catherine_catty: (Романовы)
[personal profile] catherine_catty
Когда влезаешь по самые уши в историю, обнаруживаются неожиданные вещи, совершенно, казалось бы, несочетающиеся с традиционным обликом царя-короля-императора. Про то, что Александр I никогда не ассоциировался у меня с курением, я уже писала (http://catherine-catty.livejournal.com/11427.html) А сейчас хотела бы рассказать про его музыкальные занятия. Когда знаешь, что человек полу-глухой, никогда и в голову не придет, что он играл на скрипке, однако дело обстояло именно так. В детстве и юности внуков императрицы обучал сему искусству Ф.Диц, скрипач-виртуоз. Инструмент, скрипка XVII века мастерской Амати, дожила до наших дней и находится в рабочем состоянии, хоть сейчас на сцену. Надо сказать, в XX столетии, когда к вещам коронованных особ перестали относиться с пиететом, потрудилась она немало. На ней играли такие музыканты, как Рейсон, Таргонский, Рыбников, Реентович, Баршай, Мельников и др.


К сожалению, не все обстояло гладко. Гипотетическому наследнику престола, по мнению его родных, следовало обучаться иностранным языкам, истории, риторике, а вовсе не музыке или поэзии. Незачем зря время терять. К слову, Александр Павлович так всю жизнь и не понимал прелесть художественной литературы и практически никогда не читал книг подобного рода. Что до поэзии, то Вигель свидетельствует: «Странное дело, что Александр не любил стихов; презирал их даже, а высоко ценил поэтов. Он полагал, что стихи не что иначе, как блестящие шалости, мотовство богатого ума, сокровища свои попусту расточающего. Во всяком поэте видел он искусного правителя, судью, которого стоит только поставить на истинный путь, ему природой указанный, с которого сила воображения своротила его, и тогда от него более чем от других государство может ожидать пользы. Все польза да польза, а какая польза без наслаждений вкуса, ума и сердца! Как не знал Александр, что не стихи — поэзия, а любовь, которую в молодости он так сильно ощущал, слава, которою он был очарован, религиозные чувства, которым он так искренно предавался, наконец, все благородные страсти, кои тем сильнее волновали грудь его, чем более он старался скрывать их, желая всегда казаться только мудрым и хладнокровным.»

Ну, видно стихи Александру Павловичу не нравились в принципе. Чего нельзя сказать о музыке. Ею он занимался с великой охотой, несмотря на все препятствия в лице бабушки и матушки. Надо сказать, что он был довольно упрям, и даже в детстве, несмотря на внешнюю покладистость, вполне мог постоять за себя. По крайней мере, музыки, он не бросил, хотя Екатерина II и Мария Федоровна были резко против такого пустого времяпрепровождения. "Виршам и музыке учить не для чего, - писала коронованная бабка, - тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искусства".

С.Шуазель-Гуфье в своих «Исторических мемуарах об императоре Александре и его дворе» пишет: «Государь жаловался, что императрица Екатерина никогда не хотела дозволять ему учиться игре на скрипке, несмотря на его любовь к этому инструменту: государыня справедливо боялась для своего внука потери времени, которую неизбежно влекут за собой музыкальные занятия».

Воспитатель великого князя Александра, А.Я.Протасов, в 1793 году отметил в дневнике, что "В течении этого времени прилеплялся в. князь к музыке, на что я его высочеству представлял, что это искусство человеку в его состоянии вредно, если слишком к нему привяжется; что ему долженствует оное служить отдохновением, а надлежит учиться своему ремеслу и стараться сделаться достойным своего звания. Музыка, моды и прочия безделушки отнимут все время, которое бы надобно употребить на дела и тому подобное."

Сохранилось письмо Александра Павловича цесаревне Марии Федоровне, написанное между 1793 и 1796 гг.: «Кроме того, в последнем Вашем письме, дорогая матушка, Вы говорили мне, что я не должен превращать музыку в основное свое занятие; разумеется, я этого и не делаю; музыкой занимаюсь я только когда не имею других дел, например, в те дни, когда я болен и мы никуда не выходим; тогда музыка заменяет мне игру в карты. Вообще, милая и добрая матушка, я стараюсь делать все возможное, чтобы следовать Вашим указаниям и быть достойным Ваших милостей...»
Вот так: очень вежливо, очень любезно, но, тем не менее, - настойчиво.

Известно, что в 16 лет великий князь Александр Павлович начал терять слух (Желающие узнать подробности могут заглянуть сюда: http://catherine-catty.livejournal.com/5787.html). Тем не менее, какое-то время он еще продолжал музицировать, о чем говорят следующие эпизоды.

На дворе 1794 год. Отрывок из воспоминаний Головиной: "Спустя несколько недель двор возвратился в Зимний дворец. Великий Князь прохворал пятьдесят два дня. Каждое утро я получала записку от Великой Княгини с приказанием приехать к ней. Графиня Толстая тоже была приглашена, но она не всегда приезжала. Лучшие музыканты с Дьецом во главе исполняли симфонии Гайдна и Моцарта. Великий Князь тоже играл на скрипке. Мы слушали эту прекрасную музыку из соседней комнаты, где почти всегда мы были только вдвоем…Когда Великий Князь поправился, вечера прекратились."

И еще один случай. 8 июня 1798 года, когда Павел I прогуливался па парку Старая Сильвия, он неожиданно услышал пение, доносящееся из охотничьего домика Крик. Войдя внутрь, он увидел свою супругу, исполнявшую песню Гретри «Ou est - mieux qu'au sein de sa famille" (Где же лучше, как не в недрах собственной семьи), на музыкальных инструментах играли его дети, в частности, на скрипке – сын-наследник. 1798 год. Александру 20 лет, слышит он уже плохо. Каким же образом удавалось ему играть? Моя подруга, которая училась этому в юности, сказала, что тут главное не слух, а резонанс. Думаю, если сюда заглянет http://cleofide.livejournal.com/, то она как знающий человек сможет объяснить поподробнее. А я умываю руки, ибо музыка и я, к сожалению, не совместимы в принципе. Видно, мне наступили на оба уха.

Возможно, все же дело обстояло не столь хорошо, как считал сам Александр. То есть, музыка, может, ему и нравилась, но музыкантом он был небольшим. В своих записках С.А. Тучков говорит о некоем учителе Ми, известном своей игрой и сочинениями: «Он находился тогда в числе музыкантов камерной придворной музыки и по приказанию Екатерины давал уроки внукам ея, Александру и Константину... Тогда еще приметил он в высоких своих учениках многое, что ему не нравилось и, по словам его, ничего добраго не обещало. Приходя ко мне по часам, всегда оставался он еще несколько времени разсуждая со мной о музыке и о разных предметах. Один раз оказал он мне: „Я напрасно беру деньги за обучение великих князей, никогда не будут они не только знающими в сем, но даже любителями музыки. Старший внук худо слышит аккорд и каданс, и притом так нечувствителен, что хотя-бы и слышал, то самая трогательная музыка не имеет на чувства его ни малейшаго действия. Притом так скрытен в характере своем, что настоящих его склонностей приметить нельзя, а это худо для государя, - прибавлял он. Младший,- продолжал он, - хотя и имеет изрядный слух, но нет у него никакой склонности к музыке, столько-же нечувствителен, как и старший; но вспыльчив, горяч и сердит, притом так ветрен и разсеян что всякая безделица отвлекает его от предпринятаго упражнения. А наипаче если услышит барабан, или увидит солдат, то, бросая все, без памяти бежит к окну». Вот первыя черты характера сих великих князей, примеченныя музыкантом.»

Надо отметить, что Тучков Александра I терпеть не мог и написал о нем немало «светлого» и «доброго». Так что, если кого интересуют гадости про Александра Павловича, вам туда. Найдете в количестве. Кстати, надо будет как-нибудь выложить. А-то что это я все о хорошем и о хорошем…

P.S. Вроде бы, Александр в юности играл еще и на кларнете, но тут я не поклянусь.
P.P.S. Спасибо http://cleofide.livejournal.com/ за то, что напомнила о мемуарах Головиной.
P.P.P.S. Произведения http://cleofide.livejournal.com/ (Л.В.Кириллиной) можно увидеть здесь: http://www.litsovet.ru/index.php/author.page?author_id=4405

Одно стихотворение (по теме поста) привожу тут же. Для затравки.

Баллада о конце екатерининской эпохи
На закате (из цикла "Петербург и окрестности")


На закате


На закате из дворца
трели слышатся скрыпицы:
цесаревич Александр
тешится с маэстро Тицем.

Властной бабки милый внук,
всеми "ангелом" зовомый,
под сурдиной прячет звук,
чтоб не вызвать гнева снова -

ни к чему по вечерам
вспоминать императрице
убиенного Петра
бестолковую скрыпицу.

Тот всё Грауна играл,
внук его - всё больше Гайдна...
Что б ты, Саша, перестал!
Надоел необычайно!

Чу, инакая напасть:
то великая княгиня
утоляет ту же страсть,
тренькая на клавесине

и пресладостно поёт
как заправская сирена,
- мол, меня любимый ждет...
Неужели тут измена?

Нужно фрейлин допросить,
с кем дружна младая Лиза,
- ишь, повадилась скулить
тонко, томно... Из каприза?...

Тот - за скрипку, эта - петь,
тот - сонаты, та - романсы...
Трудно их уразуметь,
души скрытны, очи ясны.

Впрочем, оба так юны,
что смешно на них сердиться,
только б не стряслось войны,
пока внук не оперится,

и не сможет отстоять
свое царственное право
(ну не Павла ж назначать
в воспреемники державы!)

Ах, взглянуть бы чуть вперед,
приподнять судьбы портьеру...
Что нам новый век несет?
Пугачева? Робеспьера?...

Вихрь времен развеял в дым
наши думы золотые:
Александру - Третий Рим,
Константину - Византию...

Всё непрочно, как любовь,
всё зудит, как звук скрыпицы,
всё томит больную кровь
пожилой императрицы.

Тяжки думы, косна плоть,
лишь мелодии крылаты.
Вот и дал дожить Господь
до заката, до заката.

Date: 2008-02-18 05:14 am (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Каждый раз узнаю что-нибудь новенькое! Не знала что Александр не любил поэзию в принципе. Сразу Сократ вспоминается:)

Date: 2008-02-18 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Чрезвычайно интересными очерками Вы нас балуете. Про нечувствительность Александра к поэзии я и не знала (но хорошо понимаю, как это может быть - у меня сын такой).

Позволю себе кое-что дополнить.
Обстановка интимных музыкальных вечеров у великого князя в 1794 году прекрасно описана в мемуарах графини Варвары Головиной; Александр играл на скрипке в составе камерного оркестра, исполняя симфонии Гайдна и Моцарта. Его увлечение скрипкой вызвало, вероятно, и такую "воспитательную" меру, как публикация в 1795 году перевода восточной повести А.Г.Мейснера: Мейснер. Анекдоты из жизни Нуширвановой / Приятное и полезное препровождение времени. М., 1795, с. 226-231. - Там юный князь Нуширван тоже был увлечен музыкой и получал за это строгий выговор от своего учителя Магобед-Хана, который полагал, что наследнику престола негоже всерьез заниматься таким ремеслом. Считается, что эта публикация могла быть инспирированной самой Екатериной, которая была так же чужда музыке, как ее внук поэзии.
Тем не менее, не случайно, что Бетховен посвятил Александру три скрипичные сонаты ор.30 (возможно, с подачи графа А.К.Разумовского, который знал об давнем увлечении императора). И Александр стал одним из 10 (на всю Европу!) подписчиков на авторизованную рукописную копию Торжественной мессы Бетховена - правда, тут решающую роль сыграла, вероятно, Елизавета, перед которой ходатайствовал князь Н.Б.Голицын.

Нелюбовь же Екатерины именно к скрипке могла быть обусловлена, на мой взгляд, и психологическими причинами - вспомним, что к этому инструменту был нежно привязан Петр III... Я об этом даже стихотворение написала (кажется, уже ссылалась на него, но, коль к слову, еще раз сошлюсь - может, кому будет интересно: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=93935).

Date: 2008-02-18 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я стихотворение помню, мне оно очень нравится.
Очень даже интересно.
А вот про Головину забыла. Спасибо, напомнили. Я в текст вставила. Вот забавно: крайне отрицательный отзыв Тучкова остался в памяти, а это уплыло. Вечные проблемы: что где я читала. Все книжки уже в закладках, как ежи, все равно не помогает.
Насчет восточной повести не знала, насчет подписки - тоже. Мои благодарности.
Интересно, а зачем Александру нужна была эта рукописная копия? И как получилось: Бетховен 10 раз ноты переписывал?

Date: 2008-02-18 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Бетховен, конечно, сам ноты не переписывал - отдавал переписчикам, а потом выверял (не всегда аккуратно). Идея была в том, чтобы выпустить в свет ограниченное число раритетных экземпляров партитуры, продав их за солидные деньги (50 дукатов) большим и малым дворам Европы, филармониям и т.д. - поскольку издатели кисло реагировали на предложение выпустить партитуру огромного, сложного и совершенно нерентабельного произведения (знакомо, а?..). Затея с треском провалилась. Во всей Европе набралось лишь 10 энтузиастов, что материально едва покрывало расходы на переписку. Но! Фактически 3 экземпляра ушло в Российскую империю. Один купил князь Голицын, и он же, видимо, уговорил Елизавету убедить Александра подписаться (тому это, конечно, было ни зачем не нужно), третий приобрел князь Радзивилл (человек, разумеется, не русский и даже не совсем российский, но, кажется, в границы империи его имение тогда входило). Голицын же организован мировую премьеру Мессы в Петербурге в 1824 году. К сожалению, никаких следов ни голицынского, ни царского экземпляра не обнаружено.

Date: 2008-02-18 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А Радзивилловский уплыл. Жаль.

Я выставила стихотворение и кое-что написала. посмотрите, пожалуйста. Если все в порядке, так и оставим.

Какая вы молодец! Я, окончив институт, поняла, что историей как наукой заниматься не буду, поскольку заработать на жизнь таким образом крайне сложно. А у меня еще родители-пенсионеры. Поскольку я историк-архивист, то работаю я архивариусом. Увы.
(deleted comment)

Date: 2008-02-19 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не знаю, как обстоит дело сейчас, вроде бы, все же материальное положение бюджетнико улучшилось. Но лет 10-15 назад архивист в крупной фирме получал на порядок больше рядового историка. Не могу сказать, что я получаю много, но на проживание моей семье хватает, я могу купить все книжки-диски, какие хочу и поехать в отпуск в ту европейскую страну, что выберу.

Date: 2008-02-19 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
А разве архивисты сильно богаче историков?..

Date: 2008-02-18 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А можно Ваше стихотворение в текст поста вставить? Так и просится.

Date: 2008-02-18 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Да пожалуйста! Я смотрю, ко мне по этой ссылке уже народ ходит - я и радуюсь...

Date: 2008-02-18 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, вот видите, как хорошо! Всем польза.

Date: 2008-02-18 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] veronika216.livejournal.com
Спасибо! Очень интересно!

Date: 2008-02-18 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
Не любил поэзию, говоришь? Это тогда многое объясняет в его отношении к Пушкину ИМХО (как раз недавно тут в очередной раз "Живого Пушкина" пересмотрела)
PS Я тоже поэзию не люблю :)))

Date: 2008-02-18 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Живого Пушкина" - это что? "Последнюю дуэль"?

Думаю, что императору поэзия была некоторым образом пофигу, лишь бы особенно ему на хвост не наступали. Пушкину он, собственно, особенных гадостей не делал. Так называемая "южная ссылка" - перевод по служебной надобности. Вот разве что Михайловское... Но и то не Сибирь.

Date: 2008-02-18 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
Не, "Живой Пушкин" - это фильм, вышедший в 99-ом году к двухсотлетию. Документальное кино. Леонид Парфенов его снял.

Date: 2008-02-18 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Боюсь, я не в курсе. А "Последнюю дуэль" я честно посмотрела и очень ругалась. Крайне не люблю тенденциозность. Версии "Дантес спас с Геккерном", "Пушкин - с Александрой Гончаровой, "Натали - с Дантесом" находятся примерно на одном уровне. О них писали современники, исследователи приводят факты за и против. Но в фильме об отношениях Пушкина со своячницей заявлено "клевета!" (ведь Пушкин - это наше все), Натали тоже трогать нельзя (она же его мадонна), а вот Дантеса разве что в постели с Геккерном не показали и то только потому, что фильм расчитан на широкую аудиторию. Противно.

Date: 2008-02-18 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
Я, кстати, версию о том, что Пушкин имел более чем дружеские отношения со своей свояченицей, вычитала не так давно у Елены Арсеньевой. Не знала, что на самом деле она весьма известная...

Date: 2008-02-18 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я не большой знаток биографии Пушкина, но об этом однозначно пишет вполне себе серьезный Раевский в книге "Портреты заговорили".

Date: 2008-02-18 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
О, спасибо, буду иметь в вижу!

Date: 2008-02-18 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com
Спасибо за наводку — уже качаю.

Date: 2008-02-18 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Откуда? Мне тоже интересно.

Date: 2008-02-18 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com
Из сети eMule
Если у Вас неограниченный трафик — очекнь полезная штука.

Date: 2008-02-18 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Извините, я еще временами задаю глупые вопросы. Мул я освоила и качала этой программы фильмы с одного ресурса. Только я не знала, что в этой программе еще можно искать фильмы в сети. Попробовала и нашла. Спасибо.

Date: 2008-02-18 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Date: 2008-02-18 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Издеваетесь, да? У меня, между прочим, безлимитный интернет стоит с середины октября. До этого момента такие вопросы, как поиски фильмов в сети и их скачивание были не актуальны. Насколько я понимаю, в Торренте тоже есть возможность поиска, да?

Date: 2008-02-18 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com
К сожалению, не могу ответить —я еще с ними не разбирался. Мула хватает с головой, не успечаю пересматривать.

Date: 2008-02-18 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com
В смысле формируйте ваши части задавайте Ваши вопросы — я с радостью помогу.

Date: 2008-02-18 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я учту. Спасибо.

Date: 2008-02-18 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
Пожалуйста!

Date: 2008-02-18 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ах да. Поэзию я люблю, желательно эпическую. Но меня стихи в депрессию вгоняют. Может, ритм так влияет, не знаю.

Date: 2008-02-18 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Если вспомнить поэзию Екатерининских времен (Ломоносовские оды - б-р-р!), то и не диво, что Александр к ней не пылал страстью. С Пушкиным же, пожалуй, было тоже нелегко! ;)
Не представляла себе Александра со скрипкой! Спасибо за такой рассказ.
Порадовалась слегка цитате: значит, карты - это занятие серьезное, а инструмент - баловство! ;)

Date: 2008-02-18 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну да. И еще всякие Крыловы-Давыдовы басни писали... Какая уж тут любовь к поэзии! Но, в принципе. Богданович, Державин и другие наши поэты в конце 18 - начале 19 вв. уже печатались.
Игры в карты могли быть азартные, на деньги (против них выступала Екатерина) и нет, что являлось приятным и вполне светским времяпрепровождением. Я эту фразу встречала еще в таком переложении: "Матушка, неужели было бы лучше, если бы я играл в карты".
P.S. А с трубкой я его тоже не представляла. А поди ж!

Date: 2008-02-18 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Кстати, поэзия не обязательно могла быть русская. Светское общество предпочитало французскую литературу.

Date: 2008-02-19 03:24 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Да, но и французская классическая поэзия была довольно громоздка.

Date: 2008-02-19 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, а Парни, Вольтер и иже с ними?

Date: 2008-02-18 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ломоносовские оды - это упоительно!
Для тех, кто понимает.

Date: 2008-02-19 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Единственная в жизни тройка по лит-ре - "Ода к Фелице".
Так что я не понимаю. Есть же у него "Кузнечик, дорогой!".

Date: 2008-02-19 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Про Фелицу - это Державин. Тоже потрясающий поэт. Но Ломоносов, на мой взгляд, мощнее и глобальнее. А какое владение словом!

Бугристы берега, благоприятны влаги,
о горы гроздами, где греет юг ягнят,
где грады, и торги, и мозгокружны браги
и годы, и гостей, и деньги их губЯт...

Date: 2008-02-19 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Точно, пишу, и еще помню, что называлась-то она как-то не так.. Ввиду-то я имела Ломоносова. С Державиным у меня проблем не было...
(ой, стыдно мне, стыдно, до такой степени классику забывать...)
(deleted comment)

Date: 2008-02-18 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Попробую отловить.
(deleted comment)

Date: 2008-02-18 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А может, ну его, этот Finereader? С моей невнимательностью это может обернуться просто кошмаром. Шучу.
Спасибо за совет.

Date: 2008-02-18 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] kobima.livejournal.com
спасибо-спасибо! - очень интересно...
право не понимаю взглядов Е II, что музыка отрицательно сказывается на качествах государственного деятеля....а как же кумир тогдашнего времени Фридрих Прусский, кот. на флейте играл??..

Date: 2008-02-18 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, не знаю. Может считался счастливым исключением? Сама Екатерина музыку не воспринимала никак, для нее это был только шум. Хотя в юности на клавесине играла. Это несколько примиряет лично меня с тем, что мне присущ тот же порок. Приятно хоть в чем то быть похожим на императрицу.

Date: 2008-02-19 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] dunaiskiy.livejournal.com
история таит в себе много загадок..

Date: 2008-11-05 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] alisal.livejournal.com
ничего не поняла, как это я пропустила такой замечательный пост!)

Date: 2008-11-05 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не знаю...
Может, потому что он очень давний.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 27th, 2026 10:01 pm
Powered by Dreamwidth Studios