catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
Вчера в беседе о романах Алексея Николаевича Толстого вспомнили о Ефремове. Я читала Ефремова и много. В разные периоды жизни. И всегда он вызывал у меня дикое отторжение. Почему? Потому что общество будущего, созданное им, совершенно людоедское. Бездушное. Стерильное. Выхолощенное. Вероятно, многим застит глаза авторитет писателя, поднятого на щит в СССР. Но вы вдумайтесь в то, что он пишет. Все по ранжиру: дети воспитываются в интернатах, личных вещей практически нет, все ходят строем и думают одинаково. Люди-винтики. И, что хуже всего, эти люди пойдут на все, дабы свершить то, что кажется им правильным. Начало "Часа быка" помните? Торманс отказался принимать звездолет с Земли. В принципе, он имел на то полное право, это суверенная планета. Что сделали все из себя светлые просвещенные земляне коммунистической эры? Пригрозили, что, если их не примут, они уничтожат планету. Это нормально?

об.jpg

"— Я вижу у вас опасную анархию и сомневаюсь, что общение народа Ян-Ях с вами принесет пользу. Наша счастливая и спокойная жизнь может быть нарушена… Я отказываюсь принять звездолет. Возвращайтесь на свою планету анархии или продолжайте бродяжничать в безднах вселенной!

Чойо Чагас встал, выпрямился во весь рост и направил указательный палец прямо в Фай Родис. Три других члена Совета Четырех вскочили и дружно вскинули руки с ладонями, направленными ребром вперед, — жест высшего одобрения и восторга на Тормансе.

Побледнев, Фай Родис тоже простерла вперед руку успокаивающим жестом Земли.

— Прошу вас еще несколько минут подумать, — звонко сказала она Чойо Чагасу. — Я вынуждена связаться с нашей планетой, прежде чем начать решительные действия…

— Вот и обнаружилось истинное лицо пришельцев! — Чойо Чагас картинно повернулся к своим соратникам. — Какие решительные действия? — Он грозно сощурил свои узкие глаза.

— Смотря по тому, какие мне разрешит Земля! Если…

— Но как вы сможете связаться? — нетерпеливо прервал Чойо Чагас. — Вы только что говорили о недоступности расстояния. Или все это обман?

— Мы никогда никого еще не обманывали. В крайних случаях, израсходовав огромную энергию, можно пронзить пространство прямым лучом.

Спутники Фай Родис переглянулись с изумлением. Чеди Даан открыла было рот, Гриф Рифт сдавил ее плечо, глазами приказывая молчать.

Олла Дез невозмутимо подошла к Родис, и взгляды четырех правителей сосредоточились на новой представительнице Земли. Олла подала Родис обыкновенный микрофон для переговоров внутри корабля и перевела раму ТВФ на экран в глубине зала, где обычно экипаж звездолета смотрел взятые с Земли стереофильмы и эйдопластические представления. Для звездолетчиков не осталось сомнения, что обе женщины действуют по заранее согласованному плану.

Фай Родис принялась вызывать в микрофон Совет Звездоплавания. Короткие и мелодичные слова земного языка звучали для тормансиан как заклинания. Четверо владык остались стоять вне света лампы, и Фай Родис не могла уследить за выражением их темных лиц.

На экране, совсем реальные в трехмерной пластике и естественных цветах, появились люди Земли. В большом зале шло заседание одного из Советов, по-видимому, отрывок из хроники.

Чеди Даан резко освободила плечо от пальцев Гриф Рифта.

— Недостойный обман! — громко произнесла она.

Фай Родис не дрогнула, а продолжала, склоняясь вперед и не сводя глаз с владык Торманса:

— Перевожу свои вопросы Земле на язык Ян-Ях! — И она стала говорить попеременно то на земном, то на тормансианском языке. — Уважаемые члены Совета, я вынуждена просить разрешения чрезвычайных мер. Правители Торманса, не выяснив мнения и вопреки желанию многих людей планеты, отказались принять наш звездолет по мотивам ошибочным и ничтожным…

— Ложь! Разве вы не видели по всепланетным передачам, как негодует народ и требует, чтобы вас не только не пускали к нам, а попросту уничтожили? — повелительно перебил Чойо Чагас.

— Мы включились в вашу особую сеть и видели другое, — невозмутимо парировала Родис и продолжала: — Поэтому я прошу позволить нам стереть с лица планеты главный город — центр самовластной олигархии — или произвести всепланетную наркотизацию с персональным отбором.

Чойо Чагас присел на край стола, а трое остальных ринулись вперед, размахивая руками.

Олла Дез незаметно передвинула кадры эйдопластики. На экране ТВФ председатель Совета энергично заговорил, указывая на карту вверху. Члены Совета утвердительно закивали. Шло обсуждение постройки тренировочной школы для будущих исследователей Тамаса. Со стороны можно было подумать, что Фай Родис получила необходимое разрешение.

— Неслыханно! Я больше не могу! — Чеди Даан выбежала из зала, бросилась в свою каюту и заперлась там, жестоко страдая.

Следом за ней двинулись Гэн Атал, Тивиса и Мента Кор, но были остановлены повелительным тоном речи Фай Родис:

— Я получила разрешение на чрезвычайные действия. Прошу снова подумать. Буду ждать два часа по времени Ян-Ях. — Фай Родис повернулась, чтобы выйти из главного фокуса.

— Стойте! — крикнул Чойо Чагас. — На какое действие вы получили разрешение?

— На любое."

Офигеть, как здорово! А на себе ситуацию примерить не хотите? Приближается к Земле звездолет инопланетян и сообщает что либо мы их принимаем, либо они идут на крайние меры. Не нравится?

О точках зрения.

Date: 2019-05-03 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Всё зависит от точки зрения.
Главная мысль, которую поняли и Ефремов и Стругацкие, когда описывали своё видение прекрасного будущего, это то, что без коренной перестройки сознания ничего не выйдет в принципе. Поскольку идея коммунизма противоречит биологической природе человека. Именно поэтому в будущем и у Ефремова и у Стругацких, детей воспитывают не родители, а профессиональные Учителя в интернатах, выстраивая сознание в нужном русле с самого раннего детства.
Плохо ли это? Не знаю. Я знаю, только, что направление, в котором мы(все мы, человечество) идём сейчас, не правильно. Мы идём прямиком к Тормансу.
А то отношение к миру будущего по Ефремову и Стругацким, что у Вас, тоже имеет место быть в литературе. Прочтите дилогию Лукьяненко "Звёзды - холодные игрушки" и "Звёздная тень". Описанная там в числе прочих цивилизация Геометров, является точной копией мира "Полдня" Стругацких, только отражённая в чёрном зеркале нашего современного, искалеченного, восприятия. Интернаты, учителя... Даже идея прогрессорства там извращена и вывернута на изнанку. Думаю, Вам придётся покажется знакомым такой взгляд на эти вещи.

Re: О точках зрения.

Date: 2019-05-03 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Плохо. Люди-роботы - это плохо.

Ну, почему неправильно? Это направление, в котором развивалась история не одну тысячу лет. Вариант "шведского социализма", к примеру, - вполне неплох.

С Лукьяненко я завязала. Но стал уж очень коммерческим проектом. :)

(no subject)

From: [identity profile] va-tar77.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:56 am (UTC) - Expand

Re: О точках зрения.

From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com - Date: 2019-05-13 10:21 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-03 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] inryko.livejournal.com
Прочла "Час быка" лет двадцать пять назад. Не запомнила ни строчки, только то, что мне не понравилось. Очень не понравилось. Все, как Вы сказали в самом первом абзаце.

Date: 2019-05-03 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я, когда "Час быка " читаю, всегда стою за тормансиан. Потому что они хоть люди живые, а не куклы.

(no subject)

From: [identity profile] anna68.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com - Date: 2019-05-13 09:45 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-03 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] Иван Петров (from livejournal.com)
>Пригрозили, что, если их не примут, они уничтожат планету. Это нормально?

Гуманитарные интервенции считаются вполне себе нормальным явлением в сегодняшнем мире. Борьба за права человека при помощи управляемых бомб, все дела.

Date: 2019-05-03 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Понимаете, в нашем мире такое поведение хорошим образцом все же не считается.

Date: 2019-05-03 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Все правильно. Более того - все эти черты "люди-винтики" вполне фиксируются уже в доброй и гуманной "Туманности Андромеды".
Там есть краем уха проходной эпизодик, когда Дар Ветер по дороге трансконтинентальным монорельсом на одной из пересадочных станций случайно встречает хорошего друга, с которым не виделся (и не перезванивался) несколько лет. Посидели пятнадцать минут до очередного вагончика, попрощались и разошлись.
Они никуда не торопятся, рейсы по расписанию, плюс-минус несколько часов никого там не напрягут.
Но им банально не о чем говорить.
С хорошим другом-то.

Date: 2019-05-03 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нелюди как они есть. :(

(no subject)

From: [identity profile] lytrumsalicaria.livejournal.com - Date: 2019-06-11 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-06-11 09:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-05-04 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander-vasil.livejournal.com
А если Вы внимательно читали роман, то там было указано, что многословие считалось недостатком человеком. Ну и о чем им было много говорить? О даче, новой машине, новом хобби сына, новой жене, новой должности? Ремонт на кухне, двигло машины перебирать, на рыбалке поймал щуку 20 кило, ездил в Тибет? Или «гудеть» до утра под водку? Психология, быт и отношения людей той эпохи просто разительно отличаются от наших реалий, кроме того, у них реально могло не быть времени.

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-05 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexander-vasil.livejournal.com - Date: 2019-05-05 08:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-05 08:53 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-03 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] nadie-escribe.livejournal.com
Фантастика Ефремова у меня никогда не шла. Но у него есть приключенческие рассказы для среднешкольного возраста и "Таис Афинская" для попозже. Он разносторонен, в отличие от многих...

Date: 2019-05-03 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Таис афинскую" я любила в юности. А сейчас даже перечитывать боюсь.

(no subject)

From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com - Date: 2019-05-03 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-05-03 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] randis-julia.livejournal.com
Ну так коммунистическая утопия же. Логичное завершение идеологии (у многих современных левых та же байда ) - разрушение института семьи, индоктринация и... кто не с нами, тот против нас, с ним можно творить любую фигню.

Date: 2019-05-03 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Но зачем прославлять этот кошмар?

(no subject)

From: [identity profile] randis-julia.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] randis-julia.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:55 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-03 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] alexwest1972.livejournal.com
Хммм Как говаривал Лех Валенса" точка зрения зависит от точки сидения")))
С одной стороны. в Часе Быка земляне те еще колонизаторы(или прогрессоры) а с другой стороны они там в отличие от той же Андромеды живые люди,а не куклы . С детства так и не определился со своим отношением к ним но Час Быка до сих пор считаю лучшим романом Ефремова

Date: 2019-05-03 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что лучший согласна. Только после того, как прочитал о землянах будущего, хочется руки вымыть.

(no subject)

From: [identity profile] alexwest1972.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexwest1972.livejournal.com - Date: 2019-05-03 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexwest1972.livejournal.com - Date: 2019-05-03 10:17 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-03 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com
Вполне допутимый блеф. Причём адресный: Чагасу вешают ровно такую лапшу, что идеально подходит для его ушей. С другим контрагентом и разговор был бы другой.
И, заметьте, врать он начал первым.

Date: 2019-05-03 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, для нас, может и допустимый. Но тут же люди светлого будущего, все из себя положительные. А на деле - последние сволочи.

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] themalcolm.livejournal.com - Date: 2019-05-03 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 04:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф - Date: 2019-05-03 01:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф - Date: 2019-05-03 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 01:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф - Date: 2019-05-04 07:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-04 08:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф - Date: 2019-05-04 08:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-04 08:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф - Date: 2019-05-04 09:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-05 08:09 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-03 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
Звездолет дело такое, можешь не принять - не принимай, а так... vae victis, что в переводе означает "жри, что дают". так что этот эпизод вполне жизненный.

Date: 2019-05-03 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В наше время - дат. Но человек светлой коммунистической эры, который угрожает уничтожить чужую планету...

(no subject)

From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com - Date: 2019-05-03 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 04:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com - Date: 2019-05-03 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-03 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com - Date: 2019-05-04 04:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-04 06:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com - Date: 2019-05-04 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-04 07:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com - Date: 2019-05-04 07:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-04 08:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com - Date: 2019-05-04 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2019-05-04 09:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com - Date: 2019-05-04 11:44 am (UTC) - Expand
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] p_makarov сослался на вашу запись в своей записи «Замечательный комментарий (https://p-makarov.livejournal.com/136675.html)» в контексте: [...] https://catherine-catty.livejournal.com/925054.html?embed [...]

Date: 2019-05-05 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] fisherjohn.livejournal.com
Хм, а мне понравились в "Часе Быка" и Ефремов, как автор, и земляне как таковые. Мне думается, что они разделяли теорию и моральные принципы, к которым стремились и конкретные события, обстоятельства и свои поступки в них. И как раз с точки зрения Чагаса поступок Фай Родис с блефом и шантажом нормален и разумен, с точки зрения землян этот поступок ненормален, но в конкретных обстоятельствах каждый землянин сам принимает решение совершать ли ему недостойный поступок и чем оправдывать свои неблаговидные действия перед собственной совестью и обществом. В этом мне и видится главное отличие между ефремовскими идеальными людьми и тормансианскими "живчиками": земляне понимают границы правильного и неправильного и осознанно их придерживаются или нарушают, осознавая именно меру ответственности и степень последствий своих поступков, а тормансиане врут, как дышат, т.е. для них в большинстве случаев выбор между хорошими или плохими делами лежит либо вне их разумного сознания, либо в плоскости, когда выбор делается по любым иным критерия, не учитывающим, а хорошо ли это, или плохо (например, если мне выгодно, то пусть будет всем плохо). Ну а в последнем поступке Фай Родис, пмсм, уже видна проблема "чистых рук", которую Стругацкие более наглядно разработали – нельзя безнаказанно с правилами идеального будущего пытаться влезать в прошлое, обязательно сорвешься на методы аборигенов. Т.е. хотим быть как боги, да не очень-то получается. Что же касается, неприятия будущего Ефремова и Стругацких, как бездушных, то это не так, как мне кажется. У Ефремова прямым текстом в "Часе Быка" утверждается, что эмоции у людей остались и даже усилились, но они спрятаны вглубь и проявляются только в определенных благоприятных обстоятельствах, и с гораздо большей внутренней силой. Т.е. в будущем просто люди научены и умеют не растрачиваться по мелочам. Вот с интернатами и семьями не совсем понятно что имеется в виду – либо по мнению авторов иначе нельзя технически достигнуть нужного результата (ведь даже у нас с вами уже нет тотального домашнего обучения, все ходят в общую школу, так давайте просто доведем данный вопрос до логического конца), либо действительно имеет место недооценка семьи, как места воспитания и привития человеку необходимых ценностей.

Date: 2019-05-05 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Понимаете, по вашей логике мораль не нужна и можно вести себя как свинья, если позволяет ситуация.

(no subject)

From: [identity profile] fisherjohn.livejournal.com - Date: 2019-05-05 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] big-lynx.livejournal.com - Date: 2025-09-05 07:29 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-13 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com
Потому что общество будущего, созданное им, совершенно людоедское. Бездушное. Стерильное. Выхолощенное.
???
Ну, людей там точно не ели.

Бездушное - если плясать от "духовности" - то, пожалуй, соглашусь: бесконечными метаниями бесконечных духовных поисков там действительно как-то совсем не озабочены - тут у наших современников (да и предков) несомненное преимущество ("И в жизни Васисуалия Андреевича наступил период мучительных дум и моральных страданий. Есть люди, которые не умеют страдать, как-то не выходит. А если уж и страдают, то стараются проделать это как можно быстрее и незаметнее для окружающих. Лоханкин же страдал открыто, величаво, он хлестал свое горе чайными стаканами, он упивался им. Великая скорбь давала ему возможность лишний раз поразмыслить о значении русской интеллигенции, а равно о трагедии русского либерализма."). Но вот если учесть круг интересов и возможностей (равно глубоких как в теории, так и на практике) по всем линиям - физической, эмоциональной и интеллектуальной, то, полагаю, что мы отстанем с очень большим отрывом.

Про стерильность - это в смысле отсутствия множество забот, грехов и преступлений, которые так разнообразят и "скрашивают" нашу жизнь? Полагаю, их отсутствие - не столь уж невосполнимая потеря, тем более, что разрешение настоящих сложностей (как в науке, так и искусстве, и в жизни) - в отличие от преодоления искусственных препятствий, создаваемых нам плохо организованным обществом - более чем заманчивая компенсация.

Выхолощенное? Опять-таки - сравнивать реальную и придуманную реальность, разумеется, некорректно, но - если всё же рассматривать вторую как возможную - по своей продуктивности (причём - во всех сферах) она обставит нашу как чемпион мира по бегу - безногого.

Вероятно, многим застит глаза авторитет писателя, поднятого на щит в СССР.
Ну, я его читал ещё в школе - даже не зная кто это - и это моему восприятию (более чем положительному) никак не помешало.
Что же до "поднятия на щит", то с официальным признанием у Ефремова ситуация была неоднозначная, и авторитет его был исключительно "народного" характера (без какой бы то ни было "рекламы" "сверху" - его не рекомендовали для внеклассного чтения в школах, не зачитывали на партсобраниях, и сталинскую премию он получил за работу по палеонтологии, а отнюдь не за художественную литературу).

Date: 2019-05-13 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com
Все по ранжиру: дети воспитываются в интернатах, личных вещей практически нет, все ходят строем и думают одинаково.
А у вас, простите, дети обучаются на дому или в школе? С наибольшей вероятностью рискну предположить, что - второе. Почему? Да потому, что при всех явных недостатках такого образования - оно всё же оптимальнее домашнего: вряд ли вы сможете самостоятельно "подтянуть" своего ребёнка по всем предметам. А если всё-таки обладаете энциклопедическими знаниями (и недюжинными педагогическими способностями) - им всё-таки обычно находится несколько иное применение - рабочее. Ну - или можете позволить "домашних" учителей - что, во-первых, является исключением (и слава богу - потому как несколько учителей на одного (!) ученика - это чистое расточительство (даже не для семейного бюджета, а для экономики в целом), а во-вторых - во весь рост встаёт проблема последующей социализации.
Так почему же вы уверены, что семейное воспитание (в отличии от общественного, рекомендуемого Ефремовым) имеет какие-то преимущества - при совершенно обратном отношении к семейному - и общественному образованию? Вы - гениальный воспитатель, знающий и умеющий воспитывать детей с гарантированным положительным результатом? У вас имеются апробированные методики с разными вариантами (в случае более чем возможных индивидуальных особенностей) и контролем И сколько же времени вы уделяете этому воспитанию? Опять-таки - рискну предположить (вы ведь работаете? ведёте блог, читаете книги... а в сутках - только 24 часа, а ещё надо спать и есть), что кроме чисто физических поощрений и запретов самым маленьким, объяснений и нотаций детям постарше и советов (которые обычно "в одно ухо влетело") подросткам никакой особой воспитательной работы вы не ведёте. И это - более чем нормально: по-настоящему детей ведь воспитывают не морализаторские сентенции или какие-нибудь "хитрые" методики, а вся среда - поведение родственников, знакомых и незнакомых, взаимоотношения с друзьями и врагами, книги и фильмы и т.д. Полагаю, что "интернаты" времён ЭВК и ЭВР в этом плане (по воспитательной среде) также дадут сто очков вперёд нашим реалиям; тем паче, что там этим нюансам уделяется весьма строгое и последовательное внимание, а у нас - "что выросло - то выросло": родители целыми днями на работе, а дети - в школе и на улице; вечером - по телевизорам/книгам/играм/интернетам; фактически "родительский дом" - это место поесть и поспать. Настоящая ценность семьи в том, что в условиях расслоённого общества родственные связи - фактически единственный объединяющий фактор в мире сплошной конкуренции (ещё есть дружба, сотрудничество, сословный общий интерес, но это - более редко и менее надёжно). Но и с этой точки зрения мир "туманности" и "часа" предпочтительнее: как пишет сам автор: "На Земле тоже нет семьи в старинном ее понимании, но мы не уничтожили ее, а просто расширили до целого общества…"

(no subject)

From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com - Date: 2019-05-13 08:44 am (UTC) - Expand

Date: 2019-05-13 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com
Торманс отказался принимать звездолет с Земли. В принципе, он имел на то полное право, это суверенная планета. Что сделали все из себя светлые просвещенные земляне коммунистической эры? Пригрозили, что, если их не примут, они уничтожат планету. Это нормально?
Ну, что же - давайте разбираться: нормально ли.
Итак: Торманс - суверенная планета. А что значит - по факту - этот самый суверенитет? Что её жители имеют право сами определять свою судьбу? Так это как раз НИКЕМ не оспаривается: ни Земля, ни цефеяне на это исконное право не посягают даже в принципе. Более того - это право у них давным давно уже отнято - как раз собственными владыками.
Вы вон в посте привели большой отрывок, а внимательно его читали?
"Правители Торманса, не выяснив мнения и вопреки желанию многих людей планеты, отказались принять наш звездолет по мотивам ошибочным и ничтожным…
— Ложь! Разве вы не видели по всепланетным передачам, как негодует народ и требует, чтобы вас не только не пускали к нам, а попросту уничтожили? — повелительно перебил Чойо Чагас.
— Мы включились в вашу особую сеть и видели другое, — невозмутимо парировала Родис
"

А что конкретно они видели - помните?
"Чеди встала и прошлась перед стеной экранов и пультов, сжав кулачки от нетерпения.
- А я, кажется, поняла, - медленно заговорила она, - даже позвала Оллу, прежде чем вы пришли, - для эксперимента…
Родис и Олла выжидательно смотрели на Чеди.
- У них существует вторая сеть всепланетных новостей. Та, которую мы ежедневно принимали, контролируется и фильтруется, так же как и наша Мировая Сеть. Но если мы делаем это для отбора наиболее интересного и важного, подлежащего первоочередному оповещению, то здесь это делается с совершенно другими целями.
- Понимаю, - кивнула Фай Родис, - показать только то, что хотят правители Торманса. Подбором новостей создается «определенное впечатление». А может быть, создаются и сами «новости».
- Без сомнения, так. Я догадалась, когда смотрела на «негодование» народа. Группы людей, которые высказываются абсолютно одинаково, с наигранным рвением. Они подобраны в разных городах. А подлинного обзора людей и мнений мы не видим, как не видит его и население планеты.
- Если так… - начала Фай Родис.
- Должна существовать другая сеть, - продолжала Чеди. - По ней идет подлинная информация. Правители не смотрят на фальшивку. Это не только бесполезно, но и опасно для управления.

<...>
Совсем непохожие на буйствующих на улицах люди в коричневых и темно-серых одеждах собрались в кружок на заднем плане. Они были намного старше экзальтированной молодежи.
«Не понимаю этой паники, - говорил один в центре собравшихся. - Надо бы принять звездолет. Подумать только, как много мы можем узнать от них, очевидно, людей более высокой культуры и столь похожих на нас…»
«В этом-то и дело, - перебил другой, - но как же быть с мифом Белых Звезд?»
«Кому он нужен сейчас?» - сердито нахмурился первый.
«Тем, кто твердил о непреложности истины в книгах величайшего гения Цоама, доставленных с Белых Звезд. А если мы с планеты этих пришельцев и там все так изменилось, тогда…»
«Довольно! У Четырех везде глаза и уши, - прервал первый говоривший, - молчим».
Будто по сигналу, люди разошлись по своим местам за столами. Глаз телекамеры переключился на лабораторию с аппаратурой и стеной сетчатых клеток, в которых копошилось нечто живое. Здесь стояли пожилые люди в желтых халатах и разговор тоже велся о звездолете землян.
«Необычайное наконец случилось, - сказала женщина с забавными косичками, на Земле годившимися для девочки. - Тысячелетия мы отрицали разумную жизнь с высокой культурой вокруг нас или считали ее величайшей редкостью. В Век Мудрого Отказа прилетал один звездолет, а теперь появился второй, да еще с нашими прямыми родственниками. Как же можно его не принять!»
«Шш! - совершенно по-земному дал знак молчания старый, согнутый возрастом тормансианин. - Там, - он поднял палец вверх, - еще ничего не сказали».
"

Date: 2019-05-13 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com
Таким образом сами тормансиане совсем не против контакта, более того - у них-то как раз вполне здравый взгляд на возможности контакта: потенциальные возможности - очень велики, потенциальные опасности даже не упоминаются (вполне в согласии с земным "В экипаже нашего корабля всего тринадцать таких же, как и вы, людей, это горсточка в сравнении со множеством жителей Ян-Ях. Мы не представляем для вас никакой опасности, если вы примете нас гостями своей планеты.") и сразу же фиксируются возможные осложнения (причём - исключительно внутреннего характера).

Ну, а столь возмутивший вас (и даже некоторых астролётчиков) обман разыгран исключительно для слушателей, которые как раз крайне восприимчивы именно к таким аргументам:
"- Хороши же эти правители! - возмущенно воскликнула Чеди. - Они боятся!
- Того же, чего боялись все воспитанные капитализмом, проникнутые завистью принужденного неравенства. Боятся конкуренции, - печально ответила Фай Родис.
- То есть того, что мы отнимем власть? - спросила Чеди.
- Конечно!
- Но ведь это дико и нелепо. Зачем нам власть в чужом мире?
- Это ясно для нас, для всей Земли, для Великого Кольца, но вряд ли много людей на Тормансе понимают это.
"
Никакие разумные доводы на до смерти перепуганных и предельно эгоистичных, но обладающих властью не повлияли и повлиять, разумеется, не могли - как, собственно, это и было в реальности - отнюдь не на Тормансе, а на Земле, где в борьбе за собственные привилегии их аналоги развязали две кровавейшие мировые бойни и множество "мелких" заварушек (отнюдь не принимая во внимание - что крайне показательно - ни желания и мнения большинства людей, ни пресловутые "суверенитеты").

А на себе ситуацию примерить не хотите?
Что же - давайте примерим. Вы узнаёте, что в соседней квартире их хозяева кого-то убивают/грабят/насилуют (на ваш вкус). Вмешаетесь? Или учтёте, что их квартира - это их собственность, и там они "в своём праве"?
Предвидя возможные варианты ответов - нет, вызов милиции/полиции не годится (у томансианского аналога подобная возможность исключена за отсутствием "космополиции" таковой): только - или включаетесь - или нет (со всей мерой ответственности и в том, и в другом случае).
Кстати, если вас тревожит исключительно законная сторона, то тут как раз совсем просто - все правила соблюдены:
"Нет ли здесь нарушения первого закона Великого Кольца - свободы информации? Если есть, то, вы знаете, мы полномочны на самое суровое вмешательство…"
Если же мораль - то тут однозначного ответа нет даже от автора (как самого обмана, так и книги):
" - Мнения о моем поступке разделились у вас почти надвое - может быть, это свидетельство его правильности… Не нужно оправдания, я ведь сама сознаю вину. Опять перед нами, как тысячи раз прежде, стоит все тот же вопрос: вмешательства-невмешательства в процессы развития, или, как говорили прежде, судьбу, отдельных людей, народов, планет. Преступны навязанные силой готовые рецепты, но не менее преступно хладнокровное наблюдение над страданиями миллионов живых существ - животных ли, людей ли. Фанатик или одержимый собственным величием психопат без колебания и совести вмешивается во все. В индивидуальные судьбы, в исторические пути народов, убивая направо и налево во имя своей идеи, которая в огромном большинстве случаев оказывается порождением недалекого ума и больной воли параноика. Наш мир торжествующего коммунизма очень давно покончил со страданиями от психических ошибок и невежества власти. Естественно, каждому из нас хочется помочь тем, которые еще страдают. Но как не поскользнуться на применении древних способов борьбы - силы обмана, тайны? Разве не очевидно, что, применяя их, мы становимся на один уровень с теми, от кого хотим спасать? А находясь на том же уровне, какое право имеем мы судить, ибо теряем знание? Так и я сделала один шаг по древнему пути, и вы сами бросаете мне обвинение в недопустимом поступке.
<...>
- И все же это не оправдание методов древности! - сказал Тор Лик.
- Не оправдание, я уже сказала, - ответила Фай Родис. - Но представим себе чашу весов. Бросим на одну возможность помочь целой планете, а на другую - лживую комедию, разыгранную мною. Что перевесит?
"

(no subject)

From: [identity profile] 77dmk.livejournal.com - Date: 2019-05-13 08:58 am (UTC) - Expand

Date: 2023-12-24 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] filemoon.livejournal.com
Это и хотел донести Ефремов. Но он не мог это сделать более прямо. Хотя он сам намекает что примой луч не обязательно прямой а системах координат воспринимающей стороны. Вы это увидели. Значит Ефремову удалось.

Date: 2023-12-24 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Этого не увидели 99 процентов читателей. Так что я лично не то, что не сомневаюсь, что это было целью писателя. Наоборот, я уверена, что не было.

Date: 2025-09-05 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] big-lynx.livejournal.com
"А на себе ситуацию примерить не хотите?"

Это уже было у нас. Угрозы коммодора Мэтью Перри и открытие рынков Японии под дулами орудий 31 марта 1854 года.
Возможно Ефремов не зря вставил этот в общем-то ненужный эпизод?

Date: 2025-09-05 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не, ну если хотел показать, что люди будущего - сволочи, то не зря.
Edited Date: 2025-09-05 07:29 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] big-lynx.livejournal.com - Date: 2025-09-05 09:59 am (UTC) - Expand

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:31 am
Powered by Dreamwidth Studios