catherine_catty: (Романовы)
[personal profile] catherine_catty
Луизу Прусскую современники единодушно называли одной из самых красивых женщин своего времени. Практически также в один голос твердили о том, что она была влюблена в царя Александра. Влюблена безответно. Наш император ласково беседовал с королевой, делал комплименты и гулял с ней под ручку. Но дальше этого дело не заходило. Чарторыйский рассказывал о пребывании Александра I в Мемеле так:
«Присутствие принцессы (сестры Луизы) уменьшало строгость этикета, оживляло разговор и придавало более интимный характер их встречам; принцесса была прекрасной поверенной тайных помыслов своей сестры; она была бы готова и на более существенную помощь сестре в этих делах, если бы в этом встретилась надобность. После одного из свиданий с прусским двором, император, в то время сильно увлекавшийся кем-то другим, рассказывал мне, что серьезно встревожен расположением комнат, смежных с его опочивальней, и что на ночь он запирает дверь на два замка, из боязни, чтобы его не застали врасплох и не подвергли бы слишком опасному искушению, которого он желал избежать. Он даже выказал это обеим принцессам, причем был более откровенен, нежели учтив и любезен.»

Зимой 1808-1809 гг., когда королевская чета посетила Петербург, мнение окружающих было выражено устами французского посла Коленкура: «Королева приехала спать с царем». Луиза получила умопомрачительные, воистину царские подарки: платья, драгоценности… И… опять ничего. Почему? Для Александра, романы которого исчислялись десятками, связь с королевой по большому счету ничего бы не изменила. Одной больше, одной меньше… Так почему же он с таким упорством разыгрывал роль Иосифа Прекрасного?

Он ее не любил и очаровал исключительно из политических соображений, с холодной головой? В начале 19 века Пруссия была нужна нам в качестве союзника. Признаю, что не слишком красиво действовать таким образом, но молодой царь использовал то, что имел (внешность, обаяние, мозги) с большим успехом. Но зачем потом так жестоко все время отказывать даме… В конце концов, у него что, убыло бы?

Ему было неинтересно? Инстинкт охотника - великая вещь. Одно дело, когда за дамой надо сначала побегать и лишь потом можно насладиться победой. А уж если она сама чуть в постель не запрыгивает, все желание разом пропадает... Хотя, наверное, смотря у кого.

Сработало природное упрямство Александра? Ему в полной мере был присущ этот порок, даже в семье его прозвали «кроткий упрямец». Раз уж все так ждали от него вполне определенных поступков по отношению к королеве, он твердо решил обмануть все ожидания. Просто так, из чувства противоречия.

Предлагаю вашему вниманию французские карикатуры. За наводку опять спасибо [livejournal.com profile] maxfraikiev

«Странствующие рыцари»

Бедная королева Луиза умоляет: «Надеюсь, что…»
Фридрих-Вильгельм, прусский король обращается к нашему царю: «Мы идем искать убежище у вас…»
Император Александр вовсе не рад незваным гостям: «У меня нет ни одной свободной комнаты. Я охотно разделил бы свою постель …но вас же двое!... Посмотрите. Вот мой брат Георг.»
Английский король Георг, держа в руках счета с надписями «Субсидии» и «Коалиция», ворчит: «Черт возьми, пусть они идут в трактир с моими гинеями!».

«Бесподобный прусский Дон Кихот».

Здесь мы видим прусского короля в роли Дон Кихота, которого увлекает к краю пропасти королева прусская, «героиня Потсдама». Император Александр I - Санчо Панса.

«Король Пруссии, идущий на войну против французов. Жена сопровождает его и воспламеняет его пыл.»

Советую обратить внимание на то, что дама взяла с собой на войну. А именно: зубную щетку, губку, бутылку (?), щипцы и клистир.

«Берлинская героиня обращается с речью к войскам.»

Луизы: "Пруссаки! Недостаточно победить! Мечтайте, чтобы мне была нужна только кровь!"
(Вроде, я правильно перевела фразу, но ее смысл до меня никак не доходит. Что еще может понадобиться королеве? Какую гадость имели в виду французы?)
Несмотря на воззвания прекрасной дамы, пруссаки вовсе не выглядят бравыми вояками и в бой не рвутся.

«Фридрих и его жена.»

Очень нечеткие надписи, но, по-моему, говорят следующее.
Австрийский император (справа): «Я в дерьме по самую шею…»
Фридрих: «Куда ты меня завела?»
Луиза «Может-быть, мы откажемся от этого?»
Александр I (слева на пригорочке): «Не думал я, что дойдет до такого…»

P.S. Картинки "кликабельны".

Date: 2008-03-14 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ksa/
А может потому бегал, что она соответствовала тому же блондинисто-фарфоровому типу, что и его жена?

Date: 2008-03-14 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Возможно. Я уж не буду писать то полуприличное выражение, что у меня на языке вертится.

Date: 2008-03-14 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ksa/
Ну, ладно, очень хотелось дамочке. Как у Высотского: - А мне плевать, мне очень хочется...

Date: 2008-03-14 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com
Красивая была женщина... Но, насколько я помню о "романах" Александра, его настолько доставало что охотятся на него, что такие дамы "автоматом" получали "от ворот поворот"... И сам Александр предпочитал быть "охотником", но не "дичью"...

Date: 2008-03-14 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] dedushkin1.livejournal.com
И, правда, красивая женщина.

Date: 2008-03-14 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] eregwen.livejournal.com
Нет, не убыло бы от него. Жаль было сделать даме приятное? :) Сколько бы там этот мини-роман длился..

Date: 2008-03-14 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] sarmata.livejournal.com
Чудные карикатуры! :)

Посмотрите рисунок (правда, более поздний), изображающий свидание Наполеона и королевы Луизы в Тильзите.

Date: 2008-03-14 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
да, меня такое отношения Александра к Луизе всегда поражало! Причем как-то пораньше, в фильмах Парфенова, что ли, проскальзывало упоминание о том, что у них таки был роман, а потом у Даниловой вычитала, как на самом деле все было, грустно очень и жалко Луизу. Александр ее использовал, а Наполеон доконал окончательно...

Date: 2008-03-14 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Да уж. Такой хорошенькой девице отказать - это умудриться надо!

Date: 2008-03-14 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] kobima.livejournal.com
а никто не думал, что если бы он оказался вовлеченным в этот роман, то он испортил бы отношения с прусским королем - мужем луизы и это в конце концов отразилось на межгосударственных отношений. мне кажется, что А. руководствовался вполне серьезным и трезвым расчетом. одно дело крутить муры с женами своих и чужих придворных, и совершенно другое дело - с супругой коллеги, то есть другого европейского суверена.

и действительно: "если женщина хочет" не всегда является императивом. ))))

Date: 2008-03-14 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] elize-sun.livejournal.com
Спасибо!:)
Карикатуры восхитетельны!

Date: 2008-03-14 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] timofeikoryakin.livejournal.com
Зимой 1808-1809 гг... Пруссия была нужна нам в качестве союзника

Пруссия была нужна нам в качестве союзника в 1805-1806 (а Фридрих-Вильгльм умудрился дотерпеть до окончательного выхода из войны Австрии, и выступил в самый неудачный момент...). После того, как "Наполеон дунул на Пруссию и её не стало", как говорил Гёте, она какое-то время физически не могла выступать в качестве союзника. Тем не менее, Александр неизменно оказывал покровительство Пруссии -- от приглашения в Тильзит, до долгой борьбы за то, чтобы отдать Пруссии Саксонию на Венском конгрессе. Многие современники, как ни странно, объясняют это платонической любовью Александра к Луизе...

Date: 2008-03-14 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] 3hvost.livejournal.com
А мне Луизу жалко. Как, впрочем, и Елизавету Алексеевну.

Date: 2008-03-14 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не, я другое имело в виду. То, что говорять про мужчину, когда ему не хочется: "Не ..."

Date: 2008-03-14 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Видела сегодня книгу "Александр I" Мережковского в магазине "Букберри" на Никитском бульваре. Это станция метро "Арбатская". Та "Арбатская", с которой на "Библиотеку Ленина" переход. Стоит 220 рублей. Это дороговато. Советую посмотреть в крупных магазинах ту серию, что я указывала: "Романовы в романах".

Date: 2008-03-14 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] elize-sun.livejournal.com
Да уж...
Хорошо, я так и поступлю.:)
Спасибо за информацию!

Date: 2008-03-14 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага. Хороша! И это не взирая на наличие 10 детей. Выжили, правда, не все.
Кстати, вроде в свое время, еще при Павле, в Ал. влюбилась мачеха Лопухиной-Гагариной, фаворитки Павла. И опять ничего. Ал. это не заинтересовало. Показательно?

Date: 2008-03-14 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, портреты у elize-sun замечательные выставлены. Любоваться можно.

Date: 2008-03-14 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Помню, читала у Ефремова, сейчас не могу сообразить, это его мысль или еще чье-то высказывание. Суть в том, что, если женщина приходит к мужчине, он не должен ей отказывать.
В целом можно поспорить, но в случае с королевой Луизой мне ее искренне жаль. Почему нельзя было приласкать ее хоть разочек?

Date: 2008-03-14 09:08 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Порылась в своих закромах. Такой у меня нет. Спасибо.

Что касается карикатур, мне очень первая понравилась. Никому не нужны прусские монархи.

Date: 2008-03-14 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] eregwen.livejournal.com
Кажется, в индийских мифах мне встречался подобный мотив. Если уж женщина пришла к герою, то, хочешь не хочешь..

Я понимаю, живи дама в России - можно было бы опасаться навязчивости и привязчивости. А так - редкие визиты..

Date: 2008-03-14 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот и мне ее жаль. Грустная история.

Date: 2008-03-14 09:14 pm (UTC)

Date: 2008-03-14 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот и я так думаю.
А вообще, интересно было бы еще узнать мужское мнение на этот счет.

Date: 2008-03-14 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, извини. Я уже сказала, что хотелось бы услышать мужское мнение на этот счет, которое, скорее всего отличается от женского.

Исходя из того, что Ал. ухитрялся ухаживать за женами своих друзей (у меня в голове никак не укладывется, как можно так поступать.), то...
Что касается Фридриха-Вильгельма. Отпустил же он жену улаживать дела в Тильзит к Наполеону. Нет, там тоже ничего не было. Но он-то этого не мог знать заранее наверняка.

Date: 2008-03-14 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] eregwen.livejournal.com
Мужчина уже высказался, и не пользу влюблённой дамы..

Date: 2008-03-14 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ага. Я как раз только что дошла до этого комментария. Что поделаешь, разные мы. А королеву все равно жалко.

Date: 2008-03-14 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, извини, мне казалось, ты из Москвы. В столице-то я часто по книжным бегаю, примерно знаю, что где продается.

Date: 2008-03-15 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] elize-sun.livejournal.com
Ничего, у всех бывает:)
Я уже пару книжных себе взяла на заметку ;)

Date: 2008-03-15 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] elize-sun.livejournal.com
Спасибо!Она мне пригодится!

Date: 2008-03-15 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
off: думаю, Вам будет интересна эта книжка
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2008/03/14/11943

Date: 2008-03-15 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ой, спасибо!
Новенькая, свеженькая!

Date: 2008-03-15 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com
Меня тоже всегда интересовало, неужели у них действительно ничего не было. До сих пор трудно в это поверить.

Date: 2008-03-15 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А, может, как в анекдоте про Ленина, но наоборот?
Там "Ничего не было, но мы всем скажем, что было", а тут - обратная реакция. Хотя, навряд ли.

Date: 2008-03-16 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alisal.livejournal.com
Не знаю...У Александра были свои понятия о чести. Одно дело использовать обаяние и флирт для достижения политических целей - другое дело - делать политику через постель...Уж очень смахивал бы подобный амур на "продажную любовь" Александр думал о своем имидже в истории)

Date: 2008-03-16 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Александр очень часто ставил общественное выше личного. Он не стал бы жертвовать чужой честью. То есть, посылать свою жену к Наполеону, как это сделал прусский король, он бы не стал никогда.
Я, конечно, не знаю, что у царя в голове творилось, но лично у меня сложилось слудующее впечатление. Если бы для благо России нужно было бы переспать с какой-нибудь дамой, он бы это сделал. С этой точки зрения очень показательно его поведение на Венском конгрессе. Ал. немного женственный и по внешности, и по характеру. Он иногда использовал чисто дамские методы.

Date: 2009-08-30 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
тоже пришла к выводу, что со стороны Александра это была политика. и что как женщина она его интересовала не больше, чем другие красотки того времени. к тому же у меня ощущение, что не такой она была и красивой. у Элизы как раз нет тех портретов, где она "не очень удачна".
она-то точно была по-уши влюблена судя по письмам, где все, что касается личности Александра с эпитетами возвышенным и божественными :)

Date: 2009-08-30 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Простите, под Элизой вы кого имеете в виду?

Ага, письма дивные. "Я не видела никаких Альп, но я видела людей, точнее сказать человека в полном смысле этого слова, который воспитан альпийским жителем, и знакомство с которым мне дороже, чем все Альпы мира..."

Date: 2009-08-30 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] iako.livejournal.com
прошу прощения, Elize-sun.

вообще, при всем моем уважении к Александре Фёдоровне, но... после истории с розой и Наполеоном... ощущение, что Луиза была очень недалекой женщиной.

Date: 2009-08-30 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Честно говоря, я тоже не думаю, что Луиза была очень умна.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:22 am
Powered by Dreamwidth Studios