catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Послушай, мать сыр земля,
Ты целый век ничком лежала,
Теперь стеной к звездам восстала,
Но кто тебя воздвигнул? –Я!

Николай Александрович Львов, автор этих строк, имел полное право так сказать. Ведь именно по его проекту построен Приоратский дворец в Гатчине. По замыслу императора Павла он предназначался для приора Мальтийского ордена, то есть, насколько я понимаю, для принца Конде. Техника его строительства уникальна: он из земли. Она была послойно утрамбована с известковым раствором и из этих кирпичей возведен дворец, только башенка и подпорная стена – из камня. Дворец получился настолько прочным, что вполне благополучно пережил Великую Отечественную войну. Даже бомбы, упавшие рядом особого вреда не причинили.
А вот и сам дворец.


Чуть поближе.


Николай Александрович Львов, русский архитектор, поэт, переводчик, автор комической оперы, друг Державина. Наверное, многие помнят романтическую историю его женитьбы. Он влюбился в Марию Алексеевну Дьякову, дочь обер-прокурора Сената. Львов, незнатный, небогатый и еще неизвестный, посватался и получил отказ. Но влюбленных это не остановило. Львов написал:
Нет, не дождаться нам конца,
Чтоб мы друг друга не любили,
Вы говорить нам запретили,
Но, знать, вы это позабыли,
Что наши говорят сердца.

В 1780 году Львов и Дьякова тайно обвенчались и… Мария вернулась в отцовский дом, где прожила еще 3 года. Он же уехал за границу, учился, добился признания. Наконец, отец дал согласия на брак. Только тогда смогли молодожены открыться.

Львов не учился ни в Академии художеств, ни у какого-нибудь архитектора. Тем не менее Приоратский дворец, Невские ворота (ворота смерти) Петропавловской крепости, здание Почтового стана (Главного почтампа), Троицкая церковь («Кулич и пасха») стали подлинным украшением Санкт-Петербурга и его окрестностей.

Львов Н.А. Левицкий. 1789. Русский Музей.



Львова (в девичестве Дьякова) М.А. Левицкий. 1781. Третьяковская галлерея.


А вот здесь: http://babs71.livejournal.com/77642.html можно прочитать о церкви Св. Екатерины в Мурино. Она тоже построена про проекту Львова.

Date: 2007-12-25 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mysea.livejournal.com
Спасибо, очень интересно:)

Date: 2007-12-25 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Могу со своей колокольни добавить, что Львов составил первый большой сборник русских и украинских народных песен с мелодиями в обработке чеха, жившего в России - Ивана Прача. Первое издание вышло в 1790 с предисловием Львова, где тот пытался вывести корни русской народной музыки из древнегреческой (что, конечно, неверно, но как красиво!). Второе издание последовало в 1806 году, третье - в 1815, когда Львова уже не было в живых, и спорное предисловие было изменено (кем - неизвестно).
Из этого сборника (думаю, что в первом издании) Бетховен взял несколько русских и украинских песен. Две он использовал в струнных квартетах ор. 59, посвященных А.К.Разумовскому, а другие приберег на потом для себя и включил в свой сборник "Песни разных народов" (1818, при жизни автора не издавался).
Такие вот бывают соприкосновения.

Date: 2007-12-25 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Здорово. Вот как тесен мир, оказывается.

Начала читать книгу Зубова про Павла. По поводу сходства Павла, Петра Федоровича и Салтыкова. Вы предлагали организовать генетическую экспертизу, а не гадать, глядя на портреты. Идея хорошая, но - для современного историка. Книга вышла в 1963, писалась, вероятно, еще раньше. Я как-то не очень уверена, что 50 лет назад умели проводить генетическую экспертизу. Наука-то это новая.

Date: 2007-12-25 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Хорошая у вас колокольня, мне понравилась.

Date: 2007-12-25 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Главное, звонит громко ))).
А еще Львов переводил предисловие Джузеппе Сарти к партитуре "Начального представления Олега" (1790) на либретто Екатерины II - идея Руси как Третьего Рима там уже проглядывала, в том числе в музыкальном смысле.

Date: 2007-12-25 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Ну да, конечно, необходимо учитывать время выхода в свет книги. Я к тому, что теперь многие вопросы могли бы быть сняты, найдись у кого реальное желание и, главное, соответствующие средства.

Date: 2007-12-25 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я не специалист, но мне тут сказали (в ответ на мои очередные вопли про Александра I, Федора Кузмича, а также княжну Мария Александровну и Чарторыйского), что у генетической экспертизы тоже есть срок давности. 100 лет - уже большой срок. Именно поэтому останки царской семьи никак до конца опознать не могут. А тут прошло почти 200. Кого-бы отловить и спросить поподробнее.

Date: 2007-12-25 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
Ой позор на мою голову! Мало того, что не видела этот дворец ни разу, так ничего практически о нем и не знала! Спасибо!

Date: 2007-12-25 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, значит, все у тебя еще впереди.

Date: 2007-12-26 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] uritski.livejournal.com
Вообще-то, если я не ошибаюсь, идеологема "Москва - Третий Рим" возникла лет этак на 200 раньше.

Date: 2007-12-26 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] michletistka.livejournal.com
Львов еще покровительствовал Левицкому, и писал для него программы парадных портретов Екатерины 2.
Словом - наш пострел везде поспел.
Вот ведь поразительно сколько всего делалось и успевалось людьми 18 века, без специального образования!

Date: 2007-12-26 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com
В Гатчине бывала, но умудрилась не повидать приоратского дворца :( Хотя меня настолько вышибло состояние этого "комплекса" (дворец/парк), что я уже о нем не думала...

Date: 2007-12-26 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] babs71.livejournal.com
Да, Львов блестящий архитектор. Кстати, в Петербурге есть еще одна его церковь (ИМХО, лучшее, что он вообще построил) - церковь Святой Екатерины (она находится в Девяткино, которое теперь в черте города). Вечером кину вам фотку.

Date: 2007-12-26 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] cleofide.livejournal.com
Да, конечно. Я имела в виду только идею выведения русской народной музыки из греко-византийской-традиции (что, подчеркиваю, неверно).

Date: 2007-12-26 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] qwercus.livejournal.com
то есть в Мурино.
с крыши моего дома видать. в подзорную трубу
поражает, что она с деревянным верхом

Date: 2007-12-26 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] babs71.livejournal.com
На мой вкус она входит в тройку лучших церквей Питера вместе со Смольным и Казанским соборами.

Date: 2007-12-26 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] uritski.livejournal.com
Ясно. Я просто не понял.

Date: 2007-12-26 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] babs71.livejournal.com
А вот вам мое любимое произведение Львова - церковь Святой Екатерины: http://babs71.livejournal.com/77642.html ;-)

(скромно)

Date: 2007-12-26 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] sigizmund-trah.livejournal.com
Сколько мне помнится, "землебитная технология" использовала не глину, а обычные у нас песчаные и супесчаные почвы. С глиною бы так не получилось - а тут фактически раствор в современном понимании.
Смутно еще припоминаю, что основа технологии - проливка известковым раствором и трамбовка.
Фактически, столь популярная ныне строительная технология непрерывного бетонного литья - его изобретение, с поправкой на новые материалы.

Кстати...

Date: 2007-12-26 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] sigizmund-trah.livejournal.com
Коль уж зашел об этом разговор - Кулич и Пасха ничуть не уступают Муринской. Там совершенно изумительное владение формами - круг, эллипс, пирамида... а как внутри все обустроено волшебно...
Правда, ее несколько испортили недавно возведенной хозяйственной пристройкой, да и старое железо облицовки колокольни ее не красит. Но какое буйство и пропорции форм!

Date: 2007-12-26 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Таланты! За то и люблю. Ну, конечно, и не только за это.

Date: 2007-12-26 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А Приоратский дворец еще немного в стороне находится, не в парке.

Date: 2007-12-26 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да? Спасибо за информацию, я этого не знала.

Re: (скромно)

Date: 2007-12-26 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Верю. Я по образованию историк. Поэтому эта область для меня - темный лес. За что купила, за то и продаю. То есть, получается, просто земля с известью? Меня в идее с глиной смутило то, что обычные кирпичи тоже из нее делают, только потом еще и обжигают.

(хихикая)

Date: 2007-12-26 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sigizmund-trah.livejournal.com
А я так и вовсе по пароходам ))). Не обижайтесь на меня, вы написали очень нужную и красивую заметку о незаслуженно забытом замечательном архитекторе России.
Мои дилетанские добавления - только для полноты картины, источник кстати - журнал "Наука и Жизнь" восьмидесятых, я тоже не специалист в области строительства, просто люблю Львова ))).
Там все просто получается, даже сейчас на дачах можно так строить, ничего из львовской технологии не утрачено, просто стена требует довольно долгой выдержки, а в наше время это весьма важно (в его время пользовались известковым раствором, аналогичным нынешнему бетонному, раствор этот приходил в рабочую крепость за год-два - а дальше только крепчал, пока не доходил до совершенно каменного состояния: старые стены ломаются не по швам кладки, а по кирпичам - которые и посейчас поломать очень, очень трудно, кирпичи были не чета нынешним).
А так - опалубка, ручная трамбовка, жидкий известковый раствор - и все получается на века.
Сквозь глину известковый раствор не просачивается, а сквозь песок и супесь - вполне, и потом все это дело буквально каменеет. Из глины с известью ничего хорошего не получится без наполнителя - песка, соломы, навоза или там еще чего, что используется разными народами, и то их надобно тщательно перемешать. А технология Львова - легкая, надежная, прочная - и по тем временам достаточно нетрудоемкая и дешевая. Впрочем, это и сейчас видно: тн. кирпично-монолитные дома, всяческие бетонные эстакады и пр. строятся примерно так же - непрерывным литьем

Re: (хихикая)

Date: 2007-12-26 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А я и не думаю обижаться. Ей богу. На то в ЖЖ комментарии и существуют, что бы можно было ляпы исправлять. Так что спасибо. Я поменяю "глину" на землю", чтобы народ не путать.
Я еще читала, что Львов применял эту технологию потому, что такие дома не горели, как свечки, в отличие от деревянных. Антипожарные технологии.

(почесав в затылке)

Date: 2007-12-26 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] sigizmund-trah.livejournal.com
Ну кирпичные в противопожарном плане ничуть не хуже землебитных (правда, после пожара землебитные постройки только крепчают, а кирпичные, напротив, слабеют). Просто ежели строить хозспособом, особенно при наличии дармовой рабсилы (крепостных крестьян) - гораздо дешевле выйдет. Земля (песок) своя, известь в большинстве имений получали простым пережиганием известняка, про подвижную опалубку и вовсе не говорю... словом, все стройматериалы не требовали покупки их за весьма редкие и ценные в то время деньги, а могли быть получены на месте простыми и незатратными, натуральными фактически способами.
Хотя, конечно, многие грандиозные постройки той поры были именно что деревянными с штукатуркой на решетке - совсем дешево и выглядит почти как в столице. Что смешно - некоторые из них даже сохранились, избежав пожаров: даже современные Львову, хоть и редко

Re: (почесав в затылке)

Date: 2007-12-26 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, дворец в Останкино, например.

Date: 2007-12-27 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] qwercus.livejournal.com
мне больше нравятся церкви в Коломенском

Date: 2007-12-27 04:08 am (UTC)
From: [identity profile] babs71.livejournal.com
Так Коломенское в Москве. ;-)

Date: 2007-12-27 10:01 pm (UTC)
From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com
Просто когда туда ехали - было желание его поискать... А после того, как побродили по парку, желание "умерло" - хотелось вернуться домой, ибо разруха...

Date: 2007-12-27 10:16 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Есть тако дело.
Но вот как раз дворец стоит как новенький. Игрушка!

Date: 2007-12-28 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com
нужно будет поехать с целью сходить только туда :) Тогда, возможно, не будет такого осадка...
From: [identity profile] retromoscow.livejournal.com
http://pics.livejournal.com/catherine_catty/pic/00037c0w.jpg
так вот оно что! недавно видел дореволюционное фото этого дворца - думаю: что за надпись "Прiоратъ"?
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
От слова "приор". Но пока не будешь знать, в чем дело, не сообразишь.

Date: 2008-07-03 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
надо наконец-то добраться до Гатчины!

Date: 2008-07-05 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вспомнила только сейчас. Вы в курсе, что в сети выложен "Итальянский" дневник Львова? Где не помню, но его скачала. Если нужен, пишите.

Date: 2008-07-06 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] diana-spb.livejournal.com
Спасибо, нашла!

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 04:22 am
Powered by Dreamwidth Studios