catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
«Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант князь Михаил Семенович сын Воронцов, главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом, наместник Кавказский, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор. Семидесяти четырех лет (родился 1782 года 19 мая). Из российских дворян, православного исповедания. Кавалер орденов Российских Св. Андрея Первозванного, алмазами украшенного, Св. Александра Невского, алмазами украшенного, Св. Великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса большого креста, 3 и 4 степеней, Св. Владимира 1, 2, 3 и 4 степени, Св. Анны 1-й степени с алмазными украшениями и 3-й степени, золотого Базарджикского креста; иностранных: Французского Св. Людовика, Английского Бани, Ганноверского Гвельфов, Шведских Серафимов и Меча, Прусских Черного и Красного Орла, Сардинского Св. Маврикия и Лазаря, Греческого Спасителя 1-х степеней; Австрийских Св. Стефана 1-й степени и Марии Терезии 3-го класса, Турецкого Нишана-Ифтигара, алмазами украшенного. Имеет портреты алмазами украшенные: Его Величества Государя Императора Николая Павловича, султана Турецкого Абдул-Медшида на золотой цепи и шаха Персидского Магомеда на голубой ленте чрез плечо; золотые шпаги, украшенные брильянтами, одну с надписью "за храбрость", другую с надписью "за взятие Варны"; три серебряные медали: в память 1812 года, за взятие Парижа, за Турецкую войну 1828 и 1829 годов, золотую медаль за прекращение чумы в Одессе 1837 года, бронзовую медаль в память восточной войны 1853—56 года, и знак отличия беспорочной службы за XXX лет»

Это послужной список Михаила Семеновича Воронцова, которого я безмерно уважаю. Чтобы и широкой публике было понятно, кто это такой, скажу: тот самый человек, которого Пушкин назвал "полуподлецом". Нет, я конечно понимаю, что Александр Сергеевич - солнце нашей поэзии и все такое. Но неужели можно разом зачеркнуть все заслуги Воронцова перед Россией из-за одной мерзкой клеветнической эпиграммы? А именно так было сделано в СССР.

Сегодня хочу показать портреты Воронцова с детства и до глубокой старости (Интересно смотреть, как меняются черты лица, как мальчик становится юношей, мужчиной, стариком.) и привести мнения современников об этом человеке.

Воронцов М.С. 1780-е. Неизвестный художник.


«Мишенька и Катенька». Воронцов М.С. и Воронцова Е.С. (брат и сестра) 1786. Гравюра Уотсона по оригиналу Косвея.

Вот интересно: на Западе в ту пору было принято в раннем детстве одевать мальчиков в платья. На гравюре Мише 4 года, но он носит штаны. Судя по портретам великих князей, они тоже в юбках не ходили. Вывод? В России мы, как обычно, пошли своим путем?

Воронцовы С.Р., М.С., Е.С. 1791. Гуттенбрунн


"Ты не можешь себе представить, как я счастлив своими детьми. Я никогда не видел таких жизнерадостных, милых и послушных детей. Ими восхищаются все, кто их знает. Король, королева и принцессы, которых они посещали два раза, поют им дифирамбы; все знакомые мне дамы умоляют, чтобы я отпустил их к ним. Они совершают больше визитов, чем я сам; они уже начали болтать по-английски и понимают все, что им говорят. Мишенька очень хорошо читает по-русски, он этому выучился незаметно, болтая со мной, священником и г-ном Лизакевичем. Я не учу его писать, потому что ни я, ни кто-либо в доме этим хорошо не владеет, а я не хочу, чтобы у него был такой же скверный почерк, как у его отца, дедушки и дорогого дядюшки. Через год я найму ему учителя английского письма, а когда он выучится хорошо выводить буквы, тогда я заставлю его срисовывать буквы русские" (Из письма С.Р.Воронцова брату, 1787 г.)
Отец М.С.Воронцова был русский послом при английском дворе. Михаил младенцем был увезен в Англию. Россию он впервые увидел в 19 лет. Что не помешало ему быть истинным патриотом.

Воронцов М.С. 1800-е. Неизвестный художник.


«Не полагал я никак пережить судороги России и начать счастливую эпоху утешением, увидев твоего премилого сына. Не могу изобразить того, с коликим чувством зрю в нем образ и душу твою: капля с каплей воды не больше имеют сходства, как он в твоей молодости. Чем больше познаю его, больше удостоверяюсь в том, что ты отец пресчастливейший. Брат твой весьма любуется им, и всяк, кто его видит, не обинуется сказать: вот образец воспитания! Кроме прочего, и то при¬ятно в нем, что, вывезен будучи грудным младенцем из России, говорит и чисто, и свободно Русским языком, как бы вырос на Руси» (Из письма П.В.Завадовского С.Р.Воронцову, 1801 г.).

«После праздников коронации, которые были веселы, великолепны и блестящи, я возвратился в Вену. Государь желал, чтобы, по примеру Воронцова, Нарышкина и других товарищей, я снова поступил в гвардию, жертвуя чином д. с. советника и камергерством.» (Записки Рибопьера)
Досаду Рибопьера понять можно. Воронцов, имея чин камергера, мог выйти полковником в гвардию или генерал-майором в армию. Михаил попросил присвоить ему звание гвардейского поручика. Император, подумав, решил, что этот здравая мысль и тем, кто позже желал сменить придворную службу на армейскую, разрешал переводиться только в обер-офицерские чины, то есть, не выше капитана.

Воронцов М.С. 1812. Молинари


Воронцов М.С. Сент-Обен. 1812-1815.


Воронцов М.С. 1810-е. Гравюра Шифляра (возможно).


Воронцов М.С. 1810-е.


«Мы уже рассказали, как французы, сначала застенчиво выказываясь из лесов,
наконец вынырнули и понеслись на реданты. Но там был Воронцов, генерал
молодой, знатный, мужественный; он покорял сердца своих сослуживцев и не
хотел дать неприятелю покорить вверенные защите его укрепления. Пехота и
артиллерия русская, молча, остолбенев, но взводя курки и подняв фитили,
выжидали приближения французов. Страшно идти на неприятеля, который не
стреляет!.. Но французы шли... Русская линия брызнула им прямо в лицо целым
дождем пуль и картечи!.. Французы облились кровью и не остановились. Как
бешеные, кинулись они в промежутки редантов и захватили второй из трех!..
Сводные воронцовские батальоны, слушая голос любимого генерала, сжимались в
колонны и кидались на неприятеля с штыком и прикладом.» (Ф. Глинка Очерки Бородинского сражения)
Сводная гренадерская дивизия Воронцова защищала Багратионовы флеши. В этой битве Воронцов был ранен.

Воронцов М.С. 1813. Гравюра


Воронцов М.С. 1812-1815. Сент-Обен.


Воронцов М.С. 1817. Гравюра С.Ж. Ле Гро по оригиналу Изабе. Университет Брауна.

Что-то кажется мне, что специалисты в библиотеке Университета Брауна ошиблись и это гравюра по рисунку Сент-Обена.

Воронцов М.С. 1 четверть XIX века. Гравюра Гюбера.


«Наш твердый Воронцов, хвала!
О други, сколь смутилась
Вся рать славян, когда стрела
В бесстрашного вонзилась,
Когда полмертв, окровавлен,
С потухшими очами
Он на щите был изнесен
За ратный строй друзьями.
Смотрите... язвой роковой
К постеле пригвожденный,
Он страждет, братскою толпой
Увечных окруженный.

Ему возглавье бранный щит;
Незыблемый в мученье,
Он с ясным взором говорит:
" Друзья, бедам презренье!"
И в их сердцах героя речь
Веселье пробуждает,
И, оживясь, до полы меч
Рука их обнажает.
Спеши ж, о витязь наш! воспрянь;
Уж ангел истребленья
Горе поднял ужасну длань,
И близок час отмщенья.»
(В.А. Жуковский Певец во стане русских воинов)


«Твоя деревня превратилась в приют для храбрецов, ты, должно быть, весьма счастлив, что можешь принимать их у себя и заботиться о них. Твой человек в подробностях рассказал мне об этом госпитале, о ваших ужинах, ваших шутках и ваших ранах; но, друг мой, этак твои длинные ноги никогда не заживут да вдобавок занесут тебя в самую гущу треволнений и опасностей.» (Письмо А.Х. Бенкендорфа М.С.Воронцову, 1812)
Прибыв в Москву, Воронцов увидел, что его имущество нагружено на телеги и готово к отправке. Он приказал бросить вещи и посадить на телеги раненых. Несколько месяцев в его владимирском имении на лечении и полном обеспечении хозяина находилось 300 солдат и 50 офицеров.

Воронцов М.С. 1818-1819. Рокштуль. Исторический музей.


«Воронцова не было; он только что уехал в Аахен, и дня через четыре ожидали его обратно. И здесь еще не место говорить об этом человеке, который на судьбу мою имел такое великое влияние. Надобно, однако же, предполагать в нем нечто необычайное, покоряющее ему людей, несмотря на все его слабости. Мобеж был полон его имени, оно произносилось на каждом шагу и через каждые пять минут. Он составил дружину из преданных ему душою, окружающих его людей. Для них имел он непогрешимость папы; он не мог сделать ничего несправедливого или неискусного, ничего сказать неуместного; беспрестанно грешили они против заповеди, которая говорит: не сотвори себе кумира. Не быв царем, вечно слышал он около себя лесть, только чистосердечную, энтузиазмом к нему произведенную. Оттого привычка быть обожаемым обратилась у него в потребность; он стал веровать только в себя и в приближенных своих, а на всех прочих смотрел с жесточайшим презрением.» (Ф.Ф.Вигель Записки)
Филипп Филлипыч говорит о том периоде, когда после победы над Наполеоном М.С.Воронцов командовал русским экспедиционным корпусом во Франции.

Воронцов М.С. до 1825. Доу. Эрмитаж.


Воронцов М.С. 1820-е. Неизвестный художник по оригиналу Доу. Музей Бородинское поле


Воронцов М.С. 1820-е. Гравюра Г.Э. Доу по оригиналу Дж. Доу.

Доу написал не только погрудный портрет Воронцова для Галереи генералов 1812 года Зимнего дворца, но и поколенный для самого Михаила Семеновича. К сожалению, его местонахождение неизвестно. Приходится судить об этой картине по гравюре.

«Государь не любит графа Михаила и, как я полагаю, никогда не полюбит Человек, выдающийся из общего уровня, никогда не был у него в милости, а особенно если этот человек твердыми началами, неуязвимый никакими оскорблениями, любимец солдат и в уважении у общества.
Можно подумать, право, что Государь начинает завидовать своему подданному, как только видит его достоинства...» (Письмо Н.М.Логинова С.Р.Воронцову, 1820)

Воронцов М.С. Лоуренс. 1820-е. Лоуренс. Эрмитаж.


Воронцов М.С. 1820-е. Лоуренс. Одесса.


Воронцов М.С. 1823. Гравюра Рейнольдса по оригиналу Лоуренса.Ист. музей.


Женатый на внучке бездетного Потемкина, на дочери его племянницы, Воронцов вступал в управление краем, как бы в законное наследство. Многие так думали и были тем чрезвычайно обрадованы. Я полагал, что и в нем была эта мысль, но впоследствии увидел, что ошибаюсь. Воспитанный в Англии престарелым отцом, который беспрестанно с восторгом твердил ему об отечестве его, с русскими солдатами, при виде опасностей, в первый раз забилось сердце его желанием славы. Всю молодость свою, до зрелых лет, провел он посреди русской рати и с нею приобрел все воинские успехи свои; более чем кто из наших знатных почувствовал он достоинство русского имени. Но впечатления, поверья, полученные им в отрочестве и в самой первой молодости, остались в нем навек. Чему бы посвятить досуги, которые оставлял ему утвердившийся мир? Если б он родился великобританским подданным, то он, наверное, пожелал бы сделаться лордом-комиссаром на Ионических островах; но в России есть нечто подобное — южный приморский край, и Одесса лучше Корфу. Я уверен, что он предпочел бы Кавказ и Закавказье, но место было занято; нашим Амгерстом, нашим Элленбору был Ермолов, и он сидел тогда на царстве в Тифлисе, русской Калькутте. (Ф.Ф.Вигель Записки)
Так витиевато говорит Вигель о назначении Воронцова в 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края и полномочным наместником Бессарабии.

Воронцов М.С. 1820-е. Гампельн


Воронцов М.С.1830-е-1840-е. Литография Баземана.


«Внимательный, ласковый старик спросил меня, чем может быть мне полезным, и требовал, чтобы я всегда лично к нему обращался с моими просьбами. Граф был тип вельможи и обладал европейским образованием, каким в то время не многие из наших сановников пользовались. Он истинно любил Россию, а южный край и Одессу, свое создание, — в особенности. Веллингтон о нем справедливо отнесся, назвав звездою России. Но вмешательство правительства много мешало Воронцову в осуществлении его благих предначертаний и намерений, равно как и Дюку-де-Ришелье, первому основателю благоденствия южного края…» (Н.И. Лорер Записки)

Воронцов – наместник Кавказа. 1856. университет Брауна.

По-моему, у художника была очень буйная фантазия. Воронцов усов не носил.

Воронцов М.С. 1856. Виллевальде.


Воронцов М.С. 1856. Неизвестный художник. Эрмитаж


«Обладая в высшей степени всеми качествами, всеми данными, чтобы покорять сердца или просто нравится, которые всем хорошо известны, граф Михаил Семенович соединял с ними еще и те, которые в России подкупают все симпатии и всегда пленяют. Я хочу сказать о внешности графа. Красавец в свои 65 лет, высокого роста, с прекрасными и изысканными манерами, граф прежде всего был большой барин, качество тем более почтенное, что оно со дня на день становится все более и более редким» (К. К. Бенкендорф)

Воронцов М.С. 1856. Крюгер.


Воронцов М.С. 1850-е. Литография по оригиналу Крюгера


А. М. Дондуков-Корсаков:
«Меня вполне поразила величественная наружность моего начальника. Высокого роста, с густыми седыми волосами, без усов и бакенбардов, при отсутствии всякой военной вытяжки, к которой в то время так привык глаз; необыкновенное достоинство и простота в речах и манерах, при обаятельном обхождении составляли в графе Воронцове редкое исключение из всех военных сановников той эпохи… Необыкновенная приветливость и вежливость графа нас всех на первых порах как бы озадачила и казалась чем-то неестественным в начальнике».
«Князь чрезвычайно высоко понимал и ценил военные доблести, давая собою пример исполнения воинского долга с тою естественностью и простотой, которые еще более выставляли его достоинства. Он не любил хвастовства в военном деле и вообще всякого фанфаронства, и в храбрости более всего ценил скромность; трусость он презирал глубоко, а человек, подверженный этой слабости, окончательно терял в его глазах». (Дондуков-Корсаков А.М., адъютант Воронцова)

P.S. Картинки кликабельны.
P.P.S. За помощь в собирании картин спасибо [livejournal.com profile] baronet65

Date: 2009-12-25 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] cocomera.livejournal.com
Спасибо за этот пост!

Всегда с большим интересом смотрю и читаю материалы о своих великих однофамильцах.

Великий человек!

Date: 2009-12-25 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.

Date: 2009-12-25 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] kiowa-mike.livejournal.com
Спасибо большое! Как всегда - очень интересно и прекрасно иллюстрированно.

Date: 2009-12-25 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2009-12-25 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] esteldeirdre.livejournal.com
Спасибо! Как всегда, очень интересно!

Date: 2009-12-25 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2009-12-25 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com
"Воронцов М.С. 1856. Виллевальде.
Воронцов М.С. 1856. Неизвестный художник. Эрмитаж"

А это не та же самая картина, только с разным балансом белого? ;-)

Date: 2009-12-25 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не та, к сожалению.
Портрет кисти Виллевальде был нарисован для фельдмаршальского зала Зимнего дворца. Куда он делся при советской власти, я не знаю. Сейчас в Эрмитаже есть егшо копия кисти неизвестного художника.

Date: 2009-12-25 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] balda-balda.livejournal.com
с поэтами следует соблюдать осторожность, даже если они волочатся за твоей Ксаверьевной, и ни в коем случае не посылать их на саранчу. а то вот что выходит.

Date: 2009-12-25 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Так ситуация была критической, а Пушкин был чиновником и подчинялся Воронцову. И жалование получал, между прочим.
Вот сложились отношения у Александра I и Воронцова с Пушкиным, так теперь доказывать приходится, что они не верблюды.

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-12-25 11:20 am (UTC) - Expand

диалектика-с.

From: [identity profile] balda-balda.livejournal.com - Date: 2009-12-25 11:43 am (UTC) - Expand

Date: 2009-12-25 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Ох уж эти портретисты. То красавец-мужчина, то - глаза б мои не смотрели!
Оф: пришла твоя открытка! Какие на ней собаки у Дедушки Мороза!

Date: 2009-12-25 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да!!! Я ее нестандартностью и пленилась. Не тройка или олени, а собачья упряжка.
Что качается портретов - да. Даже два портрета, исполненных Сент-Обеном примерно в одно время, - как неба и земля.
Но по свидетельствам современников - красавец. И высокий, 185 см. Когда перезахоранивали останки, провели исследование.

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-12-25 11:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-12-25 11:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-12-25 11:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-12-25 11:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] michletistka.livejournal.com - Date: 2009-12-25 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-12-25 12:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-12-25 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] boomzoomer.livejournal.com
А между прочим даже рассовый тип на разных портретах-разный. На некоторых-средниземноморский(южно-европейский), а на остальных - северно-европейский.
Судя, по всему у него была светлая кожа(а в старости - ярко выраженная седина ).А французы его рисовали как южанина.
Прекрасный пост. Спасибо.

Date: 2009-12-25 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Похоже, Воронцов лет в 35 уже полуседой был. Так что да, седина ранняя. Жаль, я нашла всего один его портрет в юности. На картине Молинари он, конечно, еще не стар, 30 лет. Но хотелось бы еще на Михаила-юношу посмотреть.

Date: 2009-12-25 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] sviridenkova.livejournal.com
Очень интересный рассказ и портреты замечательные. Спасибо!
"Но неужели можно разом зачеркнуть все заслуги Воронцова перед Россией из-за одной мерзкой клеветнической эпиграммы? А именно так было сделано в СССР"... Прочитав эти строчки, в очередной раз почувствовала негодование и на Александра Сергеевича, и на тех, кто пытался очернить имя и память М.С.Воронцова. Но, как говорится, история рано или поздно всё расставит по своим местам.
Воронцов в зрелом возрасте настоящий красавец, орёл!)) Невольно вспоминается расхожая, но, видимо, очень верная фраза: в 40 лет мы имеем то лицо, которое заслужили.
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Очень точно!
Именно поэтому я крайне не люблю блоггеров, выставляющих в ЖЖ свои фотографии 10-15-летней давности. Приходишь на встречу и ищещь: а где же та девушка? А девушка давно превратилась в плохосохранившуюся тетку. Если ты стыдишься своего лица, ты сам в этом виноват.

Date: 2009-12-25 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
В Пушкине мне кажется говорило уязвленное самолюбие:)
А Воронцов был очень достойным человеком.
Его управление Новороссийским краем дало этому краю такое процветание!

Date: 2009-12-25 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, с Пушкиным-то все ясно. Но, к сожалению, народ знает эпиграмму, но не знает историю.

(no subject)

From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com - Date: 2009-12-25 09:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-12-25 09:12 pm (UTC)
From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com
А интересно, что ранние портреты показывают совсем разных людей
Вот только этот http://pics.livejournal.com/catherine_catty/pic/0036grts/ похож на него.

Date: 2009-12-25 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А хороший портрет, да? Мы привыкли видеть поседевшего Воронцова, а вот он - молодой и чернокудрый. Таким он был во время Бородинской битвы.
Портрет неизвестного автора не очень похож, поскольку там овал лица совсем другой, мне кажется.

(no subject)

From: [identity profile] il-ducess.livejournal.com - Date: 2009-12-25 09:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com - Date: 2009-12-25 09:36 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Re: привет

Date: 2009-12-26 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2009-12-26 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] gaivor.livejournal.com
У советской власти, конечно, много историографических грехов, но я бы не сказал, что в СССР специально затирали Воронцова именно из-за эпиграммы Пушкина. Что касается отношения к нему пушкинистов, то оно, понятно, особое, но и оно родилось сильно раньше СССР. В частности, классическая статья Лернера по этому поводу появилась в 1908 году.
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А я бы сказала. Проверьте на ком-то, кто не слишком хорошо знает историю. Произнесите "Полумилорд,полукупец" и посмотрите на реакцию. Эту эпиграмму вдолбили в школе намертво, тогда как о деяниях Воронцова не говорили вовсе.
Статья, может и появилась, но появлялись и книги о Воронцове, что несколько уравновешивало ситуацию. И памятники ставились. Я не могу припомнить ни одной монографии о М.С, вышедшей при советской власти.

Date: 2009-12-26 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Ах, как много портретов, моего горячо любимого Михаила Семеновича!
Спасибо огромное!
Может немного нескромно, но на гравюре - где маленький Мишенька с Катенькой, он очень похож на моего сына, когда он был маленький.

Date: 2009-12-26 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Пожалуйста.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 12:13 am
Powered by Dreamwidth Studios