catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
Вот здесь можно прочитать статью Д. Монтян-Панькув, которая изучала биографию Сат-Ока (мои ровесники поймут).

об.jpg

Основные тезисы:

- Станислав Суплатович не был сыном индейского вождя Высокого Орла. Его мать, Станислава Суплатович, никогда не добиралась до Канады.
- Станислава Суплатович не была революционеркой, сосланной царизмом в Сибирь. В Сибирь она отправилась добровольно вслед за мужем, Леоном Суплатовичем, сосланным царскими властями за антигосударственную деятельность. Возможно, они вообще не были биологическими родителями Сат-Ока.
- В 1932-1939 гг. Станислав Суплатович ходил в начальную школу в Радоме, а вовсе не проводил детство среди индейцев в Канаде.
- Издавая свои наиболее известные книги о индейцах, Сат-Ок имел соавторов, которые во многом были причиной его литературных успехов. И наверняка свою первую повесть, «Земля Солёных Скал», он написал не самостоятельно.

Вот здесь [livejournal.com profile] kiowa_mike разбирает текст книги "Земля соленых скал" и делает вывод: автор никогда в Канаде не был.

Выводы неутешительны. Сат-Ок совершил откровенный подлог, но и в Польской Народной Республики, и в СССР издавали его книги и хвалили автора. Почему? Он писал идеологически выдержанные вещи. В комментариях многие пишут: "Что вы придираетесь, это же художественная литература для детей." Не совсем так. Это было подано как воспоминания или биография. Кроме того, врать не надо даже детям. Потому что в детстве мы зачастую берем информацию из романов. А выросшие читатели Сат-Ока так и будут уверены, что канадские индейцы в 1930-х на мустангах ездили и из лука стреляли.

Date: 2021-01-24 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-01-24 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] nocom-ru.livejournal.com
Хотя Лондон не выдавал "Смока и Малыша" за биографию, но так же допускал грубые ошибки, - однако ж это не мешало детям изучать быт американского Севера по его книгам. Понимание приходит с возрастом.

Date: 2021-01-24 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Только вот Лондон на Аляске был. И знал о чем пишет. В отличие от.

Отдельные ляпы и развесистая клюква - это две большие разницы.
Edited Date: 2021-01-24 02:29 pm (UTC)

Date: 2021-01-24 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] nocom-ru.livejournal.com
То, что его книг не разбирал камрад Кречмар, не делает ляпы менее вопиющими, а произведения - менее художественными.
Иногда книга - всего лишь книга.

Date: 2021-01-24 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Еще раз: отдельные ляпы и откровенное вранье в виде развесистой улюквы - две большие разницы.

Date: 2021-01-24 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nocom-ru.livejournal.com
Иногда книга - всего лишь книга. Иначе используя более-менее строгие критерии истинности, большую часть современной литературы пришлось бы заклеймить подобным же образом: от "космических опер" и приключенческих романов до "Трех мушкетеров".

Date: 2021-01-24 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Но эта книга была заявлена как автоб иографическая. Помнится, Дюма не утверждал, что "Три мушкетера" - его точная биография.

Вы действительно разницйы не видите между биографией/воспоминаниями и романом? Вобще никакой?

Date: 2021-01-24 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] nocom-ru.livejournal.com
Вижу. Оттого и могу наслаждаться серией "автобиографических" романов Кастанеды будучи материалистом и зная реалии мексиканской истории.

P.S. Вообще, хорошая критика лишь придает литературе деталей и красок. Порою, критикуемая литература оказывается лишь необязательным приложением к критике, - как в нашем случае: по мне, малоизвестный польский писатель хорош уже тем, что уважаемый Михаил Кречмар написал интересный пост.

Date: 2021-01-24 02:20 pm (UTC)
From: [identity profile] jopp.livejournal.com
Да, всем, кому нужно докопаться до правды, этот факт известен. Так же как Арчибальд Стэнсфелд Билэйни (Серая Сова), что писал про быт аборигенов Северной Америки с позиции индейца, вовсе не был ни аборигеном, ни, даже, не жил толком среди таковых. Примечательно, что Суплатович "перехватил" эстафету у Билэйни. Возможно, прочитал?
А книги в младшем школьном возрасте читались забавно! Литературная мистификация... Знаете: я в 2007, когда впервые вышел в Инет, писал массу постов, но, в силу некоторых обстоятельств, не хотел подписываться своим настоящим именем. Я придумал себе псевдоним, потом пришлось (в ответ на вопросы) придумать биографию. И -- персонаж начал жить своей собственной жизнью! Может и Суплатович так же запутался? Кроме того, не стоит забывать, что в Последнюю войну Суплатович воевал в составе Армии Крайовой, что не приветствовалось в социалистической Польше, может быть мистификация была вызвана какой-то необходимостью подправить биографию?

Date: 2021-01-24 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Полагаю, вы все же биографию персонажа отдельной книгой не издавали и за собственную биографию не выдавали. :)

Date: 2021-01-24 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] jopp.livejournal.com
:-) Нет, чисто литературная мистификация. Типа Стендалевских (вот уж кто был мастером мистификаций!).

Date: 2021-01-24 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Так это не страшно. :) Это совсем другое дело.

Date: 2021-02-06 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Но о том, что "Серая Сова" никакой не индеец, говорилось открытым текстом даже в предисловиях к детским книжкам и в одноименной повести Пришвина. Это жена у него была индеанка. С Дж. Шульцем то же самое.

Date: 2021-02-06 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
а при чем тут Серая Сова и Шульц, если речь идет о Сат-Оке?

Date: 2021-02-06 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Действительно, ни к чему, просто комментатор выше вспомнил о Серой Сове, вдобавок эти авторы, действительно знавшие жизнь индейцев не по "книжкам", не допускали таких диких ляпов. А с Суплатовичем и впрямь нехорошая история, многие верили в эту мистификацию. Но если биография его матери, подробно описанная Внуковым вызывает вопросы, интересно, насколько реальны биографии его отца, который все же вроде был реальной исторической личностью, не говоря о брате с сестрой (помнится, Внуков ссылался на американские газеты, где упоминалось о Танто и Тинагет)?

Date: 2021-02-06 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, действительно, вы отвечали на комментарий. Я читала комментарии не из почты, а в сообщениях, там этого видно не было.

Вот зачем надо было так врать, никак не пойму. Ну, напиши: "роман". А так...

Все нормально

Date: 2021-02-06 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Читала эту дилогию лет в 10-11, уже после Купера, Шульца и других, но как-то не осознавала, что действие происходит в 1900-1930-е годы, почему-то казалось, что Высокое Перо и его соплеменники - современники если не Натти Бампо и его друзей, то, по крайней мере, героев Майн-Рида. Но история получилась отменная, почище, чем у Толкина, не говоря об "Гузле" и прочих несомненных мистификациях.

Re: Все нормально

Date: 2021-02-06 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Проблема в том, то в детстве над релиями и датами не задумываешься, но запоминаешь. Хорошо, если что-то во взрослом возрасте осознает, что читал отменную хрень. А если нет и будет жить, веря в мустангов и луки в 1930-х?

Re: Все нормально

Date: 2021-02-06 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
Хотя, впрочем, сейчас вспомнила, тогда казалось, что шеванезы Сат-Ока деградировали до лука и стрел и прочего именно потому, что их жестко прессовали "белые" вроде Белой Змеи и других гадов. Почему бы и нет, если что-то подобное было в реальности с аборигенами Австралии (там, правда, причины того, что к моменту открытия Австралии они "спустились" чуть не в палеолит, были другие). Но то, что Станислава должна была натолкнуться на какое-либо из поселений "белых", не приходило в голову: кто в пятом классе изучает карту Канады столетней давности, тем более - ее историю (сами канадцы не в счет)?

Date: 2021-02-06 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] jopp.livejournal.com
Верно. Но начинал он именно с подлога, выдавая себя за аборигена, просто похоже немножко.

Date: 2021-02-06 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] Ольга Мариничева (from livejournal.com)
?! "Он" - это кто?

Date: 2021-01-24 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] nataliambra.livejournal.com
Какое разочарование! В детстве это была одна из моих самых любимых книг, хоть я и девочка. И я верила, что всё, что там происходило было по-настоящему. Впрочем, всё равно книга написана с большим знанием материала, мне кажется. Удивлена, что кто-то ещё знаком с этой книгой, т.к. из моих знакомых никто о ней не слышал. Та же самая история меня постигла с книгой Джоан Лоуэлл "Дитя морей", которая выдавалась за подлинную биографию, но оказалась частичной фикцией. Но написана очень правдоподобно, со знанием морской специфики.

Date: 2021-01-24 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В том-то и проблема, что книга написана халтурно. И писал не Сат-Ок, и материал автор не знал.

Date: 2021-01-24 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dannallar.livejournal.com
Честно говоря, не читал.
Но прочти после Фенимора Купера, сильно бы удивился - откуда в тамошней тайге мустанги?

Date: 2021-01-24 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я читала в глубоком детстве. Поэтому я не помню ничего, вот только помню, что меня жутко удивляли светлые глаза и волосы у ГГ. Темный цвет доминантный.

Date: 2021-01-24 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
любопытный персонаж, я про него и не слышал даже.

Date: 2021-01-24 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ты индейцами не увлекался?

Я его книги в детстве любила. И на тебе...

Date: 2021-01-25 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
Увлекался, почему же. Купер, Верная Рука друг индейцев и всё такое. Научпоп какой-то даже читал. А про этого не слышал почему-то, ни в школе, нигде. Самому странно :)

Date: 2021-01-25 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, тогда - загадка.

Date: 2021-01-25 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
перевели, издали, и лишь потом поняли, что он аковец и быстро почикали весь тираж... шутка, естественно.

чем-то напоминает историю Карла Мая, тоже тот еще мистификатор был.

Date: 2021-01-25 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не, ему приписали членство в Армии Людовой.

Май все же не утверждал, что он индеец.

Date: 2021-01-25 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
Ну да, Людова-Крайова - что те пшеки что эти...

Ооо, если бы он еще и это утверждал...

Date: 2021-01-25 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, это для нас. А для них-то - две большие разницы. :)

Господи, как хорошо говорить с человеком, который знает что такое АК и АЛ. Потому что в целом у людей с историей плохо. Моя коллега долго ругалась на учительницу дочери. Мол почему она, дура такая, не покажет детям фильм "Унесенные ветром". Это было бы хорошей иллюстрацией к материалу. На уроке изучали войну за независимость США...

Date: 2021-01-25 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
ну, война за независимость конфедерации - тоже своего рода война за независимость штатов же, чо придираесся ))) проигранная правда, но какая разница...

в конце прошлого века, в первой своей газете пошел я как-то в школу с опросом что дети знают про ВОВ. Класс попался за год до изучения ВОВ - чего только они мне там ни понаписали. запомнилось, что кто-то среди союзников Гитлера назвал Австро-Венгрию, а еще один школьник ничтоже сумняшеся написал: "Евреи - союзники фашистов"...

Date: 2021-01-25 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну да, плюс/минус 85 лет, вааще не проблема. :)

"Евреи - союзники фашистов" - это круто.

Date: 2021-01-25 10:56 pm (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
> "Евреи - союзники фашистов" - это круто.

К слову, в своё время я был реально в шоке, когда узнал, что они друг друга, мягко сказать, не очень любили. :D

Date: 2021-01-26 05:10 am (UTC)
From: [identity profile] mustang-shelby.livejournal.com
да. практически вместе в геноциде участвовали, только по разные стороны. дети, чо. это 99 год был, война уже для них мало чем от куликовской битвы отличалась.

Date: 2021-01-24 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] lizardian.livejournal.com
Как много поляков среди индейцев:
В трилогии ("Остров Робинзона", "Ориноко", "Белый Ягуар") польского писателя и путешественника Аркадия Фидлера рассказывается о судьбе потомка польских переселенцев, который, спасаясь от гнева английских лордов, бежит из Северной Америки и попадает на необитаемый остров Карибского моря, а затем в племя южноамериканских индейцев-араваков и возглавляет их борьбу против испанских, английских и голландских завоевателей.

Date: 2021-01-24 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
У Фидлера все же роман, он себя за индейца не выдавал.
А так можно и Нах'тах ни йез'зи вспомнить. :)

Date: 2021-01-31 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] fisherjohn.livejournal.com
Забавно, с величайшим удовольствием читал в детстве две повести Сат-Ока про индейцев, "Таинственные следы" и "Землю Соленых скал", но ничем подобным "канадские индейцы в 1930-х на мустангах ездили и из лука стреляли" ни разу не болел. :) Единственно, нежными чувствам к коренным народам Северной Америки проникся. Наверное это тоже плохо, раз автор не святым оказался? :)
Edited Date: 2021-01-31 09:53 am (UTC)

Date: 2021-01-31 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Действительно забавно: речь идет не о том, святой ли автор, тут всем фиолетово. А о крупной подделке, которю пропагандировали как в ПНР, так и в СССР.

Извините за резкость, зря я на вас так. Сожалею.
Edited Date: 2021-01-31 05:44 pm (UTC)

Date: 2021-02-05 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] fisherjohn.livejournal.com
Ну, хорошо то, что хорошо кончается. )

Date: 2021-02-05 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Еще раз извините. :)

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 03:06 am
Powered by Dreamwidth Studios