catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
Я сделала вторую прививку от коронавируса и поэтому дочитала "Угрюм-реку". Какая связь? Я на день свалилась с температурой, при этом организм категорически отказался даже смотреть кино, не говоря о чем-то более сложном. Но, что удивительно, читать он мог.

об.jpg

Итак, что могу сказать по этому поводу? Как вы, наверное, знаете, это рассказ о сибирском промышленнике и купце Прохоре Громове. Книга вышла в начале 1930-х годов. Но у меня создалось впечатление, что первая и вторая часть написаны в разное время. Почему? Начало романа - это масштабная семейная сага с элементами психологического романа. Яркие характеры, живые люди, достоверные образы. Вторая часть - это унылое повествование сначала о расстреле бастующих рабочих (явные аллюзии на события на Лене) и не менее унылый и крайне тягомотный рассказ о безумии Громова. При этом все герои ее - крайне неприятные люди. Карикатурный мистер Кук, распутная и лживая Надежда, пьяница Ферапонт, развратная и потерявшаяся Екатерина, боящаяся на что-то решиться окончательно и в конце концов отказывающаяся от благотворительности... Даже на, уж казалось бы, приличного человека, инженера Протасова ведро грязи вылили, заклеймив его "меньшевиком". Это я уж не говорю об откровенно отрицательных персонажах (целовальнике, уряднике, Сохатых, Шкворыне, генерале, Припентьеве и пр.). Ну, я понимаю, начало 1930-х, жизнь сложная и все такое. Но вот так открыто лизать зад власти, утверждая, что в начале XX века ничего хорошего не было в России и что все люди были развратниками, пьяницами, обманщиками, слабыми и пр... Противно.

К тому же роман написан не так чтоб очень хорошо. Во-первых меня крайне раздражало то, что автор периодически вмешивается в повествование от своего имени. Типа: "автор не знает, что случилось дальше..." Ну, раз не знаешь, не пиши. Тебя за язык никто не тянет.

Во-вторых, у Шишкова очень странный язык, много просторечий и новообразований. Нет, я в курсе, что народ тогда говорил не скажу, чтоб правильно. Так это народ, а Шишков все это отнюдь не в прямой речи использует. И, опять же, в 20-х годах писатели много экспериментов над русским языком ставили, Олеша и Маяковский тоже увлекались новоделами, но в меру. А тут у меня к концу первого тома глаза на лбу были. Перлы я начала записывать только ближе к концу второй книги, когда немного оклемалась, но кое-какие примеры привести могу.

"Выпучив зеленоватые глаза и надув брюхатенькие щечки до отказу". Какие-какие щечки?

"Насыщенная большой тоской проголосная песня сладко сосет самые сокровенные чувства человека."  Черт с ней, с проголосной. Но как может песня СОСАТЬ чувства?

"Его лицо крепко, приятно, выразительно, обмороженный нос утратил фиолетовый оттенок, веснушки исчезли." Крепкое лицо - это как?!

"Мистер Кук обессилел первый, - он весь вспружинился и вскочил, чтобы утечь." Опять же, хрен с тем, что Кук вспружинился. Но "утекать" - это уж такое махровое просторечье...

"Я думаю, что Громов скоро сам себя угробит: до чертиков пьянствует, балдеет, к работе относится спустя рукава, а поэтому и с финансами запутался…" Балдеть - аналогично.

"пролетающий филин прожорно уцапал кишку и тянет, и тянет". Вы поняли, да? Кишка была уцаплена филином... Я плакал весь.

"Набухшая скандальчиками сутемень колышется из края в край. Все в движении: избы пляшут, в избах пляшут. Прохрюкал боров. Прокуролесила вся в пьяной ругани старуха. Мальчишки черным роем носятся со свистом. Заливаются лаем запертые в кутухах барбосы." В трех строчках как минимум 2 слова надо смотреть в словаре: сутемень, то есть сумерки, и кутух, то есть амбар. А без просторечий никак нельзя было, вот совсем? И, нет, это не добавляет красоты и образности. Вот фраза "Из чулана слышался визгучий хохот пьяной Стеши и грубая гугня безносого. Наконец все стихло. Только за стенами кабака ревела в сотни глоток страшная пьяная ночь." хороша, тут и вправду все по делу. А та, что я привела выше, увы, нет.

Мораль: роман устарел, перечитывать не буду.

Date: 2021-04-30 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-04-30 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет, литература.

Date: 2021-04-30 07:44 am (UTC)

Date: 2021-04-30 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
На мой взгляд, вообще вся советская литература устарела.

Date: 2021-04-30 07:38 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не вся. Герман и нынче отлично читается, например.

Date: 2021-04-30 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
Одна приятельница, врач, до сих пор называет больничные обходы "архиерейскими выходами".
Кстати, сильно младше меня, Германа читала уже в сильно постсоветское время. Так что не устарел, нет.

Date: 2021-04-30 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я читала трилогию про Устименко в 80-е и позже, последний раз серьезно перечитывала лет 5 назад. А месяц назад случайно открыла электронную книгу, не могла оторваться. Надо будет еще раз перечитать.

Date: 2021-04-30 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
Жаль, что ни советский фильм с Баталовым, ни российский сериал не тянут. Увы.
Хотя, на мой взгляд, вещь очень кинематографичная.
Впрочем, по ГЕрману сняли они из (на мой взгляд) лучших советских фильмов, где Миронов играет одну из двух своих прекрасных некомедийных ролей.

Date: 2021-04-30 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Фильм и кинофильм об Устименко, к сожадению, куда хуже книги. "Лента "Мой друг Иван Лапшин" мне на душу не легла. А вот "Россию молодую" люблю нежно.

Date: 2021-04-30 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
Обсуждать, что из творчества Германа кому легло/не легло на душу можно долго. Можно долго обсуждать исторические фильмы первой половины 80-х (мне, к примеру, больше, как сейчас говорится, зашёл, "Ломоносов" примерно тех же времён).
Просто очень трудно в ответ на "вся советская литература устарела" не заорать: "в интернете кто-то не прав!!!" и не начать приводить кучу лежащих в памяти примеров.

Date: 2021-04-30 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
"Ломоносов" хорош, но не по Герману. :)

Date: 2021-05-04 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Все же по сравнению с кошмарным сериалом фильм Хейфица, пусть и не идеален, но куда как хорош. К тому же он предшествовал написанию первого романа трилогии, так что сам автор не знал, как разовьется сюжет годы спустя. Ну и потом, именно трудно представить Володю, Варю,Женьку, Ашхен с Зиночкой и других главгероев другими (внешне - уже точно), чем мы видим на экране.

Date: 2021-05-04 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Посмотрела информацию. Ух, точно. Это даже не экранизация, это снято по наметкам романа. Жаль, не повезло трилогии. Что герои хорошо показаны, согласна полностью. Но книга Германа куда сложнее и интереснее, чем фильм.

Книга и кино

Date: 2021-05-04 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Думаю, поэтому некоторые герои фильма претерпели в трилогии трансформацию на все 180 градусов, Я не говорю не о различных версиях смерти Ашхен и Зиночки, а о более основательных вещах. К примеру, Люба Габай в романе симпатична с самого начала и мы знаем, что она хороший человек. В фильме же ее прототип, насколько помню, показан совершенно иначе.

Date: 2021-04-30 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
До сих не могу перестать удивляться, насколько легко люди делают заявления столь глобального масштаба.

Date: 2021-04-30 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А вот этот перл видели? "были нищими, забитыми бесправными людьми, топившими свои беды в вине... и узенький слой жирующих господчиков. про загулы купеческие почитайте хоть классиков, хоть газетки тех времён"

Зашибись, как прекрасно, человек искренне считает, что до советской власти хороших людей не было в принципе. Вот откуда такие берутся, а?

Date: 2021-05-04 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Бог с Вами, тысячи тех, кто не устарел. Шолохов, Алексей Толстой, Симонов, Аркадий Гайдар, Каверин, Валентин Катаев, Ирина Грекова и Олег Куваев, Ильф с Петровым, немало фантастов и исторических романистов (выбирай на вкус хоть Грина, хоть Беляева, хоть Стругацких, хоть Анчарова), писатели-фронтовики. Среди "деревенщиков" немало тех, кто вышел на рамки узкой темы, так что Шукшина уважают даже те, кто к деревенщикам относится прохладно. И это только те, кто приходят на ум, и за вычетом "чистых" поэтов, ведь что Симонов, что Анчаров, что Ольга Берггольц писали и стихи и весьма сильную прозу.

Date: 2021-05-04 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пошла посмотрела кто такая Грекова. Как выяснилось, я только "Хозяйку гостиницы" у нее читала.
В остальном согласна. Нет советской литературы и несоветской литературы. есть плохие книги и хорошие книги. Многие вещи, написанные во времена СССР, хороши.

Date: 2021-05-04 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
У нее много хорошего. Очень умная, талантливая и ироничная дама. Говорухин в своем знаменитом фильме здорово упросит и сюжет в целом, и характеры героев.

Date: 2021-05-04 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
PS Насчет советской литературы ответ был уважаемому dallalar-у, хотя думаю, это он стебется

Date: 2021-05-04 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я поняла, но можно мне тоже поучаствовать?

Насколько я знаю, не стебется.

Date: 2021-05-05 12:37 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Ни в коем случае.

Date: 2021-04-30 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] jack-kipling.livejournal.com
Во второй части сильны только эпизоды с пребыванием Прохора среди отшельников, с отцом Анфисы и его товарищем.

Date: 2021-04-30 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, и беседа Протасова с отшельником еще как-то туда-сюда. Остальное - оторвать и выбросить.

Date: 2021-04-30 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей Московского региона в LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2021-04-30 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] goblinnss.livejournal.com
"Инда взопрели озимые...")))

Date: 2021-04-30 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Именно!

Date: 2021-05-04 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Молодым сатирикам было кого высмеивать. Выходит, роман совершенно нечитаем? В те годы разные этнографические обороты были в моде. Просто у некоторых, к примеру, таких титанов, как Шолохов, это получилось к месту, а у некоторых..вот так!

Date: 2021-05-04 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не то, чтобы совсем нечитаем. Первая часть, как я сказала, написана неплохо, хотя множество просторечий и там есть, читать поэтому неудобно, все время спотыкаешься. А вторая - ужас, как он есть.

Date: 2021-04-30 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
"...Вы поняли, да? Кишка была уцаплена филином..." - и не просто уцапана, а прожорно!)) Схожу пожалуй, сейчас в столовую - прожорно уцапаю пару котлет.

Date: 2021-04-30 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Хорошее дело. Цапайте. Приятного аппетита.

Date: 2021-04-30 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] sevich.livejournal.com
Думал тут перечитать (читал лет в 13 что ли), но теперь, видимо, не буду.

Date: 2021-04-30 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я вообще не читала, так что решила наконец ознакомиться.

Date: 2021-04-30 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] a-rakovskij.livejournal.com

"лизать зад власти"? Смелое утверждение. Просто прелесть. Жаль только что безграмотное. Достаточно ознакомится с повестью "тайга" (минуточку - это 1916, когда советской власти не было), с ранними рассказами Шишкова - что бы убедится, что это общий мрачный взгляд Шишкова на тогдашнюю сибирскую деревню. И в "Угрюм-река" он ещё сглажен

Date: 2021-04-30 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] Олег Олейников (from livejournal.com)
Всячески поддерживаю, больше скажу, это не взгляд автора на что-то, это описание реальной жизни тогда. так и жили....

Date: 2021-04-30 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
То есть, до революции все поголовно были подлецами, пьяницами и развратниками? Окститесь!

Date: 2021-04-30 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] Олег Олейников (from livejournal.com)
были нищими, забитыми бесправными людьми, топившими свои беды в вине... и узенький слой жирующих господчиков. про загулы купеческие почитайте хоть классиков, хоть газетки тех времён.

Date: 2021-04-30 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мы не обсуждаем их финансовое положение, но их моральный облик. Учитесь читать тексты и разговаривать с людьми, а не со своими тараканами.
Еще раз задаю вопрос: в ту пору были лишь крестьяне и купцы? Ни увлеченных своим делом учителей, ни самоотверженных врачей не было? Вот просто хороших людей не было? По-моему, я это вам нужно книжки и газетки читать. А также менять свое отношение к миру. Он не черный, а цветной.

Date: 2021-04-30 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А вы точно роман читали? Ибо там кроме Сибири действие еще в городах Европейской части России происходит, а среди героев есть не только "деревня", но и ссыльные, инженеры, учителя и пр. Но все, как на подбор, с гнильцой. Так не бывает.

Date: 2021-04-30 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
И, да, я оскорбления от вас выслушивать не обязана, я честно предупреждала, что баню за это. Не умеете вести беседу вежливо, будете молчать. Свой сарказм в другом месте проявлять будете.
Edited Date: 2021-04-30 03:40 pm (UTC)

Date: 2021-04-30 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] Олег Олейников (from livejournal.com)
18 век - население России почти 90% крестьяне. 19 век, процент рабочих возрастает аж до 10%, а про тех, о ком Вы говорите, на тот момент - доли процента. Так что Вы сами забыли, с чего началась беседа, перечитайте свой текст, я ни про хороших, ни про плохих людей не говорил вообще, моя мысль - роман написан с натуры, человек писал о том, что видел. Жили люди в большинстве своём плохо, вот и всё. Не спешите искать тараканов там, где их нет. Были и хорошие люди и будут во все времена, но идея романа - как этих хороших людей превращает в нехороших очень непростая жизнь. Поучающий тон Вам не идёт.

Date: 2021-04-30 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А ничего, что в романе речь идет о начале XX века?
К тому же во все эпохи и во всех государствах были нормальные или хорошие люди. Шишков и вы несете полный бред, отрицая это. Еще раз: я говорю о моральном облике, а не о том, как бедно люди жили. Беседа началась именно с этого, это в посте написано. Вы читать вобще умеете? Или в школе не научили?
А уж что мне идет или не идет, не вам решать. Бан за глупость.
Edited Date: 2021-04-30 08:02 pm (UTC)

Date: 2021-05-01 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] ann-duglas.livejournal.com
А я ее так и не смогла читать. Да и смотреть, что первый фильм, что вот новый. Ну вот не мое, хотя исторические и книги, и фильмы очень люблю. А тут прям затык.

Date: 2021-05-01 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, бывает, что вот не твои и все.
Сериалы я не смотрела, но в строну старого поглядываю.

Date: 2021-05-04 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
И все же в старом сериале мы видели, как бы это сказать, людей, которые похожи на живых людей, включая Прохора и Анфису. А в новом фильме хипстеры какие-то.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 01:29 am
Powered by Dreamwidth Studios