catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
Решили мы тут с [livejournal.com profile] inryko перечитать «Сними обувь твою» и обменяться впечатлениями. Надо сказать, что она сделала это на неделю раньше, чем я. Вот ее отзыв, очень рекомендую.

об.jpg

Войнич обозначила год начала событий в книге как 1763. Но говорю сразу: забудьте об этом. В романе речь идет не о XVIII веке. Но о конце XIX. Реалии, менталитет, образ мыслей – из позапрошлого столетия. Недаром когда я в первый раз читала книгу и по невнимательности пропустила эту дату, я была уверена, что действие происходит во второй половине XIX века и была очень удивлена, когда обнаружила, что в романе говорилось о прабабушке Овода.

Роман начинается с того, что Беатрис Риверс выходит замуж за сквайра Генри Тэлфорда В аннотации сказано: «Сними обувь твою» - последний роман великой Войнич из ее легендарного цикла об Оводе. На сей раз главной героиней выступает его прабабка - гордая, независимая, романтичная красавица Беатриса Тэлфорд, неспособная смириться с унылой судьбой "проданной" жены и смело вступающая в борьбу за свое женское счастье. Снова и снова приходится ей сталкиваться с подлостью титулованных мужчин, с равнодушием защищающего их света, но Беатриса не склоняет головы. На помощь ей приходят люди из народа - честные, отважные и способные на верную дружбу и искреннюю преданность...» Но тут наврали – мало не покажется. Начнем с того, что никто ее не продавал. Она сама решила срочно найти мужа после того, как ее отчим попытался ее изнасиловать. И, на мой взгляд, это было крайне глупая идея. Если у тебя психологическая травма, если ты не можешь вынести не то, что полового акта, - прикосновения мужчины, на кой черт тебе замуж? В монастырь иди. Ну, или еще как-то проблему решай. Почему через три года ты аж несколько решений придумала, а раньше – только одно – замужество?

«Конечно, Монктонам или Мериемам с их связями будет нетрудно подыскать для нее какую-нибудь постоянную службу — секретаря или писца, если кто-нибудь захочет воспользоваться услугами женщины. А если из этого ничего не выйдет, она может делать многое другое: управлять молочной, вести расходные книги, избавить какую-нибудь богатую бездельницу от забот по дому, быть гувернанткой. Ужасная жизнь… но три с лишним года ее замужества были еще ужасней. Только бы сохранить детей и не быть вынужденной принимать милостыню — ради этого она готова на самую скучную и тяжелую работу.»

Помню, когда я у классиков читала, что в буржуазном мире брак – это узаконенная проституция, я очень возмущалась. Но книга подтверждает эту мысль целиком и полностью. Беатриса себя продала. Знаете, в данном случае я буду больше уважать откровенную проститутку, а не образованную девушку, у которой были родственники и друзья семьи, но которая нашла лишь один путь – замуж. Уйти жить к брату, не? Ах, у того жалование маленькое? А у Генри – поместье большое.

Нет, я очень Беатрисе сочувствую, правда. Хотя, на мой взгляд, такая реакция на попытку изнасилования была бы нормальна для 12-14 лет, а для 19 она несколько чрезмерна. Все-таки с годами определенный цинизм приобретаешь. Ну ладно, верю, у всех разная психика. Но зачем портить жизнь другому человеку, причем человеку хорошему и доброму? Потому что шарахаться от собственного мужа, как черт от ладана, – это ненормально. Это, хорошо еще у Генри психика устойчивой оказалась. А то и до импотенции рукой подать.

«Она дрожащими пальцами перебирала кружево.
— Дай я помогу, — сказал Генри.
Он осторожно отцепил проволочку. Вдруг кровь бросилась ему в голову, он раздвинул мягкий атлас и прижался лицом к ее груди.
— А-ах, какая кожа!
Она рванулась назад с такой силой, что проволочка выскользнула из его пальцев.
— Милая, я тебя оцарапал?
Генри поднял проволочку с пола. И тут он увидел побелевшее лицо Беатрисы, ее руки, судорожно сжавшие платье у горла.
— Любимая, любимая, прости! Я не хотел… Я только…
Когда, исполненный раскаянья, он хотел подойти к ней, она с придушенным криком отвернулась и выбежала из комнаты.
Задыхаясь, словно спасающийся от охотников зверек, она заперла дверь спальни и сорвала с себя платье вместе с цепочкой; потом, все еще с содроганием ощущая прикосновение жадного рта, налила воды в таз для умывания и терла оскверненное место до тех пор, пока белая кожа не побагровела. Если бы можно было выжечь его каленым железом!..
Животное! Усыпляет твою осторожность, одурачивает тебя ложью о своей матери и ее умерших детях — только ради этого.
Ночью ты знаешь, чего ожидать. Можно стиснуть зубы, взять себя в руки и как-нибудь терпеть. Но не иметь ни одной спокойной минуты и днем, всегда опасаться ловушек и засад…»

Это, простите, северный пушной зверек во всей красе, граждане. А совсем полным он становится, когда Беатриса раз за разом беременеет и рожает детей, не любя их. Я вот тоже детей не люблю. Но мне никогда не приходило в голову их заводить. И я всегда очень радуюсь за своих подруг, у которых они есть. А тут такое…

«Ну, а пока медальон с волосами двух щенят, умерших от дизентерии, понравится леди Монктон своей скромностью и благородством и, кроме того, даст возможность не тратить лишние деньги». Если что, щенята – это братья ее мужа.

«Кошки, возможно, любят своих котят, пока они малы, и некоторые женщины — особенно самые глупые — чувствуют животную привязанность к отпрыскам их собственной гнусной плоти. Но ребенок — естественный враг своей матери: он возникает ценой ее мук, уродует ее, паразитирует на ее теле, ненавидимый и ненавидящий. Если бы она хоть чем-нибудь отличалась от своей чудовищной матери, она убила бы себя, только бы не дать жизнь беспомощному существу, раз жизнь такова. Однако она сделала это, она бросила в воду нож, который спас бы и ее и маленького; и теперь, просто из чувства порядочности, она должна заботиться о нем, пока он не вырастет и не научится в свою очередь презирать и проклинать ее, как она проклинает…»

И вот нафига с такими мыслями надо было заводить детей?

Кроме того, меня дико злило, что автор всю книгу доказывает какая Беатриса необыкновенно умная женщина. Но проблема в том, что она не умная. Она ученая. Она прочитала много книг и нахваталась разных знаний. И все. Генри, которого она постоянно считает дураком потому что он путает реституцию с конфискацией, вовсе таковым не является. Он, кроме того, что, как я уже писала, хороший и добрый человек, вполне умен. Ну, забыл всю латынь что учил когда-то. Но в жизни-то это не главное. Главное, что он умело вел хозяйство, что был хорошим, честным и добрым мировым судьей.

В общем, роман читается хорошо. Но с автором я расхожусь во взглядах капитально. Самое интересное, что я сейчас к героине отнеслась куда мягче, чем в мои 30-35 лет. Тогда я думала, что она просто дура. Теперь я не отрицаю этого качества Беатрисы, но осознаю, что она еще и жертва.

Date: 2019-02-19 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] inmigrante.livejournal.com
Брат запросто мог бы отказать. Да и чтоб иметь положение хоть какое-то в обществе, надо было замуж. А дети.... противозачаточных-то не было....

Date: 2019-02-19 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Как я вижу, роман вы не читали. Рпзговор закончен и даже не пытайтесь его начать.

Date: 2019-02-19 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] inmigrante.livejournal.com
И кстати, еще совсем недавно считалось, что женщина и не должна ощущать удовольствия от секса, она должна уступать мужу, потому что он слаб. Но подводить его к тому же, воздержанию (если не нужно было новых детей родить)

Date: 2019-02-19 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Совсем недавно - это викторианство. А "Сними обувь свою" написан в 1945 и повествует о 18 веке.

Date: 2019-02-19 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] inmigrante.livejournal.com
Совсем недавно - это еще середина века. Роман прочту, конечно.

Date: 2019-02-19 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, вот, когда прочтете, тогда и узнаете, что Элси, сестру Беатрис, их брат Уолтер отправил сначала в пансион, потом забрал к себе жить.

А судить, не прочитав, - это фу-у-у-у.

Date: 2019-02-19 05:30 pm (UTC)
From: [identity profile] inmigrante.livejournal.com
Я ж сужу не о романе, а о жизни "тогда" :) Если подумать, совссем недавно, а в Испании да Латинской Америке где-то до середины 70х. 1975м-1976....

Date: 2019-02-19 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
1. А судить надо в первую очередь о романе. Еще раз: пока не прочитали, обсуждения не будет.
2. А Латинская Америка тут вообще не причем, там иная культура, религия и пр. Давайте без домыслов и вымыслов.

Date: 2019-02-19 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] inmigrante.livejournal.com
1. Иду читать. И нет, обсуждать роман не собираюсь.
2. Так все начиналось с Европы.....

Date: 2019-02-19 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Приятного чтения. Написано в целом хорошо.

Date: 2019-02-19 09:32 pm (UTC)
From: [identity profile] gur64.livejournal.com
"будет нетрудно подыскать для нее какую-нибудь постоянную службу — секретаря или писца, если кто-нибудь захочет воспользоваться услугами женщины."

Гм, это в 1763 году?:)

Date: 2019-02-19 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да я и говорю: там махровый 19 век, а вовсе не 18. Но для 80 лет (а Войнич в этом возрасте роман писала), - гениальная книга.

Date: 2019-02-20 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] ullianika.livejournal.com
Да, какое-то странное поведение. Автор так не любит брак, что хотела показать его ужасы?

Date: 2019-02-20 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Сама теряюсь в догадках. Может, у Войнич тоже была психологическая травма?

Date: 2019-02-20 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] va-tar77.livejournal.com

Нанесенная священником?


В "Джеке Реймонде" тщательно выписан садист-священник, отчим главгероя, вроде протестант, которому пофиг кого быть, ГГ или собаку.

Date: 2019-02-20 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Может, и так. Меня все удивляет почему Овод равнял священников и религию. Но люди, служащие в церкви, и христианство - это разные вещи. Почему он не мог понять этого?

Date: 2019-02-20 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] mjerry.livejournal.com
Имхо, у Войнич вообще тяга к трындец-драматизации восприятия (я про психологию героев, а не про авторскую, естественно) для обострения конфликта. Собственно, Беатрис = Артур :))) Там тот же паттерн, сугубо житейское дело (и в общем, нередкое для того времени и тех кругов, внебрачное дите священника) - и в 19 или сколько там герою по тексту, уже не помню, он выдает реакции 10-12-летнего подростка на данную информацию. Взрослый юноша в те времена вполне знал и откуда дети берутся, и что целибат не все соблюдают, на эту тему дофига всего, от истории папства до банального фольклора всех католических стран. А вот же ж :)) Ну и все дальнейшее как следствие этой драматизации во все поля.

Date: 2019-02-20 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
На Артура я эту ситуацию не прикладывала. Но да, ты права, реакция тоже не по возрасту. То ли автор так сам мир воспринимал, то ли хотел драматизации.

Date: 2019-02-20 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] mjerry.livejournal.com
Думаю, скорее хотела романтического конфликта и драматизации, отсюда все герои ведут себя, как подростки, свежесть реакции, море эмоций и страстей, ну и далее по тексту.

Date: 2019-02-20 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот поэтому в подростковом возрасте чувствуешь общность с героями. А во взрослом думаешь: "Какое странное поведение'.

Date: 2019-02-20 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] mjerry.livejournal.com
Именно так.
Посему имхо - изрядную часть литературы следует читать в подростковом возрасте и более к ней не притрагиваться даже в приступе ностальгии, как ты совершенно верно писала про ряд приключенческих авторов. Романтики типа Войнич - туда же, кмк :)

Date: 2019-02-20 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага. Хотя, Майн Рид и в 50 хорошо идет.

Date: 2019-02-20 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mjerry.livejournal.com
Надо будет как-нибудь проверить :)

Date: 2019-02-27 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] inryko.livejournal.com
Когда меня взрослая уже дочь спрашивает, почему я делала так и не иначе, почему говорила такие глупости, почему воспитывала ее негодными методами (частенько, хотя в свое оправдание могу сказать, что не всегда), то я обычно не знаю чем и объяснить это. Хотя одну причину могу привести: Ребенка я родила в 20 лет. Она меня спрашивает, будучи 25-летней. Само собой, она умнее меня той, 20-летней.
Думаю, что юный возраст (19 лет) может служить извинением Беатрисе Телфорд. В этом возрасте люди склонны принимать максималистские, экстремальные решения, зачастую себе во вред. А когда решение уже принято, мало кому удается стоять на своем. Так что ее можно уважать уже за то, что она не сбежала после того, как узнала, что такое брак. Не заводить детей после первого - а как? Никакой контрацепции, кроме воздержания, не существовало. А отдельные спальни для супругов - это источник очень неприятных слухов по всему графству.
Почему она именно это решение приняла, а не другое? Ну опять же, не было у нее альтернативы. Знакомые от семьи отвернулись. Леди Мерием ее просто не поняла бы, зато засунула бы нос в семейные тайны, а Беатрисе хотелось бы избежать этого в принципе.
Брат - не поддержка, разве что моральная: он был связан работой, которая посылала его в разные места, в том числе неприемлемые для сопровождающей его женщины, которая ему всего лишь сестра. Не забывайте, что в той же Турции у нее были бы те же проблемы с женихающимися мужчинами, которые были бы в разы настойчивее.
Она рассудила (впрочем, довольно правильно в ее ситуации), что только брак даст ей абсолютную свободу от неприличного внимания других мужчин. Только она не рассчитала размер платы за это освобождение.
Генри не проявил должной чувствительности, потому что не знал, что была проблема (а знал бы, то не посватался, скорее всего; самопожертвование его отца ему передалось только частично, ему нужна была "породистая кобылка"). Это только в Анжелике Жоффрею хватило выдержки потерпеть месяц-другой и стать сначала другом. Так то ж Жоффрей, Генри для такой чувствительности простоват. Кстати, мы часто пытаемся найти логику в поведении героев книг, забывая, что они просто придуманные люди, а реальность - проще, грубее и примитивнее, что не исключает непредсказуемости и необъяснимости.
Что мне было непонятно - это навязчивое желание сохранить детей за собой в случае возможного развода. Она проявляет недюженные собственнические претензии, а что за этим стоит не понятно. Хотя некоторе объяснение и тут можно найти: она не хочет, чтобы дети видели позор ее отца, как они с братом и сестрой наблюдали падение своей матери.
И еще я уверена: любила она их и еще как, просто чересчур много думала и ассоциировала своих детей чуть ли ни с насилием, хотя в этом соглашательстве на насилие была и сама виновата.
В целом, как Вы и заметили, Беатриса не дочь своего времени, но это влияние писательницы на свое создание, которое мы не можем отделить от нашего впечатления от Беатрисы.
Я точно далека от того, чтобы ее судить. И еще я почти уверена, что дай ей возможность сделать выбор еще раз она, может быть, и нашла другой выход.

Date: 2019-02-27 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Но брат вполне себе оказался поддержкой Элис, с ней все сложилось иначе. Почему нет?


Ну, если дать возможность сделать выбор еще раз, мы все пошли бы другим путем, возможно. И, возможно, этот путь был бы еще хуже. У кого был рассказ про три дороги? О'Генри? Вашингтон Ирвинг?

Date: 2019-02-27 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] inryko.livejournal.com
Брат всего лишь схватил Элис в охапку и отвез в школу во Франции. Там он ее и оставил. Принимать участие в ее воспитании и обучении ему не пришлось, жить с ним она не могла так же как и Беатриса. Беатрису было уже поздновато в школу прятать.

Date: 2019-02-27 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В гувернантки пойти - не? Потом ведь думала об этом, почему не сразу. Понимаете, Беатриса поступила как те сегодняшние девицы, которые выбирают папика с большим кошельком. Она продалась. Тупо продала свое тело в обмен на спокойствие. Это и есть проституция.

Date: 2019-02-27 10:04 pm (UTC)
From: [identity profile] inryko.livejournal.com
Как-то не очень Вы смягчились по отношению к Беатрисе.
Отвечаю на вопрос. Положение гувернантки не давало Беатрисе полной безопасности и финансовой независимости - вспомните Фанни.
К тому же еще раз повторю: решение благородной девицы пойти в гувернантки (независимо от состояния ее финансов) было бы воспринято крайне негативно окружающими. Допустим Беатрисе было наплевать на себя, но как дочь судьи она не могла вот так просто подвергнуть его репутацию сомнению. Да я согласна, это звучит дико. Но Беатриса и ее брат вообще довольно странные люди.
Ее решение - это не преступление, это просто ошибка в расчетах. И решала она не сердцем, а рассудком, к тому же начитавшись всяких законников. Вы ведь сами говорили, что она ученая, а не умная - это разные вещи.
Edited Date: 2019-02-27 10:05 pm (UTC)

Date: 2019-02-28 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тем не менее, она сама рассматривала этот вариант. а в ее положении - не до жиру, быть бы живу. Я же сейчас, ища работу, не говорю: "Хочу зарплату от 300 000".

Как дочь судьи не могла, а как жена сквайра - могла? Вы нелогичны.

Date: 2019-02-28 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] inryko.livejournal.com
Как дочь судьи она не имела достаточно влиятельных друзей, которые бы просто помогли, не слишком влезая в ее дела (об этом я говорила), как жена сквайра она могла это сделать, потому что помощь ей была предложена на условиях, которые ее устраивали, к тому же для этого была бы причина: открытая измена мужа с ее сестрой.
Я не вижу здесь нарушения логики.

Date: 2019-02-28 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вы внимательно читали то, что я написала? Речь все еще идет о том, чтобы стать гувернанткой. Ей никто этого не предлагал.

Date: 2019-02-28 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] inryko.livejournal.com
Я уже написала про гувернантку. В качестве разведенной женщины эта работа вполне подходящая, если совсем уж некуда идти.
А молодой девушке там никто гарантий безопасности от домогательств членов семьи не предоставит.

Date: 2019-02-28 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] inryko.livejournal.com
Еще одна мысль пришла в голову насчет Генри. Он, может быть, и смог бы сдержать себя и быть поделикатнее. Все-таки жена молодая и невинная девушка. А он влюблен достаточно, чтобы уступить.
Но это его подозрение, что от него что-то скрывают, вынудило его действовать не в самой деликатной манере.
Короче говоря, все сложилось довольно неловко.

Date: 2019-02-28 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Насчет Генри соглашусь. Он вообще добрый человек, если бы его Беатриса хоть как-то посвятила в ситуацию, все могло быть иначе.

Date: 2020-02-28 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] yanasedova.livejournal.com
Дочитала этот роман сегодня в 2.30 ночи. Под впечатлением. В поисках обсуждений нашла Ваш блог :-) Да, первую половину книги Беатриса высказывает те еще взгляды на брак, но потом постепенно начинает открывать в нем светлую сторону, а финал так вообще... Интересно, это эволюция взглядов самой Войнич?

Date: 2020-02-28 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Войнич написала этот роман в 80 лет. Полагаю, к этому моменту ее взгляды вполне сформировались. Интересная вещь: я почти во всем не согласна с автором, но от книги оторваться сложно, так что очень вас понимаю.

Date: 2020-02-29 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] yanasedova.livejournal.com
Да, вот поэтому я и думаю, что она изобразила свою собственную эволюцию взглядов от молодости до 80 лет. Кажется, у нее не было детей? Может, и брак с Войничем был фиктивным ввиду таких взглядов на супружеские отношения?

Date: 2020-03-01 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Возможно, и так: эколюцию своих взглядов.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:31 am
Powered by Dreamwidth Studios