catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Сегодня я хочу показать портрет Жанетты Антоновны Вышковской. Вероятно, многие слышали если не о ней, то о ее младшей сестре, многолетней фаворитке императора Александра I Марие Антоновне Нарышкиной.



Вышковская Жанетта (Жанета) Антоновна. 1810-е. Неизвестный художник. Музей Пушкина (СПб).


Вообще, я хотела только выставить картину. Не зря же я завела рубрику «История в картинах и предметах". Но, во-первых, я жуткое трепло и не умею ничего делать молча, а во-вторых, всегда пытаюсь найти информацию о персонаже и в большинстве случаев нахожу. Итак, Жанетта…

Она родилась в 1777 году. Ровесница императора, значит. В детстве лишилась матери, а потом и отца. Когда князь Антон-Станислав Четвертинский, про-русски настроенный, погиб во время мятежа в Варшаве в 1794 году, императрица Екатерина пожаловала его вторую жену в статс-дамы, а дочерей во фрейлины и пригласила в Петербург. Про судьбу Марии, вышедшей замуж за Нарышкина, все знают, так что не будем отвлекаться. Жанетта же долго оставалась в девицах и лишь в 1816 году состоялась ее свадьба с поляком Северином Вышковским. Молодоженам было 45 (ему) и 38 или 39 (ей). В чем же дело? Почему так долго девица из приличной семьи, не крокодилица на мордочку, да еще фрейлина, так долго не могла найти себе суженного? Дело в том, что Жанетта была еще и честолюбива. Мария стала любовницей императора, видимо, ее сестре этого показалось мало. Когда ею не на шутку увлекся великий князь Константин Павлович, увлекся настолько, что чуть ли не каждый день обедал у Нарышкиных, чтобы встретиться с дамой сердца, настолько, что в 1805 году решил развестись с женой, Жанетта решила, что вытащила счастливый билет. Но великой княгиней ей стать так и не удалось, разводу воспротивилась царская семья. Как пишет Ф.Ф.Вигель, «Привязанность к ней цесаревича Константина Павловича до того простиралась, что, хотя он был уже женат, хотел он развестись со своею Анною Федоровною, чтобы на ней жениться. Вдовствующая императрица всеми силами противилась сему союзу, и напрасно; ибо этот брак был бы в тысячу раз приличнее, чем тот, в который он после вступил [с Жанеттой Лович]. Блестящие партии представлялись для этой княжны, но с честолюбивыми своими надеждами она отвергала их.»

И только в 1816 году, когда цесаревич был уже по уши влюблен в другую Жанетту (и тоже полячку), Грудзинскую, наша героиня поняла, что ждать больше нечего и вышла наконец замуж. Император Александр пожаловал фрейлине в приданое 200 тысяч рублей и заплатил за наем дома, в который переехали молодожены. Надо сказать, что фрейлинам приданное от казны давали, но не таких огромных размеров. Видимо, сыграло роль то, что Жанетта была сестрой Марии. И хотя царь уже расстался к тому моменту с Нарышкиной, он считал своим долгом помогать ее родственникам. Жанетта, оказавшись замужем за ярым польским патриотом, уехала из России и бОльшую часть жизни провела за границей. Умерла она 18 Августа 1854 г. в Мюнхене, где и была похоронена.

Date: 2009-10-28 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] esya.livejournal.com
Да, интересная версия распространенной истории "я не такая, я жду трамвая" :) Хорошо, когда жизнь долгая, но детей, наверное, не было.

Date: 2009-10-28 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Про детей у меня информации нет. Вообще, брак поздний, так что дети вряд ли были.

Date: 2009-10-28 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
по-моему дама прекрасно пожила

Date: 2009-10-28 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, все же потеря родителей в детстве-юности, полжизни на одной чужбине, потом полжизни - на другой. Я бы сказала: она жила для себя, но не всегда эта жизнь была прекрасной.

Date: 2009-10-28 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] sugneddin.livejournal.com
только у меня одной подозрение, что на Жанетту ЛОвич Константин обратил внимание по причине имени? ;)

замечательная семья, что делать... братья дружно любят сестер...

Date: 2009-10-28 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Или по причине национальности?

Вообще, когда два брата влюблялись в двух сестер, ничего хорошего это не сулило. Обвенчаться могла только одна пара. Понятно, что у наших героев и так с браком проблемы бы были, но все же...

Date: 2009-10-28 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] sugneddin.livejournal.com
мне всегда было интересно - а если обряд венчания проходят одновременно обе пары?

Date: 2009-10-28 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В смысле? В России не могли жениться, к примеру, двух братьев на двух сестрах, или две пары, когда мать и дочь против двух братьев. Извините, я немного "криво" объясняю с точки зрения языка, но иначе не получается.
Если бы к священнику пришли две таких пары, он бы одной указал на дверь.

Date: 2009-10-28 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] sugneddin.livejournal.com
нет, я все понимаю. просто теоретически интересно. Совместные венчания проводились - почему бы не обвенчать разом двух сестер и двух братьев? на крайний случай можно в разных церквях, ведь на момент венчания они еще не являются родственниками
просто в сказках часто бывает, когда братья женятся на сестрах, вот и было любопытно, как это технически можно было устроить

извините, что не по теме :)

Date: 2009-10-28 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ничего, все по теме.
Проблема в том, что по незнанию-то обвенчать можно было. Но потом брак был бы расторгнут Синодом, а провинившихся определили бы в монастыри для покаяния. Несчастный Апраксин, который влюбился в дочь гет мана Разумовского в то чремя как его брат был женат даже не на ее сестре, на племяннице гетмана, "каялся" сначала полгода в Петропавловке, а потом еще два года в монастыре.
Вообще, люди из таких положений выходили просто: одна пара не венчалась. Вот, например, Вигель историю рассказывает:
"По соседству с удалившейся от света Улыбышевой жили в чудесном согласии два брата Хрущовы, из которых у каждого было по тысяче душ крестьян. Старший, Петр Петрович, был красив и виден собою; другой же, Александр Петрович, хотя и гораздо моложе его, наружностью похвастать не мог. Старший чрезвычайно понравился еще нестарой матери, меньшего полюбила семнадцатилетняя дочь. Как быть в этом случае? В столь близком родстве два брака могли быть дозволены только всемогущему Наполеону среди не совсем еще христианской Франции. Обязанностями религии Улыбышева пожертвовала обязанностям матери: дозволила дочери своей вступить в законный брак с меньшим Хрущевым; а сама всю жизнь осталась в незаконной связи с старшим."

Date: 2009-10-28 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Мне кажется, что старшая Улыбышева поступила так, как в этой ситуации было единственно правильным. У дочери ведь вся жизнь впереди, а она сама уже в законном браке побывала:)
Вообще, меня всегда глубоко возмущал этот православный запрет на венчание людей, состоящих в дальнем родстве или - что уже совсем несправедливо - в свойстве (не знаю, как правильно назвать, когда, например, два родных брата и две родных сестры). Сколько судеб из-за этого поломалось! Кажется, в католических странах такого не было, да и у протестантов, по-моему, тоже.

Date: 2009-10-28 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Интересно, что люди все понимали и к таким парам относились нормально. (Вот к браку двоюродных - плохо.)Но церковь - ни в какую: грех и все тут!

Date: 2009-10-28 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Хорошо, что хоть люди с пониманием относились. Двоюродные - это, конечно, немножечко перебор, все-таки достаточно близкое родство. А вот когда люди не связаны по крови, это, ей-богу, какое-то варварство - запрещать таким парам жениться. Утешает, что хоть государь иной раз мог вмешаться и помочь влюбленным:)

Date: 2009-10-28 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Невольно вспоминается давняя песня Аллы Пугачевой "Все могут короли"... Ей-Богу, не понимаю, почему в то время было такое предубеждение к так называемым "морганатическим" бракам. Ведь в допетровскую эпоху женились на "своих", и ничего.
С трудом представляю, как Жанетта Антоновна смогла "высидеть в девках" до такого возраста. Наверное, было столько пересудов и косых взглядов...

Date: 2009-10-28 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это не предубеждение, это закон о престолонаследии, принятый Павлом. С вступлением в морганатический брак человек не терял право на престол, но его дети - да.

Вот мне это тоже интересно: дама - дитя 18 века, который строгостью нравов не отличался.

Date: 2009-10-28 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] bruxelloise-ru.livejournal.com
Интересно, а детей она успела своему польскому патриоту родить?

Date: 2009-10-28 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Врать не буду, я такой информации не нашла. Но, вроде, нет. Обычно пишут о детях.

Date: 2009-10-28 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bruxelloise-ru.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2009-10-28 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Спасибо за интересный рассказ! Похоже, обе сестры были очень красивыми.

Date: 2009-10-28 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Боюсь. не совсем так.
"Она (Нарышкина) обошлась со мной весьма ласково и рекомендовала меня сестре своей, княжне Жанетте Четвертинской, и поляку Вышковскому, который, как после узнал я, был ее суженый. Наружность сей последней мне показалась бы неприятною, если б она была со мною и повнимательнее; из нескольких слов поляка, довольно пожилого и незначащего, не менее того весьма надменного, мог я заметить, что он великий русоненавистник." (Вигель)

Date: 2009-10-28 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Впечетляюще!

Date: 2009-10-28 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] markyza.livejournal.com
"Вообще, я хотела только выставить картину."

Мне так нравятся Ваши картины с историями! Как, впрочем, и истории с картинками. :)
Интересное имя - Жанетта, не Жанна... *задумалась*

Date: 2009-10-28 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.

Про имя надо спрашивать того, что историей Польши увлекается. Но, видимо, Жанна - французский вариант, а Жанетта - польский.

Date: 2011-05-24 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] guercino.livejournal.com
Жанетта в польском именно Жанетта. Жанна не существует - потому что используется Иоанна (как Хмелевская)))). Но в начале 19 века Иоанна было слишком "простонародным"...

Date: 2009-10-28 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Про нее хочется сказать - рыжая бестия:)

Date: 2009-10-28 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Точно! Очень правильное определение.

Date: 2009-10-28 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Очень интересно!
Спасибо большое.

Date: 2009-10-28 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2009-10-28 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
заголовок очень тонко подобран. не в бровь, а в глаз*

Date: 2009-10-28 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.
Татьяна!!! У тебя книга Исмаил-заде про Елизавету Алексеевну в бумажном виде?!

Date: 2009-10-28 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
я её не покупала, брала в библиотеке. а что, нужно срочно в бумажном виде?
а про заголовок - это я по-прежнему намекаю на твой скрытый журналистский дар...

Date: 2009-10-28 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Понятно. Я хотела уточнить на что ссылается автор и обнаружила, что у меня комментарии не все есть. А у меня копия - электронная. Думала у тебя можно узнать... Тогда ладно, снимаю вопрос.

Спасибо-спасибо-спасибо.

Date: 2009-10-28 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
я завтра или послезавтра все равно пойду в библиотеку. если там книга будет в абонементе могу уточнить. это не сложно. напиши что именно?

Date: 2009-10-28 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
1 глава. Текст:

Двор судачит о романе между ними, впрочем, может быть, к тому был повод. Молва надолго соединила их имена. После длительной разлуки они встретятся в 1815 г. на Венском конгрессе, и Адам Чарторыйский — вновь в плену вспыхнувших чувств. «Чувства утратили свой пыл, — записывает он в дневнике, — но еще сохранили достаточно сил». Он мучается тем, что был принят плохо. «Я грустен и несчастлив, как давно не был, — записывает в дневнике, — ...Сила этого увлечения достойна удивления... когда время, удаленность, необходимость стереть чувства и препятствия сами могли погасить его, собственная сила превозмогла все»30.

Ты не могла бы уточнить, что за ссылка 30? Скорее всего это «Голос минувшего», 1916, но вдруг еще что?

Пожалуйста!!

Date: 2009-10-28 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
записала в блокнот. если книга будет - отпишусь завтра или послезавтра.

Date: 2009-10-28 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Если не выйдет, не страшно.

Date: 2009-10-29 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] shakko-kitsune.livejournal.com
кстати, залезла в родословие нарышкиных, получается, что Марии Антоновна и Андреевна были даже женами родных братьев, соответственно Александра и Дмитрия, сыновей Льва Александровича и Марины Закревской

Date: 2009-10-29 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
О, а я поленилась проверить... Спасибо.

Date: 2010-04-28 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] shakko-kitsune.livejournal.com
а чьими сестры нарышкины были фрейлинами? екатерины или марии федоровны? а потом елизаветы?

Date: 2010-04-28 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Из них Нарышкина только одна, да и та в замужестве. Девичья фамилия сестер - Святополк-Четвертинские.Чьи фрейлины, не знаю. В 18 веке - точно не Елизаветы, там другие девицы были. Звание фрейлины ни к чему не обязывало. Девица вполне могла сидеть где-нибудь в медвежьем углу и даже в Петербурге ни разу в жизни не бывать.

Date: 2010-04-28 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] shakko-kitsune.livejournal.com
просто я так посмотрела, под конец века екатерина в свои уже почти не записывала, сплавляла в основном к марии федоровне

Date: 2010-04-28 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Очень возможно, что Марии Федоровны. Но - не знаю, так что врать не буду. Если где информацию встречу, скажу.

Date: 2011-05-24 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] guercino.livejournal.com
Кажется Елизаветы... Во всяком случае на картине Олешкевича из Варшавы она изображена с Марией Александровной Нарышкиной и Ольгой Потоцкой (позднее женой Льва Нарышкина)

Date: 2011-05-24 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не могли бы Вы поподробнее рассказать о картине, я ее не видела.

Date: 2011-05-24 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] guercino.livejournal.com
Картина называется "Милосердие и опека над немощными царицы Елизаветы" (холст, масло 245х201) 1813 год, Национальный музей, Варшава.Парная к ней работа с Марией Федоровной в Спб... Я не знаю как вставить изображение - так бы мог ее разместить...

Date: 2011-05-24 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Как вставить изображение.
Вы ведь знаете, как вставлять картинку в пост? Скопируйте ту запись, что появится, когда Вы вставите картинку в пост. Поместите эту запись в комментарий и отправьте его. Запись в ЖЖ можно не сохранять.

Date: 2010-04-28 03:49 pm (UTC)

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 11:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios