catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
Вы знаете, я не всегда могу обречь свои мысли в слова. Вроде, хочу высказаться, но никак не могу фразу сформулировать. Вот тут человек отлично сказал, согласна на все 100.

https://leolion-1.livejournal.com/1435460.html

К сожалению, наука все больше проигрывает идеологии. Надеюсь, я не увижу, как идеология победит совсем. Чтобы не потерять текст, я его полностью цитирую:



"В ленте ожидаемо много постов вокруг и около ситуации с Уотсоном в связи с лишением того званий и наград за якобы расистские и прочие нетолерантные высказывания и несовместимость с пресловутыми values.

Я тоже уже в некоторый раз порываюсь написать, потому что это безусловное событие, которое протрясло сам фундамент научного сообщества так, что может аукнуться и полным обрушением всей конструкции. Хотя тенденция набирала силу уже давно, и первая дрожь земли, разъедаемой червями симулякров хиршебесия, импактофилии, хайпа на ожиданиях публики в меру ее понимания, техники продаж пылесосов в абстрактах и выводах, невоспроизводимости, подделок и вранья, подмены просвещения популяризацией, и, разумеется, политически ангажированных human studies, эти толчки ощущались задолго до случившего с Уотсоном. Но, по крайней мере, Нобели по сию пору были священной коровой.

И вот, я порываюсь написать и каждый раз ловлю себя на том, что немедленно начинаю думать не об Уотсоне.
Я постоянно впоминаю ту юную психологиню на Фестивале науки в "Мозгах".
Заявившую, что цель ее доклада, прежде всего, идеологическая. Она хочет освободить людей от привязанности к такому устаревшему понятию как "красота", которое нужно распространить на всех, без исключения, а лучше вовсе отменить, чтобы не способствовать продажам косметической индустрии. И внушить всем людям с дефектами внешности, что они тоже красивы.

Я тогда ограничилась парой довольно мягких замечаний и не сказала главного. Если бы сказала, это бы прозвучало довольно жестко и, возможно, обидно для юной особы, находившейся под властью пары прочитанных книг американских профессоров-феминисток, воюющих с бьюти-индустрией.
Это нарушило бы формат, заданный организаторами, могло бы внести смятение в аудиторию, в общем, звучало бы по определению конфликтно и могло бы испортить атмосферу научного праздника, и мне, вопреки своему обыкновению, не захотелось ей говорить то, что она должна была бы услышать.

Что там, где начинается идеология, наука заканчивается навсегда. Что власть науки над умами основана не на принуждении и манипуляции, а на стремлении к истине. Что ученый хотя и должен тщательно следить за словами, но не для того, чтобы кого-то не обидеть, а для того, чтобы не быть понятым превратно и как можно точнее отразить содержание своего открытия, гипотезы или суждения. Что ученый хотя и этически обязан препятствовать использованию добытого знания во вред, но сам по себе не является моральным эталоном и не может навязывать обществу тот или иной способ обращения с этим знанием. Он приносит добытое и говорит "вот, человек, что я узнал о мире и о тебе, поступай с этим в согласии со своим разумом и совестью".
И что человек, который считает, что может не убедить, а заставить других думать так, как он сам считает правильным, наукой заниматься не может, он для этого не годится.

Я смотрю на рекламу косметической фирмы Бенефит, пригласившей в качестве модели девушку с синдромом Дауна, и читаю эти множественные вздохи "ах, какая красавица! как это прекрасно, что такие люди тоже получают возможность чувствовать себя красивыми и быть моделями! как это чудесно, что больше нет стандартов красоты! все красивы по-своему! это особая красота!" - все очень в духе доклада той юной девы.
Вижу зафотошопленное фото после часов работы умелого визажиста, и понимаю, что я не сказала ей, что наука заканчивается там, где начинается любая ложь, даже во спасение и вроде бы из благих побуждений.
Что люди лгут себе, когда смотрят на такие картинки, и большинство из них не купили бы тушь, если бы ее в руках держала бы не настолько отлакированная девушка с куда более выраженными чертами синдрома. Что генетические синдромы и пороки, признаки ДЦП, травм, тяжелых болезней это не "ах, как красиво", это несчастье и физическое страдание, таким людям тяжело живется прежде всего из-за своего состояния, а не отношения к нему других людей.
И правда состоит в том, что никто бы из называющих красивыми людей с синдромом Дауна, или нарушением синтеза меланина, или с синдромом "бабочки", не захотел бы быть настолько "особенно красивым" и такой красоты себе не пожелал бы, а пожелал бы стать обычно-красивой Беллой Хадид. Никто из тех, кто яростно доказывает, что человек с акне (фото именно с этой патологией до и после мейка от Гоар Аветисян в моей лекции вызвало у юной психологини особенно острую реакцию) ничуть не менее красив, чем все остальные, себе самому бы акне не захотел.

Правда не в том, что красота это иллюзия и культурный фантом, который должен быть низвергнут и уничтожен, и не в том, чтобы раздвинуть границы определения красоты так, чтобы оно потеряло всякий смысл. Она в том, что красота не обязательна для того, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы добиться того, чего ты хочешь, чтобы быть любимым и преуспеть в жизни.

Должна была бы сказать.

И не сказала...

Поэтому я все хочу написать что-то про историю с Уотсоном и не могу."

Date: 2019-01-19 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] anna68.livejournal.com
Именно. Тогда наука заканчивается, то есть дело заканчивается, и остается одна видимость.

Date: 2019-01-19 12:17 pm (UTC)

Date: 2019-01-19 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] 67red.livejournal.com

Не про науку, но тоже из этой оперы:
https://youtu.be/koPmuEyP3a0


Обратите внимание на число просмотров и дислайков.

Date: 2019-01-19 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А в чем там суть?

Date: 2019-01-20 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] 67red.livejournal.com
Мужчина - это плохо. Он должен измениться, чтобы соответствовать идеалам движению Metoo и современных левых..

Date: 2019-01-20 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. :)
Я уже нашла пересказ. И сведения о том, как этот ролик не понравился целевой аудитории.

Date: 2019-01-19 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] nexator.livejournal.com
А в СССР, при жесточайшей идеологии, наука очень даже неплохо развивалась.

Date: 2019-01-19 12:24 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага, особенно историческая. А еще лысенковщина процветала. И кукурузу на севере пытались выращивать.

Идите уж, не позорьтесь.

Date: 2019-01-19 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nexator.livejournal.com
Ну вообще-то, история всегда была продолжение политики и пропаганды, причем везде, и даже США тут не исключение - попробуйте им там напомнить про дефарминг 1930-х, вам сразу намекнут: Истина, она, конечно, хорошо, но своя шкура ближе. Да и сельское хозяйство и кулинария недалеко от политики и пропаганды - в тех же США попробуйте ввезти свои продукты - на таможне вначале ласково спросят: не везет ли какие продукты, и лучше честно признаться если везете, чтобы ситуация оставалась ласковой.

Date: 2019-01-19 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тогда ваши слова про науку в СССР гроша ломанного не стоит. Иногда лучше молчать, чем говорить.

Date: 2019-01-19 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] nexator.livejournal.com
Ну что значит гроша ломаного не стоят, например в Пентагоне, да и вообще в США так не считают - очень даже неплохая наука была в СССР, ракетно-ядерная, т.е. физика, химия и т.д., а вот с гуманитарным направлением там действительно что-то не задалось. Ну что поделаешь, nobody perfect...
Edited Date: 2019-01-19 12:46 pm (UTC)

Date: 2019-01-19 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Мне кажется, ваши слова подтверждают основной тезис статьи. Там, где в СССР не позволяли себе давить науку идеологией (ибо ракеты таки нужны были объективно) - там все цвело и пахло. Там, где в науку не брали без демонстрации верности идеологии - науки как таковой не было. По тем же истфаку и филфаку это как раз очень заметно: наиболее приличными были наименее идеологизированные направления. Скажем, медиевистика или классическая филология. Там можно было заниматься наукой, почти не отвлекаясь на соответствие Карлу Марксу или ограничиваясь дежурными поклонами в его сторону..

Date: 2019-01-19 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я вот помню, как я диплом писала по "Зеркалу света", журналу конца XVIII века. С обязательными цитатами из Ленина в предисловии. И хорошо еще можно было цитатами в предисловии обойтись, а остальное писать как есть.

Date: 2019-01-19 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
Вот именно. И я об этом. Без цитат из Ленина в предисловии не обходился даже справочник зоотехника, но дальше можно было спокойно рассказывать, как правильно крыть коров, не ссылаясь на классиков. Именно так и выглядела свобода от идеологии. ;-)

Date: 2019-01-20 12:18 pm (UTC)
From: [identity profile] nexator.livejournal.com
Ну да, я это и хотел сказать, но мне лень было формулировать эти частности, а у вас это получилось ловко и компактно. Ну,т.е. я с вами полностью согласен.

Date: 2019-01-19 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вам уже ответили и я с котом согласна. Желаете быть клоуном дальше - пожалуйста.

Date: 2019-01-20 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] nexator.livejournal.com
тут как-то неудобно искать контекст общения, я не совсем понимаю о чем речь - а отыскать контекст не могу - у меня в браузере всякие кнопки не работают.

Date: 2019-01-19 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-anikina.livejournal.com
Статья про вот таких психологинь и психолухов https://inosmi.ru/social/20190118/244411746.html

Date: 2019-01-19 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2019-01-19 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] 12xc33.livejournal.com
А при чем тут наука? В научных результатах Уотсана не усомнились. А всякие звания и награды - тоже идеология.

Date: 2019-01-19 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Прочитайте еще раз, возможно, поймете.

Date: 2019-01-19 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dr-moshe.livejournal.com

Вот разговаривал Я как-то в кафе с боди позитивной страшилой весом в 150 кг, и тут кафе зашли две красивых девчонки в мини, так она минут 10 обсуждала этих двух бедных несчастных девчонок которые вынуждены ходить полуголыми))
А ещё через 10 минут она поинтересовалась не может ли она стать моей девушкой, это она делает сразу же как в компании появляется новый мужик. А всё это от чего, потому что она вечно голодная ... а голодная она от того что её никто не еб...   а ее никто не еб...  потому что она считает себя в боди позитивной, а на самом деле мерзкая, толстая, страшная, озабоченная страхолюдина. Ну даже если ей намёком об этом скажу она меня может засудить.  приходится отшучиваться. А что делать

Date: 2019-01-19 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А почему вынуждены-то?

Date: 2019-01-19 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Скажем так, проблема расписанной особи не в 150 кг как таковых, а в том, что страхолюдина. Которая таковой останется даже если скинет центнер.
(Нет, не все дамы 150 кг страхолюдины по определению, т.е. кому-то такой формат может не подходить в принципе, но это момент субьективный, в отличие от красоты, которая по-ефремовски объективна.)

Date: 2019-01-19 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Валов (from livejournal.com)
По поводу науки в СССР. В первой половине 80-х я поступил в аспирантуру и попытался написать диссертацию на тему ни малейшим образом не связанную с идеологией, чистейшая техника и экономика (на грани, так сказать). Разобравшись за год в проблеме, я озвучил ее решение. Результат не заставил себя ждать - меня моментально лишили доступа к информации (тема была секретная), и сказали, или пишешь липу, но согласно курсу «партиии правительства», или ..., ну сами понимаете. Я выбрал второе, и стал первым аспирантом, добровольно ушедшим из аспирантуры успевшим за это время сдать минимум.

Date: 2019-01-19 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Уважаю.
Да уж, время было...

Date: 2019-01-19 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] u4l8lthf9.livejournal.com
Image (http://harpia.gh-prikol.ru)Image (http://absohm.glo-bys.ru)

Date: 2019-01-20 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com
Разве у Уотсона отобрали награды?

Date: 2019-01-20 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, Вы хоть в гугль зайдите.

Date: 2019-01-20 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com
Гугль говорит, что лаборатория, которой он раньше руководил, лишила его своих почетных титулов, а вот насчёт наград что-то молчит гугль.
Потому и спрашиваю.

Date: 2019-01-20 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
1. Спросите гугль еще раз. В Вики, к примеру, про награды написано.
2. Вы видите, что это не мой текст? Если Вас так интересует этот вопрос, спросите автора.

Date: 2019-01-20 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com
В Вики не написано, что у него были отняты награды. Там написано:
"In January 2019, following the broadcast of a television documentary in which Watson repeated his views about race and genetics, CSHL revoked honorary titles that it had awarded to him and severed all ties with him."
revoked honorary titles that it has awarded to him значит: "отозвала почетные титулы, которые она ему присвоила" (речь о лаборатории).
Наград никто у Уотсона не отбирал. Более того, его именем назван в той же Лаборатории Колд Спринг Харбор факультет биологических наук (Watson School of Biological Sciences), и никто этот факультет не переименовывал. Его лаборатория лишила титулов почетного попечителя, почетного ректора и почетного именного профессора.

Если Вы выразили полную солидарность и поддержку чужого текста, законно спрашивать у Вас.

Date: 2019-01-20 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] pospeliy.livejournal.com
Здравствуйте. А вера в Бога, по Вашему, это идеология?

Date: 2019-01-20 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Безусловно.

Date: 2019-01-20 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Вера - не идеология.
Идеология - это система указаний, в какого именно бога и каким образом веровать надлежит.

Date: 2019-01-27 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] alexispokrovski.livejournal.com
Увы! мракобесие в чистом виде. Обскурантизм. Власть тьмы.

Date: 2019-01-27 05:58 pm (UTC)

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 05:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios