catherine_catty: (Default)
[personal profile] catherine_catty
[livejournal.com profile] glueckwunsch дал наводку на автобиографические книги Э. Кочергина. Правда, он рекомендовал "Крещённые "Крестами", а я влипла в "Ангелову куклу". Но не из чувства противоречия, а потому, что меня 1950-е интересуют больше, чем 1940-е. И вот кое-какие реалии были для меня полным откровением.

"Патронировали над ним невские дешёвки со всех островов Петроградской стороны. Этот вид древнего женского промысла сейчас исчез из города, а в ту пору он был довольно заметен в наших речных местах. Многочисленный речной флот брал дешёвок на рейс или на целую навигацию — одну на пять-шесть палубных мужиков, — официально оформляя их уборщицами или посудомойками. Кроме зарплаты имели они, как все моряки, обмундирование и хорошую добавку за «любовь». Баржевые мужики именовали их «тельняшками». Рождённых ими детей на наших островах звали «Дунькиными детьми». Обзывалка эта, по легенде, была связана с Дунькиным переулком, когда-то существовавшим на нашей стороне, где атаманша Дунька в былые времена держала артель «речных девушек».

откр.jpg

Ежегодно в последнее воскресенье июля, в праздничный день Военно-морского флота, отряд расфуфыренных во фланелевки, бушлаты, чёрные юбки и бескозырки невских дешёвок и присоединившихся к ним профурсеток со Съезжинской улицы, а также парко-ленинских промокашек во главе с Аринкой Порченой собирался возле памятника «Стерегущему», что поставлен во времена «царя Николаши, жены его Саши и матери Маши» морякам, погибшим в войне с самураями в 1904 году, недалеко от Кировского моста, в парке Ленина.

И ровно в два часа пополудни, после минутного молчания в память о погибших во всех войнах моряках, запевал цеховой хор. Стая невских девок маточными голосами гремела «Варяга», да так, что дрожь шла по праздничному люду. А он, наполовину окороченный последней войной корабельный запевала, единственный мужской бас среди женских голосов, одновременно пел, баянил и дирижировал, взмахивая бескозырной головой в центре бабского «букета».

Под одобрение толпы пелись все морские и речные песни — и под конец на бис исполнялась артельная:
Шаланды, полные кефали,
В Одессу Костя приводил,
И все биндюжники вставали,
Когда в пивную он входил.

Только вместо «Кости» пели «Вася». И этой фартовой песней заканчивали праздничное выступление. Вся акция со стороны зрителей казалась специально запланированной и ни у кого не вызывала никаких возражений, даже наоборот, некоторые разгоряченные из толпы присоединяли свои голоса к хору матросских девок, прославляя с ними море, реки и вождей. Да и в голову не могло прийти, что празднично поющие у «Стерегущего» во флотской форме — речные проститутки, да еще и не имеют на публичное пение никаких квитанций от партийных органов со Скороходовой улицы.

Через малое время после кончины усатого вождя началось массовое изгнание военно-инвалидных калек с наших островов. Их переселяли в специально созданные в бывших монастырях дома инвалидов далеко за пределы Питера.

И явно не без участия Фарфорового Уха одним из первых наш Василий Петроградский был устроен в особый дом инвалидов для полных обрубков в бывшем женском Вознесенском монастыре в Горицах, что на реке Шексне на Вологодчине.

В момент отправки его невским пароходом кроме «сердечной тоски» Лидки и собесовских чиновников на площадь перед речным вокзалом явилась с Петроградской делегация невских дешёвок в полной флотской форме с медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу в Великой Отечественной войне» на подтянутых грудях и вручила отутюженному и нафабренному Василию подарок — новый баян, купленный на собранные в артели Шуркой Вечной Кауркой гроши. На латунной табличке, привинченной маленькими шурупчиками к перламутровой клавишной части баяна, было выгравировано памятное посвящение: «Гвардии матросу Краснознаменного Балтийского флота Василию Ивановичу от любящих его петроградских девушек на долгую память. Май 1954 года». Кроме баяна вручены были морскому герою привезённые на двадцать пятом трамвае с далекой Петроградской стороны на проспект Обуховской обороны, бывший когда-то, между прочим, Шлиссельбургской дорогою, три большие коробки любимого им «Тройного» одеколона."

Интересно, правда, или нет? А то меня в Дзене задолбали уже совкодрочеры, утверждающие, что ничего такого в СССР не было и проституция присуще исключительно капитализму.

Открытка с сайта https://meshok.net/

Date: 2021-06-10 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Корабли (https://www.livejournal.com/category/korabli?utm_source=frank_comment), Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-06-10 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, пусть так.

Date: 2021-06-10 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Хорошо

Date: 2021-06-10 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Если ты про вывоз инвалидов в интернаты, то да, конечно. Этого особо никто и не скрывал. Даже в "Аты-баты шли солдаты" упоминаются "госпиталя, где люди с войны лежат". Вопрос как это преподносить. Можно рассуждать про людедскую власть которая не раздавала щедрой рукой ветеранам несуществующие квартиры, машины и личных сиделок. Можно задуматься и попытаться понять, почему тогда сделали именно так.

Date: 2021-06-10 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Не, я про проституцию. Задолбали меня наши высокоморальные граждане, утверждающие, что в СССР такого ни-ни, никогда.

Date: 2021-06-10 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] nikab.livejournal.com
Ну... я жила на Съезжинской и ничего подобного среди городских мифов не слыхивала. Проституция конечно была, а вот про хор у "Стерегущего" честно без понятия.

Date: 2021-06-10 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] lustberg.livejournal.com
Интересно. Спасибо.
А специалистов по вопросу, чего "в СССР не было" становится, такое ощущение, всё больше. И "экспертов" 90-х годов рождения понемногу сменяют их коллеги, родившиеся в нулевых.

Date: 2021-06-10 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Ну меня в описаниях Кочергина скорее удивил не факт, а масштабы явления, как он их описывает. Особенно в отношении детей. Я понимаю, что он писал почти что городской эпос где всегда есть место гиперболе, но всякие классики типа Франкла учат нас, что в экстремальных условиях, особенно связанных с недостатком еды, либидо отключается первым — не до размножения, самому бы выжить.

Date: 2021-06-10 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Это да. Причем эти знатоки даже книги, в СССР же изданные, прочитать не в состоянии. В данном случае я не про Кочергина, конечно.

Date: 2021-06-10 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Да была она, естественно. Несмотря на советскую власть. Разумеется, не в таких масштабах как при "демократии", но в крупных городах присутствовала всегда. Перед олимпиадой 80-го из Москвы массу таких гражданок выселили. Я то по малолетству этого дела в СССР не застал, но старшие товарищи рассказывали. Ну и разумеется, кроме собствено профессиональной деятельности, достаточно широко было распространено обыкновенное, как бы это политературнее выразиться, б...ство. Знакомый старый инженер любил рассказывать, как в начале 70-х отправили его с бригадой на рыбоперерабатывающую плавбазу, конвейр налаживать, и как сделав работу за два дня, они зависли там на две недели, среди нескольких сотен работниц, проторчавших в море несколько месяцев. Так что был секс в СССР, чего бы там кто ни говорил.

Date: 2021-06-10 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да я тоже не сталкивалась, но явление было. И отрицать это как-то странно.

Date: 2021-06-10 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-bred-show.livejournal.com
Конечно, проституция имела место, но в крайне скромных масштабах. Меня саму раз приняли за проститутку на Комсомольской площади в Москве.

Что до конкретного текста, то нужно учитывать, что приблизительно половина (если не больше) сограждан считали проститутками ВСЕХ женщин и девушек, ушедших в армию во время войны. Понятно, что аналогичным было отношение и к женщинам, работавшим в мужских коллективах в мирное время. Просто в головах не укладывалось, что для такого могут быть иные причины, кроме проституции.

Date: 2021-06-10 02:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ailiu.livejournal.com
Мне кажется, этот ваш знакомый инженер любил малость приврать. С ума сойти, как оголодали тетки. )))
Edited Date: 2021-06-10 02:04 pm (UTC)

Date: 2021-06-10 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ailiu.livejournal.com
Мне кажется, это преимущественно байки, в которых все надо делить на 16 а то и больше, чтобы прийти к реальным цифрам. В целом, этот отрывок произвел впечатление грязи; это грязные сплетни из мужских компаний, для меня как для женщины, оскорбительные.
Edited Date: 2021-06-10 02:07 pm (UTC)

Date: 2021-06-10 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] Дмитрий Сидорофф (from livejournal.com)
Ну, за что купил, за то и продаю;) Но в целом рассказ был вполне правдоподобным. На таких судах-заводах рабочей силой были женщины, а собственно экипажи были немногочисленными и элементарно не справлялись. А тут сразу "десант" молодых крепких мужиков.)

Date: 2021-06-10 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ailiu.livejournal.com
Нет, я, конечно, верю, что эти мужчины нашли там взаимность у некоторых дам. Но едва ли весь женский персонал плавбазы так нестерпимо горел желанием отдаться залетным командировочным. Это чисто мужские домыслы и проекции на объект на желания. )))

Date: 2021-06-10 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, не знаю, не знаю...

Date: 2021-06-10 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Было такое дело, да. Половина, не половина, а деревенские точно считали.

Date: 2021-06-10 06:17 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2021-06-10 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mary-bred-show.livejournal.com
Так перед войной 2/3 населения и были деревенскими.

Date: 2021-06-10 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А, ну да. :)

конкретный этот текст

Date: 2021-06-11 03:00 am (UTC)
From: [identity profile] gart67.livejournal.com
Добрая мужская сказка.
Особенно хорошая фантазия насчет особой формы и ежегодных хоров.

Date: 2021-06-11 03:12 am (UTC)
From: [identity profile] tttkkk.livejournal.com
Может, конечно, инженер и приврал, но я примерно тогда слышал подобные рассказы о быте рыбных промыслов Дальнего Востока от тех, кто там тогда работал. Два человека разных, друг друга не знавших, один осуждал "всеобщее бл***ство" рыбопереработчиц, другой описывал своё и друзей секс-счастье

Date: 2021-06-11 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
В книге речь про начало 50-х. Дальше автор пишет, что с началом хрущевской компании массового строительства жилья, а также естественной убылью ветеранов и блокадников (там была оговорка в одном месте, что большинство из «речных девушек» были блокадницами) Петроградская сторона, какой он ее знал, исчезла.

Date: 2021-06-11 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] nikab.livejournal.com
Я жила на Съезжинской с 78 до 87. Там до Перестройки не было массовой застройки - доходные дома 1900х, старинные скверики, дворы-колодцы, парадные и черные лестницы и все такое. И блокадников там тоже было много - моя бабушка блокадница, дедушка ветеран, я помню их собеседников во дворах. Так что я бы может бы поискала бы дополнительные источники или свидетельства очевидцев на эту тему.

Date: 2021-06-11 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] gur64.livejournal.com
Да ну, Дунькин переулок — он Дункин. 25й трамвай на обуховской тобороны не ходил никогда, и т.д.:)

Date: 2021-06-11 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Насчет трамвая не скажу, а название переулка пишется и так, и так.

Date: 2021-06-11 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] gur64.livejournal.com
Вот именно, что пишется:)
Местные то происхождение названия знают, кто таким вопросом задавался.
Я, кстати, не уверен, что в описываемый период пароходы на Валаам ходили с Обуховской — речной вокзал там сильно позже появился.
Этой секс-миссии логичнее было бы на Васильевском базироваться, парк Ленина парком Ленина даже сейчас мало кто из местных называют — Александровский он, ну и т.д.:)

Date: 2021-06-11 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Еще раз: возможны оба варианта.

Date: 2021-06-11 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] gur64.livejournal.com
На письме — да

Date: 2021-06-11 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спросите, если вам не сложно, пожалуйста.
Edited Date: 2021-06-11 11:04 am (UTC)

Date: 2021-06-14 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
А есть версии, что такого никогда не было? И все мужики соответствующий инструмент сдавали на хранение под расписку жены? :-D

Date: 2021-06-14 07:39 am (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
Проверить сложно. Собственно, главный вопрос — откуда сам автор всё это знает аж в таких подробностях?
Больше всего припоминает "городские легенды".

проблема автора

Date: 2021-06-14 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] gart67.livejournal.com
Не соглашусь с вами в отношении проверки правдивости сочинения автора насчет "дешевок".
Подробности, хм-м. А откуда авторы фанфиков знают всякие интимные подробности того, что происходит между фигурами блондинов и брюнетов? вот и это чистой воды фанфик.
Что доброго и прекрасного в этой выдумке, кроме сублимации?

Date: 2021-06-14 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
При Сталине не было, как многие утверждают. Или вообще в СССР.
Ну, наверное, сдавали. Только не жене, а соответствующим органам.

Date: 2021-06-14 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
> Что доброго и прекрасного в этой выдумке, кроме сублимации?

Во всяком случае, не стиль. :D

Date: 2021-06-14 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] tokurow.livejournal.com
> Только не жене, а соответствующим органам.

Но обязательно в присутствии жены, и в случае халатности при хранении она имела право жаловаться в партком! :D

Date: 2021-06-14 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
И в местком.

Date: 2021-06-15 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] glueckwunsch.livejournal.com
Ну автор пишет, что он в то время жил на Петроградской стороне и сам был персонажем городского дна, только по счастливой случайности миновавшим тюремную карьеру. Поэтому он преподносит всё это как собственные воспоминания и зарисовки с натуры.

Мерси

Date: 2021-07-17 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] scharapow-w.livejournal.com
Вот это поворот!!! Надо почитать!

Re: Мерси

Date: 2021-07-17 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да, я тоже была несколько удивлена.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

October 2025

S M T W T F S
    1234
567 89 1011
12 13 1415 16 17 18
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 10th, 2026 04:16 pm
Powered by Dreamwidth Studios