catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
Очень давно, примерно в середине 80-х, я читала фантастическую повесть, в которой говорилось о землянах, прилетевших на другую планету. Обычаи инопланетян сильно отличались от тех, к которым привыкли мы. В частности, табу считалось употреблять пищу на людях, зато женитьба на сестрах была привычным явлением. Что сделали прогрессивные земляне, желающие просветить местных туземцев? Правильно, они тут же устроили показательную трапезу на площади...

В общем, десятка два лет этот сюжет тихо дремал у меня в голове, пока вдруг не всплыл. Представив апокалиптическую картину: инопланетяне-пришельцы, из лучших побуждений желаюшие приобщить к культуре темных землян, массово занимаются любовью на всех перекрестках, я призадумалась. Любое ли «прогрессорство» - благо? Всегда ли нужно бороться с «пережитками прошлого»? Где предел, на котором надо остановиться? Если традиции подразумевают рабство, ситуация более-менее понятна. Если побивание неверной жены камнями, ну, в общем, - тоже. А если ношение паранджи?



И вообще, когда, пусть даже руководствуясь благими намерениями, можно вмешиваться в дела другого государства или планеты? Помню, меня в свое время поразил роман «Час быка» Ефремова. Земляне прилетели на планету Торманс и, угрожая тем, что взорвут ее (!!!), если им не разрешат посадку, также начали просвещать местных «дикарей». Мне кажется, автор никогда не пытался приложить ситуацию к себе. Например, так: к границам СССР, подходит огромный американский авианосец и требует пропустить его в порт, а также выпустить моряков на берег, где они займутся пропагандой местного населения, а в случае отказа угрожает обстрелять прибрежные города. Милая картинка? Честно скажу: я была искренне рада, когда для большинства землян все закончилось крайне плохо.

P.S. Если кто желает обсудить ситуацию, давайте ориентироваться на 2 половину XX века и позже. Иначе с выяснением кто кого когда завоевал мы рискуем дойти до первобытно-общинного строя.
P.P.S. К сожалению, я не помню ни имени автора, ни названия повести. Мне казалось, что это Ларионова, но у нее я такой вещи не нашла. Может кто тоже читал и поможет мне?
Нашлась! Спасибо [livejournal.com profile] chaja_nie. Это действительно Ларионова, "Формула контакта".

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 02:44 am
Powered by Dreamwidth Studios