catherine_catty: (Романовы)
[personal profile] catherine_catty
Предыдущие посты из серии можно найти здесь:
Часть 1.Господин Александр. http://catherine-catty.livejournal.com/27364.html
Часть 2.Амур. http://catherine-catty.livejournal.com/30636.html
Часть 3.Братья. http://catherine-catty.livejournal.com/34167.html
Часть 4. Аполлон. http://catherine-catty.livejournal.com/64452.html
Часть 5. Любимая сестра. http://catherine-catty.livejournal.com/108686.html

Как известно, императоров традиционно изображают на коне. На белом. Не избежал сей участи и Александр Павлович, причем рисовать его конные портреты начали еще при жизни батюшки. Правда, на них он является не центральной фигурой, а одной из.

Император Павел I со свитой. 1802. Лампи. Гатчина.

За наводку спасибо [livejournal.com profile] nikzubkoff.
К сожалению, картинка оставляет желать лучшего. Посмотрим на копии.

Император Павел I, великие князья Александр и Константин Павловичи и палатин венгерский (муж в.к. Александры Павловны). 1840-е. Ботман по оригиналу Лампи 1802 года. Эрмитаж

Цесаревич Александр дальше всех от зрителей.

Император Павел I со свитой. 1835. Осокин по оригиналу Лампи 1802 года. Исторический музей.


А вот уже император. Все как полагается: лошадь белая.

Император Александр I. 1800-е. Гравюра Карделли по портрету Виги по оригиналу Кюгельхена. Эрмитаж.


Император Александр I. Гравюра из собрания А.В. Морозова.

Свистнута у [livejournal.com profile] il_ducess

Император Александр I и цесаревич Константин Павлович. 1803-1804. Гравюра Грачева. Эрмитаж.

Как отличить царя от его брата? Правильно, по белой лошади!

Император Александр I. Гравюра из немецкой книги.


Императоры Александр I и Наполеон I в Эрфурте. 1825.


Императоры Наполеон и Александр в Эрфурте. Акварель.

Не знаю, кто автор, но он явно настроен про-французски. Известно, что Наполеон на лошади ездил плохо. Ну, в конце концов, он артиллерист, а не кавалерист и в императоры его не готовили. А тут что мы видим? Русский царь отстал, французский император протягивает ему руку...

Император Александр I. 1810-е.


Император Александр I в немецком городе. 1813. Хесс.


Союзники входят в Базель 13 января 1814 года.

Наш император, в зеленом мундире, - справа от авcтрийского (тот в белом).

Встреча императора Александра, прусского короля Фридриха-Вильгельма III и Бернадота в Лейпциге после битвы. 1814. Гравюра Дюбурга по оригиналу Аткинсона.


Император Александр I. 1810-е. Неизвестный художник.


Император Александр I. 1810-е. Уильям Хит.


Император Александр I. 1813.


Под стенами Парижа. 1810-е. Иванов


Император Александр I. Неизвестный художник. ХIX век.


Альянс России, Австрии и Пруссии. 1810-е.

Наш император - слева ( в зеленом мундире).

Александр I, император Франц и Фридрих-Вильгельм III в Гайд-парке.

Наш император справа.

Союз Англии, России, Франции, Австрии и Пруссии. 1819. Акварель Рива по оригиналу Хита и Фрая. (фрагмент)

Наш император - четвертый слева.

Парад на дворцовой площади. 1810-е.

Не картинка, а игра с названием "Найди императора". Я было подумала, что Александр - тот, кто поднял белую лошадь на дыбы. Ан нет, у него желтая лента, георгиевская. Вот сижу и думаю: то ли художник цвета перепутал, то ли император едет во втором ряду, что странно. Вообще, на этой картинке, как мне кажется, интереснее не на военных смотреть, а зрителей разглядывать. Тут тебе и поп, и офицеры, и крестьяне, и разносчики, даже уличные собаки присутствуют.

У Кипренского была картина, изображающая императора Александра I, цесаревича Константина и их свиту. Похоже, картина не сохранилась. Но, к счастью, существуют две копии с нее.

Портрет Александра I с великими князьями. 1818. Неизвестный художник по оригиналу Кипренского. Царское Село.


Конный портрет Александра I. 1820-е. Л. Поль по оригиналу Кипренского. Эрмитаж


Император Александр I. 1821. Алексеев по гравюре Беггрова по оригиналу Орловского. Эрмитаж


Император Александр I. 1837. Крюгер. Эрмитаж.

Традиционно считается, что на картине изображен конь Эклипс, подаренный Александру Наполеоном, и что именно на нем царь въезжал в Париж. Но, если мы откроем воспоминания современников (Петрова или Михайловского-Данилевского, к примеру), присутствующих при этом событии, то прочитаем, что император был на своем любимом мекленбургском белом боевом коне Марсе. Традиционно- не значит правильно.

Император Александр I. после 1837. Неизвестный художник. Измененная копия оригинала Крюгера.


P.S. Картинки кликабельны.

Date: 2009-09-07 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Оригинал Лампи жив, висит в Гатчине.

Date: 2009-09-07 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да? Ой, спасибо. Ей богу, не видела. Ни в Гатчине, ни в книгах.

Date: 2009-09-07 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Вот, для порядку ссылочку нашел:))
http://history-gatchina.ru/article/pavel_svita.htm

Date: 2009-09-07 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо большое.

Date: 2009-09-07 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
простите, что оффтоп. я освободила среду и буду рада сходить с Вами в Музей Пушкина. если Вы не прочтете уже этот комментарий - буду писать Вам завтра смс.
а так - определитесь со временем - жду сообщения во сколько мне быть у музея!

Date: 2009-09-07 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я прочитала. У меня ночной поезд! Очень хорошо. Там еще м-ль Анаис к нам присоединиться хочет. Я в среду утром бегу в Михайловский замок, значит. музей пушкина будет где-то в 13.00. Я уточню потом. А после музея в Парголово прогуляться не хотите?

Date: 2009-09-07 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
мне на почту комменты не приходят!

тогда ориентируюсь на 13.00 в среду. если будете задерживаться - не бросайте, досматривайте. только пришлите мне смс с предупреждением. я найду чем себя занять - посижу в Штолле или зайду в старую книгу.
насчет Парголово - с удовольствием! но пока не знаю что будет с вечером. если окажусь свободной - составлю компанию обязательно! а вы что именно там хотели посмотреть?

Date: 2009-09-07 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В Парголово готическая церковь красивая есть. Ну, и дворец Шувалова, но к нему не пробраться.
Я потом позвоню, очнее скажу насчет времени. Но ориентировочно я к музею подойду в 13-14.00.

Date: 2009-09-07 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
а, я так и думала что вы именно Готическую капеллу хотите посмотреть. у меня как раз есть большой пост про это место. я там была этой зимой последний раз.

Date: 2009-09-07 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] aka-author.livejournal.com
На многих картинах лошади непропорционально малы по сравнению с людьми. Или у меня с глазомером плохо?

Date: 2009-09-07 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
С глазомером хорошо, лошади действительно небольшие. Интересно, почему? Александр был высоким, но не супер-рослым. А лошадей тогда специально разводили для тяжелой кавалерии. сейчас такие пород и нет уже.

Date: 2009-09-07 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] aka-author.livejournal.com
Может быть, по техническим причинам? Если соблюдать пропорции размеров между лошадьми и людьми, то при ограниченной площади полотна люди получатся слишком мелкими, их будет сложно разглядеть. Поэтому лошадей уменьшали до минимальных размеров, при которых еще сохранялось правдоподобие.

Date: 2009-09-07 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Возможно, так. Чтоб больше персонажей влезло. А, может, художники просто не умели рисовать лошадей. Про Доу такие слухи ходили.

Date: 2009-09-30 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
1. лошади разные, там где-то ниже я про это приписал.
2. а каков был рост Аленксандра I, и сколько он весил, пардон за интимную подробность, но очень интересно?
3. для тяжелой кавалерии разводили и закупали за границей северо-германских лошадей (мекленбургских, ганноверских, тракененских). эти породы вполне существуют, действительно лошади хороши под высокого и тяжелого всадника.
4. ну и наконец, у Александра I не могло быть "белой" лошади, потому что масть эта называется серая, точно так же, как "черная" - на самом деле вороная.
нынче, конечно, когда кофе уже "оно", можно говорить и писать "белая и черная лошадь", но в исторических текстах я б не советовал.

Date: 2009-09-30 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Хм... Ну, вообще я не статью пишу, а пост и при этом немного стебаюсь. Вы уж не воспринимайте мои хиханьки-хаханьки так серьезно. То есть, факты-то я привожу реальные, и источники цитирую верно, но писать в занудном тоне не умею.

Во-вторых, открываем уже упомянутые Рассказы Петрова и читаем: "Александр ехал на любимом его мекленбургском боевом коне, белым как снег, называвшемся Марсом..."Полагаю, современник императора все же знает. как цвета лошадей обозначать.

В-третьих, антропометрические параметры императора я приводила здесь: http://catherine-catty.livejournal.com/64452.html

Про вес ничего сказать не могу, но мой ЖЖ-шный приятель, занимающийся культуризмом, сказал, что при таком росте, атлетическом телосложении и склонностью к полноте, вес у императора лет в 40 должен быть около 110-115 кг. но тут я не эксперт.

Date: 2009-10-01 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
ну да, высокий и тяжелый.
а насчет "белых" и "серых" это тоже не стоит воспринимать слишком всерьез. это такое своего рода пижонство. ну вроде как анна ахматова шпыняла бунина, что он в эмиграции забыл русский язык и пишет "черная лошадь":)
подавляющее большинство людей нынче скажет, что лошадь "белая" или "черная". тем более, что визуально они действительно белые и черные:) но я, как истинный знаток и ценитель, стараюсь так не говорить, и друзьям не советую:)
у петрова-то как раз понятно, почему Марс белый. не скажешь же: "серый, как снег". но масть эта действительно серая, получающаяся в результате раннего поседения лошадиных волос.

Date: 2009-10-01 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вступление полководца в побежденный город на белой лошади символично. Принц на белом коне - тоже запоминающийся образ. То есть, мы аппелируем не к породам лошадей, а к символам. Это вопросы разного порядка.
Спасибо за информацию, я учту. Но писать буду продолжать так, как я это делаю.

Date: 2009-10-01 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, лошадь все же вороная. Опять таки, если автор не имел в виду ничего символического. Например, противопоставления: белая лошадь - черный жеребец. Ну, как символ добра и зла, к примеру.

все в порядке!

Date: 2009-09-30 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
лошади просто бывают более и менее высокие. вот, например, упомянутые мекленбуржцы, равно как и прочие северо-германские породы - ганноверы, тракенены - рослые. их выводили специально для тяжелой, ударной кавалерии и под высоких и тяжелых всадников. но многие породы, скажем, арабская лошадь, заметно меньше, и под высоким всадником они действительно выглядят маленькими.
на некоторых портретах заметно же, что рост у соседних лошадей разный. это нормально:)

Re: все в порядке!

Date: 2009-09-30 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Хм... Александр на мекленбургском коне ездил...

Re: все в порядке!

Date: 2009-10-01 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
ну, он, наверное, не на одном коне только ездил.
вон поглядите, на крюгеровом портрете серый конь вполне рослый. еще и копыта специально отращены, чтоб выше был, такое практиковалось в те поры. у крюгера, кстати, с лошадями все в порядке:)
или вон на гравюре, где гайд-парк, там похожий конь.
качество изображения везде разное, но на парадных портретах за конями следили не хуже, чем за людьми:)

Re: все в порядке!

Date: 2009-10-01 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не на одном. Еще был арабский жеребец Эклипс, подаренный Наполеоном. Тоже, хм, белый. Наверное, еще были, но мне пока не попались другие клички лошадей.
А вот Крюгер-то как раз рисовал не с натуры. Полагаю, что за 25 лет конь если и не умер, то состарился изрядно.

А как копыта отращивали? Очень интересно.

Re: все в порядке!

Date: 2009-10-02 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
копыта лошадям (домашним) "расчищают", т.е. срезают с них крайний слой с подошвы. как человеческие ногти стригут.
в начале и середине 19 в. было принято этот слой оставлять побольше, чтоб копыта были толще, а сама лошадь за счет этого - выше ростом. это нетрудно рассмотреть на хороших конных портретах, напр., на знаменитой "Всаднице" Брюллова.

крюгера мы любим не за то, что он рисовал с натуры, а за то, что у него все, как надо нарисовано:) полагаю, что на императорских портретах крюгера проверена надлежащим образом каждая лошадь.
рисовал же он, вероятней всего, с прижизненных портретов.

на его портрете лошадь явно не арабская, скорее этот самый "белый" Марс. а вот выше два конька, тоже "белые" - это уже похоже на арапчика - конституция миниатюрнее, и ноги императорские заметно ниже свешиваются. и кстати, при внимательном разглядывании белая лошадь превращается в серую. даже, если не ошибаюсь, в серую в яблоках:)
хотя и большая серая лошадь, и серая лошадь поменьше удивительным образом похожи одна на другую:)

Re: все в порядке!

Date: 2009-10-02 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Огромное спасибо, очень интересно. Действительно, на картине Брюллова у лошади массивные копыта.

Присмотрелась. Да, на гравюре Алексеева и на портретах-копиях картины Кипренского кони помельче. А мне сперва казалось, что и эти полотна, и крюгеровское с одного оригинала нарисованы, поскольку лошадь нарисована в той же позе.

Еще раз спасибо за информацию, очень ценно. Я не знала, чем мекленбургский конь от остальных отличается. Но тогда, выходит, мекленбургский конь больше подходил Александру, чем арабский.

получается, что так

Date: 2009-10-04 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
хотя у каждого наездника свои могут быть пристрастия. вот то, что крупный всадник крупному коню больше подходит - это точно - нести легче:)
смущает одно (см. предыд. коммент.) - и крюгеровский конь, и кони на прижизненных портретах не просто в одной позе нарисованы. они еще и по масти и отметинам похожи, как близнецы. только размером отличаются.

Re: получается, что так

Date: 2009-10-04 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Эх, ну тогда не знаю, что сказать... Если отловлю какую информацию о лошадях императора, сообщу. А хотите портрет Павла на Фрипоне? Я его в ЖЖ не выставляла.

Re: получается, что так

Date: 2009-10-04 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
конечно, хочу.
а фрипон - это кто? лошадь?

Re: получается, что так

Date: 2009-10-04 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Конь. Раньше, когда существовал охотничий домик в Гатчине, рядом с ним была могила Фрипона.

"Близ зверинца и перед большой дорогою в Кипень, приезжие останавливаются, увидя два надгробных камня, из двух четвероугольных плит составленные, один выше и меньше другого, на которых положены железные листы, крепко привинчатые, с надписями в позолоченных буквах; - на одном надгробном камне надпись такая: «Здесь лежит верный Фрипон, скончавшийся мая 1-го 1815 г.». На другом надгробии написано: «1813 г. Буринская лошадь любимая покойного Императора Павла I». За верность Государю и животные достойны памяти». (Н.Я. Озерецковский)

А вот и он сам. Кликабельно.
император Павел на Фрипоне. 1798. Лампи и Тулеев

К сожалению, нехорошие люди в Павловске портреты в книгах печатают черно-белые.


Re: получается, что так

Date: 2009-10-04 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] horse-force.livejournal.com
спасибо. где-то вроде слышал даже про такие могилы. "За верность Государю и животные достойны памяти"
а портрет из Павловска? цветные-то дорого печатать. но павловские портреты за последние годы много раз тиражировались, может, где и цветная картинка есть

Re: получается, что так

Date: 2009-10-04 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Может, где и есть. Но мне не попадалась.

Date: 2009-09-07 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] zagrebchanka.livejournal.com
Вообще, мне кажется, что у авторов картин Император получался лучше, чем лошади. Лошади все неестественные, чересчур картинные, непропорционально маленькие и в неестественных позах. Вы не находите? А вообще, как всегда интересно и познавательно

Date: 2009-09-07 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Непропорционально, есть такое. Мне еще кажется, что многие кони под императором с одного оригинала срисованы. Если посмотреть на картину Крюгера, копию с нее, копии полотен Кипренского, гравюру Алексеева и пр, то лошади там практически один в один. Мода была такая, что ли?

Date: 2009-09-07 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Не-не! В Эрфурте это Наполеон падает с лошади и хочет опереться о круп коня государя! ;)))
А немцы Его Величество не любят! :)

Date: 2009-09-07 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Точно! И как я не догадалась?
Наталья, ты умница!

Date: 2009-09-18 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks123321.livejournal.com
А почему подсвечник,есть же и без него картинка...

Date: 2009-09-18 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks123321.livejournal.com
Да у меня и есть.

Date: 2017-08-10 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] nict46.livejournal.com
Весьма познавательно, в частности, замечания о "белом коне". О Наполеоне, обогнавшем Александра I: «Несмотря на репутацию плохого наездника, Император славился своей выносливостью и был способен длительное время двигаться галопом, оставляя позади офицеров своего штаба и даже всадников эскорта». (Les chevaux de Napoleon). impereur.blogspot.ru/2014/05/les-chevaux-de-napoleon.html
Здесь же используется понятие "белая лошадь" наряду с правильным обозначением мастей.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:31 am
Powered by Dreamwidth Studios