![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Вообще, честно говоря, я собиралась выставить фотографии могилы Охотникова для некоторых дам, интересующихся историей его любви. Потом поняла, что надо писать комментарии. Два дня у меня не было времени этим заняться. В результате получилось как в стихотворении: «за время пути собака могла подрасти». Комментарии подросли тоже.
Итак, история.
Как известно, супружеская верность в число добродетелей Александра I не входила. Многие царствующие особы страдали этим же пороком, но обычно наличие некоторого количества фавориток супружеским отношениям не мешало. Тут вышло иначе. Императрица Елизавета Алексеевна более чем на 20 лет была покинута своим мужем. Нет, на различных церемониях они вместе появлялись, периодически общались, даже чай время от времени вместе пили. Но вот как женщину Александр Елизавету не воспринимал в принципе.
Время шло. Случилось то, что должно было случиться. Елизавета, молодая, красивая, одинокая, влюбилась, и любовь оказалась взаимной. Ее избранником стал Алексей Охотников, штаб-ротмистр Кавалергадского полка. О том, что он был хорош собой можно и не писать: в кавалергарды уродов не брали. Они были почти ровесниками, он младше ее на год.
Начало этой истории относится примерно к 1803 году. По крайней мере, уже в это время Елизавета Алексеевна пишет в дневнике о своей любви, о том, как на каждой прогулке она ищет глазами своего «Vosdu» (так она называла Охотникова). Долгое время считалось, что записки императрицы были уничтожены императором Николаем. Но, видно и впрямь рукописи не горят. Часть дневников сохранилось, несколько лет назад они были опубликованы. Обычно я очень люблю читать письма императрицы Елизаветы. Они у нее длинные и богатые событиями. Прелесть, а не источник! Но от дневника я пришла в недоумение и не маленькое. Я, конечно, понимаю, что от любви люди глупеют, но не настолько же! «1 января 1804. Идя к обедне – ничего, я даже и не смотрела. На возвратном пути на обычном месте в караульной комнате, едва взглянула. Прогулки не было. Большой обед, изнемогала от усталости. Тем же вечером большой бал, поначалу ничего, заметила после, когда танцевали полонез. Вскоре он тоже стал танцевать и разговаривать очень весело и увлеченно с маленькой З<агряжской>, но успокоилась после нескольких нежных взглядов, особенно в конце бала, когда мы его покидали».
Похоже, это действительно было чувство, от которого нет спасения. Он называл ее Элизой и женушкой. Они были на ты, что, кстати, в то время большая редкость. Даже любовники, даже братья и сестры говорили друг другу «Вы». Встречи происходили при каждой возможности. Откуда мы это знаем? После смерти Елизаветы император Николай и императрица Александра Федоровна в бумагах покойной нашли письма Охотникова. Императрица была в шоке: та, которую она считала ангелом, согрешила. Император не стал оставлять для потомков свидетельства того, что его брат был рогоносцем и письма постигла та же участь, что и дневник. Он не учел одного: женского любопытства. Вернувшись к себе, Александра Федоровна тут же аккуратно записала в свой дневник: «4/16 июля. Если бы я сама не читала это, возможно, у меня оставались бы какие-то сомнения. Но вчера ночью я прочитала эти письма, написанные Охотниковым, офицером-кавалергардом, своей возлюбленной, императрице Елисавете, в которых он называет ее «ma petits femme», «mon ami, ma femme, mon Dieu, mon Elise, je t’adore» и т. д. Из них видно, что каждую ночь, когда не светила луна, он взбирался в окно на Каменном острове или же в Таврическом дворце (im Taurischen Palast), и они проводили вместе 2—3 часа... Мне кровь бросилась в голову от стыда, что подобное могло происходить в нашей семье, и, оглядываясь при этом на себя, я молила Бога, чтобы он уберег меня от такого, так как один легкомысленный шаг, одна поблажка, одна вольность — и все пойдет дальше и дальше, непостижимым для нас образом.» О том, как охранялись (точнее, почти не охранялись) императорские дворцы при Александре я уже писала. Меня лично в этой истории удивляет не то, что кавалергард довольно регулярно забирался в окно спальни императрицы, а то, что при подобной организации охраны полдворца не вынесли.
Конечно, любовники хранили свою тайну от чужих глаз. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Императрица забеременела. Поскольку император точно знал, что с женой он не спал… ну, в общем, довольно долго, а непорочное зачатие – явление крайне редкое, встал вопрос об отцовстве. Елизавета рассказала мужу обо всем, и тот объявил ребенка своим. Нам поведал об этом секретарь императрицы Марии Федоровны Вилламов. «Понедельник, 26 сентября 1810. Она (Мария Федоровна) расспросила меня о городских новостях и о том, что говорят об Императрице Елисавете. Услышав в ответ, что я не слышал ничего кроме хорошего, она...призналась, …что двое детей Императрицы Елисаветы были не от Императора; … что Елисавета была в интимной связи с офицером из кавалергардов Охотниковым, что этот человек, по слухам очень красивый, умер во время родов Императрицы и что именно из-за этого ей было так плохо;... что время обряда крещения Император признался, что чувствовал себя весьма двусмысленно; что поначалу он проявил мало внимания к новорожденному ребенку, но обрадовался, что это была девочка; что Императрица Елисавета, признавшись Императору в своей беременности, решила уйти, что Император проявил по отношению к ней максимум благородства;… что Император очень несчастен, так как весь мир сваливает всю вину на него, не зная истинного положения вещей.»
3 ноября 1806 года жителей Петербурга разбудила пушечная пальба. Императрица родила дочь. Вигель пишет, что «наследник, как говорили из учтивости придворные, пропустил вперед сестру свою». Пожалуй, единственным человеком, который радовался, что это девочка, а не мальчик, был император. Сажать на российский трон Охотниковых не хотелось. Отношения к бедной девочке во всех слоях общества было очень холодным. Для тех, что не был в курсе этой истории, она была ребенком, не оправдавшим ожидания, ведь Россия нуждалась в наследнике трона. Те, кто знал, кто ее отец, тем более не могли питать к ней добрых чувств. Лизонька, так императрица назвала дочь, прожила недолго и умерла 30 апреля 1808 года. От чего? Кто знает. Детская смертность в то время была высокой, хотя ходили слухи…
Вернемся немного назад. 4 октября 1806 года, когда Охотников выходил из театра, неизвестный ранил его кинжалом. Вначале рану сочли неопасной, но ни асептики, ни антисептики в те времена не знали, и, если раненый сразу не отдавал богу душу, то у него было очень много шансов умереть от сепсиса. Вероятно, так и случилось. Проболев 4 месяца, Охотников скончался. Виновником его смерти называли цесаревича Константина. То ли он ли сам приревновал к императрице, которая отвергла его авансы, то ли отомстил за брата, к которому был сильно привязан.
Существует трогательная легенда о том, как императрица Елизавета приезжала проститься со своим любимым. Основана она на записках некой гувернантки, служившей в доме Охотникова. «Время шло, и вот пробил час расставания; Елисавета поняла желание своего возлюбленного: она прижала свои губы к губам молодого человека, и первый поцелуй любви закрепил окончательное расставание навсегда. «Благодарю, я умираю счастливым, прошептал он, — но прошу лишь одну частичку Вас, которую я мог бы унести собой». Локон волос упал на грудь молодого человека, в то время как легкая как ветер тень скользнула и исчезла в дверях квартиры. Итак, свершилось! Они не смогут более увидеться в этом мире!..» Но сейчас высказываются сильные сомнения как в подлинности этих записок (Нет никаких сведений о самой гувернантке, стиль записок не соответствует времени их написания, да и обрисованы в них сцены, при которых никто из посторонних не мог присутствовать), так и в том, что Охотников действительно умер от удара кинжала. Авторы статьи «Дневник императрицы Елизаветы Алексеевны» Е.Э.Лямина и О.В.Эдельман резонно замечают, что Петербург начала 19 века не был ни средневековой Венецией, ни гангстерским Чикаго. Прохожих на улицах кинжалами не закалывали, в истории не сохранилось ни одного подобного случая. Кроме того, известно, что Охотников «страдал грудью», то есть был болен туберкулезом. Собственно, он и подал прошение об отставке «за грудной болезнью», а не по причине ранения.
Через полгода после смерти Охотникова на его могиле в Александро-Невской лавре был поставлен памятник работы известного скульптора Мартоса. Говорят, деньги на него дала сама императрица. До сих можно увидеть сломанное дерево, символ оборванной жизни, и скорбящую женщину. Раньше считалось, что она похожа на Елизавету Алексеевну, но со временем мрамор истерся, сейчас черты лица едва различимы. Хочу отметить, что сам памятник очень небольшой. Будучи на кладбище я три раза пролетела мимо него, поскольку искала "Ангела в натуральную величину". Могилу я нашла только потому, что присела рядом с ней отдохнуть и никак не могла понять, что там изображено. Пошла посмотреть и оказалось, это как раз то, что я искала.
Главные действующие лица:
Императрица Елизавета Алексеевна:

Ее возлюбленный, Алексей Яковлевич Охотников:

Император Александр Павлович:

Каменноостровский дворец:

Могила Охотникова в некрополе Александро-Невской лавры:

Надпись на могиле:

Разбор полетов.
Императрица Елизавета. Лично у меня к ней претензий нет. Поставьте себя на ее место. Молодая, красивая, одинокая. Муж тебя в упор не видит, а годы-то идут… Нарушать супружескую верность нехорошо, конечно, но с этой точки зрения император жену переплюнул. Так что Елизавете готова посочувствовать.
Охотников. Что было с его стороны? Обычная любовная интрижка? Стремление потешить свое самолюбие, заведя роман с императрицей? Настоящая любовь? Наверное, все же последнее. Насколько я понимаю, нигде, никогда, ни разу не хвастался он своей связью с императрицей. Да и тон его писем говорит об истинном чувстве. Единственное, что меня смущает, так это присяга императору. Роман с императрицей – это покушение на ее честь и честь ее супруга. Как с этим быть? И еще авторы (точнее, авторши) душещипательных статеек обожают описывать Охотникова как красавца, храбреца и героя. Ну, насчет внешности я уже написала, хотя, это еще на чей вкус. А вот насчет «храбреца и героя» получается некрасивая ситуация. Роман-то бурно развивался как раз в то время, когда гвардия (и, кстати, император тоже) выступила на войну с Наполеоном. В столице остались лишь те, кто занимался поставками. Среди них был и полковой казначей Охотников. По окончании кампании все офицеры Кавалергардского полка получили награды. Все, кроме Охотникова. Снабженцам боевых наград не полагалось. Возможно, будучи на поле боя и он бы проявил отвагу. Но это сослагательное наклонение, а не изъявительное.
Император Александр. По отношении к жене действовал точно в стиле 18 века: живи и дай жить другим. Не имея желания хранить верность, он и жену старался пристроить в хорошие руки. Чтобы, значит, и ей было чем заняться, и самому угрызений совести не испытывать. По крайней мере, в объятия Чарторыйского Александр ее разве что пинками не загонял. Человек он был не злой, к жене относился неплохо, и смог как-то уладить ситуацию, хотя, при известии о беременности императрицы, ясное дело, от радости по потолку не бегал. Поступил благородно? Согласна. Хотя, надо признать, что и скандал ему был не сильно нужен.
Константин. Человек он был неадекватный, и действительно нежно любил своего брата. Но это отнюдь не дает нам повод вешать на него всех собак. Закололи любовника императрицы? Виноват Константин! Умерла дочь императрицы? Опять виноват Константин. А так ли это?
Александра Федоровна. А вот этой даме готова ручки целовать. Если бы не она, не видать нам писем Охотникова, как своих ушей. На самом деле, источников не так уж и много: записки Вилламова, дневник Елизаветы Алексеевны, дневник Александры Федоровны, записки гувернантки да зафиксированный Бартеневым рассказ придворной дамы о том, что императрица приревновала Охотникова к юной Наталье Загряжской (кстати, будущей теще Пушкина).
Все. «Комментарии» закончились.
Итак, история.
Как известно, супружеская верность в число добродетелей Александра I не входила. Многие царствующие особы страдали этим же пороком, но обычно наличие некоторого количества фавориток супружеским отношениям не мешало. Тут вышло иначе. Императрица Елизавета Алексеевна более чем на 20 лет была покинута своим мужем. Нет, на различных церемониях они вместе появлялись, периодически общались, даже чай время от времени вместе пили. Но вот как женщину Александр Елизавету не воспринимал в принципе.
Время шло. Случилось то, что должно было случиться. Елизавета, молодая, красивая, одинокая, влюбилась, и любовь оказалась взаимной. Ее избранником стал Алексей Охотников, штаб-ротмистр Кавалергадского полка. О том, что он был хорош собой можно и не писать: в кавалергарды уродов не брали. Они были почти ровесниками, он младше ее на год.
Начало этой истории относится примерно к 1803 году. По крайней мере, уже в это время Елизавета Алексеевна пишет в дневнике о своей любви, о том, как на каждой прогулке она ищет глазами своего «Vosdu» (так она называла Охотникова). Долгое время считалось, что записки императрицы были уничтожены императором Николаем. Но, видно и впрямь рукописи не горят. Часть дневников сохранилось, несколько лет назад они были опубликованы. Обычно я очень люблю читать письма императрицы Елизаветы. Они у нее длинные и богатые событиями. Прелесть, а не источник! Но от дневника я пришла в недоумение и не маленькое. Я, конечно, понимаю, что от любви люди глупеют, но не настолько же! «1 января 1804. Идя к обедне – ничего, я даже и не смотрела. На возвратном пути на обычном месте в караульной комнате, едва взглянула. Прогулки не было. Большой обед, изнемогала от усталости. Тем же вечером большой бал, поначалу ничего, заметила после, когда танцевали полонез. Вскоре он тоже стал танцевать и разговаривать очень весело и увлеченно с маленькой З<агряжской>, но успокоилась после нескольких нежных взглядов, особенно в конце бала, когда мы его покидали».
Похоже, это действительно было чувство, от которого нет спасения. Он называл ее Элизой и женушкой. Они были на ты, что, кстати, в то время большая редкость. Даже любовники, даже братья и сестры говорили друг другу «Вы». Встречи происходили при каждой возможности. Откуда мы это знаем? После смерти Елизаветы император Николай и императрица Александра Федоровна в бумагах покойной нашли письма Охотникова. Императрица была в шоке: та, которую она считала ангелом, согрешила. Император не стал оставлять для потомков свидетельства того, что его брат был рогоносцем и письма постигла та же участь, что и дневник. Он не учел одного: женского любопытства. Вернувшись к себе, Александра Федоровна тут же аккуратно записала в свой дневник: «4/16 июля. Если бы я сама не читала это, возможно, у меня оставались бы какие-то сомнения. Но вчера ночью я прочитала эти письма, написанные Охотниковым, офицером-кавалергардом, своей возлюбленной, императрице Елисавете, в которых он называет ее «ma petits femme», «mon ami, ma femme, mon Dieu, mon Elise, je t’adore» и т. д. Из них видно, что каждую ночь, когда не светила луна, он взбирался в окно на Каменном острове или же в Таврическом дворце (im Taurischen Palast), и они проводили вместе 2—3 часа... Мне кровь бросилась в голову от стыда, что подобное могло происходить в нашей семье, и, оглядываясь при этом на себя, я молила Бога, чтобы он уберег меня от такого, так как один легкомысленный шаг, одна поблажка, одна вольность — и все пойдет дальше и дальше, непостижимым для нас образом.» О том, как охранялись (точнее, почти не охранялись) императорские дворцы при Александре я уже писала. Меня лично в этой истории удивляет не то, что кавалергард довольно регулярно забирался в окно спальни императрицы, а то, что при подобной организации охраны полдворца не вынесли.
Конечно, любовники хранили свою тайну от чужих глаз. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Императрица забеременела. Поскольку император точно знал, что с женой он не спал… ну, в общем, довольно долго, а непорочное зачатие – явление крайне редкое, встал вопрос об отцовстве. Елизавета рассказала мужу обо всем, и тот объявил ребенка своим. Нам поведал об этом секретарь императрицы Марии Федоровны Вилламов. «Понедельник, 26 сентября 1810. Она (Мария Федоровна) расспросила меня о городских новостях и о том, что говорят об Императрице Елисавете. Услышав в ответ, что я не слышал ничего кроме хорошего, она...призналась, …что двое детей Императрицы Елисаветы были не от Императора; … что Елисавета была в интимной связи с офицером из кавалергардов Охотниковым, что этот человек, по слухам очень красивый, умер во время родов Императрицы и что именно из-за этого ей было так плохо;... что время обряда крещения Император признался, что чувствовал себя весьма двусмысленно; что поначалу он проявил мало внимания к новорожденному ребенку, но обрадовался, что это была девочка; что Императрица Елисавета, признавшись Императору в своей беременности, решила уйти, что Император проявил по отношению к ней максимум благородства;… что Император очень несчастен, так как весь мир сваливает всю вину на него, не зная истинного положения вещей.»
3 ноября 1806 года жителей Петербурга разбудила пушечная пальба. Императрица родила дочь. Вигель пишет, что «наследник, как говорили из учтивости придворные, пропустил вперед сестру свою». Пожалуй, единственным человеком, который радовался, что это девочка, а не мальчик, был император. Сажать на российский трон Охотниковых не хотелось. Отношения к бедной девочке во всех слоях общества было очень холодным. Для тех, что не был в курсе этой истории, она была ребенком, не оправдавшим ожидания, ведь Россия нуждалась в наследнике трона. Те, кто знал, кто ее отец, тем более не могли питать к ней добрых чувств. Лизонька, так императрица назвала дочь, прожила недолго и умерла 30 апреля 1808 года. От чего? Кто знает. Детская смертность в то время была высокой, хотя ходили слухи…
Вернемся немного назад. 4 октября 1806 года, когда Охотников выходил из театра, неизвестный ранил его кинжалом. Вначале рану сочли неопасной, но ни асептики, ни антисептики в те времена не знали, и, если раненый сразу не отдавал богу душу, то у него было очень много шансов умереть от сепсиса. Вероятно, так и случилось. Проболев 4 месяца, Охотников скончался. Виновником его смерти называли цесаревича Константина. То ли он ли сам приревновал к императрице, которая отвергла его авансы, то ли отомстил за брата, к которому был сильно привязан.
Существует трогательная легенда о том, как императрица Елизавета приезжала проститься со своим любимым. Основана она на записках некой гувернантки, служившей в доме Охотникова. «Время шло, и вот пробил час расставания; Елисавета поняла желание своего возлюбленного: она прижала свои губы к губам молодого человека, и первый поцелуй любви закрепил окончательное расставание навсегда. «Благодарю, я умираю счастливым, прошептал он, — но прошу лишь одну частичку Вас, которую я мог бы унести собой». Локон волос упал на грудь молодого человека, в то время как легкая как ветер тень скользнула и исчезла в дверях квартиры. Итак, свершилось! Они не смогут более увидеться в этом мире!..» Но сейчас высказываются сильные сомнения как в подлинности этих записок (Нет никаких сведений о самой гувернантке, стиль записок не соответствует времени их написания, да и обрисованы в них сцены, при которых никто из посторонних не мог присутствовать), так и в том, что Охотников действительно умер от удара кинжала. Авторы статьи «Дневник императрицы Елизаветы Алексеевны» Е.Э.Лямина и О.В.Эдельман резонно замечают, что Петербург начала 19 века не был ни средневековой Венецией, ни гангстерским Чикаго. Прохожих на улицах кинжалами не закалывали, в истории не сохранилось ни одного подобного случая. Кроме того, известно, что Охотников «страдал грудью», то есть был болен туберкулезом. Собственно, он и подал прошение об отставке «за грудной болезнью», а не по причине ранения.
Через полгода после смерти Охотникова на его могиле в Александро-Невской лавре был поставлен памятник работы известного скульптора Мартоса. Говорят, деньги на него дала сама императрица. До сих можно увидеть сломанное дерево, символ оборванной жизни, и скорбящую женщину. Раньше считалось, что она похожа на Елизавету Алексеевну, но со временем мрамор истерся, сейчас черты лица едва различимы. Хочу отметить, что сам памятник очень небольшой. Будучи на кладбище я три раза пролетела мимо него, поскольку искала "Ангела в натуральную величину". Могилу я нашла только потому, что присела рядом с ней отдохнуть и никак не могла понять, что там изображено. Пошла посмотреть и оказалось, это как раз то, что я искала.
Главные действующие лица:
Императрица Елизавета Алексеевна:
Ее возлюбленный, Алексей Яковлевич Охотников:
Император Александр Павлович:
Каменноостровский дворец:
Могила Охотникова в некрополе Александро-Невской лавры:
Надпись на могиле:
Разбор полетов.
Императрица Елизавета. Лично у меня к ней претензий нет. Поставьте себя на ее место. Молодая, красивая, одинокая. Муж тебя в упор не видит, а годы-то идут… Нарушать супружескую верность нехорошо, конечно, но с этой точки зрения император жену переплюнул. Так что Елизавете готова посочувствовать.
Охотников. Что было с его стороны? Обычная любовная интрижка? Стремление потешить свое самолюбие, заведя роман с императрицей? Настоящая любовь? Наверное, все же последнее. Насколько я понимаю, нигде, никогда, ни разу не хвастался он своей связью с императрицей. Да и тон его писем говорит об истинном чувстве. Единственное, что меня смущает, так это присяга императору. Роман с императрицей – это покушение на ее честь и честь ее супруга. Как с этим быть? И еще авторы (точнее, авторши) душещипательных статеек обожают описывать Охотникова как красавца, храбреца и героя. Ну, насчет внешности я уже написала, хотя, это еще на чей вкус. А вот насчет «храбреца и героя» получается некрасивая ситуация. Роман-то бурно развивался как раз в то время, когда гвардия (и, кстати, император тоже) выступила на войну с Наполеоном. В столице остались лишь те, кто занимался поставками. Среди них был и полковой казначей Охотников. По окончании кампании все офицеры Кавалергардского полка получили награды. Все, кроме Охотникова. Снабженцам боевых наград не полагалось. Возможно, будучи на поле боя и он бы проявил отвагу. Но это сослагательное наклонение, а не изъявительное.
Император Александр. По отношении к жене действовал точно в стиле 18 века: живи и дай жить другим. Не имея желания хранить верность, он и жену старался пристроить в хорошие руки. Чтобы, значит, и ей было чем заняться, и самому угрызений совести не испытывать. По крайней мере, в объятия Чарторыйского Александр ее разве что пинками не загонял. Человек он был не злой, к жене относился неплохо, и смог как-то уладить ситуацию, хотя, при известии о беременности императрицы, ясное дело, от радости по потолку не бегал. Поступил благородно? Согласна. Хотя, надо признать, что и скандал ему был не сильно нужен.
Константин. Человек он был неадекватный, и действительно нежно любил своего брата. Но это отнюдь не дает нам повод вешать на него всех собак. Закололи любовника императрицы? Виноват Константин! Умерла дочь императрицы? Опять виноват Константин. А так ли это?
Александра Федоровна. А вот этой даме готова ручки целовать. Если бы не она, не видать нам писем Охотникова, как своих ушей. На самом деле, источников не так уж и много: записки Вилламова, дневник Елизаветы Алексеевны, дневник Александры Федоровны, записки гувернантки да зафиксированный Бартеневым рассказ придворной дамы о том, что императрица приревновала Охотникова к юной Наталье Загряжской (кстати, будущей теще Пушкина).
Все. «Комментарии» закончились.
no subject
Date: 2007-11-25 05:11 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-25 05:16 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-25 06:26 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-25 05:16 pm (UTC)Про то, что Охотников был вовсе не такой бравый вояка, я, кстати, нигде не встречала упоминания.
Приятно было прочитать благодарность Александре Федоровне, а то некоторые историки (и не историки) типа Даниловой и Третьяковой, наоборот, возмущаются ее любопытством, дескать, не стоило обсуждать чужое "грязное белье".
Кстати, а что ты думаешь по поводу первой дочери императрицы (тогда еще великой княгиги) Елизаветы Алексеевны? Которая родилась черноглазой и темноволосой. Было ли это стечение обстоятельств, или же законы генетики не соврали и девочка не была дочерью Александра?
no subject
Date: 2007-11-25 05:36 pm (UTC)Москва, -«ОЛМА-ПРЕСС», - 2001
Автор - доктор исторических наук (Институт российской истории РАН).
Насчет Машеньки... У меня, как у многих, есть сильные подозрения, что Александр вообще не мог иметь детей. Но это - отдельная тема.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-11-25 06:14 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-25 06:21 pm (UTC)А история грустная, потому что, даже если бы не было трагического финала, это тупик. Выхода нет.
no subject
Date: 2007-11-25 09:29 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-25 10:06 pm (UTC)Двое6 детей императрицы - это считая девочку, родившуюся еще до восшествия Александра на трон?
"По крайней мере, в объятия Чарторыйского Александр ее разве что пинками не загонял."
Но скажите, есть еще какая-то информация о Чарторыйском? :-)
no subject
Date: 2007-11-25 11:03 pm (UTC)Инормация о Чарторыйском вообще или имеется в виду его отношения с Елизаветой? И по тому, и по другому поводу я могу много написать, но это долго. Это не к тому, что я - вредная, а к тому, что, делать, так хорошо. Посмотрите мемуары графини Головиной, письма самой Елизаветы... Существует еще дневники Адама Чарторыйского (не записки, а именно дневники), но они считаются апокрифическим источником и на русский переведены кусками.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-11-26 05:54 am (UTC)Пожалуй, только две последние русские императрицы были достаточно счастливы в браке, ну и у ПетраI с женой всё было более или менее (с Екатериной, конечно, Евдокию Лопухину жаль).
А нет, Павел очень любил свою первую жену Наталью( Вильгельмину), однако она умерла в родах.
no subject
Date: 2007-11-26 08:58 pm (UTC)Скорее я бы говорила о Николае I, который, хоть и изменял супруге по полной программе, женился все же по симпатии и всю жизнь относился к Ал.Федоровне с нежностью.
Да и жизнь Петра и Екатерины я бы гладкой не назвала...
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-12-19 09:34 pm (UTC)no subject
Date: 2007-11-26 06:25 am (UTC)На мой вкус герой-любовник как-то страшноват - или портрет сильно неудачен. А может его героизм превозносили за то, что он в окно к императрице сигал? (А охрана, может быть, была и не столь плоха, просто тоже сови понятия имела?) :)
В любом случае - хочу продолжения. Про Чарторыйского, и про бездетность Александра. Это не тычки в спину "скорее! Скорее!" - это заверение в том, что буду преданно дожидаться продолжения истории.
Кстати, а дневник Елисаветы ты где читала?
no subject
Date: 2007-11-26 07:27 pm (UTC)Насчет продолжения... Хорошо, но мне надо: сесть, сформулировать вопросы, найти источники, записать мысли и сделать выводы. А на это нужно довольно много времени. Так что все будет, но не сегодня-завтра.
Дневник Елизаветы опубликован в каталоге выставке "Сфинкс, не разгаданный до гроба".
(no subject)
From:no subject
Date: 2007-11-26 08:28 am (UTC)no subject
Date: 2007-11-26 07:43 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-11-29 12:17 am (UTC)Про эту историю читала, но не знала, что Александр тогда повел себя как настоящий джентельмен. Молодчина!
А вообще веселая такая семейка, залюбуешься. Кто бы про них фильм снял или того лучше - мюзикл поставил.
no subject
Date: 2007-11-29 05:16 pm (UTC)А насчет остального... Увы, я тоже сситаю, что период этот настолько интересен, что можно снять изумительные фильмы. Но, похоже, никому это не нужно. Впрочем, впереди 200 летие победы в Отечественной войне. Может, что сдвинется... Очень хотелось бы!
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2007-12-26 08:28 am (UTC)Интересные факты, нетривиальная трактовка событий.
Я вообще то историей всегда интересовалась но довольно поверхностно. Несколько месяцев назад натолкнулась на статью об Аракчееве сейчас даже не помню какого автора, но эта эпоха меня увлекла.
Хочу пару слов сказать по ходу вашего поста. Во первых, Константин. Я не только верю, что что Константин мог подослать убийц к Охотникову, я даже считаю, что в совей жизни он поступал так не единожды. Потому что на мой взгляд эпизод с госпожой Арауж - преступление гораздо более отвратительное и страшное. Человек способный на такое способен и на все остальное. Меня занимает другой вопрос. Как Александр , будучи человеком тонким и моральным ( о мужчинах ведь не судят по тому, как они относятся к женщинам)) все таки Александр был человеком моральным как он мог терпеть такого брата? а ведь все утверждают что они с Константином были близки.
Второй вопрос меня все время занимает в этой истории отношений Александра с его женой. Почему действительно так? Елизавета красивейшая женщина в нее были влюблены многие в свое время даже А. С Пушкин. и в его отношении к Александру на мой взгляд было так много раздражения не только по политическим и идеологическим мотивам, но почему двадцать лет между супругами такое охлаждение? Вы правильно заметили - Александр умный и тонкий политик он привык лицемерить и создавать видимость Почему он не делал этого в отношении с Елизаветой? Мне кажется это не просто холодность . Это какая то глубокая обида, обида нанесенная его самолюбию, которую в свое время допустила видимо где то Елизавета...может быть и роман с Чарторийским а может что-то еще. Все таки царственные особы привыкли скрывать многое от историков и толпы
Интересно мне ваше мнение по такому эпизоду. Мне он совершенно непонятен чисто с психологической точки зрения
источник тут
http://www.monarchs19.narod.ru/aleksandr.html
так вот, цитирую
"В описании супружества Елизаветы и Александра I Валлоттон определяет жене царя роль жертвы - кроме бесчисленных измен и поощрения адюльтера жены, он также "иногда вел себя с ней еще до женитьбы странно: однажды он захотел в присутствии нескольких мужчин расстегнуть корсаж своей молодой жены, чтобы все могли полюбоваться ее грудью!" .
я не знаю конечно но у меня сложилось совершенно иное впечатление об Александре и его отношении к женщинам. Либо это вранье и вымысел либо Александра и Елизавету связывали очень странные отношения тайный смысл которых был понятен только им двоим...нам остается только догадываться
по поводу Охотникова и его присяги царю. Я не думаю, что это было какой-либо морально-этической проблемой. Не будем забывать, что придворные присягали царю но это не остановило их от цареубийства Петра третьего а затем и Павла. Более того кажется во многих источниках упоминается, что за день до осущетвления заговора 1801 года и Александр и Константин были приведены к присяге повторно? стало ли это препятствием на пути к осуществлению замысла Алексадра? нет...что уж тут говорить об каком то адюльтере с супругой царя))
Кроме того, Александр был всегда достаточно лоялен в этом вопросе ведь терпел он бесконечные измены Нарышкиной, характерен эпизод с тем же Ожаровским, которого нашел Александр в платяном шкафу своей любовницы...
no subject
Date: 2007-12-26 07:29 pm (UTC)Итак, отвечаю.
Что касается Константина. Эпизод с госпожой Араужо - совершенно мерзкий поступок со стороны Константина. Особо наказан за него он не был. Почему? ну, во-первых, боязнь скандала. Все-таки, наследник-цесаревич. Честно говорю, я бы на месте Александра отправила бы братца куда-нибудь подальше. Он и отправил ( в Польшу), но далеко не сразу. Почему не сразу? В его глазах это не было таким уж большим преступлением? Братская дружба была превыше всего? Александр и Константин действительно очень любили друг друга. Они вместе росли и они были равны по положению, а это очень много значит. Сейчас с ходу не вспомню где, но читала слова Константина. Что-то типа "Брат может относиться ко мне как угодно, но я всегда буду любить его". Один из заветов Лагарпа - "Люби брата". В сущности, Константин для Александра - один из немногих близких людей. Вот так сразу вырвать из сердца родное существо...
Что касается Е.А. и Александра... Кстати, по моему разумению версия о влюбленности в нее Пушкина, мягко говоря, вилами на воде писана... В-общем, свое мнение я уже высказала. Совершенно банально: он ее не хотел. Бывает. Обиды? Возможно были и обиды. Чарторыйский? Похоже, Александр сыграл тут чуть ли не роль сводни.Зачем? Хотел проверить, испытать, думал, что жена устоит? И разочаровался, обиделся, когда этого не произошло? Мне все-таки кажется, что он действительно пытался дать жене возможность обрести любовь. Пусть не с ним.
Что касается эпизода, когда Ал. хотел расстегнуть корсаж жены... А как вам записка к Салтыкову с кратким описанием первой брачной ночи? Я, увидев ее, просто рухнула. Извиняет его одно: крайняя молодость. 15 лет даже для 18 века немного. Эпизод с корсажем случился примерно в это же время. Мне кажется, что до определенного периода он просто еще дурачок, очень инфатитилен, ребячлив. Он еще не думает о последствиях своих поступков.
Клятва Александра в день, перед переворотом - вещь некрасивая, безусловно. Очень некрасивая. Увы. Но с точки зрения морали людей 18-19 веков, роман с императрицей - покушение на честь государя, как тут ни крути. Еще раз увы. Одно не исключает другое. Это не значит, что так должен был считать Александр, в этом он как раз, как вы пишете, был лоялен. Так должны были считать современники. И, опять же, одно дело - романы его любовницы. Ее детей на трон не посадишь. А вот детей Елизаветы придется. Кстати, насчет любовников Нарышкиной, я тоже много думала и удивлялась. То ли у царя напрочь отсутствовало стремление ни с кем не делить любимую женщину, то ли, поняв, что либо так. либо никак, он просто смирился с ее изменами.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Цитата в тему
Date: 2008-02-02 04:24 pm (UTC)Но зато там приводится цитата из мемуаров де Баранта, следующая: «Император Александр…не желая обрекать (свою жену) на верность, которой он не хотел соблюдать, предложил ей возвратить друг другу свободу. Они подписали соглашение относительно этого освобождения». (С)
Re: Цитата в тему
Date: 2008-02-02 05:18 pm (UTC)Согласна, Загряжская была настоящей ТЕЩЕЙ. Пушкину можно только посочувствовать.
Де Барант был в России после 1835 года, то есть, сильно позже происходящих событий. Лет эдак на 35-40. Кроме того, откуда он мог бы знать об этом соглашении? Император ему лично показывал? Его высказывания на счет этого события историками ставятся под сомнение.
Re: Цитата в тему
From:no subject
Date: 2009-08-02 04:48 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-02 04:52 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-02 05:49 pm (UTC)no subject
Date: 2009-08-02 06:01 pm (UTC)Елизавета
Date: 2011-03-24 08:05 am (UTC)Re: Елизавета
Date: 2011-03-24 06:58 pm (UTC)РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ ( КАВАЛЕРГАРД ОХОТНИКОВ)
Date: 2011-08-22 07:45 pm (UTC)