Я писала, что "Черное золото" я посмотрела лишь с третьего раза? Ха, "Неотправленное письмо" мне удалось посмотреть лишь на 4 раз, когда я взяла себя в руки и сказала: "Надо, Федя, надо!". Но - обо всем по порядку. Обнаружив, что Коппола в 1995 финансировал реставрацию и прокат этой ленты в США (кстати, спасибо
baby_lyaliko за то, что напомнила кем был этот человек ибо фамилию я благополучно забыла), я озадачилась: а почему я-то ее не смотрела? Ведь это приключенческий, как пишут, фильм про молодых геологов, которые ищут в Сибири алмазы, крайне необходимые СССР.

Посмотрев, очень озадачилась, почесала в затылке и пошла читать рассказ Осипова, по которому фильм поставлен. После чего озадачилась еще больше: литературная основа вполне внятная, лаконичная и простая, но за душу берет - мало не покажется. Фильм же получился из разряда "Лучше бы не снимали". Почему? Ведь это великий режиссер Калатозов, потрясающий оператор Урусевский и всеми любимые артисты Урбанский, Василий Ливанов, Смоктуновский и Самойлова. Все так. Но фильм - крайне неудачный. Хотя, местами, очень красивый.
Посмотрите какие "фирменные" кадры.


Но это - лица и силуэты. Общие же планы и пейзажи, на мой взгляд, скомканы и невзрачны. Да, лента создавалась в тяжелейших условиях, в 40-градусный мороз, оператор снимал огонь, будучи обмотанный асбестом, чтоб самому не загореться и так далее. А получилось, как любил говорить мой отец, "Война в Крыму, все в дыму". Половину фильма можно было спокойно снять в студии, не выезжая из Москвы и не мучая актеров.

Вот когда начинаешь смотреть "Территорию", то с первых же минут роняешь челюсть и не поднимаешь ее до конца фильма, так это красиво. А здесь - увы. Да, я понимаю, пленка не цветная. Но тогда упор делать надо было не на масштаб, а на графичность, на крупных планах.

Еще одна беда - слишком много пафоса. Картинные позы, картонные персонажи, вымученные речи, симфоническая музыка. В книге - все куда проще и понятнее. А тут не люди, а роботы какие-то.
Следующий момент. Вы представляете себе ситуацию, когда в осенней тайге 4 геологов завалились спать, не оставив караульного. Медведи? Росомахи? Волки? Не, не слышали! В результате в книге у них унесло лодки разлившейся рекою, а в фильме они еще и в пожар попали, протяженностью в 1000 (тысячу) километров. Просыпаются, значит, эти олухи, а у них палатки разве что не полыхают. И что же? А ничего. Идут они по этому горящему лесу не один день (кроме Сергея, которого деревом придавило) и не то что ожоги не получили, не то что дымом не отравились, даже не кашлянули не разу. Инопланетяне, привыкшие дышать продуктами горения? Универсальные солдаты, нечувствительные к дыму? Кто эти люди?
К вопросу об огне. В начале фильма он олицетворяет доблестный труд. Я специально эти кадры пересмотрела, чтоб убедиться: геологи не с пожаром там борются, а ударно трудятся на благо человечества.

Но через десять минут огонь становится врагом, лесным пожаром. Уважаемый товарищ режиссер, вы бы уж с символами определились. Нельзя так путаться.

Еще большая неудача - это создание любовного треугольника, которого не было у Осипова. Зачем? Чтоб "чуйств" добавить? Ну, добавили. Сюжет стал еще более несуразным. К тому же, как поют в "Принцессе Грезе", "Любовь хороша при хорошем здоровье, на сытый желудок и в мягкой кровати". А, когда вижу потного Сергея (в исполнении Урбанского) в грязной майке, который глядит голодными глазами на героиню Самойловой, я могу думать лишь об одном: как же он, должно быть, воняет. Извините, дамы и господа, проза жизни.

Конец фильма отличается от книжного и также выглядит неправдоподобно. Да, я понимаю, товарищ Калатозов, вы сняли такое, что решили зрителя не добивать. Но лучше бы добили. Честнее было бы. И гуманнее.

Вердикт: рассказ "Неотправленное письмо" Осипова рекомендую прочитать, фильм можете с чистой совестью не смотреть.

Посмотрев, очень озадачилась, почесала в затылке и пошла читать рассказ Осипова, по которому фильм поставлен. После чего озадачилась еще больше: литературная основа вполне внятная, лаконичная и простая, но за душу берет - мало не покажется. Фильм же получился из разряда "Лучше бы не снимали". Почему? Ведь это великий режиссер Калатозов, потрясающий оператор Урусевский и всеми любимые артисты Урбанский, Василий Ливанов, Смоктуновский и Самойлова. Все так. Но фильм - крайне неудачный. Хотя, местами, очень красивый.
Посмотрите какие "фирменные" кадры.


Но это - лица и силуэты. Общие же планы и пейзажи, на мой взгляд, скомканы и невзрачны. Да, лента создавалась в тяжелейших условиях, в 40-градусный мороз, оператор снимал огонь, будучи обмотанный асбестом, чтоб самому не загореться и так далее. А получилось, как любил говорить мой отец, "Война в Крыму, все в дыму". Половину фильма можно было спокойно снять в студии, не выезжая из Москвы и не мучая актеров.

Вот когда начинаешь смотреть "Территорию", то с первых же минут роняешь челюсть и не поднимаешь ее до конца фильма, так это красиво. А здесь - увы. Да, я понимаю, пленка не цветная. Но тогда упор делать надо было не на масштаб, а на графичность, на крупных планах.

Еще одна беда - слишком много пафоса. Картинные позы, картонные персонажи, вымученные речи, симфоническая музыка. В книге - все куда проще и понятнее. А тут не люди, а роботы какие-то.
Следующий момент. Вы представляете себе ситуацию, когда в осенней тайге 4 геологов завалились спать, не оставив караульного. Медведи? Росомахи? Волки? Не, не слышали! В результате в книге у них унесло лодки разлившейся рекою, а в фильме они еще и в пожар попали, протяженностью в 1000 (тысячу) километров. Просыпаются, значит, эти олухи, а у них палатки разве что не полыхают. И что же? А ничего. Идут они по этому горящему лесу не один день (кроме Сергея, которого деревом придавило) и не то что ожоги не получили, не то что дымом не отравились, даже не кашлянули не разу. Инопланетяне, привыкшие дышать продуктами горения? Универсальные солдаты, нечувствительные к дыму? Кто эти люди?
К вопросу об огне. В начале фильма он олицетворяет доблестный труд. Я специально эти кадры пересмотрела, чтоб убедиться: геологи не с пожаром там борются, а ударно трудятся на благо человечества.

Но через десять минут огонь становится врагом, лесным пожаром. Уважаемый товарищ режиссер, вы бы уж с символами определились. Нельзя так путаться.

Еще большая неудача - это создание любовного треугольника, которого не было у Осипова. Зачем? Чтоб "чуйств" добавить? Ну, добавили. Сюжет стал еще более несуразным. К тому же, как поют в "Принцессе Грезе", "Любовь хороша при хорошем здоровье, на сытый желудок и в мягкой кровати". А, когда вижу потного Сергея (в исполнении Урбанского) в грязной майке, который глядит голодными глазами на героиню Самойловой, я могу думать лишь об одном: как же он, должно быть, воняет. Извините, дамы и господа, проза жизни.

Конец фильма отличается от книжного и также выглядит неправдоподобно. Да, я понимаю, товарищ Калатозов, вы сняли такое, что решили зрителя не добивать. Но лучше бы добили. Честнее было бы. И гуманнее.

Вердикт: рассказ "Неотправленное письмо" Осипова рекомендую прочитать, фильм можете с чистой совестью не смотреть.
no subject
Date: 2018-05-11 09:50 am (UTC)Урусевский + Самойлова = по-любому шедевр картинки, все прочее вторично
Ну, и по поводу Урбанского в грязной майке. Это дело индивидуальное, конешн, но если бы грязные майки были реальным препятствием для взаимности, человечество давно бы вымерло нафиг:) Люди, кмк, в целом вообще гораздо менее брезгливы, чем хотят казаться в мирной жизни.
no subject
Date: 2018-05-11 05:50 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 09:56 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 11:07 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 10:53 am (UTC)Странный фильм, да.
no subject
Date: 2018-05-11 11:06 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 11:47 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 05:44 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 04:12 pm (UTC)Не хотелось бы вас расстраивать, но...
В геологических партиях никто не будет заморачиваться с "выставлением караульного". Ну только в хз каком может быть случае.
Потому как на маршруте - как в песне Владимир Семёныча: "Тут за день так накувыркаешься...".
Кстати, в той же "Территории" про это можно прочитать.
Не геолог, просто горный турист. Неоднократно хаживал по медвежим местам, как в одиночку, так и группой. Ни разу никто стоянку не караулил, потому что мысли одни: "Выспаться и отдохнуть".
no subject
Date: 2018-05-11 05:45 pm (UTC)Случай и был... неординарный
Date: 2018-06-20 07:06 am (UTC)>>>"В геологических партиях никто не будет заморачиваться с "выставлением караульного". Ну только в хз каком может быть случае."
Случай и был особенный.
Их послали искать АЛМАЗЫ. Сами понимаете, это не рядовая экспедиция, а особой секретности - явно под патронажем МВД.
Это были 50-е годы - Сталин, может, уже и умер, но порядки в стране за одну ночь не меняются - а вы, наверно, знаете, как он всю страну построил: шаг влево, шаг вправо... При нем за опоздания и прогулы вполне посадить могли. Так что злостно нарушать ТБ и трудовую дисциплину не всякий бы решился.
Геологи к тому же были особой кастой - вроде ж/д, даже форма своя была - со всеми вытекающими: дисциплина, строгости, секретность и т.п. За свою работу они в то время буквально отвечали головой. Да еще и МВД их то и дело под свое любящее крыло тогда брало.
Т.е. это не просто "горные туристы". :-)
Ну и последнее: ночью их ВНЕЗАПНО окружил пожар. Т.е. вечером легли спать безмятежным сном, а ночью просыпаются: вокруг все горит. Себя в такой ситуации представить можете? :-)
no subject
Date: 2018-06-20 07:40 am (UTC)Ну и где там в партиях кураторы, особисты, караульная служба?
У меня товарищ каждый год на лето к одному московскому институту нанимается сезонным рабочим. Именно в геологических партиях.
Сейчас вот в Якутии они работают. И такой херней не страдают.
А чего представлять? Лесной пожар быстро распространяется. Ситуация реальна.
Как и внезапное подтопление горной рекой из за осадков. Или лавина.
Пожар пахнет, если что
Date: 2018-06-20 08:09 am (UTC)С внезапным паводком (как в книге) и лавиной полностью согласен. А лесные пожары вы видели? Точней - нюхали? Запах гари за неделю можно учуять, небо дымкой затягивает - и дышать трудно становится. Как он мог застать врасплох специально обученных людей, кончавших институты, бывавших в экспедициях или на худой конец, проходивших практику - лично мне непонятно. Нормальные геологи обязательно выставили бы хоть кого-то у костра на ночь в таких условиях - даже если до этого не удосуживались.
>>>У меня товарищ каждый год на лето к одному московскому институту нанимается сезонным рабочим. Именно в геологических партиях. Сейчас вот в Якутии они работают. И такой херней не страдают.
Они работают тоже за сотни км от ближайшего жилья? Живут в палатках? И неужели даже собаки с собой не берут? :-) Тогда отсутствие ночного дежурного - это грубое нарушение ТБ - и в случае чего начальнику не поздоровится.
Ну, и еще раз напоминаю: это были 50-е годы - сталинские и послесталинские, а не нынешняя "демократия" с вытекающей халатностью и безответственностью.
>>>В "Территории" они тоже не абы че искали, а золото. Ну и где там в партиях кураторы, особисты, караульная служба?
"Территорию" я не читал - но она ведь написана в советское время. :-) Кто ж тогда мог в книгах про особистов и стукачей писать...
Re: Случай и был... неординарный
Date: 2018-06-20 08:17 am (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 07:01 pm (UTC)Фильм "Территория" не смотрела, но книгу О.Куваева читала. И все у нас читали, вот там очень точно. Я ж всю жизнь работала с геологами и геофизиками разведчиками недр. Ну, и туризм-альпинизм со студенчества.
no subject
Date: 2018-05-11 08:27 pm (UTC)Все равно пленка не цветная. Все эти реалии видно не очень.
no subject
Date: 2018-05-11 08:08 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 08:30 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-11 10:08 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-13 12:04 pm (UTC)no subject
Date: 2018-05-13 02:47 pm (UTC)