catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Иногда самые обычные вещи могут стать орудием убийства. В случае с императором Павлом Петровичем этим орудием стал офицерский шарф, то есть форменный пояс. Его можно увидеть у того офицера, что слева.





Если мы посмотрим на эту гравюру (Иллюстрация к книге Тьера «История консульства и империи», автор Ж.Ж.Утвайт) то увидим на шее распростертого императора концы шарфа, украшенные бахромой.

По мнению А.Ф.Ланжерона он принадлежал измайловскому офицеру, Якову Федоровичу Скарятину: «Убийцы бросились на Павла, и он защищался слабо: он просил пощады, умолял, чтобы ему дали время прочесть молитвы, и, увидав одного офицера конной гвардии, приблизительно одного роста с великим князем Константином, он принял его за сына и сказал ему, как Цезарь Бруту: «Как! и ваше высочество здесь». (Это слово «высочество» очень необычайно при подобных обстоятельствахъ). Итак, несчастный государь умер, убежденный, что его сын был одним из его убийц, и это страшное сознание еще более отравило его последния минуты. Убийцы не имели ни веревки, ни полотенца, чтобы задушить его; говорят, Скарятин дал свой шарф, и через него погиб Павел.»

Я.Ф.Скарятин. 1804. Дешатобур. Русский музей


Н.А.Саблуков считал, что шарф принадлежал самому императору: «.В ту же минуту француз-камердинер Зубова вскочил с ногами на живот императора, а Скарятин, офицер Измайловскаго полка, сняв висевший над кроватью собственный шарф императора, задушил его им. Таким образом его прикончили.»

Еще одну версию привел в своих записках А.Н.Вельяминов-Зернов: «Долго не могли умертвить Павла — он был полон жизни и здоровья. Наконец, сняли шарф с Аргамакова — он один только был в шарфе — и, сделав глухую петлю, задушили. На лице осталось много знаков от нанесенных ему ударов.»

Вероятно, истину мы не узнаем никогда. Даже непосредственные участники событий выдвигали разные версии происходящего, а записки по бОльшей части писались не очевидцами убийства, а в лучшем случае с их слов. Интересно, что Скарятинов, никаким особым репрессиям не подвергался, дослужился до полковника Измайловского полка, был женат, имел детей. Умер в 1850 году в почтенном возрасте - 70 лет (в 1801 году ему было около 20.).

Вот он в 1810-е годы. Неизвестный художник. Миниатюра.


P.S. Картинки, как обычно, кликабельны.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2009-03-23 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com
Бедный Павел...

Date: 2009-03-23 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] toro-toro-toro.livejournal.com
С первого раза, в подписи к портрету Я.Ф. Скарятина датируемого 1804 г. прочитал слово "Душегуб" вместо "Дешатобур"...

Date: 2009-03-23 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
А все таки Петра Федеоровича приложили сильнее - вилкой! Кстати, интересно, откуда пошла эта версия. В источниках и мемуарах о 1762г , что я читал такая подробность мне не попадалась.

Date: 2009-03-23 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] zagrebchanka.livejournal.com
Мне всегда было это непонятно: почему не зарезали, шпагой или кинжалом? А если договорились, что кровь пускать не будут, почему не взяли с собой удавочку? Вообще, это убийство оставляет ощущение не продуманного акта, а сиюминутной выходки пьяных офицеров.

Date: 2009-03-23 10:51 am (UTC)

Date: 2009-03-23 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Меня этот шарф давно интересует:)
Шарф - атрибут служебный, строевой. Измайловцу Скарятину, если только он не пошел на дело, как на парад, нужды ночью ходить в шарфе не было. Измайловский полк, как силовая структура, в перевороте не участвовал.
"сняли шарф с Аргамакова — он один только был в шарфе" - логичный момент, поскольку преображенский полковой адьютант и плац-майор Аргамаков ночью реально управлял колонной и вообще был на службе.
Но вообще я думаю, что скорее прав Саблуков. Шарф одним движением с себя не сдернешь, в свалке проще схватить чего-нить.

Date: 2009-03-23 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] aka-author.livejournal.com
Мне из всех этих убиенных императоров все-таки Иоанна Антоновича больше всего жаль. Пострадал ни за что (

Date: 2009-03-23 04:20 pm (UTC)

Date: 2009-03-23 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А это все по Фрейду, по Фрейду...

Date: 2009-03-23 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что-то я про вилку первый раз слышу. Это кто такую версию предложил?

Date: 2009-03-23 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Потому что теоретически Павла хотели принудить к отречению. Остальное вышло достаточно спонтанно.

Date: 2009-03-23 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
Вот и мне интересно это знать. Даже если это байка, то откуда она пошла?

Date: 2009-03-23 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я полагаю, что шарф на талии затягивали довольно туго, узел в два счета не развяжешь. И когда началась заварушка, действительно проще было схватить то, чем уже можно было действовать, не теряя время. Но тогда совсем ужасно: императора удушили собственным шарфом.

Date: 2009-03-23 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Наталья, вспомни историю. Павла не собирались убивать. Официальной целью было его отречение. Потому и орудия убийства не взяли.

Date: 2009-03-23 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, история его и его семьи - просто слезы сплошные. Еще счастье, что век был просвещенный, казнить или убивать не стали. А уж заговор Мировича - одно сплошное недоразумение.

Date: 2009-03-23 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, сейчас соврут, недорого возьмут. Я в какой-то книге (типа "Романы Романовых")прочитала, что Лагарп со своим воспитанником, Александром, пардон, любовью занимался. Так что меня уже ничего не удивляет.

Date: 2009-03-23 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
А... вот откуда у Александра глухота и прочие проблемы со здоровьем :-)) Нет, впервые я эту историю еще в советское время слышал. Возможно байку про вилку придумал кто-то из романистов.

Date: 2009-03-23 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Так вот откуда все проблемы! Мужеложество!

Романистов я скоро буду ненавидеть. Только что мне написали комментарий, в котором в качестве источника привели рассказ Тынянова "Малолетний Витушников". Интересно, а "Машину времени" Уэлса как источник еще никто не рассматривал?

Date: 2009-03-23 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
У романистов все же есть одна заслуга - они пробуждают тягу к истории.

Date: 2009-03-23 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Про вилку у Пикуля было точно. Источнег:))

Date: 2009-03-23 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!!!!

Date: 2009-03-23 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это хорошо, если у человека потом мозгов хватает, понять, где правда, а где вымысел. А некоторые по Пикулю так и судят.

Date: 2009-03-23 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-nikzubko.livejournal.com
Вообще такое впечатление, что убили-то со страху, но внутренне были готовы. При оружии ведь было большинство, если не все, и кое-кому не терпелось: Марин шпагой угрожает караулу, Зубов ранит рядового семеновца, уже в спальне ранен камер-гусар. И было несколько человек, - Пален, Беннигсен, Зубовы - которые явно обдумывали возможность убийства. ЕМНИП слова о том, что "сейчас он все подпишет, а завтра нам крышка" приписывают именно Зубову, и фраза сильно смахивает на провокацию.
Темное и мерзкое дело вообще.

Date: 2009-03-23 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] haspar-arnery.livejournal.com
Да. Точно. Вот откуда я это помню. Сейчас посмотрел в "Фаворите". Но интересно, откуда это взял Пикуль?

Date: 2009-03-23 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А Пален сказал насчет яишницы...

Темное. Сделали один шаг, второй, а потом пришлось идти до конца. Отступать уже было нельзя. Вообще, в России даже свергнутые императоры кончали плохо, так что конец был достаточно предсказуем. Но люди пытались сохранить лицо. Мол, мы не хотели.

Зубовы вообще считали законным государем Александра и, по-моему, готовы были на все.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios