catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Минует век, и мрачная фигура
Встает над Русью: форменный мундир,
Бескровные щетинистые губы,
Мясистый нос, солдатский узкий лоб,
И взгляд неизреченного бесстыдства
Пустых очей из-под припухших век.
У ног ее до самых бурых далей
Нагих равнин - казарменный фасад
И каланча: ни зверя, ни растенья...
Земля судилась и осуждена.
Все грешники записаны в солдаты.
Всяк холм понизился и стал как плац.
А надо всем солдатскою шинелью
Провис до крыш разбухший небосвод.
Таким он был написан кистью Доу -
Земли российской первый коммунист -
Граф Алексей Андреич Аракчеев.
(Из поэмы М.Волошина «Россия»)

Аракчеев А.А. Доу. 1825. Эрмитаж.

Date: 2009-07-03 03:56 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Да "комунист Аракчеев" это круто. Волошин - гений.

Date: 2009-07-03 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
А Волошин фантаст тот ещё, видно.

Date: 2009-07-03 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] innalav.livejournal.com
Однако!)

Date: 2009-07-03 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] zagrebchanka.livejournal.com
Помню мою первую встречу с этой поэмой Волошина. Студенткой. Неделю ходила под впечатлением...

Date: 2009-07-03 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
Волошину в принципе полагается премия из спецального фонда, который А.А. учредил для того, кто напишет его лучшую биографию через сто лет.

Date: 2009-07-03 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alisal.livejournal.com
о...какое интересное описание Аракчеева
не читала эту поэму
хотя личность Аракчеева, конечно, не так однозначна

Date: 2009-07-03 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мне этот отрывок очень понравился. В принципе, это же только описание картины, ничего больше. Но очень образно.

Date: 2009-07-03 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Почему фантаст? В данном случае - очень интересный образ, практически, "в яблочко".

Date: 2009-07-03 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да. Мне понравилось. Вообще, поэма хороша. С чем-то я не согласна, но написано здорово.
Вот про конец Петра:

Кровавый пар столбом стоит над Русью,
Топор Петра российский ломит бор
И вдаль ведет проспекты страшных просек,
Покамест сам великий дровосек
Не валится, удушенный рукою -
Водянки? иль предательства? как знать...
Но вздутая таинственная маска
С лица усопшего хранит следы
Не то петли, а может быть, подушки.

Зажатое в державном кулаке
Зверье Петра кидается на волю:
Царица из солдатских портомой,
Волк - Меншиков, стервятник - Ягужинский,
Лиса - Толстой, куница - Остерман -
Клыками рвут российское наследство.

Петр написал коснеющей рукой:
"Отдайте всё..." Судьба же дописала:
"...распутным бабам с хахалями их".

Date: 2009-07-03 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я в юности прошла мимо, но сейчас оценила.

Date: 2009-07-03 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Уточнение: не его биографию, а императора Александра I.
Примечание к книгу "Былое и думы":

ii] Аракчеев положил, кажется, 100 000 рублей в ломбард для выдачи через сто лет с "Процентами тому, кто напишет лучшую историю Александра I (прим. Герцена).

2 апреля 1833 г. А. внес в Государственный Заемный банк 50 тысяч рублей ассигнациями «с тем, чтобы сия сумма оставалась в оном девяносто три года неприкосновенной со всеми приращаемыми на оную в продолжение сего времени процентами, без малейшего ущерба и изъятия». В начале 1915 г. «Российский государственный банк <...> и Российская академия словесных наук обязаны вновь публиковать сие <...> завещательное распоряжение». На сочинение истории отводилось десять лет; по их истечении (к 1 января 1925 г.) сочинители обязаны были прислать свои труды в Академию, которой в течение 1925 г. вменялось в обязанность рассматривать представленное. Премия, составлявшая три четверти капитала (с накопившимися процентами), должна была присуждаться «не в другой какой лень, а непременно 12-го декабря. 1926 г., оставшаяся четверть отводилась для роскошного («в самом лучшем виде») и дешевого (тиражом 10 тысяч экземпляров) изданий «удовлетворите льне И шей истории», для награждения еще одного труда (признанного жюри вторым) и для гонорара переводчикам сочи нения-лауреата на немецкий и французский языки (завещание цнт. по: Сборник сведений о премиях и наградах, раздаваемых Императорскою Академиею наук. СПб., 1896. С.58—59).

Date: 2009-07-03 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
"взгляд неизреченного бесстыдства// Пустых очей из-под припухших век."??? стихотворение картину не описывает, только собственные фантазии Волошина

Date: 2009-07-03 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
Правильно, конечно историю Александра.

Date: 2009-07-03 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не однозначна, да. Я сама об этом говорю на каждом углу. Но Волошин описывает конкретный портрет и делает это мастерски.

Date: 2009-07-03 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А по-моему, очень даже описывает. Вообще, современники были отнюдь не в восторге от внешности Алексея Андреевича, красотой он явно не отличался. И ни Доу, ни Волошин ему не польстили. По-моему, глядя на портрет, нельзя сказать, что "очи Аракчеева горят пламенным огнем и пр"

Date: 2009-07-04 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
примеры бесстыдства в студию

Date: 2009-07-04 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
современники надо сказать зачастую перегибали палку, преувеличивая недостатки аракчеева из неприязни к нему.
плюс восприятие современников это одно, а тут конкретный портрет. Такой мрачности и безысходности как в стихотворении в портрете нет.

Date: 2009-07-04 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты.
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты".
А это действительно было чудное мгновенье или поэт ошибался?
Керн в самом деле явилась мимолетным видением? И разве она была красива? Судя по портретам - максимум симпатична. Пушкин написал совершенно не тот образ. Не холтите ли переписать и его тоже?

Томас, то, что Вы сейчас делаете, называется "придираться из вредности". Только со мной такие номера не проходят. Найдите себе другую мишень, пожалуйста.

Date: 2009-07-04 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
Вы совершенно ошибаетесь. Я вовсе не придираюсь и не ищу мишени.
Пушкин мог писать как угодно - восприятие женщины штука совершенно субъективная. А вот тут вполне конкретный портрет, в котором Волошин по моему мнению видит то, чего там нет, в первую очередь бесстыдство. Вообще вроде бы для взрослых людей не должно быть новостью, что у других может быть иное мнение. У меня оно вот такое, я его высказал и всё. Если вам чужие мнения неинтересны в принципе, на том и скажем адьё.

PS. Интересно что написали бы мне любители Волошина, если бы я написал что в его фотопортрете видны одутловатое лицо, несущее печать разврата и самодовольного порока.

Date: 2009-07-04 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мне чужие мнения интересны, но почему-то Вы пишете комментарии в моем ЖЖ только тогда, когда в чем-то со мной не согласны или имеете вопрос. Я не помню НИ ОДНОГО слова "спасибо" или "Как здорово написано!". Соответственно, создается совершенно определенное впечатление: человек сидит и усиленно ишет то, с чем он со мной не согласен. Готова списать на особенности мужской психологии, но это уже начинает доставать.
Надеюсь, ситуацию мы поняли оба.

Date: 2009-07-04 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
@Я не помню НИ ОДНОГО слова "спасибо" или "Как здорово написано!"@

И даже прописными буквами... финиш.

http://catherine-catty.livejournal.com/73322.html?thread=1915498
http://blogs.yandex.ru/commentcopy.xml?f=ab37f13e7e51601e0ba50f62b043d015&m=http%3A%2F%2Fcatherine-catty.livejournal.com%2F100447.html%3Fthread%3D2824543

пиар вас у себя в журнале что-то яндексом найти не могу, но оно было, в посте где я рассказывал что нового обнаружил и просил подсказать ещё в том же духе.

Вообще 19 век мне интересен крайне точечно, особенно российский. Плюс времени у меня очень мало, и так постоянно стараюсь сокращать ленту (группами для чтения не пользуюсь), так что в ней только интересные для меня журналы. У себя спасибы к каждому посту оставлять я тоже не прошу.

Date: 2009-07-04 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ладно, будем считать все происшедшее недоразумением.

Date: 2009-07-05 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
пользуясь случаем хочу поинтересоваться, а зачем нужны эти спасибы от незнакомых людей? Я видел как на ннм.ру например люди вдруг закрывали доки, потому что им казалось что им недостаточно много говорят спасибо за выложенные файлы, в жж это вижу постоянно, но искренне никак не могу понять - для чего это? В конце концов, например, в бумажных журналах комменты вообще отключены :)

Date: 2009-07-05 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Затем что комментарии, состоящие только из придирок и вопросов как минимум нервируют, а как максимум заставляют задуматься: а не послать ли мне ЖЖ вообще куда подальше и какой черт занес меня на эти галеры.

Date: 2009-07-05 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Извини, только сегодня добрался до ЖЖ. Замечательные стихи, Волошин -как всегда точен в оценках.
Катерина, у тебя есть этот портрет в лучшем расширении? Я очень давно ищу.

Date: 2009-07-05 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
относитесь к журналу и комментариям несерьёзнее, это не реальная жизнь :)

Date: 2009-07-05 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Как интересно, ничего этого не знал. Облом , в виде революции помешал свершиться сему деянию...

Date: 2009-07-05 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Есть, сейчас пришлю.

Date: 2009-07-05 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А знаешь, как мне обидно? Дело-то хорошее.

Date: 2009-07-05 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не всегда получается, увы.

Date: 2009-07-05 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Представляю себе! Кстати, какая из существующих биографий Александра Павловича, на твой взгляд - наилучшая?

Date: 2009-07-05 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Шильдера. Но Шильдера дореволюционного издания. В книге, выпущенной только что враги-редакторы убрали все комментарии и доп.материал. И правда, кому нужны материалы на французском? Уроды!
Лично мне еще нравится книга Сахарова и Соловьева. Но первая очень лаконична, а вторая посвящена только внешней политике.

Date: 2009-07-05 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Спасибо, получил. Именно то, что надо.

Date: 2009-07-05 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста. В сети я приличного изображения не нашщла, сканировала сама.

Date: 2009-07-05 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Да, Шильдер дореволюционного издания - просто великолепен. И оформлен замечательно! Как хорошо, что у меня, благодаря тебе есть все тома.

Date: 2009-07-05 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Получилось отлично. Из какой книги?

Date: 2009-07-05 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Каталог выставки "Сфинкс, не разгаданный до гроба".

Date: 2009-07-05 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
У меня было только черно-белое изображение этого портрета.
Я тебе письмецо послал.

Date: 2009-07-05 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Иди читать.

Date: 2009-07-05 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Прочел и ответил.

Date: 2009-07-12 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks123321.livejournal.com
Жалко,что сейчас нет Аракчеева на современную''аристократию''...

Date: 2009-07-12 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Эх, думаешь, у него вышло бы что-нибудь? Один в поле не воин. Даже с Аракчеевым Александру не удалось отменить крепостное право.

Date: 2009-07-12 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks123321.livejournal.com
Вот за это и ненавидел его этот паразитарный класс,впрочем как и Павла 1...
А в отношении того:удалось-неудалось,нужна лишь воля к решению.
Нет воли-нет решения проблемы...

Date: 2009-07-12 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, не все же рождаются с характером Петра I. Хотя, Александру не повезло с точки зрения международной обстановки. Тут уж не до отмены крепостного права.

Date: 2009-07-12 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks123321.livejournal.com
Всё верно!
Но вот эта''тяжелая международная обстановка''...

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 01:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios