catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Первый раунд см.: http://catherine-catty.livejournal.com/22992.html

Второй раунд см.: http://catherine-catty.livejournal.com/25593.html

«Пестрые овцы» стала единственной басней Крылова, запрещенной цензурой при Александре I. Пока император читал сатирические стихи, посвященные исключительно своей собственной персоне, все было нормально. Но он не потерпел басни, направленной не только против его императорского величества, но и против «злодея волка». Под последним подразумевался граф А.А.Аракчеев, член Государственного Совета, начальник Отдельного корпуса военных поселений. Когда я училась в школе и в институте, преподаватели не жалели черных красок, рисуя его образ: садист, вырвавший усы у солдат, трус, старательно избегавший сражений, душегуб, придумавший военные поселения, урод, похожий на обезьяну.

Давайте разберемся. Ну, во-первых, военные поселения вовсе не его идея. К скорби своей должна признать, что она принадлежит лично Александру I. Алексей Андреевич лишь в точности исполнял указы императора, ни больше не меньше. С одинаковым рвением он обустраивал военные поселения и разрабатывал проект отмены крепостного права. «Партия сказала: «Надо!»… Тьфу ты, черт. Царь-батюшка приказал, Аракчеев, его верный пес, сделал. Подчинялся, не раздумывая, за что и был обласкан. Кому же не понравится такой исполнительный слуга?

Урод или нет? Н.А.Саблуков так описывает внешность Аракчеева: «По наружности Аракчеев походил на большую обезьяну в мундире. Он был высокого роста, худощав и мускулист, с виду сутуловат, с длинной тонкой шеей, на которой можно было бы изучать анатомию жил и мускулов и тому подобное. В довершение того он как-то особенно смарщивал подбородок, двигая им как бы в судорогах. Уши у него были большие, мясистые; толстая безобразная голова, всегда несколько склоненная набок. Цвет лица был у него земляной, щеки впалые, нос широкий и угловатый, ноздри вздутые, большой рот и нависший лоб. Чтобы закончить его портрет, скажу, что глаза у него были впалые, серые и вся физиономия его представляла страшную смесь ума и злости.»

Я, конечно, знаю присказку, что мужчина должен быть чуть-чуть красивей обезьяны, но можно ли эти слова отнести к Аракчееву? Вот его портрет в 30-летнем возрасте кисти Лампи. Обычный человек, не хуже и не лучше других. Понятно, что художник мог польстить, но ведь могла произойти и обратная реакция. Александра I современники в один голос называют красавцем, но на некоторые его портреты до того страшны, что без слез не взглянешь.


Что касается трусости. Я отнюдь не являюсь специалистом по военной истории и, если найдутся более сведущие люди, то пусть меня поправят. Но в энциклопедии «Отечественная война 1812 года.» указано, что именно он командовал артиллерией в битвах при Лютцене и Баутцене. Значит, на поле боя он все-таки появлялся. Стараниями Аракчеева у нас к 1812 году была практически лучшая артиллерия в Европе, существенную роль сыграл он и в улучшении снабжения армии. Кстати, в 1812 году он принимал активное участие в удалении Александра I из армии. Ну, хоть за это можно человеку спасибо сказать.

О жестокости Аракчеева написано много. Но можно найти воспоминания совершенно иного рода.
В.А.Сухово-Кобылин, 3 дня проживший в Грузино, имении всесильного временщика, характеризует его владельца следующим образом: «Неоспорно, что Аракчеева было бы странно назвать человеком добрым; неоспорно и то, что он был неумолим к иным проступкам, как, например, ко взяточничеству или нерадению по службе. Тому, кто пробовал его обмануть (а обмануть его было трудно, почти невозможно), он никогда не прощал; мало того: он вечно преследовал виновного, но и оказывал снисхождение к ошибкам, в которых ему признавались откровенно, и был человеком безукоризненно справедливым; в бесполезной жестокости его никто не вправе упрекнуть.»

И.А.Жиркевич, 3 года служивший под началом Аракчеева, так говорит о своем командире: «Честная и пламенная преданность к престолу и отечеству, проницательный природный ум и смышленость, без малейшего, однако же, образования, честность и правота — вот главные черты его характера. Но бесконечное самолюбие, самонадеянность и уверенность в своих действиях порождали в нем часто злопамятность и мстительность; в отношении же тех лиц, которые один раз заслужили его доверенность, он всегда был ласков, обходителен и даже снисходителен к ним.»

И уж совсем неожиданно для нас звучат слова крестьянина Шеллоника, знавшего графа по рассказам отца: «Благодетелем мужиков был Аракчеев, добрым и заботливым отцом, а не мучителем. Без хлеба ни один не сиживал, не вздувало с голоду брюхо, как в нынешние времена.
А лупцевал он нашего брата за дело — дарма никого не обижал. Пьяниц и лентяев не любил он дюже, а зато кто работал по порядку, то тому граф оказывал всякую помощь. Бывало, околела лошадь или корова — другую распорядится дать, — получи и работай!»

Должна отметить еще одно положительное качество: Аракчеев не брал взяток, что современники воспринимали как чудо чудное. Это честнейший человек, подкупить которого было невозможно. Узнав после смерти своей любовницы, А.Минкиной, что она за его спиной тайком принимала приношения, он роздал их всем, кто признал свое имущество. То, что осталось, отдал на церковные нужды. Все его состояние (полтора миллиона рублей) отошло казне (Аракчеев не назвал наследника). Николай I пожертвовал его Новгородскому кадетскому корпусу.

Я крайне отрицательно отношусь к военным поселениям: человек не может жить без свободы выбора, пусть и в минимальных масштабах. Я, безусловно, против садизма в любом его проявлении. Мне категорически не нравится Аракчеев как личность. Но будем справедливы: нельзя говорить только о плохом. Ну, а теперь давайте все-таки прочитаем, наконец, басню.

Пестрые овцы

Лев пестрых не взлюбил овец.
Их просто бы ему перевести не трудно;
Но это было бы неправосудно —
Он не на то в лесах носил венец,
Чтоб подданных душить, но им давать расправу;
А видеть пеструю овцу терпенья нет!
Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?
И вот к себе зовет
Медведя он с Лисою на совет —
И им за тайну открывает,
Что, видя пеструю овцу, он всякий раз
Глазами целый день страдает,
И что придет ему совсем лишиться глаз,
И, как такой беде помочь, совсем не знает.
«Всесильный Лев!» — сказал, насупяся, Медведь:
«На что тут много разговоров?
Вели без дальних сборов
Овец передушить. Кому о них жалеть?»
Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови,
Смиренно говорит: «О, царь! наш добрый царь!
Ты верно запретишь гнать эту бедну тварь —
И не прольешь невинной крови.
Осмелюсь я совет иной произнести:
Дай повеленье ты луга им отвести,
Где б был обильный корм для маток
И где бы поскакать, побегать для ягняток;
А так как в пастухах у нас здесь недостаток,
То прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдается,
Что род их сам собой переведется.
А между тем пускай блаженствуют оне;
И что б ни сделалось, ты будешь в стороне».
Лисицы мнение в совете силу взяло,—
И так удачно в ход пошло, что, наконец,
Не только пестрых там овец —
И гладких стало мало.
Какие ж у зверей пошли на это толки?—
Что Лев бы и хорош, да все злодеи волки.

Date: 2008-02-16 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Когда-то А.С.Пушкин, написал на А.А.Аракчеева язвительную эпиграмму:
Всей России притеснитель,
В столице он капрал, в Чугуеве – Нерон:
Кинжала Зандова везде достоин он.
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
И царю – он друг и брат.
Полон злобы, полон мести
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он преданный без лести,
Б... грошевый солдат.

(Между 1817 – 1820 г. А.С.)

Но с годами А.С.Пушкин пересмотрел свои взгляды и отношение к Аракчееву. 22 апреля 1834 года, узнав о смерти Аракчеева, он пишет в письме Н.Н.Пушкиной: «Аракчеев... умер. Об этом во всей России жалею я один. Не удалось мне с ним свидеться и наговориться».

А еще рекомендую - http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/russ/ra_a13.html

Date: 2008-02-16 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, насколько я понимаю, Пушкин жалел не о том, что Аракчеев умер, а о том, что его не удалось расспросить. Это разные вещи. Можно ненавидеть Гитлера, но мечтать взять у него интервью.

К вопросу о сайте. Спасибо, я периодически туда заглядываю. Кстати, у меня есть вопрос. Когда-то был заявлен художественно-документальный роман "Наполеон и Северный Сфинкс" Смоктия и Васильева. Но прошло лет 5 и ничего. Вы не в курсе, его написали или как?
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Такое случаеся, когда письма приходят на разные машины...

Не знаю, я все же думаю, что "наговориться" - это не из серии взять интервью.

Нет, ничего про этот проект я не знаю, я с этими авторами не общалась. Может быть, Олег Поляков в курсу, но я сомневаюсь.
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я тут обнаружила, что какой-то процент комментариев вообще до почты не доходит. В сеть я захожу с одного компьютера, так что чем это объяснить, не знаю.
Насчет проекта: жаль, но, если вдруг узнаете...
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Это могут быть проблемы почтовых серверов.
В этом плане хорош платный аккаунт - даже если сервер пользователя временно недоступен, почтовик жж все равно будет пытаться проталкивать комменты снова и снова...

Конечно.
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Понятно. Спасибо. Я еще до платного не дозрела. Исполнится моему ЖЖ хотя бы полгода-год, тогда подумаю.

Date: 2008-02-16 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] timofeikoryakin.livejournal.com
Все свое состояние (полтора миллиона рублей, огромную сумму) завещал Николаю I, который пожертвовал его Новгородскому кадетскому корпусу.

Не совсем так. Цитирую "Аракчеева" Владимира Томсинова:
Завещательный документ о том, как должно по смерти его распорядиться Грузинской вотчиной, Аракчеев составил ещё в 1812 году и в день отъезда в действующую армию (6 декабря) представил на утверждение императору. Согласно высочайше утверждённой воле графа имение его превращалось в майорат, то есть могло перейти после смерти его в полном, нераздельном виде лишь к одному наследнику. Аракчеев обязался сделать позднее приписку к своему духовному завещанию с указанием, кого назначает он наследником своего имущства.
30 апреля 1834 года на чрезвычайном собрании трёх первых департаментов Сената произведено было вскрытие духовного завещания Аракчеева. Никакой приписки о том, кому наследовать Грузинскую вотчину, граф, как обнаружилось, не оставил. Сенаторы определили, что в таком случае, по смыслу самого завещания, право назначить наследника принадлежит императору.
Его Величество над судьбой аракчееского наследства думал недолго. Всё имущество Грузинской отчины было отдано им Новгородскому кадетскому корпусу, которому в соответствии с этим присвоено было имя графа Аракчеева и герб его.


Императору тогда, в теории, автоматом отходили все выморочные майораты. Хотя на практике обычно старались их пристроить к дальним родственникам, тот же Остерман-Толстой примером.
Справедливости ради, надо отметить, что на Новгородский кадетский корпус Аракчеев жертовал ещё при жизни...

Date: 2008-02-16 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Точно. Поискала по источникам, действительно завещания не нашли. Меня сбили с толку воспоминания Шенинга: "Имение поступило в казну, согласно с его завещанием , а движимость продана в Петербурге с аукциона."

Date: 2008-02-16 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну вот, опять не то написала. Завещание нашли, не нашли указания о наследнике. Пойду пост исправлю.

Date: 2008-02-16 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] 3hvost.livejournal.com
что-то я традиционно говорю гадости: безусловно, Аракчеев был личностью малоприятной, однако и сам Иван Андреевич был малосимпатичным типом. И внешне, и по характеру! И, зачастую, сарказм его плавно перетекал в мизантропию...

Date: 2008-02-16 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это все потому, что нас слишком долго кормили сахаром. Пушкин, Лермонтов и прочие - наше все и о них - только хорошее.

Date: 2008-02-16 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Интересно. Я о положительном имидже Аракчеева не задумывалась! ;)

Date: 2008-02-16 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А я задумывалась. Я не люблю, когда людей мажут одной черной краской. Со многими - та же история.

Date: 2008-02-16 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
О, я все ждала что ты до него доберешься. Да, про честность его я слышала и еще вроде бы про то, что он не хотел принимать от Александра никаких подарков, кроме его портрета. А как ты вообще оцениваешь отношения Аракчеева и Александра? Причем теперь со стороны Аракчеева - ему Александр просто нравился, потому что он такой очаровательный был, или в этом все же крылась корысть? И почему он полностью забил на лучшего друга, когда убили Минкину - у него действительно крышу снесло или к горю примешивалась такая изощренная манипуляция, мол, посмотрю как теперь ты без меня выкрутишься? Можно лишь строить догадки, но все равно интересно.

Date: 2008-02-17 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Насчет подарков. Тут сложное дело. Титут фльдмаршала он, практически не участвующий в военных действиях не заслужил и, к счастью, ясно понимал это. Отказался принять в дар кащзенный дом. Так ведь пока дом принадлежит казне, она за него платит (аренда, отопление и пр.), а так - самому придется. Так что тут скорее расчет.
Ну, почему Александр Аракчеева при себе держал, понятно: верный цепной пес. Хотя, по-видимому, мнения о его душевных качествах был невысокого. Сохранилась записка великого князя Александра, где тот говорит об Аракчееве очень нелестно. К сожалению, пр всей моей любви к императору, я считаю, что лицемерие было ему присуще. Нужен ему был Аракчеев, он был с ним ласков, что бы не думал о нем.
Почему Алексей Андреевич держался за царя? Ну, так выгода-то какая. Из нищего богачом стал, сколько денег огреб. А известность на всю страну? А то, что его боялись до дрожи в коленках? Кое-кому это нравится. Ну, а поведени его после смерти Минкиной показал, что никаких теплых чувств он к императору не испытывал. Но, с другой стороны, у человике убили ту, кого он любил безмерно. Тут уж можно наплевать и на императора.

Date: 2008-02-17 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Спасибо! Я приблизительно так все себе и представляла, просто одно время Мережковский поигрался с моими мозгами :)

Date: 2008-02-17 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В смысле "друзья до гроба"?

Date: 2008-02-17 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Ага, именно :) И совместные чаепития, обмен рубашками и вообще все в сиропе.

Date: 2008-02-17 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Александр действительно отдал свою рубашку Аракчееву. Дело было еще в бытность его великим князем, Аракчеев прискакал откуда-то издалека и был грязен, как черт. Павел соединил руки наследника и Аракчеева, желая, чтобы они стали друзьями. Вот тогда великому князю пришлось пожертвовать часть гардероба. Да и гостил царь в Грущзино часто, и чай пил, и обедал. Другое дело, что он при этом думал.

Date: 2008-02-17 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Я в курсе, про у Мережковского этот обменарубашками представлен как братание,мол, вот так мы друг друга любим. Вобщем, махровый фанфик, но мне все равно нравится. Главное разграничить его и реальность.

Date: 2008-02-17 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Каждый по-своему видит своего героя. Мережковский - так, я иначе. А кто прав, понять сложно. Императора уже не спросишь, да и фиг он нам бы ответил.

Date: 2008-02-17 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Точно, он него правды фиг добьешься :)))

Date: 2008-02-17 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Извини, в Грузино, конечно. Пальцы с клавиш соскальзывают.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 11:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios