catherine_catty: (комментарии)
[personal profile] catherine_catty
В рамках программы "Перечитай классику заново" вспомнила о "Пище богов" Уэллса. Эту книгу я нежно любила в юности. Ну как же: любовь, принцесса и все такое. Закончив перечитывать ее вчера, я долго чесала в затылке. Основной вопрос был: а нафига?
пара.JPG

Если кто забыл сюжет, напоминаю, что речь в романе идет о том, как ученые создали пищу, позволяющую живым существам расти не скачками, а непрерывно. Опыты эти мудрые мужи проводили поначалу на собственных детях (что интересно, не спросив матерей). В процессе часть пищи проникла в окружающую среду, что привело к появлению гигантских крыс, ос и растений, с которыми англичанам пришлось бороться. Заканчивается книга восстанием великанов, которые недовольны тем, что люди мешают им. При этом все симпатии автора на стороне великанов.

Нафига? Нафига создавать себе такой геморой? Чтоб жить веселее было? Люди в 40 футов ростом. Зачем? Их не прокормить, не обиходить. Еду для этих особой возят телегами, одежду шьют из металлических тканей или шкур. Все предметы обихода и книги сделаны по спецзаказу. Первобытный человек мог сшить одежду из шкур. Но в нашем мире нет животных такого размера. Нет гигантских плодовых деревьев. Их можно создать? Ну, многое можно сделать, только зачем. А пока я вижу что выращены люди, которые сами не проживут. Только с помощью "пигмеев". Причем их содержание обойдется очень недешево.

Высокий интеллект и фундаментальные знания? Хм... Простите и сколько книг было для них напечатано? 10? 20? А дальше? Обычные книги читать они не могут. То есть, их мышление априори будет сильно ограничено. Толку с них в реальной жизни куда меньше, чем проблем. Работа в каменоломнях? Прокладка дорог? Машины на начало XX века вполне себе справлялись с разными инженерными задачами.

Новая раса? Из всех описанных подобных существ (там их около 50) в книге упомянута лишь одна дама. Хм... Она там размножаться не устанет? Опять же, самому старшему великану лет 20. Медицинское образование? Не, не слышали. Лечиться-то как будете? Роды принимать?


свящ.JPG

Я поняла бы все это, если бы Уэллс писал роман-памфлет, но это не так. Ирония в его книге присутствует, но она не основной мотив. Вот этот пассаж великолепен: " Слышал я однажды в те давно прошедшие времена и Бенсингтона; было это в Блумсбери на конференции учителей. Как большинство выдающихся химиков и ботаников, мистер Бенсингтон весьма авторитетно высказывался по вопросам преподавания, хотя я уверен, что самый обыкновенный класс любой закрытой школы в первые же полчаса запугал бы его до полусмерти; насколько помню, он предлагал усовершенствовать эвристический метод профессора Армстронга, посредством коего, пользуясь приборами и инструментами ценою в триста, а то и четыреста фунтов, совершенно забросив все прочие науки, при безраздельном внимании и помощи на редкость одаренного преподавателя, средний ученик за десять — двенадцать лет более или менее основательно усвоил бы почти столько же знаний по химии, сколько можно было почерпнуть из очень распространенных в ту пору достойных презрения учебников, которым красная цена — шиллинг." Но таких мест в книге кот наплакал.


мяч.JPG


Таким образом Уэллс говорит о социальных проблемах? О`кей, есть немного.
"Он приходил к ней во двор, осторожно выбирал место, чтобы не передавить кур и цыплят, медленно опускался на землю и прислонялся спиной к амбару. Тотчас к нему сбегались цыплята и с удовольствием выклевывали свалявшуюся меловую пыль из швов и складок его одежды; а порою несмышленый котенок миссис Кэддлс, ничуть не опасавшийся великана, выгибал спину дугой и начинал стремглав носиться взад и вперед: со двора в дом, в кухне — на печку, снова кувырком вниз, во двор, и по ноге Кэддлса, по боку ему на плечо… мгновенное раздумье… прыг! — и опять все сначала. Иногда, расшалившись, зверек впивался когтями в лицо Кэддлсу, но тот не решался его тронуть — такая кроха, еще раздавишь! Да он и не боялся щекотки… А потом он ставил мать в тупик каким-нибудь неожиданным вопросом.

— Матушка, — говорил он, — если работать — это хорошо, почему же не все работают?

Мать поднимала на него глаза и отвечала:

— Это хорошо только для таких, как мы.

Сын задумывался.

— А почему? — спрашивал он. И, не получив ответа, продолжал: — Для чего люди работают, матушка? Почему я день-деньской ломаю камень, ты стираешь белье, а вон леди Уондершут катается себе в коляске да разъезжает по красивым чужим краям, а нам с тобой их сроду не видать?

— Потому что она леди, — отвечала миссис Кэддлс.

— А-а! — И юный Кэддлс опять погружался в раздумье.

— Благородные господа нам, беднякам, дают работу, — говорила миссис Кэддлс. — А без них на что бы мы жили?

Эту мысль тоже надо было переварить.

— Матушка, — снова начинал сын, — если бы на свете не было господ, наверно, все принадлежало бы таким, как ты и я, и тогда…"

Но таких мест тоже немного. Тем более, что все эти мысли вовсе не обязательно было вкладывать в уста дитя-великана. Основные мотив книги - это описание борьбы обычных людей с гигантскими растениями или животными. Или же сентенций в духе "Ах, это новая раса, это светлое будущее человечества!" Что, простите? На кой?! В общем, дочитав, я плюнула, вспомнила что в 1904 году артиллерия была вполне боеспособной и успокоилась. Гиганты восстали? На здоровье. У людей есть чем ответить.

Картинки с сайта http://poznaem-mir.ru/lyubimyie_knigi_detstva/5467-gerbert_uells_pischa_bogov

Date: 2018-05-25 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] rukella.livejournal.com
Тебе эта история не напоминает булгаковские "Роковые яйца"? В том смысле, что товарищи ученые временами норовят учудить нечто просто потому, что могут. Но так как они, конечно, творцы, но не Творец, то получается даже и не сова из известного текста...

Date: 2018-05-25 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В этом смысле - может быть. Но у Булгакова нет людей-гигантов, поэтому нет и их противопоставления обычным людям, и его книга поэтому не отдает шизофренией. А у Уэллса - полный аут.

Date: 2018-05-26 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
"Странный народ эти учёные! Что бы они не делали, в результате получается бомба..."

Date: 2018-05-25 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com
Думаю, это была неудачная попытка описать новых людей, нового мира, где даже вовсе неграмотный подросток может мыслить глуюже и видеть дальше чем погрязшие в рутине взрослые старого мира.

Date: 2018-05-25 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Наверное, да. Но уж очень ситуация не продумана.

Date: 2018-05-25 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] seadevil001.livejournal.com
Фантастику писать трудно, чтобы без противоречий. Особенно когда много лет охватывает произведение.
Иллюстрации хорошие, особенно когда в мяч играют.

Date: 2018-05-25 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Иллюстрации - да. Очень.

Date: 2018-05-25 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com
Вероятно, намек на простую социальную борьбу.

Date: 2018-05-26 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Как-то очень криво намекают.

Date: 2018-05-26 03:06 am (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
не читал. судя по твоему отзыву, про первые две части Свифта ему никто не рассказывал - там тема размера раскрыта по-моему более чем полностью.

Date: 2018-05-26 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У Свифта она раскрыта куда лучше, он хотя бы понимал, что великаны будут казаться нам уродливыми ибо будут лучше проступать все недостатки: прыщи, запах и пр. А у Уэллса прямо ангелы 40-метровые. Этот ангел, один раз, пардон, пукнет, весь Лондон от газовой атаки поляжет.

Date: 2018-05-26 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
А если ещё догадается спичку поднести...

Извините :)

Date: 2018-05-26 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот этот момент как-то прошел мимо меня. Не знала.

Тогда вообще каюк Лондону.

Date: 2018-05-26 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
Автор в конце прямым текстом пишет о неизбежности войны :-/

Date: 2018-05-26 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот как раз эта война меня не пугает совершенно. Артиллерия в ту пору была вполне на уровне. если там гиганта из винтовок легко уложили, то пушками-то - вообще без проблем.

Date: 2018-05-26 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
"- Даже если их всех перебьют, - шептал Редвуд, - назад пути нет.

Секрет изготовления Пищи давно уже известен везде и всюду. И это дело его рук. Каков бы ни был исход сегодняшней битвы, растения, животные, подрастающие во множестве дети-гиганты потребуют своего и неизбежно принудят мир снова обратиться к Пище."

Вместо "Пищи" можно легко подставить какое-нибудь иное слово, если не сейчас, то в будущем.

Date: 2018-05-26 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А давайте рассматривать ситуацию конкретно и ничего не подставлять? Уничтожить гигантов - не вопрос. Люди справятся быстро. А то я тоже могу писать о Жане Сореле, но при этом подставлять слово "Владимир Ленин".

Date: 2018-05-26 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
Про Сореля не скажу, а здесь - можно, я считаю. Но даже конкретно по сюжету автор пишет о точке невозврата. Можно перебить, не вопрос. Вопрос - ценой каких потерь, правда.

И уж коль помянули Ильича... "Допустим, бородёнку я сбрею. А идейки куда девать прикажете?.." ;) В смысле, с информацией что делать? И ведь тогда ещё Интернета не было.

Date: 2018-05-26 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Извини, 40-футовые.

Date: 2018-05-27 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
а, так вот чем они скрипаля отравили!

Date: 2018-05-27 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
Вот именно!

Date: 2018-05-26 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
В моём издании было предисловие, где высказывалось следующее на тему "что имел в виду автор" :) Мол, на любом великом научном открытии прежде всего буйным цветом норовит расцвести всякая дрянь, но в итоге ей на смену обязательно должен прийти обновлённый Человек с большой буквы.

Кстати, там были именно эти иллюстрации. Серия "Библиотека приключений" называется.
Edited Date: 2018-05-26 06:51 am (UTC)

Date: 2018-05-26 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А нафига? Перевоспитать старого - не?

Да, у меня то же издание. Та еще "Первые люди на Луне" в комплекте.

Date: 2018-05-26 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
"А воспитатели кто?"

Нет, оно понятно, конечно, что человечество в целом только и делает, что перевоспитываетСЯ на протяжении всей истории. В книге речь именно о качественном скачке с привлечением передовых научных достижений. Если не ошибаюсь, сейчас нечто подобное модно именовать словечком "трансгуманизм".

Конкретика в форме гигантского роста - чисто художественный приём.

Date: 2018-05-26 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Писатель, создавая образ кого-то, должен обдумать три вещи: содержание этого образа (ладно, тут был понятный порыв и благие начинания), форма (уже возникают сомнения и крупные) и здравый смысл (а тут вообще огромные проблемы). Вот если бы эти три составляющие были на высоте, - книга получилась бы. А так - увы.

Date: 2018-05-26 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
Это всё-таки сказка, как ни крути. В которой есть доля сказки :)

Date: 2018-05-26 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У Свифта - тоже сказка. Но правдоподобная. А тут...

Date: 2018-05-26 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
Ой. Ну не зна-а-аю. Когда Свифт творил, мя был ещё совсем маленький, "Путешествие Гулливера" прочитал много позже ;) Поэтому, боюсь, что 99% смыслов и подсмыслов данного произведения от меня безвозвратно ускользнуло. Говорят, для своего времени это была крайне острая социальная сатира.

А так - ну, да, тоже занятная сказка. Меня при первом прочтении, как ни странно, больше всего интересовал географический момент: где, блин, все эти неведомые земли на нашем вдоль и поперёк исхоженном глобусе?! :)

Date: 2018-05-26 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Неведомые земли у Свифта? Ну, вообще, на начало 18 века их до хрена было.

Date: 2018-05-27 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
Катя, это по ходу у Уэллса пунктик был - будущая война а потом коммунизмвсё хорошо. Насколько я знаю, у него это много где проскакивает.

Date: 2018-05-27 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Во дает! Нет, я войнами, конечно, живо интересуюсь. Но чтоб в будущем - нафиг, нафиг.

Date: 2018-05-27 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
"Война в воздухе" есть у него некий опус - я не читал, но оно про это. и вроде еще где-то.

Date: 2018-05-26 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
*мрачно* Притча оно. Олицетворнение нового свободного челове...
Развалились бы они нафиг, человеческая анатомия на такие размеры не рассчитана.

Date: 2018-05-26 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] quester77.livejournal.com
(шёпотом) Сейчас кто-нибудь ляпнет в комментариях про "сверхчеловека", и творчество несчастного Уэллса занесут в какой-нибудь нехороший список...

Date: 2018-05-26 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
А что, еще не занесли? Непорядок! *срочно набирает Нужный Номер*

Date: 2018-05-26 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] namezeroisok.livejournal.com
Да вообще никакая не расчитана. Масса растёт пропорционльно кубу, моменты умножаются на плечо, а прочность пропорциональна площади сечения. Ой все сломалось под собственным весом. Фантастика.
Edited Date: 2018-05-26 10:52 am (UTC)

Date: 2018-05-26 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Крысиная, я полагаю, тоже.

Date: 2018-05-27 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Да уж, теория та еще, а вот иллюстрации хороши, автора не подскажешь?

Date: 2018-05-27 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Юль, ради тебя даже слазаю за книжкой. :)
Г.А. Раковский.

Date: 2018-05-27 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Спасибо.
Надо поискать другие его работы.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 10:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios