catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
У меня что-то все плохо-плохо и организм перешел на детективы. Поскольку Маринину, Степанову и Михалкову я уже прочитала, Конан Дойль остался в далеком прошлом, а до Шиловой и Донцовой я еще не докатилась, читаю Екатерину Лесину. И вот чисто как автор детективов пишет она очень неплохо, разве что герои у нее сплошь бизнесмены. Нет в России, видно, врачей, учителей, военных, летчиков, шоферов. Все только торгуют. Но ладно, это я могу пережить. Плохо другое. Она специализируется на так называемом "детективе-артефакте". Это когда берется какая-то вымышленная вещь и описывается параллельно судьба этой вещи в прошлом и детективная история в настоящем. Ну, вот, к примеру, названия романов: "Тайная страсть Гойи", "Проклятая картина Крамского", "Алмазы Джека потрошителя" и пр.

аф.jpg

Так вот, когда я читаю про настоящее, все хорошо. Когда перехожу к прошлому, историк во мне начинает плакать кровавыми слезами. Ибо Лесина пишет о том, о чем не имеет ни малейшего понятия. В одной книге у нее братьев (русских дворян) зовут Франц и Ференц. Да, ни полраза не русское имя и вообще это одно и то же имя, просто немецкий и венгерский вариант. В другой дворянка днем идет гулять по окрестностям с голыми плечами, в помещичьем доме в середине XIX века топят камины, у дворовой девки есть "перспективы", а сын русского графа после смерти отца сам станет графом. Вот прям стесняюсь спросить: а сейчас-то он кто? Еще раз подчеркиваю: русского графа. Ибо во Франции сын графа - виконт. В третьей книге Врубель пьет лекарство, которое была получено в СССР в 1970-х годах, через 60 лет после смерти художника.
"Увы, это не способствовало сохранению Мишенькиного душевного равновесия. Его начали мучить головные боли, сильнейшие, которые он пытался скрыть от Надежды. Он принимал феназепам, поначалу в малых дозах, а после, потеряв всякую надежду, самолично дозу увеличивал, пока лекарство не стало ядом." Я, кстати, специально полюбопытствовала что именно принимал художник. Это был фенацетин. В четвертом романе французы в 1767 году используют метрическую систему, которую приняли лишь через четверть века, в 1792. "Мари Ребуль из Вейсейра, 19 лет, сказала, что этот же зверь напал на нее также в последний пост, и показала нам три раны, которые он нанёс ей на верхней части правой руки, и другую рану 16,2 см в длину, начиная с теменной кости до задней стороны щеки. Он откусил ей ухо. Её рана до сих пор не срослась." В пятом детективе герои времен салемских процессов (это, на минуточку, 1692-1693 гг.) используют револьверы и винтовки. Как? А вот так, попаданцы, наверное. При этом Лесина не имеет ни малейшего понятия о менталитете, поэтому нередко русские герои в том же XIX столетии обращаются друг к другу просто по имени. Отчество? Не, не слышали. Что интересно, вся эта информация отлично набирается, если читать книги. Да, вот те самые романы скучных русских писателей: Толстого, Пушкина, Тургенева, Некрасова. Можно даже не обязательно русских, та же Митчелл вполне подкована была в смысле менталитета. Но, видно, книги у нас читать не модно, модно их писать.

С ужасом думаю, что станут писать лет через 10 про наше время. Наверное, примерно так: "Наташа, учительница литературы, вышла из темного провала метро, села в свой черный мерседес и поехала на встречу с крестным отцам мафии. Одета она была в простой наряд классной дамы: конверсы, ливайсы и куртка-косуха. Макияж был скромным, а волосы покрашены всего в два цвета, малиновый и зеленый. Вдруг на светофоре к ней подбежал мальчик. Наташа узнала к нем своего ученика Игоря. "Наталка, чувиха, вылезай, мне с тобой поговорить надо!" - вежливо сказал Игорь. Наташа не могла себе позволить встретиться с учеником вне школы. Ведь по улицам ходили грозные представители страшной ювенальной юстиции и, если бы они увидели вместе взрослую женщину и подростка, это грозило бы ей полугодичным заключением. Кто знает, может, вот этот 40-летний старик старик с зелеными волосами, из них. Да, точно! Ведь он читает газету "Синяя звезда", а она, как известно, популярна только у летчиков. Дедушка же на пилотов был не похож. Те, гордясь своей кастой, напоказ носили USB-порты на затылке, выбривая голову. "Завтра в школе поговорим" - сказала Наташа. А сердце у нее так и обмерло. В школе, конечно, есть охранники и видеокамеры. Но ведь и там все можно повернуть так, что она окажется виновата..."

Date: 2021-04-16 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment), Образование (https://www.livejournal.com/category/obrazovanie?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-04-16 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] tambovwolf.livejournal.com
Про учительницу литературы хороший отрывок написали, Екатерина

Date: 2021-04-16 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. :)

Date: 2021-04-16 08:42 am (UTC)
From: [identity profile] major-p.livejournal.com
Если позволите, Екатерина, порекомендую исторические детективы В. Введенского, Н.Свечина и И.Погонина.

Date: 2021-04-16 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо, но нет. Тут я и вовсе по потолку бегать буду с воплями: "Все не так было!""

Date: 2021-04-16 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] major-p.livejournal.com
Ну, мне сложно судить, я не историк, но, по крайней мере, Николай работая над каждой книгой сначала работает в архивах, изучая документы, публикации, старые карты городов. Они втроем на основе архивов даже подготовили документальную книгу "Повседневная жизнь Санкт-Петербургской сыскной полиции". Конечно, ошибки случаются и у них, они сами это признают, но вот про откровенные ляпы мне неизвестно.

Date: 2021-04-16 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Яков, спасибо за рекомендацию. Я постараюсь объяснить свою позицию, только вы не обижайтесь, ладно? Если я захочу почитать остросюжетные книги событиях рубежа XIX-XX вв., я найду авторов той эпохи. Ибо это интересно, ты не только читаешь, но и набираешь определенную информацию по эпохе. Менталитет, быт, речь, все это подлинное. А гадать что знали или чего не знали авторы исторических детективов, - увольте. Я верю, что ваши писатели честно работали. И, возможно, их книги на 75, к примеру, процентов, исторически верны. Но 75 - не 100.

Лесину я читаю из-за современных частей ее книг. Вот они вполне на уровне и даже язык у автора неплохой.

Date: 2021-04-16 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] major-p.livejournal.com
Да, конечно, никаких обид :)

Date: 2021-04-16 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, смотрите. Открыла я книгу Введенского "Старосветсике убийцы". Действие происходит в первой трети XIX века.

Сначала мне резанула глаз огромная, просто космическая цена за книги. 40 рублей.

Потом один из героев упомянул ясли. Все бы хорошо, ясли для коней вполне были. Но он имел в виду детское дошкольное учреждение. которое появилось через 10-15 лет после событий в книге (в 1844 году) и то в Париже.

"Господин, одетый в зеленый уездный мундир, растительности не имел ни на лице, ни на голове, поэтому в свете прощального розового солнца его череп сиял, как рождественский шар". Рождественские шары появились в 1848 в Тюрингии. Действие в книге происходит на 15-20 лет раньше.

"– Княгиня, княгиня! А вдруг эту княгиню первый муж в борделе нашел? У французов и не такое случается! – прошептала на ухо Веригину Кусманская, как всегда, по-французски." Промах с точки зрения менталитета, ибо это крайне неприлично.

"Северский стрелял последним. Пять из пяти! Княгиня нежно поцеловала мужа, а потом чмокнула в макушку и присевшего пред нею Шулявского." И автор правда думает, что в 1830-х годах дамы в обществе так себя вели?

Уж про то, что в романе действует этнограф, а этнография как наука появилась только в середине XIX века, я вообще молчу. Также я не уверена, что в России в 1830-м употребляли слово "терапевт".

Сомневаюсь, что в сельской глубинке в ту пору в России знали блюдо "цыпленок табака".

Ну и так далее, я уж не буду дальше разбирать. Но тут явно анахронизм на анахронизме едет и им же погоняет. Мне оно надо?

Если что, я начинала как-то писать роман из альтернативной истории. Я проверяла каждое слово. Вот реально, каждый предмет, который использовался в романе, я проверила на момент появление. Каждое движение героев сделала сама, чтоб не было "Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня". Так что я представляю что это такое - писать исторический детектив. Первое, что от автора тут требуется, это знание эпохи. Второе - хороший русский язык и способность стилизации. А их тут нет.

(no subject)

From: [identity profile] major-p.livejournal.com - Date: 2021-04-16 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-16 02:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com - Date: 2021-04-16 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] major-p.livejournal.com - Date: 2021-04-16 05:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2021-04-19 07:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-19 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2021-04-19 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-19 07:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2021-04-19 08:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-19 08:46 am (UTC) - Expand

Date: 2021-04-16 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com
Шикарно написали.
А что касается детективов-артефактов, я понимаю, что это вроде Парнова с его Ларцами Марии Медичи и прочими Александрийскими геммами?
Edited Date: 2021-04-16 08:45 am (UTC)

Date: 2021-04-16 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да-да. Точно, именно так.

Date: 2021-04-16 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
(меланхолично)
- Не поручусь, но возможно что лет через двадцать-двадцать пять оно все так и будет.
Ибо:
"— Что, Петр, не видать еще? — спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.
Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать»."
И. С. Тургенев, "Отцы и дети".

Date: 2021-04-16 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] ruslan-rb-kg.livejournal.com
"В третьей книге Врубель пьет лекарство, которое была получено в СССР в 1970-х годах, через 60 лет после смерти художника."

Date: 2021-04-16 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ах, вон оно что, Семен Семеныч...

Date: 2021-04-16 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
"...в помещичьем доме в середине XIX века топят камины..."- а что с этим не так? Камины вроде штука достаточно древняя, и у богатых людей популярная?

Date: 2021-04-16 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В России печи были.

Date: 2021-04-16 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Интересно. Нет, у простого народа разумеется. Но неужели даже в богатых домах каминов не было? Как-то у меня "картинка не складывается", особенно с учётом моды у нашей аристократии на всё западное, в особенности французское. Ведь даже архитекторов из Европы возили, всевозможные дворцы-усадьбы строить.

Date: 2021-04-16 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вы мыслите категориями "аристократ, владелец 20 000 душ". Но даже у них камины были редко. Не наша вещь. Не для нашего климата. Вспомните питерские дворцы, там же печи-голландки повсюду. А тем более, тут речь идет о небольшом имении.

Date: 2021-04-16 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Да, как говаривала моя давно покойная прабабка - "век живи, век учись и дураком помрёшь". В жизни не посчитал бы упоминание о наличии камина в доме помещика 19-го века чем-то неправдоподобным. А оно вон как оказывается!

Date: 2021-04-16 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Климат не тот. :) Тем более полтора века назад.

(no subject)

From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com - Date: 2021-04-16 03:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-16 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-16 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abmtm001.livejournal.com - Date: 2021-04-16 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-16 06:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-04-19 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Камин как отопительный прибор по эффективности примерно равен "буржуйке" в брезентовой палатке - пока дрова горят - тепло, как только прогорели - холодно. :) Чисто эстетическая вещь - смотреть на горящий огонь.

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-04-19 07:42 am (UTC) - Expand

Date: 2021-04-16 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Если интересно, то вот я как-то писала о росийском дворянстве. Там и о том, как жили, есть, и информацию по количество душ у помещиков.
https://catherine-catty.livejournal.com/136173.html

Date: 2021-04-16 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Благодарю! Интересные подробности. Как-то о таком особо и не задумывался - всегда полагал что бедный рыцарь без гроша в кармане это что-то из средневековой Европы, а у нас уж если барин, так барин.

Date: 2021-04-16 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я полагаю, тут ноги растут из советской школы. У меня в детстве лет в 10-12 было представление, что в России были только либо баре, либо крепостные. То, что там было до хрена других сословий, сообщалось в школе весьма опосредованно. Настолько, что я при изучениии "Гробовщика" Пушкина ломала себе голову: кто же эти герои? Ведь, вроде, не помещики, но и не крепостные. Про мещан у нас мало знали. На том, что к 1861 год крепостными в России была примерно треть населения, тоже внимание особо не акцентировали, говорили об угнетении и все такое. Кстати, то, что "Бедная Лиза" Карамзина, безусловно, крестьянка, только вот не крепостная, тоже мало кто понимал. На мой взгляд, нас просто очень однобоко учили в школе. Я-то эпохой интересуюсь и поэтому знаю что и как.

(no subject)

From: [identity profile] Ольга Мариничева - Date: 2021-05-05 04:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-05-05 06:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2021-05-06 09:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-05-06 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2021-05-06 11:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-05-06 04:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2021-05-05 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
С учётом того, что в России майората практически не было, при наследовании поместья делили на части по числу наследников - всё российское дворянство очень быстро становилось мелкопоместным - за редкими исключениями :)

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-05-05 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2021-05-06 08:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-05-06 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2021-05-06 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2021-05-06 09:00 am (UTC) - Expand

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 01:29 am
Powered by Dreamwidth Studios