catherine_catty: (Парашютисты)
[personal profile] catherine_catty
Продолжаем про Дьенбьенфу? Продолжаем, поскольку здесь собираются люди, которым история нужна, в отличие от.

Практически сразу база оказалась в кольце врагов. Каждая вылазка за пределы была опасной, каждая операция могла закончиться трагически. Между тем, командование упорно посылало солдат на операции. И чтобы выяснить обстановку, и чтобы показать: Дьенбьенфу не осажденный лагерь, но – крепость. Но чем дальше, тем опаснее были эти вылазки.

Изначально предполагалось, что солдатами из Lai Chau будет усилен гарнизон Дьенбьенфу. Командование не учло одного: до Дьенбьенфу надо было еще дойти. Спойлер: из 3000 дошло 180 человек. Поллукс - такое название получила операция по эвакуации гарнизона и гражданских лиц из Lai Chau. Как видно, кто-то в штабе увлекался мифологией и неплохо знал историю о двух близнецах.

11 декабря 1953 1 парашютный батальон ИЛ и 5 БАВУАН отправились к посту Muong Pon навстречу колоннам, вышедшим из Lai Chau. При этом 8 ударный парашютный батальон был уже в пути. До назначенного места надо было пройти всего 15 километров. Но 15 километров по пресеченной местности, наводненной солдатами Вьетминя, это очень сложные 15 километров. Поэтому лейтенант Брандон из ИЛ подумал, подумал и отправился просить у интенданта карабин и патронов побольше. Традиционно у французских офицеров было только личное оружие и товарищи подняли Брандона на смех. «Так ты на войну собрался?» - спросил Кабиро.

Операция Поллукс. Капитан Кабиро с рацией. Декабрь 1953. Перо.
Операция Полукс кап Кабиро дек 1953 Перо.jpg

«Посмотрим, когда на нас насядут. Я уж точно буду выглядеть менее глупо со своим карабином, чем вы со своими пукалками» - парировал Брандон. Он знал о чем говорит, всю ночь он слушал радио-переговоры. Вьеты показались сразу же, как только батальон вышел из долины. Солдаты вынуждены были покинуть тропу Пави и двигаться дальше сквозь заросли кустарников, прорубая дорогу тесаками.

Операция Поллукс. Лейтенант и аджюдан на тропе Пави. Декабрь 1953. Перо.
Операция Полукс Лейт и адж на тропе Пави дек 1953 Перо.jpg

Операция Поллукс. Сержант с флягой. Декабрь 1953. Перо.
Операция Полукс сержант с флягой дек 1953 Перо.jpg

С первого же часа пути столкновениями между французскими солдатами и солдатами Вьетминя проходили практически постоянно. В плен попал комиссар, из бумаг которого стало понятно: долина окружена бойцами элитной 316 дивизии в количестве 13 000 человек.

Ночь прошла спокойно, только звуки тесаков показывали, что вокруг легионеров группируются вьетнамцы. Утром солдаты снова двинулись в путь, слыша время от времени призывы о помощи тех, кто вышел из Lai Chau. И все чаще парашютистов посещала мысль, что они не успеют.

Операция Поллукс. Солдаты 1 парашютного батальона ИЛ. Декабрь 1953. Перо.
Операция Полукс Солдаты 1 беп дек 1953 Перо.jpg

Утром 13 декабря, покрыв 15 километров за 2 дня, 5 БАВУАН добрался до цели. Средняя скорость продвижения составила 800 метров в час. И нашел разоренный пост и сожженную деревню. «Мораны» подтвердили, что выживших нет, одни трупы.

Тут же был дан приказ срочно отступать в лагерь, тем более, что Вьеты не только обстреляли парашютистов из автоматического оружия и минометов, но и подожгли кустарник. У лейтенанта медицинской службы Руо работы было по горло: 22 раненых, в том числе су-лейтенант Беаль, которому пришлось делать трахеотомию. Много лет спустя при встрече врач спросил своего бывшего пациента: «Ты почему орал как свинья во время операции?» « Так ты оперся мне на плечо, в котором была пуля».

Командир 1 парашютного батальона ИЛ попросил Кабиро (или Мартена) зайти на пост Pu San, но он тоже был сожжен, ни одного живого человека, только свежевырытые могилы и брошенное оружие.

Операция Поллукс. Солдаты 1 парашютного батальона ИЛ. Перо.
Операция Полукс недремлющие солдаты 1 беп дек 1953 Перо2.jpg

К полудню отступление застопорилось. Вьеты были на утесах, парашютисты – внизу. Низкая облачность не позволяла придти им на помощь самолетам. Когда же наконец небо прояснилось, самолеты сами стали мишенями: 3 из них были задеты. Вьеты не только были отличными стрелками, но и, что самое невероятное, имели ПВО.

Первые два дня операция проходила под командованием Леклерка, затем – Ланглэ, который 12 декабря вернулся из госпиталя.

Подполковник Ланглэ. 1954. Перо или Камю.
Подполковник Ланглэ 1954 Даниэль Камю Жан Перо.jpg

После полудня 1 парашютный батальон ИЛ дошел до Pu Ya Tao. Не хватало только роты Брандона. Когда наконец подошла и она, оказалось, что 44 человека в ней ранено или убито. Встретив Кабиро, который тащил автомат обессилевшего вьетнамца, Брандон не удержался: «Насмехался надо мной, а теперь я тебя вижу с автоматом в руках? Пистолета тебе недостаточно?»

Операция Поллукс. Солдаты греются у огня утром. Декабрь 1953. Перо.
Солдаты у огня утром операция Полукс 11 15 дек 1953 Жан Перо.jpg
Огня не нашла, два раза проверяла, но подписано именно так.

Появились вертолеты, привезшие боеприпасы и забравшие раненых. Самолеты поливали джунгли напалмом, что позволило держать вьетов на некоторой дистанции. Отец Шевалье отпел мертвых, которых сразу же похоронили. И тут Ланглэ принял нестандартное решение: возвращаться ночью, не дожидаясь утра. Это означало, что придется идти без поддержки авиации и артиллерии. Но Ланглэ оказался прав. Только так возможно было вернуться в лагерь.

Операция Поллукс. Отец Шевалье передает свою флягу солдату на привале. Декабрь 1953. Перо.
Операция Полукс отец Шевалье передает свою флягу  на привале дек 1953 Перо.jpg

Потери были ужасными. Только в 5 БАВУАНе не хватало около 100 человек убитыми и ранеными. Это было первое поражение французов в Дьенбьенфу.

(По книге Pierre Pellissier «Diên Biên Phu»).

Фотографии с сайта http://archives.ecpad.fr

© 2007-2019 catherine-catty
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки http://catherine-catty.livejournal.com

Date: 2019-09-22 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

(no subject)

From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com - Date: 2019-09-22 04:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-22 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] gur64.livejournal.com
"Как видно, кто-то в штабе увлекался мифологией и неплохо знал историю о двух близнецах."

И бодро наступил на грабли - точно такая же история, с теми же последствиями произошла в октябре 1950го, при эвакуации Као Банга.

Date: 2019-09-22 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не совсем. ДБФ и окрестности - все же место относительно тихое. А колониальную дорогу № 4 в ту пору называли дорогой смерти. Так что такой вариант с Lai Chau никто не ожидал.

Date: 2019-09-22 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] pascendi.livejournal.com
А вот мне интересно, как человеку, мало знакомому с предметом:

1. Lai Chau -- как это произносится? Лэ Шо или Лай Чау?
2. Леклерк -- это тот, в честь которого французы назвали танк?
3. Почему тропа Пави -- именно тропа?
Edited Date: 2019-09-22 07:12 pm (UTC)

Date: 2019-09-22 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
1. Мне тоже интересно.
2. Нет, не тот. "Тот" погиб в 1947 и был был генералом армии.
3. Вероятно, потому что не официальная дорога, а так - протоптали.

Date: 2019-09-22 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Добрый вечер, CATHERINE_CATTY!
Кастор и Поллукс у меня вызывают ассоциации со слонами из Сада Растений.
Да и если смотреть на высшие офицерские круги французов в Индокитае, то многие имели классическое образование.

Date: 2019-09-22 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это не слоны, а Диоскуры. Греческие мифы почитайте. Точнее, римские. Кастор и Полидевк- греческие герои, Кастор и Поллукс - римские.

(no subject)

From: [identity profile] semen-2.livejournal.com - Date: 2019-09-22 08:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-22 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] semen-2.livejournal.com
Операция "Кастор" - Дьенбьенфу - слон которого Вьетнамцы съели по кускам.

Date: 2019-09-22 10:42 pm (UTC)
From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com
Спасибо, интересно. А у меня такой вопрос - как определялась элитность или не элитность дивизий Вьетмина?

Date: 2019-09-23 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Как и везде, сначала боевым опытом, потом отбором. То есть дивизия успела поучаствовать в каких-то операциях, заработать боевую славу. А потом в неё старались отбирать более здоровых и смышлёных новобранцев, а также переводить толковых и опытных солдат из других подразделений, и обеспечивать более качественное снабжение. Потребность в иерархии и преодолении её ступеней по пути наверх - неотъемлемая потребность человеческой психики независимо от места жительства и культурной принадлежности.

Что же касается 316 дивизии, то она была сформирована одной из первых. И именно её бойцы в итоге подрузили флаг над капитулировавшей крепостью Дьен Бьен Фу. Сейчас она называется "316-я Ордена Хо Ши Мина мискантусовая дивизия". Мискантус - это местный сорняк, от которого, если уж он завёлся на огороде, практически невозможно избавиться.

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-23 09:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com - Date: 2019-09-24 01:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com - Date: 2019-09-24 06:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com - Date: 2019-09-24 06:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nord-calvados.livejournal.com - Date: 2019-09-28 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-29 06:51 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-23 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тем боевым путем, что прошла дивизия, я полагаю.

(no subject)

From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com - Date: 2019-09-24 01:53 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-23 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Оружие лейтенанта - его взвод, а автомат - так, руки занять :).

Тропа, наверное, так называлась потому, что, в отличие от дороги, не допускала движения колёсного транспорта - только пешком или с вьючной лошадью/велосипедом.

А с правильным произношением топонима, боюсь, без знания местных языков всё равно не справиться.

Date: 2019-09-23 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Насчет тропы - возможно, так.

Я могу сказать как звучат арабские названия. Но как звучат названия индокитайские - точно нет, потому что языков там море. Увы. Тем более, что даже те немногие названия, что известны на русском, в последние полвека меняли написание.

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 02:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 05:38 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-23 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com
Не согласен по первому тезису, и удивлен вообще подходу французов(офицеров) к вооружению при таких рейдах, хотя и вас это скорее всего это улыбает =)
Если вариант спина к спине присутствует, да и вообще там жарко было - офицер должен жить и эффективно защищаться, целеуказание и прочее) Вероятно, подход именно от неопытности и козырной распальцовки новичков\тыловиков\людей всю дорогу работавших в гуще скопления войск ...

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-23 09:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-23 09:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-23 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-23 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com - Date: 2019-09-24 01:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 05:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com - Date: 2019-09-24 04:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 03:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-24 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 10:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-24 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 02:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-24 02:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 02:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 08:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mousehouse1976.livejournal.com - Date: 2019-09-24 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 10:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mousehouse1976.livejournal.com - Date: 2019-09-24 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 02:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-23 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Спасибо! Хорошие фотографии. Особенно солдаты у несуществующего огня.

Date: 2019-09-23 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, по этому снимку видно, что путь был трудным. Остальные все же более показушные. Мол, вот мы какие бравые. А тут - нет.

Date: 2019-09-24 01:58 am (UTC)
From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com
Я думаю, у них огонь в яме, чтобы не было видно со стороны.

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 02:42 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-23 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] fesma94.livejournal.com
Спасибо! Мало кто пишет о событиях тех дней!

Date: 2019-09-23 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. :)

Date: 2019-09-23 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Спасибо за рассказ.
А ведь пленки отщелкивались с шансом, что их даже проявить не удастся.

Date: 2019-09-23 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Дык, фотограф на войне, тем более армейский фотограф - профессия опасная. Капра так и погиб в Индокитае.
Возможно, Перо сопровождал солдат только в первые часы операции. Хотя, кто знает, Коркюфф вон во время Иррондель шел наравне с солдатами весь путь.
Edited Date: 2019-09-23 06:01 pm (UTC)

Date: 2019-09-23 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] arturasshultsas.livejournal.com

Спасибо Вам, очень интересная статья.

Date: 2019-09-23 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. :)

Date: 2019-09-24 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] mousehouse1976.livejournal.com
Тема очень поучительная и потому очень интересная для понимания.
Дьенбьенфу изначально был авантюрой - невероятно сложно было бы удерживать позиции на господствующих вокруг долины высотах.
Но без позиций на этих высотах УР проживёт только до создания на них защищённых позиций артиллерии противника.

Вьетнамцы реши эту задачу самым превосходным образом - установив на господствующих высотах не только 120е миномёты, но и 10 см горные гаубицы. Это было трудно, но это решило судьбу французского УРа.

Показательно, что подобные действия ранее и не без успеха применяли северо-корейцы - оборудовали на господствующих горных высотах хорошо защищённые позиции для артиллерии и методично выбивали силы противника.
Вьетнамцы этот опыт - учли. Французское командование - нет.

К французским и комсоставу подразделений вопросов нет - воевали, как могли.
Солдаты войн не проигрывают, они в этих войнах погибают. В отличии от генералов.

Автора благодарю за исключительно содержательный материал!

Date: 2019-09-24 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, мне тоже кажется, что тема интересная.

А что такое УР?

Ну, почему вопросов нет. У меня очень даже есть. Например, к де Кастру. Почему он самоустранился в ходе битвы? В результате его функции пришлось исполнять Ланглэ, а обязанности Ланглэ перешли к Бижару и так далее.

Спасибо.

(no subject)

From: [identity profile] mousehouse1976.livejournal.com - Date: 2019-09-24 12:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mousehouse1976.livejournal.com - Date: 2019-09-24 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 01:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mousehouse1976.livejournal.com - Date: 2019-09-24 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-24 02:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-24 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-09-24 04:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2019-09-25 03:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dr-dragonfly.livejournal.com - Date: 2019-09-25 07:35 am (UTC) - Expand

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 10:55 am
Powered by Dreamwidth Studios