catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
А.Т. Болотов, наш знаменитый мемуарист присутствовал при казни Пугачева 10 января 1775 г. Вот что он рассказал.

"Мы нашли уже всю площадь на Болоте и всю дорогу на нее от Каменного Моста, установленною бесчисленным множеством народа. Я неведомо как рад был, что случился со мною такой товарищ, которого все полицейские знали и которому все там коротко было известно. Он, подхватя меня, не бегал, а летал со мною, совался всюду и всюду для приискивания удобнейшего места для смотрения. И мы вскоре за сим увидели молодца, везомого на превысокой колеснице в сопровождении многочисленного конвоя из конных войск. Сидел он с кем-то рядом, а против его сидел поп. Повозка была устроена каким-то особым образом и совсем открытая, дабы весь народ мог сего злодея видеть. Все смотрели на него с пожирающими глазами, и тихий шепот и гул оттого раздавался в народе. Но нам некогда было долго смотреть на сие шествие, производимое очень медленно, а мы, посмотрев несколько минут, спешили бежать к самому эшафоту, дабы захватить для себя удобнейшее место для смотрения. Весь оный в некотором и нарочито великом отдалении окружен был сомкнутым тесно фрунтом войск, поставленных тут с заряженными ружьями, и внутрь сего обширного круга не пускаемо было никого из подлого народа. Но товарища моего, как знакомого и известного человека, а при нем и меня, пропускали без задержания, к тому ж мы были и дворяне, а дворян и господ пропускали всех без остановки; и как их набралось тут превеликое множество, то, судя по тому, что Пугачев наиболее против их восставал, то и можно было происшествие и зрелище тогдашнее почесть и назвать истинным торжеством дворян над сим общим их врагом и злодеем.

Казнь Пугачева. Рисунок Болотова.


Нам с господином Обуховым удалось, протеснившись сквозь толпу господ, пробраться к самому эшафоту и стать от него не более как сажени на три, и с самой той восточной стороны оного, где Пугачев должен был на эшафоте стоять для выслушивания читаемого ему всего сенатского приговора и сентенции. Итак, имели мы наивыгоднейшее и самое лучшее место для смотрения и, покуда его довели, довольно времени для обозрения эшафота и всего, окружающего оный, довольно еще просторного порожнего внутри круга. Эшафот воздвигнут был посреди оного четверосторонний, вышиною аршин четырех и обитый снаружи со всех сторон тесом, и с довольно просторным наверху помостом, окруженным балюстрадой. Всход на него сделан был только с одной южной сто¬роны по лестнице. Посреди самого сего помоста воздвигнут был столб с воздетым на него колесом, а на конце утвержденной на пего железною острою спицею. Вокруг эшафота сего в расстоянии сажен на двадцать поставлено было кругом и со всех сторон несколько виселиц, не выше также аршин четырех или еще ниже, с висящими на них петлями и приставленными лесенками. Мы увидели подле каждой из них приготовленных уже палачей и самых узников, назначенных для казни, держимых тут стражами. А таким же образом лежали некоторые и другие из их злодейского общества, скованные,

Емельян Пугачев. Гравюра вт.пол. 1770-х гг.


Не успела колесница подъехать с злодеем к эшафоту, как схватили его с ней и, взведя по лестнице на верх оного, поставили на краю восточного его бока, против самых нас. В один миг наполнился тогда весь помост множеством палачей, узников и к ним приставов, ибо все наилучшие его наперсники и друзья долженствовали жизнь свою кончить вместе с ним на эшафоте, почему и приготовлены уже были на всех углах и сторонах оного плахи с топорами. Подле самого ж Емельки Пугачева явился тотчас секретарь с сенатским определением в руках, а пред ним, внизу и подле самых нас, на лошади верхом, бывший тогда обер-полицеймейстером г. Архаров. Как скоро все установилось, то и началось чтение сентенции. Мы стояли подле самого г. Архарова и так близко, что могли чтимое от слова до слова слышать.

Николай Петрович Архаров. Неизвестный художник. Миниатюра.


Но нас занимало не столько слушание читаемого, как самое зрение на осужденного злодея. И как громогласное и расстановочное чтение продлилось очень долго, ибо в определении сенатском прописаны были все его и сообщников его злодеяния и подведены были все законы, по силе которых должен он был предан быть казни, то имели мы время насмотреться на сего изверга. Он стоял в длинном нагольном овчинном тулупе, почти в онемении, и сам вне себя, и только что крестился и молился. Вид и образ его показался мне совсем несоответствующим таким деяниям, какие производил сей изверг. Он походил но столько на зверообразного какого-нибудь лютого разбойника, как на какого-либо маркитантишка или харчевника плюгавого. Бородка небольшая, волосы всклокоченные и весь вид, ничего не значащий и столь мало похожий на покойного императора Петра Третьего, которого случилось мне так много раз и так близко видать, что я, смотря на него, сам себе несколько раз в мыслях говорил: «Боже мой! до какого ослепления могла дойтить наша глупая и легковерная чернь, и как можно было сквернавца сего почесть Петром Третьим!»

Петр III. 1762. Антропов.


Между тем как ни пристально мы на него смотрели, однако успели оглянуться и назад на стоящие вокруг эшафота виселицы. На них увидели мы всех осужденных к смерти, взведенных на лестницы с надетыми на головы их тюриками и с возложенными на шеи их уже петлями, а палачей — державших их и готовых при первом знаке столкнуть их с лестниц. И как назначено было им в одну секунду умереть с своим начальником, то по самому тому и не могли мы видеть самое произведение их казни, которую, как думаю, и никто не видал, ибо всех глаза устремлены были на эшафот и на Пугачева.

Емельян Пугачев. Портрет, нарисованный поверх изображения Екатерины II. Неизвестный художник.


Как скоро окончили чтение, то тотчас сдернули с осужденного на смерть злодея его тулуп и все с него платье и стали класть на плаху для обрубания, в силу сентенции, наперед у него рук и ног, а потом и головы. Были многие в народе, которые думали, что не воспоследует ли милостивого указа и ему прощения, и бездельники того желали, а все добрые того опасались. Но опасение сие было напрасное, преступление его было не так мало, чтоб достоин он был какого помилования, к тому ж и императрица не хотела сама и мешаться в это дело, а предала оное в полное и самовластное решение сената; итак, должен он был неотменно получить достойную мзду за все его злодейства.

Казнь Пугачева. Гравюра Шарлеманя.


Со всем тем произошло при казни его нечто странное и неожидаемое, и вместо того, чтоб, в силу сентенции, наперед ого четвертовать и отрубить ему руки и ноги, палач вдруг отрубил ему прежде всего голову, и богу уже известно, каким образом это сделалось: не то палач был к тому от злодеев подкуплен, чтоб он не дал ему долго мучиться, не то произошло от действительной ошибки и смятения палача, никогда в жизнь свою смертной казни не производившего; но как бы то ни было, но мы услышали только, что стоявший там подле самого его какой-то чиновник вдруг на палача с сердцем закричал: «Ах, сукин сын! что ты это сделал! — и потом: — Ну, скорее — руки и ноги». В самый тот момент пошла стукотня и на прочих плахах, и вмиг после того очутилась голова г. Пугачева, взоткнутая на железную спицу, на верху столба, а отрубленные его члены и кровавый труп,— лежащими на колесе. А в самую ту ж минуту столкнуты были с лестниц и все висельники; так что мы, оглянувшись, увидели их всех висящими, и лестницы отнятые прочь. Превеликий гул от аханья и многого восклицания раздался тогда по всему несчетному множеству народа, смотревшего на сие редкое и необыкновенное зрелище."

P.S. Екатерина II приказала не мучить осужденных и сначала отрубить им голову.
P.P.S. Картинки кликабельны.

Date: 2009-03-17 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] skeily-ramires.livejournal.com
Уж верно, подкупили палача. Вообще, если на счёт этичности смертной казни ещё можно спорить, то всё прочее - жестокость неоправданная.

Date: 2009-03-17 04:43 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
СМ. очередной P.S. Это было сделано по приказанию императрицы.

Date: 2009-03-17 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
Да, то ли дело во галантной и просвещённой Франции в 18 веке какая казнь у Дамиена была... :)

Date: 2009-03-17 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] tanrah.livejournal.com
У нас всегда были проблемы с ивент-менеджментом...

Date: 2009-03-17 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] antoin.livejournal.com
и не говори. При всех возможностях перфомансы проваливали.

(no subject)

From: [identity profile] predominate.livejournal.com - Date: 2009-03-17 11:29 am (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, все же это было на 20 лет раньше. А 2 десятилетия - довольно долгий срок. После Дамьена во Франции больше не четвертовали.

(no subject)

From: [identity profile] tanrah.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antoin.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antoin.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antoin.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Коровин - Date: 2013-08-14 06:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanrah.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanrah.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanrah.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanrah.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanrah.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tanrah.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] antoin.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com
Вот такая ещё гравюра:


Казнь Пугачёва. Гравюра 18 века.

Date: 2009-03-17 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
Но здесь явно что-то другое. Тут и бичивание, и потрошение...
Явно художник не был свидетелем казни или может быть на этой гравюре изображено что-то другое?

Я кстати не помню, чтобы в России 18 века потрошили.

(no subject)

From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com - Date: 2009-03-17 07:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. А подписей нигде нет? А то номера на картинке стоят...

(no subject)

From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Интересная информация. Касательно портретов Пугачева - у Ровинского есть информация о еще 2-х портретах -одном в клетке, а другом профильном. А вот а портрете написанном поверх изображения Екатерины, он видимо не знает. Интересно, откуда он взялся и где находится?

Date: 2009-03-17 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com
этот портрет был в школьных учебниках - если не ошибаюсь в "История СССР для 7-го класса".
спасибо авторше:) за пост

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxfraikiev.livejournal.com - Date: 2009-03-21 06:28 am (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com

Пугачёв, заключённый в клетке. Гравюра 18 века.

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baronet65.livejournal.com - Date: 2009-03-17 09:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 10:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baronet65.livejournal.com - Date: 2009-03-18 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-18 05:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Единственный портрет народного вождя, написанный кем-то из пугачевцев в Илецком городке в начале восстания. Хранится в Государственном Историческом музее.

(no subject)

From: [identity profile] baronet65.livejournal.com - Date: 2009-03-17 09:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Да, жутковатое зрелище, чтобы вот так вот прийти и поглазеть!

Date: 2009-03-17 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] baronet65.livejournal.com
Это свойственно человеку. На казнь Дамьена, покушавшегося на Людовика XV в Париже собралось все высшее общество Франции.
Если бы сейчас были публичные казни, уверен, желающих было бы море.

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-03-17 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baronet65.livejournal.com - Date: 2009-03-17 12:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-03-17 12:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baronet65.livejournal.com - Date: 2009-03-17 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-03-17 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baronet65.livejournal.com - Date: 2009-03-17 09:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] baronet65.livejournal.com - Date: 2009-03-17 09:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2009-03-18 05:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eregwen.livejournal.com - Date: 2009-03-17 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eregwen.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-03-20 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Телевизора не было, интернета тоже. Жизнь была тяжелая и скучная. Казнь - уже зрелище.

Date: 2009-03-17 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com
Что меня всегда изумляло, так это любовь людская к подобным "мероприятиям"... С другой стороны, и предпосылки этого "зрелища" прекрасно понимаю... Но сама бы ни за что не пошла!

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2009-03-17 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egorka-datskij.livejournal.com - Date: 2009-03-18 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com - Date: 2009-03-18 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egorka-datskij.livejournal.com - Date: 2009-03-18 10:06 am (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А представь себе, чем был для московских дворян Пугачев. Болотов в своей деревне натерпелся страху, у него были проблемы с крестьянами. И вот - враг пойман, его казнят! это же не какой-то безямынный вор или мелкий мошенник, это государственный преступник, всерьез угрожавший спокойствию, имуществу, а то и жизни дворянскому сословию.

(no subject)

From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-03-17 08:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com - Date: 2009-03-18 12:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-03-17 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Я вот тоже задумываюсь, пошла бы я на такое мероприятие или нет, живи я тогда. Наверное все же нет, я даже телевизор не могу смотреть. Хотя это я себя в роли дворянки представляю, а вот если бы родилась в другом сословии - даже и не знаю.

Интересно, что Пугачева все же сравнивали с Петром. Кажется, Эйдельман где-то упоминал, что Пугачев писал Павлу и тот вроде бы ему отвечал - ты не знаешь, так ли это? Я уже сто лет Эйдельмана не перечитывала :(

Date: 2009-03-17 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что-то мне ни в каком сословии туда идти не хочется. разве что если бы казнили злейшего врага.
К сожалению, не могу сказать, не читала такого. Для меня период рановат.

Date: 2009-04-21 02:14 am (UTC)
From: [identity profile] nadjahait.livejournal.com
У Эйдельмана нет информации о том, писал ли Пугачев Павлу. И у исследователей екатерининского правления я совершенно нигде не встречала подобного.

Date: 2009-04-21 03:28 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Простите, а при чем здесь это? Я разве писала про такое?

Date: 2009-04-21 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Сударыря, если Вы на каждый чужой комментарий будете писать мне, а не его автору, я повешусь. Будьте добры, отвечайте тому, кто написал, а не мне. Ибо человек ваше изречение не прочитает никогда и не увидит, а меня Вы приводите в глубочайшее недоумение. Если хотите побеседовать с тем, кто написал комментарий, отвечайте на этот комментарий, а не пишите свой ком. к моему посту.

Date: 2019-02-04 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] avdy-san.livejournal.com
а что с телом сделали?

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 07:10 am
Powered by Dreamwidth Studios