catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Я говорила, что утром зарядку делаю под "Ретро-FM"? Иногда в процессе этого случаются удивительные открытия. Ну, то, что песни в СССР иной раз писали дебильные донельзя, я знала давно. К счастью, происходило это не часто, сейчас ситуация куда хуже. Но фразу "Соловей российский, славный птах" я запомнила надолго. И впечатления от текста песни "Птица счастья завтрашнего дня", который диктовала нам учительница музыки в 5 классе тоже было очень, хм, своеобразным. Сегодня передавали "Аты-баты" в преддверье праздника. И... Вы когда-нибудь в текст вслушивались?

Гренадер пехотного полка, 1756-1761 и - рядовой Гренадерского генералиссимуса князя Суворова полка, 1855.
карт.jpg

Цитирую.

Аты-баты, шли солдаты
С песней на парад,
Может сто, а может,
Даже двести лет назад.
Левой-правой, гренадеры,
Выше кивера,
Короче, ситуация
Достаточно стара.

Припев:
И стояли барышни у обочин
Им солдаты нравились
Очень-очень.
И в каком столетье не живи
Никуда не денешься от любви.

Аты-баты, шли солдаты,
Знамя над полком.
В неком царстве-государстве,
Все равно каком.
Выделялись гренадеры
Писаной красы,
По-модному на шомполе
Закручены усы.

Аты-баты, шли солдаты,
И от пап и мам
С ними барышни делили
Тайны пополам.
И косились гренадеры
В сторону едва,
На шляпках от волнения
Дрожали кружева.

А теперь вопрос. Барышни в кружевах - это явно дворяночки. А гренадеры, те самые, что на шомполы усы крутили, - это бывшие мужики. Ну, в крайнем случае - бывшие фабричные или поповичи. Офицеры, те были безусыми. И, хоть убейте, не могу себе представить ситуацию, когда одни массово фанатели бы от других. Ибо классовый вопрос никто не отменял.

Картинка с сайта https://illustrated_dictionary.academic.ru/3030/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%8B

Date: 2020-02-21 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка (https://www.livejournal.com/category/muzyka?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2020-02-21 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] 07122.livejournal.com

Гренадеры это как сейчас гвардейцы-десатники, короче на любителя. И офицеры носили и усы и баки и полубаки и бороды

Date: 2020-02-21 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Сейчас нет такого классового деления. А я говорю именно об этом.

200 лет назад пехотные офицеры бороды носили? Спасибо, посмеялась.
Edited Date: 2020-02-21 08:52 am (UTC)

Date: 2020-02-21 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] 67red.livejournal.com

Песня то для солдат - это для них реклама: идите в гренадеры, все барышни будут ваши :) Ну примерно как песня про моряка, у которого ленты в якорях :)

Date: 2020-02-21 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это да, но все равно, как-то царапает...

Date: 2020-02-21 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Если несколько снизить сословное положение барышень - до мещанок, например, то особого мезальянса уже не будет. После выхода в отставку бывший солдат становился мещанином, привычка к порядку и дисциплине, да и, часто, владение неким ремеслом сохранялись со службы - не для барышни, конечно, вариант, скорее, для тех, кто постарше :).

Да и описанная ситуация, на мой лично взгляд, скорее не брачные узы предполагает в развитии, а пикантное приключение с высоким и сильным красавцем - в таком варианте и дворянки конюхами/дворниками, бывало, не брезговали.

Ну и да - "хочешь быть красивым - иди в гусары!"
Edited Date: 2020-02-21 10:40 am (UTC)

Date: 2020-02-21 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мещанки 200 лет назад в шляпках с кружевами? Хм... Разве что модистки.

Солдат мещанином не становился. Он после отставки относился к военному сословию, и его сыновья после школ для солдатских детей шли служить в армию. Кроме того, собственно, он вполне мог жениться и будучи на службе. Как-то так. Ну, если солдат не получал хотя бы первый офицерский чин, но это уже совсем другая история.

Date: 2020-02-21 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Прислуга, донашивающая наряды хозяек, да и кружева вполне могли быть самодельными, не дорогими-покупными?

Да, вы правы - он, по некоторым сведениям, имел право записаться в податные сословия, но, как правило, оставался в военном - лично свободным, не платящим подати и не несущим повинности. С возможностью устроиться на службу, как в частном порядке, так и на государственную - не самый бесперспективный вариант в матримониальном плане.
Да, на службе тоже имел право жениться - с разрешения командира, получая при этом некоторые выгоды - вот мотивация солдатской невесты выглядит смутно, партия не лучшая. Мог даже из своей гражданской жизни жену "унаследовать".

Производство в офицеры - да, это, как минимум, личное дворянство - совсем другая история.

Date: 2020-02-21 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что касается "пикантного приключения". Вы, во-первых, замужних дам с барышнями-девственницами не путайте, а во-вторых, приключения все же подразумевались обычно с ровней.

Date: 2020-02-21 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
С дворянками - да, чаще всего с дамами/барышнями так. У сословий попроще - соответственно, нравы попроще.

Date: 2020-02-21 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
В конце-концов, барышням-дворянкам могло нравиться и просто смотреть - тем более, что посмотреть есть на что - без всяких материальных последствий :)))

Date: 2020-02-21 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] diverspb.livejournal.com
Двести лет назад — конечно, нет, но если это середина XIX века — разве там у офицеров не могло быть усов?.. Я совсем не специалист, но мне казалось, что где-то с 1830-40-х годов усы уже были достаточно распространены.

Меня скорее кивера смутили — при слове «гренадеры» вспоминается совсем другой головной убор :)

Date: 2020-02-21 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, там сказано "Может, 100, а может даже 200 лет назад". 200 - точно нет. :)

Кстати, да. Но "гренадерки" в размер не укладывались.

Date: 2020-02-21 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] diverspb.livejournal.com
Про двести никакого разговора быть не может, не кавалерия же :)

Я тут пошел гуглить и понял, что гренадерки-то в XIX веке отменили, только павловцам оставили, у остальных действительно кивера были, так что тут ошибки нет. Но вообще картинка, конечно, фантастическая :)

Date: 2020-02-21 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не легкая кавалерия. Слава богу, до 183-какого-то года (я вечно забываю какого) все просто: усы у офицеров из улан, гусар и казаков. И все.

Ну, хоть с киверами все в порядке.

Date: 2020-02-21 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] Тимофей Копылов (from livejournal.com)
Скорее, до конца XIX века усы можно было только офицерам лёгкой кавалерии.

Носили гренадёры и кивера, в том числе, как раз переход на кивера с треуголок и привёл к выводу из массового употребления гренадёрской шапки - поля, мешающий гранату метать, исчезли.

Date: 2020-02-21 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] diverspb.livejournal.com
Да, про кивера я уже сам понял, был не прав.

А вот с усами вы точно ошибаетесь. Во-первых, усы были разрешены не только легкой кавалерии, но и тяжелой. Кавалергарды их с большим удовольствием носили, в частности. А в николаевское царствование усы постепенно разрешают всем. Более того, при Александре II уже и бороды кое-кому разрешили, насколько я помню. Во флоте, во всяком случае.

Date: 2020-02-21 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не ошибаюсь. Кавалергарды не носили. И вообще никто, кроме тех, кого я перечислила, до 1820. До этого года - только легкая кавалерия. С 1820 - + драгуны, конная артиллерия, конные егеря и конные пионеры. Но кавалергарды- нет.
С 1832 разрешили носить усы всем офицерам.
https://history.wikireading.ru/221673
Edited Date: 2020-02-21 12:11 pm (UTC)

Date: 2020-02-21 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] voron-degtyarsk.livejournal.com
Сильно выдернуто из контекста. Её слушать дедо вместе с видео - писалось под сьёмки в виде очередного музыкального водевиля, где интеллектуальная насыщенность текста - далеко не самое главное: https://ok.ru/video/789778270972 (https://ok.ru/video/789778270972)

Date: 2020-02-21 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что? По-моему, вы ошибаетесь и никакого водевиля тут не было даже близко. Если был, приведите видео-фрагмент, пожалуйста.

Date: 2020-02-21 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
С одной стороны, меня тоже это несколько забавляло в своё время, но с другой-то часто бывало и так:
- А скажи-ка, любезный, твоя матушка не служила ли в доме моего отца горничной?
- Никак нет, барин, это мой батюшка служил в вашем доме садовником.
:-)))

Date: 2020-02-21 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] guriny.livejournal.com
Вполне могли быть барышни купеческого рода и усатые офицеры.Например, Денис Давыдов был гусаром, офицером, даже генералом, и он был усат.

Image

Date: 2020-02-21 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вообще-то мы гренадер обсуждаем, нет?
А Давыдов - гусар. 200 лет назад усы носили офицеры легкой кавалерии. Перечислить, кто в нее входил? Гусары, уланы, казаки. Все прочие брились.

Date: 2020-02-21 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] Сергей Валов (from livejournal.com)
Маленькое дополнение - к лёгкой кавалерии относились и Конно-егерские полки.

Date: 2020-02-21 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
С ними - сложности, их то создавали в России, то упраздняли.

Date: 2020-02-21 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Что касается барышень из купеческого сословия...Они в ту пору скорее венцы (это то, что у нас неверно называют кокошником) носили, чем шляпки. Вы портреты купцов, их жен и детей видели?
Можете полюбоваться:
https://catherine-catty.livejournal.com/172069.html

Date: 2020-02-23 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] aleksandr-ak-75.livejournal.com
автор текста просто не знал, что в кружевах только дворянки ходили. видимо, по его представлениям, это просто была одежда былых времен. и это представление он получил от современного ему кинематографа, где, зачастую, ляп на ляпе сидел и ляпом погонял. он, всего-лишь, сочинял легкий шлягер поточным методом. лажанулся. такое было сплошь и рядом.

Date: 2020-02-23 01:59 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
"В неком царстве-государстве,
Все равно каком".
Альтернативная реальность, автор так видит. Офицеры-гренадеры носили усы и крутили их на шомполы. Последняя мода, очень аристократично.

Date: 2020-02-23 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А-а-а-а... Ну, да.

Date: 2020-02-25 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Меня больше всего забавляла знаменитая строфа "Мы можем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда...", почему-то сразу приходит в голову мысль о клиническом идиотизме героев песни. Потом она подтверждается фразой "... ведь мы такими родились на свете...".

Date: 2020-02-25 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Почему-то тексты песен иногда ну очень странные. Причем, с музыкой оно еще туда-сюда. Но, когда на уроках слова записывали, это было особенно видно.

Date: 2020-03-01 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] marss2.livejournal.com
нелепые тексты - это от того что на готовую мелодию подбирали слова
чтобы ударные слоги сопадали с ритмом музыки

технология назвается "рыба"

Пахмутова и Добронравов так свои песни писали - она музыку, потом он подбирал под нее слова

Date: 2020-03-01 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это понятно. Но есть те, у кого все в порядке, а есть те, чьи тексты отдельно от музыки слушать или читать невозможно.

Date: 2020-03-01 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] marss2.livejournal.com
ну да

еще от музыки видимо зпависит
у Пахмутовой жестко ритмичная музыка , там нужно чтобы были короткие слова
со строгим подбором ударений на нужный слог

потому там тексты такие хм .. забавные на прочтение

Date: 2020-03-02 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] kosenko-danila.livejournal.com
А как вам такое? :)

Мы синеблузники, мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи -
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи...

Date: 2020-03-02 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тоже неплохо.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 05:59 am
Powered by Dreamwidth Studios