catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Сегодня я приглашаю всех на не совсем обычную прогулку. Летом 1824 года графиня Софья Шуазель-Гуфье посетила Царское Село. Давайте пройдемся по ее следам и посмотрим, на все ее глазами.

«Я решилась вечером отправиться за справками к графине Ожаровской, супруге генерал-адъютанта его величества; я обоих знала давно, они были мои соотечественники, очень обязательные и милые люди. Друзья мои жили в парке. Я прошла мимо дворца, громадного здания в старом французском стиле, разукрашенного статуями, позолотой, куполами и пр. Дворец этот показался мне пустынным; одни лишь часовые стояли на посту во дворе.»

Большой Царскосельский дворец. Арх. Растрелли.


«Погруженная в эти печальные мысли, я шла медленно, не обращая внимания даже на шум карет, быстро проезжавших мимо меня; так дошла я до китайского города, как называют построенные в китайском вкусе хорошенькие домики, числом около двадцати, где живут адъютанты его величества. У каждого из них свой особый дом, конюшня, погреб и свой сад. В средине этого небольшого городка, расположенного в форме звезды, находится окруженная тополями круглая беседка, где г.г. адъютанты собираются на балы и концерты. Мосты, трельяжи, украшенные пагодами киоски — все в части парка, окружающей городок, в китайском вкусе; а весь городок составляет лишь крошечную часть громадного парка.»

Китайская деревня. Арх. Камерон и Неелов.


«Генерал О*** и его жена приняли меня очень хорошо. Они предполагали, что государь останется на смотрах несколько дней. Но, послав во дворец и узнав, что государь ночует у себя, генерал посоветовал мне отправиться рано утром с его женой в парк; по его словам, это был единственный способ встретить государя, который гулял в парке каждое утро. Проект отправиться в погоню за государем по парку величиной в несколько верст показался мне странным; пришлось, однако, согласиться, несмотря на то, что мне очень хотелось возвратиться в Петербург.»

А.П.Ожаровский. Ж.-А.Беннер. 1817.

Ну, конечно, в начале XXI века мы не можем познакомиться с генералом О., но в нашей власти посмотреть на его портрет. Кстати, это наш старый знакомый Адам Ожаровский, тот самый красавец-поляк из истории про адъютантов (http://catherine-catty.livejournal.com/33464.html.) Как видим, он остепенился, женился… Интересно, как протекала семейная жизнь Адама Петровича? Это еще его счастье, что император к тому времени ударился в мистицизм и перестал шляться по бабам. Ой, извините, ухаживать за дамами.

«Граф О*** любезно проводил меня до гостиницы. Пересекая аллею, я увидела в отдалении красивого офицера в форменном сюртуке (летний костюм, принятый при дворе), который кланялся нам; я было приняла его за государя, но офицер показался мне более стройным; притом в аллеях было темно. Я ничего не сказала, но маленький О***, племянник генерала, вдруг воскликнул: «Это государь!» Г-жа О*** сказала мне; «Ваша счастливая звезда привела его, так как в этот час он никогда не гуляет в парке». Мы обе тотчас вернулись назад. Государь, видя, что мы идем к нему, со своей стороны, пошел навстречу нам и, узнав меня, с удивлением воскликнул: «Как! вы! с каких пор вы здесь?» И когда я ответила, он соблаговолил упрекнуть меня, что я не отнеслась к нему, как к другу, и несколькими словами не предупредила о моем приезде, и отняла у него две недели. Словом, он обратился ко мне с разными любезностями, которые государь так хорошо умел говорить.»

Александр I. Доу, 1820-е.


«Я была в восторге от этой счастливой встречи, избавившей меня от страха, что государь уже не расположен ко мне по-прежнему. Напротив, он показался мне на этот раз еще более приветливым (если это было возможно) и полным той несравненной доброты, которая должна была бы привязать к нему все сердца, если б все сердца были чувствительны и благодарны. Вернувшись к себе, я тотчас легла, не думая, что мне в этот же вечер придется переехать во дворец. Но только я легла, как за мной приехала карета с посланным: помещение, ужин — все было готово, кроме одной меня. На следующий день в семь часов утра за мной явился первый камердинер государя в одной из тех легких, изящных карет, в которых обычно разъезжают по парку. В карету была запряжена пара великолепных лошадей. Я наскоро оделась и отправилась с моим ребенком. Меня привезли в Александровский дворец, носящий это название, так как он был построен для Александра по приказанию императрицы Екатерины согласно рисункам и планам прекрасного итальянского архитектора. Дворец этот замечателен по изяществу и по редкой гармонии всех его размеров.»

Александровский дворец. Арх. Кваренги.




«Из всех окон моего помещения открывался прелестный вид — парк и императорский дворец в ста шагах от Александровского дворца. Через группу деревьев, скрывавших часть здания, просвечивали пять золотых куполов церкви, увенчанных сверкающими крестами, которые в тихую погоду отражались в красиво очерченном пруду, окаймленном зеленой лужайкой.»

Вид на Большой дворец от Александровского дворца.

Ну, насчет ста шагов дама малость приврала. На самом деле там топать и топать.

«Беседуя, мы подошли к новому зданию, которое государь ради развлечения строил в парке. Это была очень высокая четырехугольная башня, так называемая башня рыцарей, так как с четырех сторон ее, в нишах, стояли статуи рыцарей. В этом здании предполагалось поместить юного великого князя Александра.
Государь, следивший за рабочими, сделал несколько шагов навстречу нам и, обратившись ко мне, самым любезным тоном выразил надежду, что мне удобнее в новом помещении, чем в гостинице. Александр осведомился, почему я не приехала во дворец накануне, и стал уверять, что он, не теряя минуты, тотчас послал за мной проводника и т.д. Я представила моего сына государю, который очень смеялся тому, что ребенок назвал его большим солдатом.»

Белая башня. Арх. Менелас


«Генерал О*** и его милая жена, со свойственной им любезностью, предложили показать нам парк Царского Села; он был отчасти создан государем или, по крайней мере, увеличен им и украшен. По его приказанию парк содержался в таком порядке и чистоте, как я нигде еще не встречала. Тысяча рабочих, ежедневно наполнявших парк, постоянно подметали дорожки, как только кто-нибудь проезжал в карете, верхом или даже проходил пешком; подчищали и подрезали газоны, которые были удивительно красивы. В нескольких шагах от дворца и в присутствии государя рабочие эти смеялись, пели; и довольство, которым они, по-видимому, пользовались, вливало в душу чувство радостного удивления при мысли о том, кто давал им счастье.»

Екатерининский парк


Александровский парк


«Самыми замечательными сооружениями парка были — Виндзорская башня, построенная в меньших размерах, но по точному образцу Лондонской башни, среди темного леса, театр и красивая ферма, одно из любимых развлечений императора Александра, которому интересно было следить там за полевыми работами. В этой ферме, украшенной трельяжем и хорошенькой французской голубятней, можно было увидеть на скотных дворах лучший скот всей Европы — тирольские коровы, швейцарские, венгерские, голландские, холмогорские и т.д., и стадо мериносов, которое паслось в парке. Внутренность фермы была выдержана в голландском стиле: стены из изразцов голубого фаянса, стеклянные шкапы с хозяйственными принадлежностями. Мне показали великолепно переплетенную счетную книгу, в которой государь, ради развлечения, сам записывал доходы от своих баранов; и он очень был доволен, что сукно его мундира было выработано из их шерсти. Эти простые занятия, приближавшие государя к природе, доставляли отдых его уму, утомленному долгой напряженной работой.»

Арсенал. Арх. Менелас

Долго думала, что имела в виду графиня, говоря про «Виндзорскую башню», Арсенал или Шапель. Скорее всего, первое. Шапель начали возводить только в 1825 году, да и по архитектуре, мне кажется, Арсенал ближе к Виндзорскому дворцу. Извините, что в кустах. Здание сильно разрушено и так оно хоть как-то смотрится. Далее про кусты - аналогично.

Китайский театр. Арх. Ринальди, Неелов


Ферма. Арх. Менелас.


«Недалеко от фермы находится жилище лам, за которыми ходит человек, вывезший их из Азии. Эти животные никогда не пользуются свободой; вид у них печальный и истомленный.»

Ламский павильон. Арх. Менелас.

Фотография взята отсюда:
http://photographers.com.ua/pictures/show/starye_razvaliny_aleksandrovskij_park_pejzazhnyj_park_ruiny_lamskogo_paviljona_14406/

«Самая красивая часть парка — озеро, очень большое и настолько глубокое, что по нем плавают яхты и миниатюрный корабль. По берегам его виднеются прелестные руины, сооруженные по рисункам Робера; деревья очень красиво сгруппированы и артистически подобраны по теням.»

Озеро – пожалуйста. Но вот какие руины стоят на его берегу? Нет таких.


«В конце парка возвышается триумфальная арка, украшенная оружием, со следующей, трогательной по своей красоте, надписью на русском и французском языках: «Моим дорогим товарищам по оружию».»

Ворота «Любезным моим сослуживцам». Арх. Стасов.


«Меня провели сводом, походившим на пещеру Понзилиппа: это была скала, высеченная в виде свода, — игра природы, так как почва здесь везде гладкая и плоская. Во время моего посещения для государя строили по древним образцам баню; или, вернее, ее разрушали благодаря тому, что не были соблюдены размеры постройки, которая предназначалась для вмещения громадного бассейна, высеченного из одного куска гранита и настолько обширного, чтобы в нем можно было плавать во всех направлениях. (Кто там говорил, что наши предки мыться не любили?)Я посетила затем дворец: большой позолоченный зал, где давала аудиенции императрица Екатерина; покои императора Александра, часть которых поистине великолепна. Стены зала отделаны ляпис-лазурью, порфиром, янтарем и т.д.; паркет украшен инкрустациями из перламутра и драгоценного дерева и т.д.»

Грот

Похоже, именно его назвали "пещерой Понзилиппа". Спасибо ЖЖ-юзеру
http://ellair-cr.livejournal.com/ за идею.

Большой дворец. Арх. Растрелли.


Большой зал. Там же.


Гостиная Александра I. Там же.


«Сообщающаяся с покоями императрицы большая открытая галерея, с которой между колоннами открывается чудный вид на озеро, на развалины, на цветущее поле и т.д., украшена бронзовыми бюстами — главным образом — великих людей древнего мира; при виде их вспоминаются главы Плутарха: они как бы вновь встают перед глазами на челе этих героев.»

Камерунова галерея. Арх. Камерон

Не надо, пожалуйста, меня поправлять. Существует два варианта написания: Камерунова и Камеронова. Я привыкла к первому, более старому.

«Император Александр вел в Царском Селе деревенский образ жизни; двора не было, и в отсутствие обер-гофмаршала император сам проверял отчеты в расходах по домашнему хозяйству. Он принимал в Царском Селе лишь министров в определенные дни недели. Александр вставал обыкновенно в пять часов, одевался, писал, затем отправлялся в парк; при этом он посещал свою ферму, новые постройки и давал аудиенции лицам, имевшим представить ему докладные записки. Лица эти преследовали его иногда по всему парку, который всегда был открыт и днем, и ночью. Император гулял в парке один, без всяких предосторожностей; часовые были только у замка и у Александровского дворца. Принужденный, вследствие состояния своего здоровья (У царя было очень серьезное рожистое воспаление на ноге, всерьез угрожавшее его жизни.) вести строгий образ жизни, Александр обедал у себя один и ложился обыкновенно очень рано. Вечером, перед уходом, гвардейцы играли под его окнами, исполняя почти всегда печальные мотивы, которые я слышала из своих комнат.»

P.S. Картинки кликабельны.
P.P.S. Ну, а теперь – мои комментарии. Все, что могла, сказала в скобках. Но кое-что хочу добавить.
1. Извините, что прогулка получилась по принципу «галопом по Европам», но именно так написаны "Исторические мемуары об императоре Александре и его дворе" Шуазель-Гуфье. В результате нам пришлось прыгать по двум паркам и осмотреть лишь небольшую часть памятников, там расположенных. К сожалению, павильоны восстановили лишь в Екатерининском парке, в Александровском с этим делом пока плохо.

2. Шуазель-Гуфье была крайне неравнодушна к нашему императору. По возможности я убрала кое-какие восхваления и вообще сократила текст. Конечно, рабочие, которые поют, подметая и расчищая дорожки, - это сильно. Но в целом слуги очень любили императора. Вспомним его кучера Илью, который готов был сбрить бороду (по церемониалу похорон управляющий траурной колесницей должен был иметь строго определенный вид), лишь бы ему разрешили везти своего хозяина в последний путь. Как свидетельствует та же Шуазель-Гуфье, «Александр вникал в интересы всех своих слуг, без исключения. Встретив однажды в парке Царского Села баронессу Розен, муж которой, генерал на службе его величества, квартировал в этом городе, государь сказал ей: «Баронесса, я очень рад, что между вашим домом и моим вскоре состоится союз». Горничная баронессы Розен выходила замуж за пастуха, пасшего мериносов его величества.»

3. Не то, чтобы мне был присущ ярко выраженный топографический кретинизм, но иногда случается. Именно поэтому я даже по Москве хожу с картой. А в тот день, когда я гуляла по Александровскому парку, со мной явно случился рецидив. Не помог даже план, поскольку парк огромный, и в нем нет ни указателей, ни посетителей. Вот по Екатерининскому бегают толпы туристов, а здесь – практически не души. Пусто. Несколько человек, которых я встретила, оказались москвичами, а экскурсоводы в Александровском дворце были такие, что рыдать хотелось. Я им полчаса доказывала, что в парке есть Ферма и Белая башня и пыталась выспросить, как туда добраться, а они убеждали меня, что ничего подобного тут нет и никогда не было. Так что по парку я гуляла по принципу «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону.» До Ламского павильона так и не дошла, поэтому пришлось воспользоваться чужой фотографией. Надеюсь, ее автор на меня не обидится, ссылки я честно поставила.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2008-03-17 04:44 am (UTC)
From: [identity profile] brawa.livejournal.com
Так... В гостиной висит портрет Екатерины. Насколько я припоминаю, он же висит и в Русском музее... Или нет? Вообще интересно, потретов ее в этой позе довольно-таки завались... С чем это связано?

Date: 2008-03-17 04:45 am (UTC)
From: [identity profile] brawa.livejournal.com
Нет, это не он, это другой. Обозналась)
Все же сколько их...

Date: 2008-03-17 04:57 am (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Вот еще для иллюстраций - http://oumnique.livejournal.com/183859.html

Date: 2008-03-17 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com
Спасибо, чудесная экскурсия.
А почему Вам не поверилось вдруг что рабочие поют во время работы?

Date: 2008-03-17 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] marinka-lisa.livejournal.com
Александровский парк более заброшен... Настолько, что в конце 80х годо 20 века там было несколько случаев... нападения рысей на людей...

Date: 2008-03-17 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] jungehexe.livejournal.com
Все же наверное Виндзорская башня, а не пашня..

И очень жаль что не дошли до фермы - хотелось бы увидеть такую редкость..

Date: 2008-03-17 08:39 am (UTC)
From: [identity profile] valeryanna.livejournal.com
насчет руин - может быть, башня руина имелась в виду? Хотя она, конечно, стоит вовсе не на берегу озера, а чуть подальше...

Date: 2008-03-17 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] elize-sun.livejournal.com
Потрясающе! В мемориз.
Люблю эти места, но тут получилось ощущение другой эпохи.

Date: 2008-03-17 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] annylan.livejournal.com
В свое время один мой приятель, житель Царского Села, провел для нас экскурсию, так сказать, от лица местного жителя. Сильнее всего запомнилось: "Это Белая Башня. Здесь я впервые встретил привидение". :)
А экскурсоводы - это да, это сильно... Мы обычно стараемся с ними дела пл возможности не иметь, чтобы не портить себе настроение. За редкими-редкими, но тем более впечатляющими исключениями.

Date: 2008-03-17 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] kobima.livejournal.com
Замечательно! Ты имеешь склонность превосходить самую себя...жду с нетерпением дальнейших постов )))

Date: 2008-03-17 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ellair-cr.livejournal.com
«Меня провели сводом, походившим на пещеру Понзилиппа: это была скала, высеченная в виде свода, — игра природы, так как почва здесь везде гладкая и плоская" - возможно, это вот это вот сооружение?
Image

Date: 2008-03-17 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ellair-cr.livejournal.com
Почему-то рисунок не вставился, вешаю прямую ссылку:
http://pics.livejournal.com/ellair_cr/pic/0000520b/g8

Date: 2008-03-17 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо, очень красивые фотографии, но я уже нашла все, что мне нужно.

Date: 2008-03-17 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Как это не дошла? 8 фотография снизу - как раз ферма.

Date: 2008-03-17 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Конечно, "башня". Спасибо, сейчас исправлю.

Date: 2008-03-17 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Зато меня очень интересует другой вопрос: у Вас там случайно фотографии кабинета Александра I в Большом дворце не завалялось?

Date: 2008-03-17 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] oumnique.livejournal.com
Увы, нет. Только Николай II влез в фотоаппарат...

Date: 2008-03-17 04:14 pm (UTC)

Date: 2008-03-17 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, не знаю, все-таки, это тяжелый труд. К тому жен я недавно читала чьи-то еще воспоминания (вот еще бы вспомнить чьи), там все вовсе не так радужно. Герой вообще перестал ходить в этот парк, когда увидел, что мужик, который подметал дорожки, порезал ногу, но бросить работу не может.

Date: 2008-03-17 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я, конечно, люблю природу, но рыси - это уже чересчур. Жуть!

Date: 2008-03-17 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вот в том-то и дело. Нет руин рядом с озером. И, вроде, не было никогла.

Date: 2008-03-17 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Там висит копия одной из картин Левицкого, но, к сожалению, я не могу разобрать какой именно: из Русского музея или из Третьяковки. Таких копий было много нарисовано для дворцов или для присутственных мест. Обычно существовал один официально утвержденный образец, который периодически менялся.

Date: 2008-03-17 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Я как раз сегодня подруге говорила: по-моему, я уже наполовину живу в начале 19 века.
Я тоже люблю Царское Село, жаль, для меня туда путь не близкий.

Date: 2008-03-17 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Странно. Я точно отвечала на ваш коммент, но ответ куда-то делся. Еще раз:
Спасибо. Похоже, Вы правы, это действительно грот. Картинку я в пост вставила.

Date: 2008-03-17 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pan-kotsky.livejournal.com
Даже негры на американских плантациях пели.
Бурлаки пели. Крестьяне на полях пели. И я, занимаясь спустя 200 лет тем же самым чем и они - уборкой из-под палки территории военного училища (но гораздо худшим инвентарем) — пел. Это нормально. Это традиция такая — петь во время работы. Особенно когда работа скучная.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 28th, 2026 11:56 am
Powered by Dreamwidth Studios