catherine_catty: (Романовы)
[personal profile] catherine_catty
В Музее Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге… Кстати, замечательный музей. Нет, так называемая квартира Пушкина – никакая. Но зато экспозиция «Жизнь и творчество» - шикарная! 17 залов! Мы бродили по ней 2 с половиной часа… Так вот, в этом музее хранится миниатюра с изображением старшей дочери императора Павла, Александры Павловны.


Александра Павловна, палатина венгерская. 1800-е годы. Неизвестный художник. Музей Пушкина (Петербург).


Но сейчас мы посмотрим не на центральный персонаж, а на парочку, что стоит слева.


Узнали? Если да, то с трудом, ибо это (ВНИМАНИЕ!!! БАРАБАННАЯ ДРОБЬ!!!): АЛЕКСАНДР I и его жена, Елизавета Алексеевна. Да, царь в латах, шлеме и мантии – это феерическое зрелище. Но если императора хоть как-то можно опознать по бакенбардам, то царица совершенно на себя не похожа. Правда, есть у меня подозрение, что искусствоведы ошиблись и на самом деле это не царствующая императрица, а вдовствующая, ибо на Марию Федоровну эта дама очень смахивает. Сравним изображение с другими портретами наших героев, написанные примерно в то же время.

Император Александр I. Неизвестный художник. Первая половина XIX века. (Явно копия картины 1800-х годов). Музей истории Санкт-Петрбурга.


Императрица Елизавета Алексеевна. 1800-е. Кюгельхен. Музей истории Санкт-Петербурга.


Императрица Мария Федоровна. 1796-1800. Боровиковский. Тюменский музей изобразительных искусств.


А теперь обратимся все же к той, в честь которой и была затеяна эта картина.

В центре изображена Александра Павловна. В 1799 году она стала супругой эрцгерцога Иосифа, палатина венгерского, брата австрийского императора, в 1800 умерла. Миниатюра сделана уже после ее смерти, о чем говорит нимб над ее головой.

Великая княжна Александра Павловна. 1798. Боровиковский. Третьяковка.

Кстати, этот портрет нарисован как раз к помолвке с эрцгерцогом Иосифом.

Взглянем на правый край картины. Здесь нарисованы священник и девочка.


Это Андрей Самборский и его внучка Елизавета Малиновская. Андрей Афанасьевич Самборский был православным священником. Тем не менее, как мы видим, бороды он не носил, в обществе частенько появлялся в светском наряде, а не в рясе, и женат был на англичанке. Нестандартно мыслящий протоиерей понравился императрице Екатерины II и был назначен сначала настоятелем церкви в Царском селе, затем - духовником в.к. Павла Петровича и Марии Федоровны, ав 1784 году - законоучителем и преподавателем английского языка к маленькому великому князю Александру Павловичу. В 1799 году Андрея Афанасьевича определили в духовники и настоятели домовой церкви в.к. Александры, посему он отправился вместе с ней в Австрийскую империю, где помогал как мог своей духовной дочери. Девочка рядом с ним – его внучка, Елизавета Васильевна Малиновская, дочь Василия Федоровича Малиновского и крестная дочь самой Александры Павловны. Через несколько лет после того, как была нарисована миниатюра, отец Елизаветы станет первым директором Царскосельского Лицея.

Андрей Самборский. Начало XIX века. Боровиковский. Музей Пушкина (Москва).


P.S. Картинки кликабельны.

Date: 2009-09-22 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] josee-ash.livejournal.com
Огромное спасибо за интересный рассказ :)

Date: 2009-09-22 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.

Date: 2009-09-22 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
а говорят ли что-нибудь искусствоведы по поводу колонн на заднем плане? их три слева и четыре справа. Александра Павловна стоит между ними в одном ряду. Не могут ли колонны символизировать детей Марии Федоровны? Если начать считать с Александра (старшего сына), то он и три колонны - это 4 сына, далее усопшая дочь и 4 других. я знаю, что счет не сходится :-) но, может быть, девочка на портрете - это не внучка Самборского - не много ли чести для внучки настоятеля домовой церкви уравновешивать композицию с императором? может быть, это младшая дочь Марии Федоровны - Анна Павловна? тогда композиция будет логична и закончена - от старшего сына до младшей дочери. вероятней всего, я неправ, но версия красивая :-)

Date: 2009-09-22 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Версия хорошая, спасибо. Но, к сожалению, и каталог миниатюр Музея Пушкина, и каталог выставки "Сфинкс, не разгаданный до гроба", выпущенный Эрмитажем, указывают, что девочка - Елизавета Самборская. А вот насчет колон Вы, возможно, правы. На тот момент живы были 4 сына Марии Федоровны (Александр, Константин, Николай, михаил), которых могли олицетворять фигура рыцаря и три колоны, и 4 дочери (Елена, Мария, Екатерина, Анна) - правые 4 колонны. Гениальная версия!

Date: 2009-09-22 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Очень интересный рассказ! Какой Вы все-таки, наблюдательный человек, обращаете внимание на то, мимо чего другие могут спокойно пройти мимо.
Насчет "парочки, что стоит слева"... Так что, под миниатюрой подписано, что рядом с Александром стоит Елизавета Алексеевна? Но ведь это явно не она, а Мария Федоровна, я даже специально увеличила картинку, чтобы присмотреться! Фигура, лицо, взгляд - все об этом говорит. Да, на других портретах вдовствующей императрицы выражение лица несколько иное, нет такой... одухотворенности, погруженности в себя, что ли. Но ведь это и не парадный портрет, так что ничего странного. А у Елизаветы Алексеевны, по-моему, вообще несколько специфический разрез глаз, поэтому она обычно узнаваема на портретах. Не пробовали сказать об этом музейным работникам?
Александру Павловну, когда про нее читаешь, всегда так жалко становится. Вот ведь несчастная судьба, а казалось бы...
А сама квартира Пушкина, как я поняла, Вам не очень понравилась?

Date: 2009-09-22 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет, с музейными работниками я общаться не стала. Это дохлый номер. Все мои попытки донести до них какую-нибудь информацию, ни к чему не приводили. Последняя была неделю назад в михайловском замке. Там висит портрет Марии Федоровны кисти Вуаля, на котором для тупых нарисованы императорская корона и андреевская лента. То есть, зрителю ДВАЖДЫ сказали: изображена императрица. Подпись к картине: "Великая княгиня". Экскурсовод, к которому я обратилась за объяснением сего феномена, ответила, что она в курсе, но переатрибутация - сложный и долгий процесс.

Квартира никакая, ибо Пушкины съехали оттуда в 1837 году, а музей был сделан при советской власти. Вопрос на засыпку: много ли к тому времени осталось вещей, принадлежащих поэту?

Кстати, а вот музей-усадьба Толстого в Москве шикарна. Если будете у нас, очень советую.

Date: 2009-09-22 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
"Переатрибутация - сложный и долгий процесс"... Бред какой-то, ей-богу! А вводить людей в заблуждение - это, по их мнению, достойно и хорошо? Такое впечатление, что бюрократия проникла даже в сферу искусства.
В музей-усадьбу Толстого при случае, конечно, схожу, тем более, раз Вы рекоммендуете.
А обсуждение у Вас завязалось увлекательное. Мне тоже показались интересными обе версии про колонны на миниатюре.

Date: 2009-09-22 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mlle-anais.livejournal.com
Не бред, а, увы, жестокая правда жизни... Такого рода ошибки есть в любом музее, чем крупнее музей, тем их больше (я косяки музейные в подписях почти везде встречаю)... Просто иногда оказывается "текучки" банальной столько, что нельзя чисто физически ни уследить за всем этим, ни поправить. Ошибка могла вкрасться в описи очень давно (вещь могла поступить в музей с существующей атрибуцией, которую никто в тот момент сомнению не подверг), и кочевать из документа в документ десятилетиями. При большом объёме материала, возможно, у научных сотрудников могло просто не возникнуть повода, чтобы заняться той самой переатрибуцией...

Date: 2009-09-22 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Да, все это понятно. Но когда посетители неоднократно обращают внимание, думаю, это как раз и есть тот самый повод.

Date: 2009-09-22 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mlle-anais.livejournal.com
Посетители, как правило, не имеют доступа к тем людям, которые имею право менять подписи. Информация не доходит до научного отдела, до тех, кто может и должен её проверить (а вдруг посетитель - маньяк и придерживается личной альтернативной версии истории???). Экскурсовод, увы, тут не помощник :(((

Date: 2009-09-22 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
К сожалению, в музеях не всегда работают люди, болеющие за свое дело. А если человеку ничего не нужно, то ошибки так и будут не исправлены.

Date: 2009-09-22 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Вы совершенно правы. Например у нас, в Смоленске, многие музеи невелики по количеству экспонатов, а ошибки тоже встречаются.

Date: 2009-09-22 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Любопытная картинка. Ломаю голову над сюжетом. Если б точно знать дату создания миниатюры и для кого она была сделана:(

Можно так, например.
Миниатюра создана в близком кругу Марии Федоровны в память о кончине ее дочери. Слева сама скорбящая МФ (платок в руках), утешаемая царственным сыном; корона на ступенях означает невинноубиенного Павла Петровича (возможно тогда, что миниатюра выполнена в промежутке между смертью Александры Павловны и коронацией АП, т.е. между 4 марта и 15 сентября 1801)
И есть соблазн прочитать семь колонн как три и четыре: март, четвертый день - дата смерти.

Если Елизавета Малиновская действительно крестная дочь Ал. Павловны, то ее присутствие тут вполне оправдано.

Date: 2009-09-22 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
думаю, Вы совершенно правы и колонны - это дата смерти Александры Павловны.

Date: 2009-09-22 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
интересная трактовка!

Date: 2009-09-22 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Увы, дата указана очень относительно: 1800-е годы. Похоже, миниатюру рисовали для семьи Самборских-Малиновских. По крайней мере, в музей она поступила от потомка Малиновских.
А насчет колон - здорово, мне в голову не пришло дату сопоставить. Спасибо!!! Март, 4 день по новому стилю!!! Возможно, так и есть. Хотя, версия с детьми Марии Федоровны тоже проходит.

Date: 2009-09-24 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Думаю, что корона на ступеньках - это корона самой Вел.кн. Александры Павловны , а не убиенного Павла 1. Обратите внимание на вид короны - это не большая Императорская , а другая, более похожая на № 39 отсюда:
http://bibliotekar.ru/bek3/217.htm
т.е. "Шапка германских владетельных герцогов и князей и наследников престолов княжеских домов и русских сиятельных князей. Бархатная с горностаевым околышем, за которым 4 украшенных жемчугом дуги, сходящихся под державой."

В остальном согласен с Вами.

Date: 2009-09-22 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
да, миниатюра не оставляет равнодушными. и версия с перепутанными императрицами - очень убедительна. первый вопрос был, когда я открыла страницу с миниатюрой в книге - а почему распрекрасная Елизавета так располнела в мечтах художника?!? :)

Date: 2009-09-22 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, располнела - это еще полбеды. Главное, лицо дамы никак не похоже на Елизаветино, но зато сильно смахивает на физиономию Марии Федоровны.

Date: 2009-09-22 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
я к концу недели постараюсь подготовить вам материалы про Александровскую дачу в Павловске (со сносками на всю литературу, что нашла и тем, что там осталось от неё). помните, у нас был разговор?

Date: 2009-09-22 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Помню. Жду! Спасибо.
Еще раз: если про действительно "Александрову дачу", созданную по сказке о царевиче Хлоре, то про это я в курсе.

Date: 2009-09-22 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
а, вообще да, она самая. мы, видимо, не поняли друг друга. кстати, если ты там не была, то от неё ещё кое-что осталось - Павильон Эхо Камерона. правда не в лучшем виде.

кстати, я 26 еду на концерт старинной музыки в Павловск. причем маршрут очень интересный - сначала концерт в Картинном зале Витебского вокзала, потом - в Музыкальном павильоне Павловск.

то, что ты мне прислала из Царского Села - рунный мост в Верхних прудах. про него толком не написано ни у Пыляева, ни в других книгах. как-то его обошли вниманием.

Date: 2009-09-22 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. А ты сама павильон Эха видела?

Хороший концерт, завидую.

Спасибо, буду знать про рунныйц мост.

Date: 2009-09-22 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
да, только он в весьма "неприятном" состоянии (облезлый и без статуй внутри). фото у меня, к сожалению, нет. если случится хорошая погода ещё - я постараюсь доехать и сфотографировать то, что там сейчас. с нашей политикой сохранения могло уже и не стать там ничего. мне бы там ещё "дом с ангелом" посмотреть, про снос которого активно писали.

Date: 2009-09-22 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Если доедешь, расскажешь? И, пожалуйста, объясни, как туда ехать.

Date: 2009-09-22 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
как ехать даже сейчас скажу. выходишь из вокзала. напротив - вход в парк. но ты не переходишь никуда, идешь вдоль улицы (раньше она была Революции, теперь вроде Садовая) на право... как раз в сторону крепости Бип. территориально Александровская мыза находилась за Бип, за Мариенталем. сейчас то, что осталось от мызы находится на улице Мичурина - Матросова.

Date: 2009-09-22 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо!!!
А некоторые враги пишут "Ничего не сохранилось". Я поэтому и не дернулась.

Date: 2009-09-22 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
ну я потому и завела речь об этом, что редко кто знает, тем более детально о сих местах. я просто детально читала книгу о Павловске. вот и знаю, что там было и о чём и где можно поискать, если нужно.

про Царский вокзал в Царском Селе мне тоже говорили - ничего не осталось. потому что кто-нибудь напишет и мысль эта передвигается из одного источника в другой. а я не очень умна, потому предпочитаю все проверить воочию.

Date: 2009-09-22 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Хм... Насчет "не очень умна" я бы поспорила.

Я тоже все стараюсь проверить, но информация мне попалась уж очень в солидном издании, по-моему, в эрмитажном.
Татьяна, а ты не скинешь мне то,что нашла? Или, может, пост сделаешь? Много информации не бывает.

Date: 2009-09-22 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
скинуть прямо сейчас не получится - потому что это мои блокнотные записи и книга в не_электронном виде. но могу написать статью к концу недели (как и собиралась). все равно я болею и буду половину времени сидеть дома. ты сравнишь что есть у тебя - будет полезно! кстати, иллюстраций у меня нет, только их описания. так что с тебя - иллюстрации!

Date: 2009-09-22 09:06 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Иллюстрации будут завтра, сегодня уже поздно, а завтра на работу. Три картинки точно есть, мне надо только их авторов уточнить.
Выздоравливай!

Date: 2009-09-22 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
разумеется я не говорила про сегодня :)
спасибо, буду стараться выздороветь из всех сил, ибо дел полно!

Date: 2009-09-22 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
О! Восхитительный Александр. Вот ей Богу - идут ему латы! ;)

Date: 2009-09-22 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
По-моему, это единственный портрет императора в латах. Петра любили так рисовать, а вот Александра - уже нет, эпоха другая. Но смотрится прикольно. Интересно, он в детстве мечтал быть рыцарем? Мне такого не попадалось. Вот бы узнать!

Date: 2009-09-22 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
Мне кажется там Елизаветой и не пахло. Это явно МФ.
И авторы предыдущих комментов наверно близки к разгадке символичной картины. Их версия весьма красива.

Date: 2009-09-22 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага, мне тоже понравились версии. Причем, обе (колонны символизируют детей Марии Федоровны или же дату смерти Александры Павловны) имеют право на существование.

Date: 2009-09-22 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Спасибо! Шлем и бакенбарды - такое оригинальное сочетание.

Date: 2009-09-22 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага, здорово!

Date: 2009-09-22 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mlle-anais.livejournal.com
Как здорово, что тебе там понравилось! А гланое - хорошо, что ты до туда добралась!!! Кстати, как вижу из комментариев, вышло именно то, что и предполагалось - экспозиция прекрасна из без помощи экскурсоводов ;) Кстати... если что серьёзное ты видишь из серии "надо сказать самим музейным работникам" - можем попробовать частным порядком пообсуждать - не факт, что результат выйдет взаимоудовлетворительный, но попробовать-то стоит всегда, благо, есть возможность.

Date: 2009-09-22 06:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У меня ни разу не получилось донести до музейных работников информацию. Такое впечатление, что им вовсе это не нужно. У тебя есть идеи, как это сделать?

Date: 2009-09-22 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mlle-anais.livejournal.com
Про данную конкретную экспозицию можно попробовать... ну, или как минимум дознаться, отчего оно так вышло. Совсем недавно про один экспонат выяснилось, кажется, подпись сменили ;)...
Просто устройство музея таково, что экскурсовод, как правило, там вообще не причём, он может быть вообще случайным человеком. Разговаривать надо с научным отделом...

Date: 2009-09-23 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Между прочим, брак Вел. княгини Александры Павловны с эрцгерцогом, похоже, единственный "католический" в истории дома Романовых.
Твоя догадка насчет Марии Федоровны наверняка правильная. На Елизавету сия дама совсем не похожа.
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, наверное, да. Не могу вспомнит больше никого.

Date: 2009-09-28 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] rostislava.livejournal.com
Еще была попытка женить в.к. Константина на принцессе Неаполитанской, но императрица Екатерина от такой партии отказалась.
Вторая жена Константина Иоанна Лович была католичкой.

Date: 2009-09-28 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо, я в куре про вероисповедание Жанетты. Вообще, мы не морганатические браки имели в виду. Но если считать и их, то да, Лович тоже католичка.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:13 am
Powered by Dreamwidth Studios