catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
Продолжаю читать "Вверх по Меконгу".

обл.jpg

«Обвинение, предъявленное принцем Иукантором колонизаторам в том, что они впервые в стране ввели право частной собственности и роздали большие концессии, соответствует историческим фактам. Теоретически вся земля раньше принадлежала королю, но фактически она являлась общественной землей, которой народ мог пользоваться совершенно бесплатно. Количество земли, резервировавшейся для личного пользования королевской семьи, было сравнительно незначительным. Колонизаторы разрушили эту систему... Огромные поместья раздавались также различным продажным лицам в качестве награды за их «верную службу» французским правителям. Новые землевладельцы впервые в истории страны ввели систему земельной ренты. После подписания конвенции 1897 года народ Камбоджи познал всю жестокость колониальной эксплуатации. Французы ввели чудовищную систему налогов, включая подушный налог, которым облагались все члены семьи, начиная с древних старух и кончая новорожденными младенцами, налог на землю, на всех домашних животных - от буйвола и до собаки, налог на кокосовые, банановые и сахарные пальмы, на каноэ, рыболовные сети и дна право рыболовства, на жбаны под спиртные напитки от того, наполнены ли они или нет, налог на соль, на орехи ореховой пальмы, налог на дома, устанавливавшийся в зависимости от числа окон в доме, и бесчисленное множество других налогов, какие только могли придумать местные сборщики налогов. В дополнение к этому они ввели в стране систему барщины, в соответствии с которой каждый мужчина должен был отработать определенное число дней в году, не получая за это не только денег, но даже питании. Установленное французами число дней, которые каждый должен был отработать на них, имело скорее теоретическое значение, так как в действительности французские власти, сгоняя крестьян на постройку военных дорог и укреплений, не отпускали их до самого окончания работ.»

В то, что французы эксплуатировали крестьян, верю. А в розовых пони – нет. Камбоджа до конца XIX не знала частной собственности на землю? Там не было земельных налогов? Для успокоения совести нашла книгу Б. Дажана «Кхмеры». Я уж ее цитировать не буду, там файл в deja vu. Но поверьте мне на слово, все там было: и огромные наделы в руках частных лиц. И каторжный труд простых людей на строительстве храмов и дорог. Надеюсь, вы не верите, что их эльфы строили? И земельный налог, лежащий в основе экономической системы государства, причем, те, кто продавал свои поля, получали уменьшение налоговой ставки.

Ладно, Дажан пишет про древние времена. Правда, эта информация уже опровергает то, что якобы "раньше народ пользовался землей совершенно бесплатно". Откроем книгу Ю.П. Дементьева «Политика Франции в Камбодже и Лаосе 1852-1907» и посмотрим что было в XIX веке до французов. Выпущена она в 1960, так что автора сложно заподозрить в симпатиях к колонизаторам.

«Налоги платили все члены крестьянской общины – мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, занесенные в особые списки. Они были обязаны сдавать в королевскую казну десятую часть собранного урожая, размеры которой устанавливались специальной комиссией каждый после окончания уборки (февраль-март). Кроме десятины существовал еще пересматривавшийся каждые три года подушный налог. Помимо этого крестьянин должен был платить сборы в пользу духовенства.
… Внесенные в списки крестьяне несли на себе также бремя государственной трудовой повинности, которую каждый должен был выполнять в течение примерно 90 дней в году, питаясь за свой счет…
Налоги и сборы были чрезвычайно обременительными. По данным французских историков, склонных, правда, несколько сгущать краски, камбоджийский крестьянин отдавал до трех четвертей урожая в виде налогов, поборов и всякого рода «подарков».

Хм… То есть, и до французов камбоджийцы отнюдь не благоденствовали? И подушный налог не колонизаторы ввели? И на общественных работах народ гробился бесплатно 3 месяца в году? Что интересно, про рабство, отмененное только в 1884 году (да-да, при французах, явно они настояли), наш зайчик Бэрчетт не сказал. Нет, я понимаю, что для «прогрессивного журналиста» французы априори гады, сволочи и колонизаторы. Но не надо все же в своих опусах до маразма доходить.

В качестве вишенки на торте.
"Король принял Лагре и, прежде, чем сам мог осознать случившееся, уже вынужден был подписать документ, согласно которому Камбоджа признавала над собой протекторат Франции". Э-э-э-э... Это как ? "Пьян был, не помню"?

Date: 2018-10-09 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
Да, странно

Date: 2020-07-18 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kleinzack.livejournal.com
Здравствуйте, извините что вторгаюсь в ваш ЖЖ, но очень нужна эта самая книга в любом электронном виде. Если можно судить по развернутой цитате, у Вас она в электронном текстовом виде. Или я ошибаюсь?

Date: 2020-07-18 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ошибаетесь, увы. В бумажном. Если живете в Москве, могу уступить по той цене, за которую я ее покупала. Не помню точно сколько, надо заказ на Озоне посмотреть.

Date: 2020-07-19 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] kleinzack.livejournal.com
Спасибо большое. Купил бы с удовольствием, но, к сожалению, это технически проблематично - живу за таможенными границами России.
Поэтому и надеялся на электронное издание.
Если вас не затруднит ответить еще на один вопрос, то был бы премного благодарен.
Насколько эта книга имеет отношение к этнографии, то есть- для меня прежде всего - описанию духовной и материальной культуры этносов, в особенности труднодоступных регионов? Или тут только история и политика? Если исключительно история и политика(понимаю, что совсем без них - никуда), то и искать ее не буду. Если есть хоть на треть или четверть этнографии, то это уже интереснее.
Я собираю книги по этнографии Азии, причем в основном описания путешествий из первых рук, а не монографии, хотя упоминаемая Вами книга Брюно Дажана "Кхмеры" у меня тоже есть.
Естественно подавляющее большинство книг у меня в электронке.
Заранее спасибо.
Edited Date: 2020-07-19 06:23 am (UTC)

Date: 2020-07-19 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я сейчас на даче. Вечером приеду домой, посмотрю что там с этнографией.

Date: 2020-07-19 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kleinzack.livejournal.com
Спасибо большое.

Date: 2020-07-19 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
С этнографией плохо. Спрошная политика и злые французы.

Date: 2020-07-19 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] kleinzack.livejournal.com
Спасибо еще раз. Как говорится, отсутствие результата - тоже результат.
Значит искать эту книгу не буду.

Date: 2020-07-19 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не за что. :)

Date: 2020-07-18 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
На всякий случай: Вы "Вверх по Меконгу" имели в виду? Я в посте 3 книги цитирую.

Date: 2020-07-19 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] kleinzack.livejournal.com
Да, конечно, вопрос был о заглавной книге Бэрчетта.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

July 2024

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 1213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 6th, 2025 08:18 am
Powered by Dreamwidth Studios