catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
Ну, наверное, многие уже обратили внимание на то, что в 1940-1950-х вся техника у французов имела имена собственные. Не знаю, как там обстояло дело дальше, а в этот период - точно. Почему? Как я понимаю, либо тут имеется в виду традиция, пришедшая из кавалерии, либо делали это потому, что имена собственные запоминать легче, чем номера (спасибо Тимофею Копылову за идею). Вот что пишет подполковник де Клерк о 2 Драгунском полку:

Торжественное построение в Дижоне. Де Латтр проходит мимо истребителя танков из 2 Драгунского полка. Сентябрь 1944.
Торж постр в Дижоне Де латтр перед истр танков из 2 драг сент 1944.jpg
Как видно, истребители танков, как и танки, называли по достопримечательностям Парижа. Этот зовется "Нотр-Дам де Виктуар".

"31 мая подполковник Деметц принял командование полком. Полковник, специалист по бронетанковой технике, отлично разбирался в том, как ухаживать за техникой и как обращаться с экипажами. И ночью, и днем он усиленно изучал устав своего полка, и 2 Драгунский воистину возродился. Деметц упорно вдалбливал в головы своих солдат любовь к технике. Поскольку как кавалериста судят по тому, как он ухаживает за своей лошадью, так и ценность экипажа определяют по тому, как они ухаживают за своим танком.
Так, чтобы одушевить технику в глазах людей, полковник дал имя каждому танку, мотоциклу, каждому транспортному средству.
Поскольку наш полк в 1939 стоял гарнизоном в Париже, то именно названия ее достопримечательностей были взяты для наименования средств передвижения 2 Драгунского.

Бронемашину полковника назвали "Парижем" (логично, да? -К-К).
36 танков получили имена достопримечательностей столицы ("Лувр", "Собор парижской богоматери", "Триумфальная арка", "Сент-Шапель") и пр.
20 бронеавтомобилей получили названия кварталов Парижа: "Остров святого Людовика", "Пасси", "Елисейские поля" и пр.
Джипы - имена площадей, улиц и станций метро ("Альма-Морсо", "Бастилия", "Рю де ла Пэ" и пр.)
Полугусеничные автомобили назвали именами стадионов и велодромов ("Пар-де-Пренс", "Буффало", "Вель д`Ив (Vélodrome d'Hiver -К-К) и пр.)
Мотоциклы именовали как "Табарен", "Максим" и прочие ночные клубы и театры.
Грузовики получили имена пригородов Парижа ("Пантен", "Бийянкур", Сюрен")

Торжественное построение в Дижоне. Де Латтр поздравляет командира бронеавтомобиля из 2 Драгунского полка. Сентябрь 1944. Жак Белен
Торж постр в Дижоне Де латтр поздр ком бронеавт из 2 драг сент 1944 Жак Белен.jpg
Как видите, бронеавтомобиль зовется "Елисейские поля", как и писал де Клерк.

Так люди взяли с собой в бой весь Париж. Они очистили его от позора оккупации боевой славой".

Желающие могут прочитать статью де Клерка целиком, там в конце роспись техники с названиями есть: https://www.chars-francais.net/2015/index.php/journaux-de-marche/liste-des-journaux/28-documentation/jmo-historiques/1601-1944-2e-regiment-de-dragons-historique?showall=

P.S. Де Клерк один раз назвал Деметца подполковника, а потом именует полковником. Это нормально. Более того, при обращении к подполковнику говорят: "полковник", равно как при обращению к лейтенанту, аспиранту и в некоторых случаях к старшему аджюдану ИЛ говорят "лейтенант".

Фотографии с сайта http://archives.ecpad.

Date: 2020-12-21 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2020-12-21 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
История, козлик.

Date: 2020-12-21 08:44 am (UTC)

Date: 2020-12-21 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] captain-black.livejournal.com
Катерина, приветствую.
Если посмотришь на современные парады, проходящие к Дню взятия Бастилии, то увидишь, что на танках, по крайней мере, эта традиция продолжает жить.

Date: 2020-12-21 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо. Значит, традиция продолжается.

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] captain-black.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:40 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] mikle97.livejournal.com
>делали это потому, что имена собственные запоминать легче, чем номера

Спорное преимущество. Насколько знаю, по тактическому номеру было легко сразу определить принадлежность танка соответствующему подразделению полка, что существенно облегчало управление подразделением для командира

Условно, танк с номером 123 - это третий танк 2-й роты 1-го батальона данного полка. И не надо командиру помнить имена собственные всех танков полка и каким ротам и батальонам они принадлежат

Date: 2020-12-21 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, не знаю...

Date: 2020-12-21 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Здесь, скорее, надо отметить, что разным людям проще запоминать разное - я, например, с большим трудом запоминаю имена собственные, а вот номера - легко (проф. деформация, постоянно работал с номерами, состоящими из трёх-пяти цифр префикса, семизначной основной части и, опционально, пары-тройки цифр индекса). Что уж говорить о людях минувших эпох с другим образованием - то же пресловутое "сено" от "соломы" я влёт не отличу.

Система в наименовании в описанном случае, определённо, имелась - подозреваю, машины одного подразделения могли называться объектами, расположенными в одном районе - командир 2-го драгунского Париж явно знал хорошо и специально запоминать названия ему не приходилось.

Несколько сомнительно удобство пользования длинным позывным в радиообмене - как разборчиво произнести "Нотр-Дам де Виктуар" в забитый помехами эфир? Но справлялись, как видим.

Date: 2020-12-21 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] mikle97.livejournal.com
>Несколько сомнительно удобство пользования длинным позывным в радиообмене - как разборчиво произнести "Нотр-Дам де Виктуар" в забитый помехами эфир?

Да и не только это. А правильно прочитать длинное имя в сложных условиях (пыль, дым)? Да в движении, да через бинокль или прибор наблюдения (поле зрения ограничено). Три цифры думаю, все же легче прочесть и написать их можно крупнее чем champs elysees

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-21 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mikle97.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-21 10:58 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-22 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
А вот с этим у французов всё было непросто, но всё же система. Вот цитата(честно, не помню откуда я её свистнул, надо было для работы):
"... В 1918 г. в штурмовой артиллерии установилась система обозначения подразделений определенными значками и цветом. Значки наносили на бортах ближе к корме.
Батальоны внутри танкового полка имели для значков цвета:
1-й — голубой,
2-й — красный,
3-й — желтый.
Роты в батальоне различались геометрическими фигурами:
1-я - круг диаметром 350 мм,
2-я — квадрат со стороной 300 мм,
3-я — треугольник высотой 450 мм.
Взводы внутри роты различались обозначением карточной масти («тузами»), вписанным в соответствующую геометрическую фигуру.
1-й — пики,
2-й — черви,
3-й — бубны,
4-й — трефы.
Так, красные трефы в белом треугольнике нес «Рено» 4-го взвода 3-й роты (AS 315 по сквозной нумерации подразделений) 2-го батальона (5 BCL по сквозной нумерации) 502-го полка штурмовой артиллерии; голубые черви в белом круге — 2-й взвод 1-й роты 1-го батальона 505-го полка (эти танки, кстати, были первыми, переданными Польше). Подобная традиция сохранялась во французских танковых частях до Второй мировой войны. Поскольку танки распределялись подразделениями, принадлежность к полкам специально не обозначалась.
Пулеметные танки во взводах «Рено» FT несли голубой флажок (вымпел) на колпаке башни, пушечные — красный. Это позволяло пехотинцам различать их и знать, какую поддержку они могут ожидать. ..."
Как минимум в урезанном виде подобная система обозначений сохранилась ещё ко временам Индокитайской войны - на нескольких фото на башнях танков видны "черви" в квадратах.

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-22 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф - Date: 2020-12-22 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-22 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-22 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-22 10:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф - Date: 2020-12-22 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-22 11:05 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 09:23 am (UTC)
bisey: (Default)
From: [personal profile] bisey
*** P.S. Де Клерк один раз назвал Деметца подполковника, а потом именует полковником. Это нормально. Более того, при обращении к подполковнику говорят: "полковник", равно как при обращению к лейтенанту, аспиранту и в некоторых случаях к старшему аджюдану ИЛ говорят "лейтенант".

Читал когда-то повесть о Великой Отечественной, не помню автора, но он вроде бы из реально воевавших людей. И в книге его герой, служивший в артиллерии, когда надо было задобрить командира дивизиона, обращался к нему: "Товарищ комдив". "Тонкая военная лесть" :)

Date: 2020-12-21 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Нет, там не лесть, там традиция. Равно как и в царской армии к подполковнику обращались "полковник", к подпоручику - "поручик".

(no subject)

From: [identity profile] Арлина Кинсель - Date: 2020-12-21 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-21 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Арлина Кинсель - Date: 2020-12-21 10:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mikle97.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-21 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-21 11:03 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] lizardian.livejournal.com
Я читал, что в Первую мировую танки считались "сухопутными кораблями", и поэтому у всех стран танки имели имена.
У британцев они даже имели перед именем сокращение HMLS (Её Величества сухопутный корабль), аналог флотского HMS (Её Величества корабль).

Date: 2020-12-21 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Логично. :) Серьезная техника же.

Date: 2020-12-21 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] maxdianov.livejournal.com

Должен заметить, что у них и все башни (даже среднего калибра) на крупных кораблях имели имена собственные. Так как флот традиции брал явно не из кавалерии, даже затрудняюсь в чем здесь дело было))

Date: 2020-12-21 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Прикольно! Чего только в жизни не бывает.

Date: 2020-12-21 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
А названия башен - не просто фонетизация букв алфавита типа Харитон, Ульяна?

(no subject)

From: [identity profile] maxdianov.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимофей Копылов - Date: 2020-12-21 10:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-21 10:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Арлина Кинсель - Date: 2020-12-21 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-21 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Буянов - Date: 2020-12-26 08:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-26 08:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Буянов - Date: 2020-12-26 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-26 08:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Буянов - Date: 2020-12-26 09:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-26 09:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-26 09:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Буянов - Date: 2020-12-26 08:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-26 08:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Дмитрий Буянов - Date: 2020-12-26 08:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-26 08:56 am (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] captain-black.livejournal.com
Нет, Катерина.
С названиями артустановок <в наши дни> на боевых кораблях - погорячился.
Просто много раз видел эти латунные таблички (как на прилагаемом фото - Patrie) возле артиллерийских башен кораблей современного флота.

А вон оно, чо©️

“(ц) À cette époque, la devise "Honneur-Patrie" est inscrite sur des plaques scellées réglementairement aux parois les plus nobles des bâtiments. "Honneur" et "Patrie" trouvent leur place à l’avant du bateau. "Valeur" et "Discipline" viendront les compléter vers les années 1890 pour composer la devise qui unit aujourd'hui la Marine nationale. Sur les bâtiments actuels la devise apparaît le plus souvent près de la passerelle, siège du commandement.”

3-EEDDF82-CF49-4-B6-E-BA15-3-A74-F1-FD0003 C2670-EBC-C5-E2-41-B8-AC56-6-F2-E232-CF8-C5
Edited Date: 2020-12-21 04:03 pm (UTC)

Date: 2020-12-21 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А-а-а-а-а!!! Спасибище. Я с этим "Патри" всю голову сломала. Обрыла весь интернет в поисках корабля с таким названием, доставлявшего солдат в Египет в 1956.

(no subject)

From: [identity profile] captain-black.livejournal.com - Date: 2020-12-21 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2020-12-21 04:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-12-21 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] captain-black.livejournal.com
Завершаю )

37-A46-E07-C339-4-ECA-BA0-B-EA23815-CCB10 C8-D891-C8-ECE9-479-F-840-C-7046-E78-C4792

Date: 2020-12-22 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
В именах собственных бронетехники часто соблюдалось ещё одно правило - все машины одного подразделения имели имена собственные, начинающиеся с одной буквы - "Dingo", "Duroc", "Don Quixote", "D'Arc II".
Конечно, в Дьен Бьен Фу, в 3 EM/1 RCC на это правило "забили" и назвали свои танки кто во что горазд. Но там была "сборная солянка" из машин и экипажей двух полков.

Date: 2020-12-23 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Спасибо! С интересом прочитал и статью и комментарии.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 07:44 am
Powered by Dreamwidth Studios