catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
Я не слишком люблю поэзию, но в каждом правиле есть исключение. Для меня им стали стихи Дмитрия Кедрина. Одно из стихотворений поэта, «Счастливая встреча», я сегодня выставляю. К своему немалому удивлению, в сети я его не нашла.



Больной проказой.


Мир тебе, господин. Истомило меня ожиданье,
Ночь покрыла Босфор. Ты остался в отеле один.
Спит ленивый слуга. Я к тебе пробралась на свиданье.
Мир тебе, господин.
- Я не знаю тебя. Ты напрасно желаешь мне мира.
Я его не люблю. Брось, турчанка, пустую игру.
Видишь — в пальцах моих золотая и звонкая лира,
Ты получишь ее, но сними, дорогая, чадру.
- Для чего, господин? Кошки серы вечерней порою,
Погляди-ка сюда: помнишь это простое кольцо?
Ты не знаешь его?.. Потерпи — и лицо я открою,
Но тебе, господин, незнакомо такое лицо.
- Перестань. Ты получишь по лире за каждую ласку.
Сядь ко мне на тахту. Мы гардиной прикроем окно...
- Нет. Послушай сначала простую турецкую сказку.
Но не нужно вина, Магомет запрещает вино

Шесть исполнилось лет с той минуты, когда на Босфоре
Боевых кораблей вымпела развернулись вдали.
Их ласкала волна. Их качало ленивое море.
Мирно спал Скутари. И к нему подошли корабли.
Голубые дымки поползли на зеленые скаты
Гор, дремавших окрест. В каши сакли и наши сады
В этот памятный день заходили чужие солдаты,
Отиравшие пот, и стыдливо просили воды.
С ними был офицер. Молодой. Белокурый. Не скрою —
Он был очень красив. Опираясь рукой на ружье,
Он увидел турчанку под выцветшей длинной чадрою.
Страсть встревожила кровь. И ему захотелось ее.
Мать и гордый отец перед ним преклонили колени.
О, разбитое сердце... О, белое пламя седин...
Это ты побледнел или это вечерние тени?..
Ты не очень устал слушать сказку мою, господин?
— Продолжай.
— Ты дрожишь?.. О, как холодны нежные руки..,
То гнилою водой отравили тебя комары...
— Продолжай.
— И от страсти, а может быть, просто от скуки
Он ее обесчестил, но даже не тронул чадры.
Да. Не тронул чадры. Интересна ль турчанка простая?
Он не видел лица. Помни, белый не видел лица.
Посмотри на кольцо: сердце жалит змея золотая.
Он, наивный, не знал, что турчанка — дороже кольца.
Белый, знаешь ли ты: есть железные когти страданья.
Есть обиды гнездо. В том гнезде оперяется месть...
Шесть мучительных лет от того — до второго свиданья
Не двенадцать, не десять, не девять, не восемь, а шесть
Много вод утекло... Много выпито виски и крови.
Офицер и турчанка на улице встретились вновь...
У него появились тяжелые львиные брови...
Господин, ты зевнул или трогаешь пальцами бровь?..
Есть такая болезнь... К человеку проникнув сестрою,
Тайно прячется вглубь, как барсук уползает в нору.
Шесть безоблачных лет пребывает она под чадрою,
Но приходит седьмой и она поднимает чадру...
Перестань...
— Почему? Я не кончила этим рассказа.
Сядь... Не трогай звонка. Видишь этот обрезанный шнур?..
- Ты сказала — болезнь... Назови же...
— Простая проказа. Ты не слышал о ней?..
Ты меня понимаешь, гяур?.,
А теперь я снимаю, тебе, господин, не переча,
Дорогую чадру... Не кричи. Ты в отеле один...
Видишь это лицо?.. О, какая счастливая встреча...
Мир тебе, господин…

1927

P.S. Лира – турецкая монета. Львиные брови или львиное лицо - один из признаков проказы. 4-6 лет длится инкубационный период одной из форм проказы.

P.P.S. Фотография взята отсюда: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8662
Если кого интересует информация об этой болезни, то ему туда. Или сюда: http://www.rmj.ru/articles_1454.htm. Или вот еще: http://health.intermedia.org.ua/ru/articles/15180

Date: 2009-07-20 04:13 am (UTC)
From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com
ух какие стихи!

Date: 2009-07-20 04:32 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ksa/
Самое смешное, что при разовом контакте поймать проказу практически нереально.
но к поэзии это отношения не имеет.

Date: 2009-07-20 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] teh-milla.livejournal.com
а откуда такая информация?

Date: 2009-07-20 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ksa/
Люди, исследовавшие проказу даже героически пытались самозаразиться - и вспрыскиваниями. и переносом кожных фрагментов - ни одного удачного опыта. Кстати, есть красивая история про Стивенсона - посещая лепрозорий, он демонстративно докурил сигару за больным лепрой. А уж у Стивенсона, с его букетом болезней, организм должен был быть открыт любой заразе. Принцип, по которому лепра "выбирает жертву" не ясен до сих пор. Есть даже версия, что это генетическое заболевание (не зря же известны случаи заболевания людей из одной и той же семьи. без наличия контакта).
Edited Date: 2009-07-20 04:52 am (UTC)

Date: 2009-07-20 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] teh-milla.livejournal.com
хм, напрямую в кровь исследователи не пробовали?
я читала, что при попадании в открытую рану шансы вырастают значительно


генетика, да, тоже слышала
наблюдения в лепрозориях показали, что есть вероятность
причем, если не ошибаюсь, там есть такая фишка: дети могут родиться без видимых признаков заболевания и прожить так всю жизнь, а внукам может достаться

ну, в общем, надо обновить информацию мне)

Date: 2009-07-20 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ksa/
Даниэльсон вспрыскивал себе кровь прокажённых. Без результата.

Date: 2009-07-20 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] z-effy.livejournal.com
Проняло, вах.

Date: 2009-07-20 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] teh-milla.livejournal.com
хм, интересно
спасибо!

Date: 2009-07-20 05:25 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
М-да. Мороз по коже!

Date: 2009-07-20 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
интереснее, на мой взгляд, какая-такая эскадра бесчинствовала в Стамбуле столь безнаказано. впрочем, к поэзии это тоже отношения не имеет :-)

Date: 2009-07-20 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
Очень любил в детстве рассказы Джека Лондона, там был и такой: http://www.lib.ru/LONDON/leprosy.txt

Date: 2009-07-20 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
и как раз про инкубационный период: http://www.lib.ru/LONDON/sheriff.txt

Date: 2009-07-20 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] mammalenas.livejournal.com
все ударились в медицинские дебри. а мне вот это задело - "есть обиды гнездо. втомгнезде оперяется месть"

Date: 2009-07-20 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] mareicheva.livejournal.com
Если дать волю обоснуям...
Ну, можно нанять прокаженную, выдать ей кольцо - и пусть идет с этой историей к офицеру.
И без всякой проказы в Босфоре утопится.

Date: 2009-07-20 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это из совсем ранних, написано в 20 лет.
Вот здесь можно еще стихи Кедрина почитать, но, к сожалению, не все.
http://az.lib.ru/k/kedrin_d_b/index.shtml

Date: 2009-07-20 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это уж кому как повезет. Даже при длительном контакте заражается, если я правильно помню, 20 процентов. Но им не легче от того, что остальные 80 заразиться не могут.

Date: 2009-07-20 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Оксана, там неясно, почему одни подхватывают лепру,а другие нет. До сих пор непонятно, вроде, есть ген, которые отвечает за это. Но болезнь заразная, от этого никуда не денешься.

Date: 2009-07-20 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Меня тоже.

Date: 2009-07-20 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Люблю стихи Кедрина!Вот, можешь еще почитать.
http://az.lib.ru/k/kedrin_d_b/index.shtml
И ведь прожил всего 38 лет.

Date: 2009-07-20 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mme-n-b.livejournal.com
Спасибо, в моём сборнике его тоже почему-то нет.

Date: 2009-07-20 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Хм... Не знаю, о чем думал поэт, но как насчет Крымской войны?

Date: 2009-07-20 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
они же союзниками были?

Date: 2009-07-20 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.
Вы угадали, мне тоже очень нравился "Кулау-прокаженный".

Date: 2009-07-20 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А этого я не видела, спасибо.
И все-таки,на медицинских сайтах написано: 4-6 лет, а не 7.

Date: 2009-07-20 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, спасибо! За что я Вас люблю, так это за здравый смысл. Очень душевно.

Date: 2009-07-20 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У меня 3 книги Кедрина, стихотворение есть только в одной. Вероятно, его редко печатают потому, что оно очень-очень раннее.

Date: 2009-07-20 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не понравился оборот?

Date: 2009-07-20 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mammalenas.livejournal.com
да вы что, наобоот очень точно!

Date: 2009-07-20 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Уф, у меня просто от сердца отлегло.
Почему-то у меня в ЖЖ после выставления стихов каждый раз начинается обсуждение: достоверно или нет. А то, что поэт хорошо сказал, мало кто замечает. Спасибо.

Date: 2009-07-20 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А в тексте не говорится, что турки и англичане враги. Англичане - чужие, но и только.

Хотя, конечно, по реалиям, точнее, по менталитету героев, эта история приключилась в начале 20 века.

Date: 2009-07-20 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
ну, не знаю. офицер с ружьем в руках и отрядом солдат, устраивающие погром в пригороде Стамбула на союзников непохожи. судя по романтическому антуражу - 19-й век, в 20-м от свидетелей избавлялись. в общем, не в том суть. поэт имеет право на фантазию :-)

Date: 2009-07-20 09:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Откуда погром?!!! "И стыдливо просили воды". Что-то я враждебных действий здесь не вижу.

Date: 2009-07-20 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
а изнасилование?

Date: 2009-07-21 03:31 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
А я, стыдно сказать, первый раз слышу о нем!

Date: 2009-07-21 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пардон? Там, вообще-то договор купли-продажи был. Офицер купил турчанку за кольцо.

Date: 2009-07-21 03:41 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не поэтичная ты натура, видно.

Date: 2009-07-21 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
у Вас прямо пушкинская "Метель" получается - обвенчался не знаю с кем. На улице - солдаты, офицеру (с ружьем в руке) "страсть встревожила кровь", мать и отец на коленях умоляют его остановиться, но ни материнские слезы (разбитое сердце), ни седины престарелого отца его не тронули - "он ее обесчестил". а уходя, бросил щедрой рукой плату - золотое кольцо. только ведь турчанка не продавалась. а как утверждал измученный нарзаном монтер театра Мечников: "согласие - есть продукт при полном непротивлении сторон". если, как Вы говорите, офицер ее честно купил за кольцо, за что же тогда она ему мстит? за то, что плата была недостаточна высока или за то, что он оскорбительно "даже не тронул чадры"?

Date: 2009-07-21 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, у меня была версия, что турчанку продали родители. Давайте будем считать, что могло быть два варианта развития событий, Ваш и мой.

Date: 2009-07-21 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Слушайте, изнасилование отпадает. Ибо избежать его было проще простого: показать лицо. Никто в здравом уме не будет иметь дело с прокаженной. Но отец и мать промолчали, как и девушка. Я, конечно, помню про ислам и соответствующий менталитет, но в конце дама сама открывает лицо, значит, для нее это не смертельно.

Date: 2009-07-21 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
как Вам будет угодно. вариант на самом деле только один - авторский, а мы лишь пытаемся его прочесть в силу собственных представлений и пониманий.

Date: 2009-07-21 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
Вы меня не убедили. но раз мы закрыли обсуждение - значит, закрыли :-)

Date: 2009-07-21 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Автора уже не спросишь, увы.
From: [identity profile] mandrit.livejournal.com
Блин, прохладная история, ожидаешь какого-нибудь сифилиса, несмотря на картинку. А оказывается лепра. Она ж как псориаз, только грибковая! Но действительно, для кажущегося сюжета – британский сифилитик заразил мусульманку (и её не побили камнями!!!!!!! это в любом случае бред) –> поехал в Индию, подхватил малярию, выздоровел, но малярия осталась, отчего лихорадка –> изнасилованная турчанка пришла оказать проституционные услуги и повторно заразила скорбного умом британца – сифилис действительно не очень подходит, ибо что помешает насильнику выздороветь второй раз? В теории. А тут волшебная неизлечимая болезнь. Сойдёт. У Высоцкого то же самое было – куча ошибок, тот же Краснодар вместо Красноярска, который не в рифму, но ему всё ещё поклоняются. Потому что это не филология, а звуко-пися. Мораль: даже Пушкин знал всего 1 способ изнасилования. Хороший поэт не знает всего.
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Почему-то ваш комментарий не отразился в сообщениях. Случайно нашла.
Вы правы, поэзия - вещь не точная. Это не алгебра. Но любим мы ее не за это.
From: [identity profile] mandrit.livejournal.com
В общем, поэтов много разных, и иногда они даже пишут не только эмоциями. Когда в стихе нет явных противоречий и он ритмично выражает сильное чувство, такой стих часто называют великим.
Например.

А был когда-то розоват
наш белый свет – и, между нами,
приятно было называть
своими – вещи – именами
и говорить: кольцо, стрела
и поплавок из пенопласта! –
какие громкие дела,
какое лёгкое богатство…
Вот так, длина, и ширина,
и угловатость, и овальность:
мы называли имена –
и вещи тут же отзывались.
Но искоса, не в полный глаз,
всё это время жизнь другая
хитро разглядывала нас,
наш смутный час подстерегая, –
Искусство… Кто же виноват,
что ты всегда шутило с нами
и заставляло называть
чужими – вещи – именами!

Е. Клюев.
Я не согласен с поэтом, но стих зер гут, прямо поэзия!
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Клюев хорош, это бесспорно. Но насчет "великих стихов" я бы поспорила. Асадов выражает свои чувства вполне ритмично. А стихи плохие.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 29th, 2026 02:49 am
Powered by Dreamwidth Studios