catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
Если бы романы Стиля, посвященные событиям времен войны в Алжире, были выложены в Интернете, я бы посылала читать их всех, кто задавал мне вопрос: «А почему французы не удержали Алжир». Потому что, прочитав книги, прекрасно можно понять мировоззрение тех, кто придерживался левых взглядов. Причем, временами доходит до абсурда. В романе «Обвал» семья отвернулась от Бернара потому что, он по приказу командира расстрелял пленного. Но зато, когда он перешел в шоферы и погиб на этой войне, все пришло в ажур. Семье теперь нечего стыдиться, и брата Бернара интересует лишь вопрос: придут ли на похороны коммунисты с флагами. Знаете, я никогда не хотела иметь детей. Но родные люди – есть родные люди. И я не знаю как относиться к таким вот вывертам сознания.

Сегодня хочу процитировать отрывок из другого романа, «Последние четверть часа». Речь идет в нем о взаимоотношениях французов и арабов, работающих на одном заводе в 1960-м году. Полицейские устроили облаву. Что они ищут, в книге не сказано, но Саид, один из героев, принадлежит к ФНО, что отнюдь не смущает Шарлеманя, который желает товарищу победы и так далее.

об.jpg

«Обыски, облавы производятся чаще всего ночью. Но однажды, недели три назад, всем показалось, что назревает что-то особенное. Они явились к концу смены, среди бела дня пропустили всех сквозь сито, задерживая алжирцев, как камешки в песке, и приказали им подняв руки вверх, выстроиться вдоль ограды завода, лицом к решетке; так они стояли спинок к улице, дожидаясь, пока старшин из местного отделения полиции и алжирец-переводчик удосужатся ими заняться. Пока жандармы осматривали выходящих, эти двое обыскивали алжирцев, допрашивали и проверяли документы.

Сообщники...
И среди рабочих бывают разные люди. Для некоторых полицейская облава - тяжелое переживание; как только их проверят и отпустят, они с чувством облегчения и избавления от тревоги, которой вряд ли будут с кем-либо делиться, счастливые, что их не задержали, быстро забывают все пережитое, громко смеясь, вскакивают на велосипеды и поскорее уезжают прочь. Однако на этот раз было несколько иначе. Рабочие ставили велосипеды вдоль стен или клали их прямо на землю, колесо долго крутилось в воздухе, чиркая о камни. Не все спешили умыть руки и поскорее убраться восвояси. Нашлись такие, которые спрашивали: «А почему не нас?» Конечно, они не протестовали громко, но все же это было лучше, чем ничего. И кроме того, решетка ведь не стена - те, кто шел по заводскому двору, направляясь к проходной, видели происходящее. Кое-кто советовал: «Не будь дураком! Смывайся отсюда !» Кто-то останавливался на ходу, делая знак алжирцам, чтобы они шли к заднему выходу... Это была тоже своеобразная сортировка... Некоторые бегом возвращались обратно в цех, чтобы предупредить товарищей... При этом они ничего не опасались и не прятались: им-то уж нечего бояться шпиков. Жандармы не учли главного: стена и решетка разные вещи. Когда перед тобой выстроят мужчин с поднятыми руками и они смотрят тебе в лицо, это совсем не то, что видеть их спины. Тут уж смотришь друг другу прямо в глаза. - Среди них был один, - говорил потом Роже Турнон,- я, кажется, не забуду его до конца моих дней. Приземистый такой, он даже и не с завода. Он строитель, работает на ремонте крыши в доломитовом цехе. Он был одет в белое, как маляры, а на голове драная фетровая шляпа, вся в известке. И больше всего меня поразило : его белый комбинезон; лицо и руки были исчерчены тенью от решетки, знаешь, ромбики! - Он показал пальцами. - Черным по белому. Да, погода стояла прекрасная, солнце светило ярко, нет, никогда не забуду!

Он добавил: - Я шел у самой ограды, на всякий случай - а вдруг кто-нибудь из них просунет что-либо сквозь решетку...
- Молчи!. - отвечает Марсель.- Есть вещи, которые ты можешь делать, если хочешь, но трепаться об атом нечего. В тот день все обошлось. Жандармы увидели, что алжирцы больше не выходят. Они сняли засаду, расселись по грузовикам, не забрав никого, и, обогнув территорию завода, подъехали к задним воротам, чтобы попытать счастья там. Но новость бежала напрямик через завод и поспела раньше них. здесь действо-вал свой арабский телефон! Сердце разрывается, когда подумаешь, как мало мы можем для них сделать. зло засело глубже, чем кажется. Может быть, вся произошло так, потому что облава застигла нас врасплох?.. Теперь мы ученые, и, если это представления повторится, мы будем действовать иначе. Отделять камешки от песка - это одно. Но люди должны защищаться, они не должны позволять, чтобы их пропускали сквозь сито, сквозь решето и веялку, чтобы их просевали, сортировали...»

Во так-то. То есть, полиция ищет людей, переносящих бомбы и собирающих деньги для ФНО, а рабочие вовсю помогают арабам. Ой, у нас же рабочая солидарность и все такое.

Кстати, есть еще одна интересная деталь: жандармы не только французы, но и арабы.

Date: 2019-06-25 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo), Производство (https://www.livejournal.com/category/proizvodstvo), Происшествия (https://www.livejournal.com/category/proisshestviya).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2019-06-25 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] martinn.livejournal.com
>>Если бы романы Стиля, посвященные событиям времен войны в Алжире, были выложены в Интернете

Он есть на Флибусте:

Первый удар (Классическая проза)
1. У водонапорной башни (пер. Надежда Михайловна Жаркова) 955K, 211 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
2. Конец одной пушки (пер. Ирина Ильинична Эренбург) 927K, 222 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)
3. Париж с нами (пер. Ирина Ильинична Эренбург) 1008K, 257 с. (читать) скачать: (fb2) - (epub) - (mobi)

и Последние четверть часа тоже.
Edited Date: 2019-06-25 07:04 pm (UTC)

Date: 2019-06-25 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет. Я говорю о книгах "Обвал" и "Мы будем любить друг друга завтра".

Date: 2019-06-25 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] martinn.livejournal.com
Это да, увы.

Date: 2019-06-25 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nadie-escribe.livejournal.com
Насколько я читал индифферентные источники, ФКП всячески дистанцировалась от событий в Алжире.

Date: 2019-06-25 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, вот Стиль - коммунист.

Про политику ФКП в начале 50-х.
https://catherine-catty.livejournal.com/602847.html

А потом там была как минимум масштабная помощь в укрывательстве тех, кто переправлял оружие и деньги.
Edited Date: 2019-06-25 07:38 pm (UTC)

Date: 2019-06-25 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nadie-escribe.livejournal.com
Я не настаиваю на своей правоте, но позиция отдельного коммуниста, не есть позиция ФКП.
Источник уже не назову, ибо из серии прочел и забыл, но там было и про OAS, и про де Голлевских "барбудоз" и про общеполитическую обстановку во Франции тех времен. Заинтересовался-то собственно по причине исторических параллелей.

Date: 2019-06-26 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
"Про политику ФКП в начале 50-х"

Спасибо, весьма интересно.

Date: 2019-06-25 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
И поэтому, когда при мне начинают заводить песни на тему: "Я все книги выкинул, в сети все есть", мне хочется, хм, по лбу дать персонажу.

Date: 2019-06-25 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] spartako.livejournal.com
Какая трогательная солидарность с колониалистами.

Date: 2019-06-25 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мне вас сразу банить как дурака или объяснитесь?

Одну попытку и 10 минут даю. Отчет пошел.

Date: 2019-06-25 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] spartako.livejournal.com
Баньте.
Вперед.

Date: 2019-06-25 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Значит, полный дурак.
Ну, каким же болваном надо быть, чтобы предположить, что мне такое можно писать и что ваше мнение мне хоть как-то интересно?

Бан за глупость.

Date: 2019-06-25 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
М-да... А потом, эти бедные-несчастные арабские рабочие, в знак благодарности за помощь, резали жён и детей своих европейских коллег... Но об этом "прогрессивные писатели", разумеется не писали.

Date: 2019-06-25 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Во Франции все же особо не резали. Но бомбы взрывались, нефтезаводы горели и сейчас выдвигают версию, что крушение плотины у Фрежюса - диверсия ФНО.

Date: 2019-06-25 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Я по отрывку предположил, что завод находится в Алжире.

Date: 2019-06-25 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В метрополии. Там работали сотни тысяч алжирцев. К примеру, на машиностроительных заводах их было 25-40 процентов. В Алжире-то люди все же обычно понимали что к чему. А во Франции - как дети малые.

Date: 2019-06-25 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
А-а... Ну тогда понятно. Это те же самые люди, что портили отправляемые в Индокитай предметы снабжения для экспедиционного корпуса и забрасывали камнями поезда с ранеными.

Date: 2019-06-26 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
И портили препараты для переливания крови. Дико, да? Они же, когда черноногие бежали из Алжира, если у тех была возможность отправить хоть сколько-нибудь вещей на корабле, эти контейнеры при разгрузке в порту, специально отпускали в воду. Ведь это вещи проклятых колонизаторов. Мысль, что люди потеряли все имущество и это его жалкие остатки им в голову не приходила.

Вот интересно: люди военные ситуацию с Алжиром понимают хорошо. А среди штатских таких болванов, что в этом посте в комментариях отметился, пруд пруди.

Date: 2019-06-26 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Потому что люди военные(не все, конечно, но довольно многие) были очевидцами того, как то же самое происходило в бывших советских, и кое каких российских республиках. Поэтому как то не получается сочувствовать "свободолюбивым" моджахедам из ФНО и "прогрессивным" предателям из населения метрополии.

Date: 2019-06-26 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Наверное, так.

Date: 2019-06-26 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] geol-dnevnik.livejournal.com

Ну вообщем такое же было и в России когда некоторые сочувствовали чеченцам "они же воюют за свою свободу", и кто-то даже терракты оправдывали, видимо это интернациональное.

Date: 2019-06-26 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, но не в таком масштабе, слава богу.

Date: 2019-06-30 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] nord-calvados.livejournal.com
Но в тоже время - в Париже нет улицы имени Юсефа Зихуда. А в Москве улица имени Кaдыpовa - есть.

Так что ещё не ясно, кто кого масштабнее... К глубокому сожалению...

Date: 2019-06-25 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мне другое интересно. О событиях в Эль-Алие в ту пору, когда писал Стиль, было уже известно. Это 1955. О бомбах, что рвались в городе Алжир - тоже. Это 1956-1957. О событиях в Мелузе - тоже. Это 1957.
Но Стилю это неинтересно вообще от слова совсем. Ну, подумаешь, убивают людей в Алжире, мелочи какие.
Edited Date: 2019-06-25 08:30 pm (UTC)

Date: 2019-06-25 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Кстати, начал я читать присланную Вами книгу Тюрка про ДБФ. Прочитал чуть больше половины, и почти готов поклясться, что наш журналист из ГДР читал книги Фолла! Очень многие детали и подробности выдернуты явно оттуда. Выдернуты, вывернуты наизнанку, перевраны и щедро сдобрены пошлыми, "сортирными", шуточками(Про толстый-толстый слой коммунистической пропаганды я уж и не говорю). :)
Edited Date: 2019-06-25 09:19 pm (UTC)

Date: 2019-06-26 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, я Фолла не читала, не могу сказать. Но книга - жесть!

Date: 2019-06-26 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] kim-noir.livejournal.com
Вопрос, скорее, а как Франция могла не потерять Алжир. Поскольку не вполне понятно - если вообще понятно - как должна была бы сейчас выглядеть Франция оставившая за собой этот департамент.

Date: 2019-06-26 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Полагаю, как современная Испания, у которой есть владения в Северной Африке.

Date: 2019-06-26 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] kim-noir.livejournal.com
Население Испании - свыше 45 миллионов. Население их территорий в Севереной Африке - меньше 150 тысяч. Итого 1 житель территорий на 300 жителей метрополии.
Население Франции - свыше 60 миллионов, население Алжира - 40 миллионов. Даже не учитывая того что при лучших экономических условиях за счёт более простой иммиграции и рождаемости последняя цифра могла вырасти, и вырасти значительно - получаем одного алжирца на 1.5 француза, то есть в 200 раз больше.
Я бы сказал - несопоставимо.
Edited Date: 2019-06-26 09:31 am (UTC)

Date: 2019-06-26 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В 1962 пропорция была другая: 40 млн в метрополии, 10 в Алжире. 1 алжирец на 4 французов. При нормально проведеной интеграции шансы, я думаю, были.

Date: 2019-06-26 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
Подозреваю, что большая часть современных французских арабов предпочли бы жить где-нибудь в Оране или Константине, а не в метрополии.
И сейчас требовали бы, чтобы правительство сделало что-нибудь с «понаехавшими» неграми из Экваториальной Африки. :)
Edited Date: 2019-06-26 07:44 pm (UTC)

:)

Date: 2019-06-26 08:21 pm (UTC)

Date: 2019-06-26 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] kim-noir.livejournal.com
Даже 4:1 это не 300:1. Опережение арабам по рождаемости никуда бы не делось. Нормально проведённая интеграция - а с чего? Я не помню примеров интеграции при таком соотношении - тем паче без "вывода девочки из деревни". Самим алжирцам с куда менее демократичным правительством "европеизироваться" не удалось, чему пример разборки начала 90-х. Получить формальное владение Алжиром ценой того что "мой Коломбе де дёз эглизе превратится в Коломбе де дё моске"... Достижение по моему сомнительное.

Date: 2019-06-26 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Он и так превратился. Только бонусов никаких, Алжир с его нефтью и назом Франция потеряла. А так хотя бы ресурсы были бы.

Date: 2019-06-26 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kim-noir.livejournal.com
Не превратился. Провинция от "загорелых" более-менее свободна, один араб-негр (иммигрант) на десяток французов перед вполне вероятной перспективой 1:1 - вполне бледная тень, а ресурсы вполне поступают и так - и без необходимости держать войска для защиты промыслов и вести очередную гражданскую войну.

Date: 2019-06-27 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Зато в крупных городах их море. И число практикующих католиков и мусульман уже сравнялось.

Date: 2019-06-27 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Зато в крупных городах засилье цветного населения. И число практикующих католиков и мусульман сравнялось

Date: 2019-06-27 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] kim-noir.livejournal.com
Негативно воспринимать "засилье цветных" и при этом сожалеть об оставлении Алжира - я эту логику не понимаю. Ну да ладно, я и не обязан.

Date: 2019-06-27 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Одно дело - потомки арки, озлобленные на французов и своих родителей, и эмигранты, которые к Франции ничего не чувствуют и болеют за свои страны. И другое дело - лояльные французские граждане североафриканского происхождения, получившие равные права с европейцами.
Я думала, это всем понятно, но, как видно, нет.

Date: 2019-06-27 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да и о провинции можно говорить только о северной. На юге негры и арабы вытесняют из городков европейцев, это огромная проблема.

Date: 2019-06-27 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] kim-noir.livejournal.com
Когда я был в Провансе, то особого вытеснения не заметил. Марсель - да, конечно, Тулон - уже куда меньше, а мелочь - ещё меньше. Но говоря про интеграцию - учтите, что это даже в 1960-х надо было бы помножить на три, и на порядок больше, чем сейчас - как минимум.

Date: 2019-06-27 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Жаль, вы не читаете на французском. Как говорится, не путайте туризм с эмиграцией. У нас Фейхтвангер (или кто там был?) в 1930-х тоже никаких лагерей в упор не заметил. Не показали ему их.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 07:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios