человеком, работающим там не один десяток лет, проскользнуло, что молодёжь обоего пола поездила на Запад, насмотрелась и перемены идут, пусть пока и незаметные. Как мне сказали: "Ты ещё увидишь местных девушек в мини-юбках". Может и так... Местных молодых и не очень молодых людей, покупающих спиртное ящиками я видел
Edited Date: 2019-09-26 01:10 pm (UTC)

Date: 2019-09-26 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, алжирцы престижные вузы заканчивали. Да, француженки замуж за арабов и кабилов выходили. Я даже знаю 2 случая, когда арабы христианство принимали.
Но (И это очень большое но.) браки француженка-алжирец были. А обратно - увы. Девочки у мусульман с чужаками не общаются. Со всеми вытекающими.

Date: 2019-09-27 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
А Вы не знаете, как именно заключались подобные браки? Ведь и во Второй Империи, и в Третьей Республике институт гражданского брака (регистрации префектом в мэрии) вполне существовал?

И по какой причине, если это можно выяснить, арабы крестились? Просто по зову души, или преследуя какие-то вполне прагматические цели?

В моей семейной истории просто есть сюжет, где, хоть это и не упоминается прямо, прадед, похоже, сменил религию ради женитьбы из-за законов Российской Империи.

Кстати, припомнил-таки случай полной интеграции мусульманского меньшинства - наши местные татары. Появились на территории в XV веке, к началу XX века уже прочно забыли родной язык, но оставались мусульманами - что подарило нам записи белорусского языка арабской вязью. А в связи с бурными событиями XX века религиозность утратили и татарские девушки уже вполне выходили замуж за белорусских, а также польских и русских парней.

Date: 2019-09-27 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Знаю. В мэрии.
Франция уже долгое время - государство светское.

Почему сменил религию Ахмед Рафа, не знаю, но вряд ли из меркантильных соображений, ибо его карьера складывалась вполне успешно. А Али Мимун искренне уверовал в Христа. Я про него писала, кстати. https://catherine-catty.livejournal.com/713255.html Впрочем, про Рафа я тоже писала.

Ну, значит там была любовь у вашего предела.

Наши татары российскими-поддаными были дольше, чем алжирцы французскими. Они-успели крепко обрусеть. И во времена СССР религия не приветствовалась, а то и подвергалась гонению. По сути советские люди - атеисты или агностики. Тут проблем с общением или браком не было.

Date: 2019-09-27 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Вторая Империя и Третья Республика не признавали религиозный брак, даже для неэмансипированных? Или брак с француженкой для мусульманина был возможен только гражданский?

Там сложно понять через сто с лишним лет, что было - великая любовь, залёт или коммерческий расчёт - но урождённый иудей женился на молоканке в Российской Империи, где гражданского брака не было, а молоканка, судя по всему, из своей веры не вышла - да и переход в иудаизм дело не быстрое и весьма хлопотное. Кончилась та история, впрочем, несчастливо.

Эти конкретные татары российским подданными были всего лет на пятьдесят дольше, чем алжирцы - французскими. А вот фактор СССР с его отношением к религиям, как и Второй Речи Посполитой с её отношением к меньшинствам вообще и к религиозным меньшинствам в частности - да, ключевой в этой истории интеграции.

Date: 2019-09-27 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Во Франции брак гражданский аж с 1787 года. За 2 года до революции король подписал указ по слезной просьбе гугенотов. А церковь - уже по желанию. Так что брак французского гражданина - это исключительно гражданский брак, без вариантов. По желанию - хоть в церковь, хоть в мечеть, хоть в синагогу. Но сначала - в мерию.

Те, у кого в документах было написано "француз-мусульманин" тоже были обязаны регистрировать браки официально. Полагаю, что в глухих деревнях в Алжире до чиновников могли и не дойти. Или дойти не сразу. Кстати, помните, один из лозунгов ФНО? Не регистрировать браки в мерии.

Date: 2019-09-28 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Спасибо, интересно.

"Не регистрировать браки в мэрии" - логичный лозунг для борцов за независимость - затрудним "оккупантам" администрирование! А уж как там с наследством разбираться - на месте как-нибудь разберутся.

Date: 2019-09-26 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Общаясь по работе с теми, кто выпал из русскоязычной среды лет в 12-13 и с теми, для кого русский - родной язык, используемый в повседневном общении, но не изучавшийся в школе как предмет, понимаю, как много для унификации и богатства языка даёт его систематическое изучение - даже для родного.

Своими глазами вижу, как расходится единый язык на региональные версии.
Edited Date: 2019-09-26 08:23 am (UTC)

Date: 2019-09-26 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я не общаюсь. Но периодически от "украинского русского" у меня волосы дыбом встают. Нет, безусловно, есть те, у которых с языком хорошо. Но таких немного. И это даже не произношение, это проблема с предлогами, падежами и пр.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 10:55 am
Powered by Dreamwidth Studios