catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
Я искала информацию о применении вертолетов в Алжире. Нашла. Но авторы статьи - люди умные. Они начали плясать от Индокитая. Сегодня выкладываю перевод куска о вертолетах во время войны в Индокитае.

Впервые на поле битвы вертолет появился во время второй мировой войны. US Army Air Corps использовал тогда на Тихоокеанском театре военных действий пятьдесят двухместных Sikorsky R-4 для выполнения санитарных или спасательных миссий. Однако, Генштаб ВВС, будучи в курсе этого эксперимента, не выказал никакого интереса в 1945 году к этой новой машине, признав ее слишком дорогой, а ее техническое обслуживание – слишком сложным. Тогда посчитали вполне достаточным иметь легкие самолеты типа Morane 500 для выполнения этих миссий, имея в виду экономическую составляющую в ВВС.

Вертолет Сантини приземляется. 30 мая 1951. Ги Дефив.
Вертолет сантини садится 30 05 1951 Ги Дефив.jpg

Однако, генерал медицинской службы Робер, начальник санитарной службы Дальневосточного Экспедиционного корпуса, не разделял эту точку зрения и решил приобрести на собственные средства в конце 1949 года два Hiller 360 американской сборки, прибывших в апреле 1950 года. Санитарная служба сама нашла людей для обслуживания этих аппаратов, но была вынуждена обратиться к ВВС с просьбой выделить им пилота. Им стал никто иной, как лейтенант Алексис Сантини, тогда, выполнявший разведывательные задания, который вспоминал, что он «добровольно стал первым пилотом вертолета, приписанным к Министерству авиации. Я прошел обучение в Корней-ан-Вексен, в гражданском училище, которым руководил майор Борис, бывший <военный> летчик. После того, как я налетал 20 часов в этом училище, я отправился в Индокитай и стал тренироваться. Я работал один, чтобы улучшить свои навыки и быть способным эвакуировать в любых условиях днем и ночью. Потом я сообщил, что готов к работе».

Алексис Сантини с товарищами.
сантини.jpg

С этих пор Сантини проводил эвакуационные миссии в разных условиях, даже в самых сложных. Именно он применил новшество, окрещенное потом «заход на посадку Сантини»: «Достигнув большой высоты, я спускался по спирали, чтобы быстрее достичь земли, не удаляясь от зоны приземления. Из-за этого вьеты в меня никогда не попадали». Осенью 1950 года Сантини получил в подчинение пилота, который до этого провел мало времени в зоне боевых действий, сержанта Фюма. Отныне эти два человека выполняли подавляющее большинство санитарных эвакуация на вертолетах вплоть до отправки Фюма в метрополию в 1951 году из-за аварии джипа. Пилот-ас санитарного Морана, аджюдан Бартье, в котором Сантини увидел предрасположенность к управлению вертолетом, учился на месте и счастливо принял эстафету.

Сантини, Андре, Бартье.
трио.jpg

В это же самое время капитан медицинской службы Валери Андре, пилот легкой авиации, парашютист и член вспомогательного медицинского корпуса, набиравшегося с 1948 году в метрополии генералом Робером, выставила свою кандидатуру из-за «любви с первого взгляда к этому аппарату, который позволял вывозить раненых в самых сложных ситуациях непосредственно с поля боя вместо того, чтобы делать то, что делали до этого: прыгать с парашютом или подлетать на самолете как можно ближе к раненым». Обучавшаяся в компании Helicop-Air, затем прошедшая переподготовку у Сантини и отпущенная им в свободный полет, Валери Андре стала последним элементом в этом неожиданном и вызывающем удивление трио, которое вскоре напишет эпопею «вентиляторов» эскадрильи связи ВВС, базировавшейся в Than Son Nuth.

Эвакуация раненого Валери Андре. 1-7 июля 1952. Неизвестный фотограф.
эвакуация В А 1 7 июля 1952 неиз.jpg

Этот опыт, без сомненья, стал основой, на которую будут опираться при внедрении вертолетов в Алжире, хотя бы благодаря нескольким «находкам», происхождение которых сейчас забыто, но которые, безусловно, сыграли определяющую роль в повышении осведомленности о необычайном и уникальном потенциале несущих винтов. Валери Андре так вспоминает тот день, когда она служила «подопытным кроликом» для Сантини, который хотел разработать эффективный метод вызволения спрыгнувших с парашютом, нередко травмированных пилотов из труднодоступных мест: «Спасатель, находясь на вертолете, должен размотать веревку длиной несколько метров, снабженную на конце карабином. Каждый летчик-истребитель носил парашют... и ему нужно всего лишь прикрепить карабин к петле на привязных ремнях парашюта.».

Эвакуация солдата 2 парашютного батальона ИЛ. 24 сентября 1953. Пьер Феррари.
Эвакуация солдата 2 беп 24 09 1953 феррари.jpg

С этого момента стало понятно, почему ВВС, поначалу воспринявшие эту идею без энтузиазма, в марте 1952 года решили создать еще один взвод вертолетов, базировавшийся в Гиаламе вблизи Ханоя. Новые машины были получены, пилоты обучены как во Франции или Великобритании, так и в США, но все были задействованы Сантини в Индокитае. Понемногу задания, которые им поручались, стали более разнообразными: кроме спасательных и санитарных миссий, которые остались в приоритете, они стали заниматься перевозкой боеприпасов и провианта, а также осуществлять связь. Как подчеркивал генерал Флёранс, «за пять лет войны более 11 тысяч раненых было эвакуировано на вертолетах, 38 пилотов были возвращены с территории врага, также как сотня беглецов из Дьенбьенфу, не считая несколько десятков солдат, переброшенных из тайских джунглей или тонкинского высокогорья.»
Мари-Катрин Вилату "Пилоты вертолетов ВВС во время войны в Алжире".

P.S. Что имел в виду генерал, говоря о беглецах из Дьенбьенфу, в упор не понимаю.
P.P.S. В 1963 году Валери Андре вышла замуж за Алексиса Сантини.

Картинки с сайтов https://imagesdefense.gouv.fr/, https://www.aha-helico-air.asso.fr/alexis%20santini.htm и https://www.laprovence.com/article/edition-aix-pays-daix/5024156/henri-bartier-ce-heros-oublie-de-la-guerre-dindochine.html.

Статья лежит здесь: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://crea.ecole-air-espace.fr/wp-content/uploads/2019/05/Pilotes_h%C3%A9licopteres.pdf

Date: 2025-03-21 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация (https://www.livejournal.com/category/aviaciya?utm_source=frank_comment), Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya?utm_source=frank_comment), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-03-21 11:58 am (UTC)
From: [identity profile] pulemyotchik-k.livejournal.com
может быть имелось в виду, что какие-то люди не пожелали попасть в плен при сдаче и втихаря убежали, чтоб дойти до своих, и были потом обнаружены вертолетами?

Date: 2025-03-21 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Там столько народу не было. До своих добралось порядка 70 человек. И я что-то не помню, чтобы кого-то вывозили вертолетами. Единичные случаи - возможно. Но откуда сотня-то?

Date: 2025-03-23 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] pulemyotchik-k.livejournal.com
тут в жж в сообществе пикчер-хистори вчера была перепечатка из старой советской газеты про фильм 317-й взвод. не видели?

Date: 2025-03-23 10:31 pm (UTC)

Date: 2025-03-21 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com

Спасибо большое. Как я понимаю, в Алжире вертолеты уже применяли и как ударные, и для высадки десанта.


Как я понял, пилоты вертолетов осуществляли поиск с воздуха отдельных групп и бойцов, уходивших из Дьенбьенфу, а не вытаскивали их непосредственно.

Date: 2025-03-21 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com

Да. Для высадки десанта Бижар начал использовать.

Да всё равно как-то не очень складывается. Может, генерал просто ошибся?

Date: 2025-03-22 12:48 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Скорее всего. Насколько я помню, эвакуировали раненых самолётами.

Date: 2025-03-21 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ecoross1.livejournal.com

Я искала информацию о применении вертолетов в Алжире.


На английском есть First helicopter war, книга.

Date: 2025-03-21 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com

Спасибо, но я умру раньше. :)

Date: 2025-03-21 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Возможно, генерал приплюсовал к подобранным беглецам (которых реально были единицы) ещё и раненых, эвакуированных вертолётами во время сражения.

Date: 2025-03-21 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com

Не знаю. Возможно.

Date: 2025-04-16 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] Александр Кочарян (from livejournal.com)
Здравствуйте!
Есть одна книжка, к сожалению доступ к электронной копии только за плату. Называется "Hélicoptères et commandos-marine en Algérie". Автор — René BAIL.
Я заскриншотил фрагменты с картинками и могу дать ссылки или скинуть на почту...

Date: 2025-04-17 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com

Спасибо. Если за плату я лучше что-то про парашютистов куплю. :))

Date: 2025-04-17 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Кочарян (from livejournal.com)
Да. Согласен. Там есть фото, такое-же как у Вас, первое в посте. Подписано немного по иному... следующим комментом вышлю...

Date: 2025-04-17 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Кочарян (from livejournal.com)
Image

Date: 2025-04-17 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Ну, к сожалению, подписи бывают разные, и точные и не очень. 30 мая - это действительно дата смерти лейтенанта.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 27th, 2025 05:20 am
Powered by Dreamwidth Studios