Предыстория войны в Индокитае
Jul. 8th, 2021 02:46 pmОлег
dannallar перевел книгу Фолла "Улица без радости". Очень рекомендую тем, кто интересуется войной в Индокитае, прочитать ее. А сегодня выкладываю отрывок, в котором говорится о предыстории войны.
"Война пришла в Индокитай вслед за распадом европейских колониальных империй в Азии во время Второй мировой войны. Когда Франция проиграла первый раунд этой войны в июне 1940 года, Япония сочла момент подходящим, чтобы захватить дополнительную недвижимость в Азии в рамках подготовки к своему дальнейшему завоеванию. Индокитай, который в это время удерживали около 70 000 французских солдат, оснащенных совершенно устаревшим вооружением – на всю страну приходилось 15 современных истребителей и одна действующая танковая рота – оказался перед лицом территориальных аппетитов как Японии, так и ее единственного союзника и сателлита в Азии, Таиланда. В настоящем стиле стран Оси, Таиланд подписал пакт о ненападении с Францией 12 июня 1940 года.
Открытая война между французским Индокитаем и Таиландом началась 9 января 1941 года. Французы сначала потеряли некоторые позиции, но когда прибыли подкрепления, начали контратаковать вдоль тайской границы. На море один старый французский крейсер потопил треть всего тайского флота в морском сражении у острова Кохчанг 17 января, и Япония, видя что война оборачивается против ее союзника и подопечного, навязала свое «посредничество» между двумя сторонами. Перемирие началось 28 января, за которым последовало соглашение от 11 марта 1941 года, по которому французы были вынуждены сдать Таиланду три провинции в Камбодже и две провинции в Лаосе.
Однако, и это тщательно игнорируемый в Соединенных Штатах факт, французы уже вели короткую, но кровопролитную войну с японцами в сентябре 1940 года – более чем за год до Перл-Харбора. 19 июня 1940 года, за несколько дней до того, как Франция подписала перемирие с Осью в Европе, японское правительство попросило французов пропустить имперские войска через Северный Вьетнам, чтобы напасть на китайских националистов через их «черный ход» в Юньнани. Этот шаг был также направлен на то, чтобы перекрыть поток американских поставок для войск генерала Чан Кайши через порт Хайфон. Англичане под аналогичным давлением Японии должны были закрыть Сингапура для подобных грузов 27 июня и закрыть на некоторое время Бирманскую дорогу несколькими месяцами позже.
Еще до японского ультиматума генерал Катру, в то время генерал-губернатор Индокитая, направил в Соединенные Штаты закупочную миссию для приобретения 120 современных истребителей, а также зенитных орудий, уже полностью оплаченных Францией по ранее заключенным контрактам. Но 30 июня французский посол телеграфировал Катру, что его просьба была отклонена заместителем госсекретаря Самнером Уэллсом, поскольку «… учитывая общую ситуацию, правительство Соединенных Штатов не считало, что оно может вступить в конфликт с Японией и, что если последняя нападет на Индокитай, Соединенные Штаты не будут возражать против таких действий».
Госсекретарь Корделл Халл в своих мемуарах подтверждает этот факт, добавляя, что «поскольку Япония контролировала ключевые пункты в Индокитае, мы не хотели продавать Индокитаю какое-либо дополнительное вооружение», надеясь что Индокитай будет «медлить, играть и держаться до последней минуты против японских требований», поскольку, по мнению Халла «Япония не осмелиться совершить военное нападение в это время».
К сожалению, все американские предположения, сделанные тогда, оказались ошибочными в течение нескольких недель. Когда французы запросили американское вооружение, Индокитай еще не был оккупирован Японией, и это вооружение могло бы помочь им «оттянуть и выиграть» с более сильной позиции. И японцы «осмелились на военную атаку», когда французы, плохо вооруженные, отказались сдаваться под давлением.
Покинутые как союзниками, так и собственным правительством во Франции, которое под давлением немцев начало переговоры о соглашении с Японцами, французские войска были совершенно одни. Пока шли переговоры, японские войска 22 сентября 1940 года в полночь пересекли северо-вьетнамскую границу у Лангшон и Донгданг и начали атаку французских пограничных фортов на фронте в 45 километров. Ожесточенные бои начались вокруг фортов, которые держались до тех пор, пока у них не кончились боеприпасы. Два дня спустя японская авиация бомбила порт Хайфон, а вечером 24 сентября японский морской десант начал высаживаться в Хайфоне для марша на Ханой. Всего за два дня было убито восемьсот французов, но положение было безнадежным. Правительство маршала Петена во Франции, подталкиваемое событиями в Индокитае, подписало соглашение, разрешающее японцам разместить войска в этом районе, а генерал Нишихара, японский офицер, ведший переговоры с французами, назвал нападение «ужасной ошибкой». Но дело было сделано и Индокитай проиграл японцам.
Когда пятнадцать месяцев спустя весь Тихий океан был охвачен войной, отчаянная борьба французов вскоре была забыта и все, что осталось от нее в памяти союзных государственных деятелей – это то, что французы подписали соглашение с японцами и таким образом, «коллабрационировали». Вскоре запрет на сотрудничество с французами в Индокитае был распространен даже на тех, кто сражался с японцами в движении Сопротивления. Как отметил в своих мемуарах госсекретарь Корделл Халл, 13 сентября 1944 года президент дал ему указание «ничего не предпринимать в отношении групп Сопротивления или каким-то иным образом в отношении Индокитая».
Таким образом, когда японцы в ходе внезапной атаки 9 марта 1945 года уничтожили и захватили все французские войска и администрацию, оставшихся в Индокитае, этот приказ, по-видимому, был выполнен буквально, несмотря на отчаянные мольбы о помощи со стороны гибнущих французских гарнизонов. По словам генерала Клэра Л. Шено, знаменитого командира «Летающих Тигров», «из штаба театра военных действий поступили приказы о том, что французским войскам ни при каких обстоятельствах не будет предоставлено оружие и боеприпасы… Я выполнил свои приказы в точности, но мне не нравилась идея оставить французов на убой в джунглях, в то время как я был вынужден официально игнорировать их тяжелое положение».
Северные гарнизоны, которые спрятали часть своего тяжелого вооружения в тайниках и находились в состоянии полной боевой готовности, сражались насмерть; при Лангшоне японцы в слепой ярости обезглавили французского генерала Лемонье и гражданского администратора, губернатора Опелля, на глазах у защитников, когда оба отказались призвать гарнизон Лангшона сдаться. Небольшой отряд войск под командованием генерала Алессандри пробился в Юньнань, но был интернирован китайскими националистами, как будто они были недружественными чужаками, а не союзниками.
11 марта 1945 года японцы вынудили императора Аннама провозгласить конец французского протектората и «независимость» своей страны под японской «защитой». Чары французского владычества в Индокитае были разрушены навсегда."
С сайта https://teletype.in/@dannallar/wdj4ci6Hm
"Война пришла в Индокитай вслед за распадом европейских колониальных империй в Азии во время Второй мировой войны. Когда Франция проиграла первый раунд этой войны в июне 1940 года, Япония сочла момент подходящим, чтобы захватить дополнительную недвижимость в Азии в рамках подготовки к своему дальнейшему завоеванию. Индокитай, который в это время удерживали около 70 000 французских солдат, оснащенных совершенно устаревшим вооружением – на всю страну приходилось 15 современных истребителей и одна действующая танковая рота – оказался перед лицом территориальных аппетитов как Японии, так и ее единственного союзника и сателлита в Азии, Таиланда. В настоящем стиле стран Оси, Таиланд подписал пакт о ненападении с Францией 12 июня 1940 года.
Открытая война между французским Индокитаем и Таиландом началась 9 января 1941 года. Французы сначала потеряли некоторые позиции, но когда прибыли подкрепления, начали контратаковать вдоль тайской границы. На море один старый французский крейсер потопил треть всего тайского флота в морском сражении у острова Кохчанг 17 января, и Япония, видя что война оборачивается против ее союзника и подопечного, навязала свое «посредничество» между двумя сторонами. Перемирие началось 28 января, за которым последовало соглашение от 11 марта 1941 года, по которому французы были вынуждены сдать Таиланду три провинции в Камбодже и две провинции в Лаосе.
Однако, и это тщательно игнорируемый в Соединенных Штатах факт, французы уже вели короткую, но кровопролитную войну с японцами в сентябре 1940 года – более чем за год до Перл-Харбора. 19 июня 1940 года, за несколько дней до того, как Франция подписала перемирие с Осью в Европе, японское правительство попросило французов пропустить имперские войска через Северный Вьетнам, чтобы напасть на китайских националистов через их «черный ход» в Юньнани. Этот шаг был также направлен на то, чтобы перекрыть поток американских поставок для войск генерала Чан Кайши через порт Хайфон. Англичане под аналогичным давлением Японии должны были закрыть Сингапура для подобных грузов 27 июня и закрыть на некоторое время Бирманскую дорогу несколькими месяцами позже.
Еще до японского ультиматума генерал Катру, в то время генерал-губернатор Индокитая, направил в Соединенные Штаты закупочную миссию для приобретения 120 современных истребителей, а также зенитных орудий, уже полностью оплаченных Францией по ранее заключенным контрактам. Но 30 июня французский посол телеграфировал Катру, что его просьба была отклонена заместителем госсекретаря Самнером Уэллсом, поскольку «… учитывая общую ситуацию, правительство Соединенных Штатов не считало, что оно может вступить в конфликт с Японией и, что если последняя нападет на Индокитай, Соединенные Штаты не будут возражать против таких действий».
Госсекретарь Корделл Халл в своих мемуарах подтверждает этот факт, добавляя, что «поскольку Япония контролировала ключевые пункты в Индокитае, мы не хотели продавать Индокитаю какое-либо дополнительное вооружение», надеясь что Индокитай будет «медлить, играть и держаться до последней минуты против японских требований», поскольку, по мнению Халла «Япония не осмелиться совершить военное нападение в это время».
К сожалению, все американские предположения, сделанные тогда, оказались ошибочными в течение нескольких недель. Когда французы запросили американское вооружение, Индокитай еще не был оккупирован Японией, и это вооружение могло бы помочь им «оттянуть и выиграть» с более сильной позиции. И японцы «осмелились на военную атаку», когда французы, плохо вооруженные, отказались сдаваться под давлением.
Покинутые как союзниками, так и собственным правительством во Франции, которое под давлением немцев начало переговоры о соглашении с Японцами, французские войска были совершенно одни. Пока шли переговоры, японские войска 22 сентября 1940 года в полночь пересекли северо-вьетнамскую границу у Лангшон и Донгданг и начали атаку французских пограничных фортов на фронте в 45 километров. Ожесточенные бои начались вокруг фортов, которые держались до тех пор, пока у них не кончились боеприпасы. Два дня спустя японская авиация бомбила порт Хайфон, а вечером 24 сентября японский морской десант начал высаживаться в Хайфоне для марша на Ханой. Всего за два дня было убито восемьсот французов, но положение было безнадежным. Правительство маршала Петена во Франции, подталкиваемое событиями в Индокитае, подписало соглашение, разрешающее японцам разместить войска в этом районе, а генерал Нишихара, японский офицер, ведший переговоры с французами, назвал нападение «ужасной ошибкой». Но дело было сделано и Индокитай проиграл японцам.
Когда пятнадцать месяцев спустя весь Тихий океан был охвачен войной, отчаянная борьба французов вскоре была забыта и все, что осталось от нее в памяти союзных государственных деятелей – это то, что французы подписали соглашение с японцами и таким образом, «коллабрационировали». Вскоре запрет на сотрудничество с французами в Индокитае был распространен даже на тех, кто сражался с японцами в движении Сопротивления. Как отметил в своих мемуарах госсекретарь Корделл Халл, 13 сентября 1944 года президент дал ему указание «ничего не предпринимать в отношении групп Сопротивления или каким-то иным образом в отношении Индокитая».
Таким образом, когда японцы в ходе внезапной атаки 9 марта 1945 года уничтожили и захватили все французские войска и администрацию, оставшихся в Индокитае, этот приказ, по-видимому, был выполнен буквально, несмотря на отчаянные мольбы о помощи со стороны гибнущих французских гарнизонов. По словам генерала Клэра Л. Шено, знаменитого командира «Летающих Тигров», «из штаба театра военных действий поступили приказы о том, что французским войскам ни при каких обстоятельствах не будет предоставлено оружие и боеприпасы… Я выполнил свои приказы в точности, но мне не нравилась идея оставить французов на убой в джунглях, в то время как я был вынужден официально игнорировать их тяжелое положение».
Северные гарнизоны, которые спрятали часть своего тяжелого вооружения в тайниках и находились в состоянии полной боевой готовности, сражались насмерть; при Лангшоне японцы в слепой ярости обезглавили французского генерала Лемонье и гражданского администратора, губернатора Опелля, на глазах у защитников, когда оба отказались призвать гарнизон Лангшона сдаться. Небольшой отряд войск под командованием генерала Алессандри пробился в Юньнань, но был интернирован китайскими националистами, как будто они были недружественными чужаками, а не союзниками.
11 марта 1945 года японцы вынудили императора Аннама провозгласить конец французского протектората и «независимость» своей страны под японской «защитой». Чары французского владычества в Индокитае были разрушены навсегда."
С сайта https://teletype.in/@dannallar/wdj4ci6Hm
no subject
Date: 2021-07-08 11:52 am (UTC)Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya?utm_source=frank_comment), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Date: 2021-07-08 12:11 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 12:13 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 12:05 pm (UTC)Теперь идет "Ад в очень маленьком месте", медленнее чем я хотел, к сожалению.
no subject
Date: 2021-07-08 12:11 pm (UTC)Я же говорю: кризис.
no subject
Date: 2021-07-08 12:05 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 12:12 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 12:20 pm (UTC)Японцев вашингтонская верхушка традиционно игнорировала. О японцах постоянно сообщали тихоокеанские флотские, но их никто не слушал, едва-едва эмбарго ввели уже после захвата Индокитая. В Вашингтоне японцы считались неопасными, а немцы опасными, хотя все было наоборот.
no subject
Date: 2021-07-08 12:25 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 01:22 pm (UTC)В сентябре 1944 -- да, там подстава. Как и чанкайшистам изрядно зажимали поставки, ссылаясь на их коррумпированность -- которая действительно была, конечно, но не во время же войны об этом заморачиваться.
Но стратегическое решение "идем на Японию, а Индийский океан и юг Тихого -- дело Британии и Австралии, если не справятся -- возьмем Токио, тогда японцы капитулируют" было общим.
В сентябре 1944 американцы готовили октябрьскую высадку на Филиппины, так и против нее многие возражали, считали, что с Мариан надо идти дальше на север -- или на Формозу, или сразу на Окинаву. Высадка на Филиппины состоялась только потому, что это была хоть и запланированная к референдуму, но пока еще американская территория. Планы же, скажем, прямой помощи Чан Кайши через захват высадку в каком-либо южно-китайском порту даже не рассматривались. Французское сопротивление проходило по той же графе -- слишком периферийный ТВД, если от австралийцев или британцев что-то получат -- ну хорошо, а нет, так нет.
no subject
Date: 2021-07-08 02:39 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-08 04:57 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-10 09:43 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-11 10:38 am (UTC)no subject
Date: 2021-07-11 02:09 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-17 01:10 pm (UTC)no subject
Date: 2021-07-17 01:11 pm (UTC)Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 11:01 am (UTC)Приведу её частично:
"После того как осенью 1940 г. петеновские власти в Индокитае вступили в сговор с Японией, во Вьетнаме развернулась борьба против оккупантов. В конце года в восьми северных провинциях Индокитая вспыхнули восстания, которые были жестоко подавлены совместными усилиями французских и японских колонизаторов. В мае 1941 г. была создана Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь) - основа общенационального освободительного движения. Трудную борьбу за создание единого антиколониального фронта вели патриоты Индонезии и ряда других стран Азии".
А если серьёзно, я не думаю, что французские колониальные войска могли бы остановить японцев в случае полномасштабного вторжения (тут ещё и угроза со стороны Таиланда). Французов разбили бы по образцу голландцев в Ост-Индии февраля-марта 1942-го. Королевская нидерландская ост-индская армия могла давить беспорядки, после вторжения в Голландию началась программа усиления колониальных войск, но они не были завершены до японского вторжения.
После капитуляции японцев голландские войска вернулись в Ост-Индию, чтобы участвовать в борьбе против националистов Сукарно.
И вообще интересно получилось: повсюду, куда приходили японцы в Юго-Восточной Азии колониальный порядок фактически сметали. Тот же Сукарно в Индонезии в открытую сотрудничал с японцами, создавалась милиция из индонезийцев, которая часто охраняла лагеря для военнопленных (в ней будет служить преемник Сукарно генерал Сухарто). В Малайе, Бирме и Филиппинах японские оккупационные власти делали ставку на местных коллаборационистов. И только во Французском Индокитае до поры до времени сохранялись колониальные порядки.
Зачем я написал про Индонезию тех лет? Мне иногда кажется, что Индонезия - это Индокитай, если бы там вернувшиеся колонизаторы стали бы воевать не против коммунистов-националистов, а именно против националистов. Но и отличий тоже немало: в Северном Вьетнаме коммунисты добились как военной, так и дипломатической победы; в Индонезии же националисты потерпели военное поражение, но одержали дипломатическую победу.
А отношение гоминьдановцев к прорвавшимся французам было вполне себе ожидаемым: у Гоминьдана 1920-1930-х была политика пересмотров договоров с империалистическим государствами, куда входили Англия и Франция: у той же Франции в Шанхае были концессии, наравне с Британией и США. Это вело к стабильно прохладным отношениям между французами и китайцами. Но это не мешало НРА (армии Гоминьдана) носить шлемы Адриана. Если бы здесь было возможно, я бы показал снимок из книжки "Китайский солдат против японского солдата. Китай, 1937-1938", где есть соответствующая фотография.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 01:01 pm (UTC)Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 02:07 pm (UTC)А из индийских коллаборационистов на японской службе вообще тоже вышел аналог "РОА": больше для пропаганды, чем для боёв, но и там пользы было мало. Все эти истории мне известны, и почему-то на ум приходят восточные легионы Рейха: уж больно суть похожа.
Однако в той же Индонезии Сукарно удержался после войны даже несмотря на общеизвестные факты коллаборационизма с японцами и индонезийцы прошли через Гражданскую/национально-освободительную войну (кому как нравится, ибо жители таких островов как Молуккские, мягко говоря недолюбливали индонезийских националистов с Явы по причине и религиозной) против голландцев, в которой японцы поучаствовали на обе стороны.
Буквально на днях читал отрывок из мемуаров офицера ARVN Нгуен Конг Луана, который писал о японских инструкторах в военной школе вьетнамских антикоммунистов и что были лозунги вроде "Бери пример с японского солдата!" и "Тренируйся как японец!". Меня это крайне заняло, ибо почему-то больше пишут про японских военных-военспецов Вьетминя.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 02:37 pm (UTC)Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 02:50 pm (UTC)>А вот про японских инструкторов в ARVN мне раньше как то упоминаний не попадалось.
Скажем так, как я понял, имелись ввиду японские военспецы на службе вьетнамского аналога Гоминьдана на рубеже сороковых-пятидесятых (аналогия может быть притянутой, признаю, но почему-то в голову пришло именно это). Процитирую Луана:
"In a short time, Japanese troops left my city for their homeland. But many Japanese deserted and stayed in Việt Nam. Some joined the Việt Minh; others served the Việt Quốc and the Đại Việt. On either side, they did their best. The Việt Quốc had an army officer training school in Yên Báy with a board of Japanese instructors who helped produce many brilliant military commanders for both Vietnamese sides in the post-1945 wars. The brave Japanese soldier was taken as a good example for Vietnamese warriors. “Do like a Jap soldier!” and “Practice Japanese discipline!” were the mottoes of the time."
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 03:12 pm (UTC)"Восток" посмотрел не так давно. Местами "Белого солдата" напомнило, но как по мне, так гораздо слабее, и с совершенно другим идеологическим посылом. То, что один из главных героев персонаж исторический, даже не предполагал.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 03:29 pm (UTC)Приглянулся наглядный показ пыток током и образ Вестерлинга: он устраивал точечный террор, а не убивал скопом, в отличии от стереотипного американского военного во Вьетнаме. Пропаганда сторонников Сукарно утверждала во время войны, что Вестерлинг и его люди убили 40 тысяч человек во время его операций против индонезийских националистов в 1946-47 годах. Я больше верю, что ликвидировали полторы тысячи сторонников повстанцев. У меня была циничная шутка про "миллиард индонезийцев расстрелян лично Вестерлингом". После войны в Индонезии Вестерлинг признавал факты казней, проводимых им, но интервью нидерландского телевидения с ним не показывали вплоть до 2012 года.
И подразделение, которым он командовал, существовало в реальности.
Я даже подумал, что лента чем-то видами напоминает Вьетнам.
А "Уруха" смотрели? Вышел достаточно добрый фильм про эту войну.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 05:15 pm (UTC)"... А "Уруха" смотрели? ..."
Нет, не смотрел. Даже не слышал.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 05:20 pm (UTC)Да, я читал про эту программу. Она выдалась достаточно масштабной.
> Нет, не смотрел. Даже не слышал.
Посмотрите, хороший фильм. Его сняли в начале девяностых, когда только начали поднимать тему войны в Индонезии.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 04:13 pm (UTC)К сожалению, я мало что знаю про эти события. Но, как я вижу, у вас нашелся достойный собеседник.
Показать снимок в комментарии можно. Добавляете его в фотоальбом, нажимаете "Добавить в запись", но запись в ЖЖ не отправляете, а код копируете и вставляете в комментарий.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 05:06 pm (UTC)https://ic.pics.livejournal.com/franz_steiner18/87848041/646/646_original.png
https://ic.pics.livejournal.com/franz_steiner18/87848041/875/875_original.png
Обознался: видел шлемы Адриана у гоминьдановцев в другой книжке Osprey про Национально-революционную армию Китая в период 1937-1949 годов, рисунки из которой я уже показал.
Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 05:25 pm (UTC)Re: Давно меня у вас не было
Date: 2021-10-04 05:26 pm (UTC)Но мне больше нравились китайцы с немецкими касками :)