catherine_catty: (Франция)
[personal profile] catherine_catty
Наткнулась я в сети на сайт художника Ильи Клейнера: http://www.ikleiner.ru/gallery/mosaic/.
Кроме всего прочего, занимается он мозаикой и среди его произведений можно встретить изображения вождей Великой Французской революции. Глянула я на них и озадачилась: а с каких же портретов делались эти работы?

Робеспьер. 1988-1991


Посмотрев на эту вещь, я осознала, что явно видела рисунок, с которого делалась мозаика. Точно помню, что автор - наш современник. Но вот где я это видела? Перерыла все файлы на компьютере. Нет. К счастью, зрительная память у меня хорошая, поэтому в конце концов я все же искомую картинку нашла и отсканировала.

Робеспьер. 1970. Тальберг.


А что? Истинный вождь революции. А что в жизни выглядел несколько не так, точнее, совсем не так, это дело, как известно, десятое.

Робеспьер. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.


Сен-Жюст. 1988-1991.


Ну, тут придраться не к чему. Мозаика явно делалась вот с этого прижизненного портрета:

Сен-Жюст. 1790-е. неизвестный художник (возможно, его звали Франсуа). Карнавале.


Дантон. 1988-1991.


Ну ладно, похож.

Дантон. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.


Марат. 1988-1991.


Этот герой тоже вполне узнаваем.

Марат. XVIII в. Боз. Карнавале.


Вот с Эбером промашка вышла.

Эбер. 1988-1991.


Проблема в том, что этот талантливый журналист, редактор революционного "Pére Duchesne", человек, который писал свои статьи практически матом, выглядел как весьма приличный господин. Вот так:

Эбер. 1793 Эстамп. Версаль.


Так, а откуда же взял художник этот образ? А вот откуда. Существует серия гравюр XIX века. И изображены там герои совсем в духе времени: крайне романтично. Поэтому они к реальным персонажам имеют мало отношения. Вот Эбер:



А вот Сен-Жюст. Посмотрите еще раз на прижизненный портрет и, как говорите, почувствуйте разницу.

Date: 2011-10-15 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ann-duglas.livejournal.com
человек, который писал свои статьи практически матом, выглядел как весьма приличный господин - одно другому не мешает)

Мозаики мне понравились. И оригиналы -тоже)

Date: 2011-10-15 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мне тоже мозаики понравились.
Просто интересно было посмотреть, откуда что пошло.

Date: 2011-10-15 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] natalayu.livejournal.com
До чего же Робеспьер на мозаике похож на Владислава Дворжецкого. Хлудов, вылитый Хлудов, только в парике.

Date: 2011-10-15 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А, кстати, да. Похож. Бывает же!

Date: 2011-10-15 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
на Украине есть пословица:"Схожi, як свиня на коня, тiльки грива не та". Как-то сразу вспомнилось.)))

Date: 2011-10-15 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Так художник увидел. Опять же, время какое? Еще советское. Бог с ним, с Сен-Жюстом, но Робеспьер доджен быть вождем!!!

Date: 2011-10-15 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] murskij.livejournal.com
о-хо-хо!Кроме как увидел, еще бы немного профессионализма, и тогда конечно.)))

Date: 2011-10-15 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mareicheva.livejournal.com
Сен-Жюст с гравюры - просто ангел!

Date: 2011-10-15 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Называли же его ангелом смерти. Этот образ и изобразили.

Date: 2011-10-15 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] veber.livejournal.com
А Дантон даже ничего на мозаике. Сходство какое-то, на мой взгляд, прослеживается. И на мозаике он такой... "римский консул". Ему бы, я думаю, понравилось. Эбер на романтической гравюре хорош!

Date: 2011-10-15 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, если есть загробный мир и души там не теряют память, то Дантон может быть доволен.

Date: 2011-10-15 03:15 pm (UTC)

Date: 2011-10-15 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tushka.livejournal.com
вот почему на грани сознания оставалось ощущение что сент жюст безумной красоты.

Date: 2011-10-15 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Когда-то, довольно давно, я полусерьезно, полушутя написала текст, в котором разбирала, был ли Сен-Жюст красив. Вот: http://vive-liberta.narod.ru/fantasm/SJ/sj_port_marta.htm

Вероятно был, хотя в 19 веке образ его был изрядно приукрашен. Хотя, надо иметь в виду еще и то, что за 2 столетия идеал красоты сильно изменился.
А вот что писал про Сен-Жюста Шарль Нодье, который видел его в детстве: "Лицо Сен-Жюста отнюдь не представляло собой того изящного сочетания тонких черт, какое придал ему льстивый карандаш литографа. Тем не менее, он был красив, хотя его широкий подбородок казался несколько непропорциональным из-за наполовину окутывавших его складок легкой ткани. Брови его вместо правильной дуги представляли собой скорее прямую линию и почти сходились к переносице, разлетаясь при менее напряженной работе мысли; глаза были большие и обычно задумчивые; лицо — бледное, даже несколько сероватое, как у большинства активных деятелей революции — очевидно, из-за напряженной работы и постоянных ночных бдений. Однако (но это я отметил лишь позже, когда познакомился с трудами по физиогномике) его мягкие чувственные губы свидетельствовали о почти непреодолимой склонности к лености и сластолюбию. Если он их испробовал — а все, что мы знаем о его ранней юности, равно как и то, что он написал в эти годы, заставляют нас в это поверить, — то к моменту, когда он начал выдвигаться на политической арене, он преодолел их с необычайной силой; и пожалуй ничто не может лучше объяснить бессвязность его филантропических теорий и его революционную непримиримость. Человек, почувствовавший себя способным сотворить себе новый характер благодаря чуждым его натуре обстоятельствам, не может избежать впадения в заблуждение; заблуждение же есть порождающая причина всех преступлений, равно как и всех ошибок."

Извините пожалуйста

Date: 2011-10-15 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] a-k-sl.livejournal.com
А как Нодье к Сен-Жюсту относился? Кажется, что он как-то строго судит, каждое лыко в строку. И чувственность со сластолюбием нехорошо, и последовавшие после их благополучного преодоления "бессвязность его филантропических теорий и его революционную непримиримость" тоже как-будто не одобряются. И даже само преодоление тоже плохо, потому что невозможно после него не впасть в заблуждение. Прям никак ему не угодишь:)

Re: Извините пожалуйста

Date: 2011-10-15 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, вроде, неплохо относился. Я не помню, переведены ли полностью воспоминания Нодье на русский. Кажется нет, но фр. вариант на Галлике явно есть.

Date: 2011-10-15 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] tushka.livejournal.com
ох спасибо. зачиталась.

Date: 2011-10-15 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.

Date: 2011-10-15 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Увидела пост и вспомила вот про эту картину :)

Date: 2011-10-15 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага, кисти Буальи. Ну, я уж не буду комментарий там писать...

Date: 2011-10-15 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Верно :)
Что любопытно, что лоб совсем по другому выглядит.

Date: 2011-10-15 04:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Парик немного другого фасона, художник ТАК увидел и пр.

Date: 2011-10-15 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] quadrimanus.livejournal.com
Вот благодаря тому, что у нас в России мозаика, будучи освящена именем Михал Василича Ломоносова, считается высоким искусством, она (мозаика) стала прибежищем косоруких бездарей и халтурщиков.

Извиняюсь за категоричность, настроение сегодня буйное:))

Date: 2011-10-15 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Зато идеологически выдержано.

Ничего, я в обморок не упаду.

Date: 2011-10-15 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А это и вправду плохо? Я не художник, мне сложно оценить.

Date: 2011-10-15 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] quadrimanus.livejournal.com
По мне - да, плохо. Грубо, неумело и вообще отдает коекакерской заказухой (в юбилейные годы ведь делалось)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, точно. 200 лет. Вот это я не сообразила.

Date: 2011-10-15 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
В монументальном искусстве существует уже не человек, а образ, функция. И тут портретное сходство с оригиналом особого значения уже и не играет...

Date: 2011-10-15 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Так-то оно так. Но сравните изображения Робеспьера и Сен-Жюста. Первое с реальностью и близко не стояло, а второе - точная копия. Уж либо одно,либо другое.

Date: 2011-10-15 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
Портрет Сен Жюста - это типичный "Овод", как его в книгах в СССР рисовали. Там и придумывать ничего не надо, так... слегка подправить, добавив романтизЬма. :) А вот в _реальном_ портрете Робеспьера ничего "героического" нет, а это непорядок...

Date: 2011-10-15 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А вот такие портреты?

Л.А. Сен-Жюст. Конец XVIII в. Неизвестный художник по оригиналу Прюдона. Блеранкур, Музей франко-американского сотрудничества.


Луи Антуан Сен-Жюст. Неизвестный художник французской школы по оригиналу Прюдона. 1790-е годы. Музей Франко-американского сотрудничества, Блеранкур.


Луи Антуан Сен-Жюст. Грез. 1793-1794. Частная коллекция.


Сен-Жюст. 1790-е. Давид

Date: 2011-10-15 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
Первый, пожалуй, даже еще лучше (в смысле революционности и трагичности), второй - чего-то неуловимого - в глазах, линии губ не хватает, ну а третий и четвертый - совсем "не". Это портреты по типу портрета Робеспьера.

Date: 2011-10-15 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, Грез явный романтик, тут сказать нечего.
Мне вот интересно насколько Давид приукрасил действительность.

Date: 2011-10-15 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
Интересный вопрос. Может и не сильно... Сен Жюст за несколько лет прошел большооооой путь и в начале и конце он мог весьма сильно отличаться внешне.

здесь подборку портретов видели?
http://vive-liberta.narod.ru/fantasm/SJ/sj_port_ele.htm#prud (внизу страницы), впрочем, думаю у вас все эти репродукции и так есть. :)

Date: 2011-10-15 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо за ссылку. Безусловно, видела. Потому что вот это: http://vive-liberta.narod.ru/fantasm/SJ/sj_port_marta.htm писала я.

Date: 2011-10-15 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
Ыыыыыы.
Почти угадал.
Вот "честное пионерское", копируя ссылку, подумал: "сейчас окажется, что Катерина и писала эту статью" :)))) (Забыл, что вы были Мартой, да и сайт не смотрел подробно)

Date: 2011-10-15 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Эту не писала, но из моей статьи сссылки идут на эти портреты.
Все думаю: выложить эти тексты в ЖЖ или нет?

Date: 2011-10-15 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
А почему бы и нет? Тот сайт знает только "узкий" круг, ЖЖ - гораздо шире, думаю многим будет интересно.

Date: 2011-10-15 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
Ух-ты! А у вас там даже "альтернативка" небольшая есть... Классно! :)

Date: 2011-10-15 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Альтернативка? Это про Первого гражданина? Она и в ЖЖ есть, причем более полный вариант с объяснениями.

Date: 2011-10-16 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] gallinn.livejournal.com
От мозаик впечатление двоякое: с одной стороны, какое-то сходство, несомненно, схвачено, с другой - работа все ж таки топорная...

Date: 2011-10-16 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот Зубков, художник, тоже не оценил.

Date: 2011-10-17 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Сен-Жюст на последней картинке, просто кавай!
У Дантона негритянской крови не было?
И какой же страшный Марат на портрете.

Date: 2011-10-17 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Конечно, кавай. Это же период романтизма и все такое.
Нет, у нас негритянская кровь у Дюма. А у Дантона просто черт лица такие.
Марат страшный на всех картинах.

Date: 2011-10-30 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] zina-korzina.livejournal.com
Ух! Советский суровый стиль и парики Галантного Века...! Что может быть чудесней! :)))))))

Date: 2011-10-30 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага, вынос мозга.

Date: 2011-10-30 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zina-korzina.livejournal.com
Люблю такой фьюжн.

Date: 2018-08-08 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] elisaveta-neru.livejournal.com
Чудесные портреты! Монументальное изображение Робеспьера работы Тальберга выполнено на левкасе, как икона. Мы знаем, что Робеспьер шел к гильотине с простреленной челюстью. А здесь он с нормальным лицом. Это говорит о том, что в Царстве Небесном все молодые, красивые и целые, как бы ни были покалечены перед смертью. Получается, такая икона в советском стиле.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 07:08 am
Powered by Dreamwidth Studios