catherine_catty: (Романовы)
catherine_catty ([personal profile] catherine_catty) wrote2008-09-14 03:20 pm

Семейный портрет императора. Часть 4. Аполлон

Давненько я не делала постов из серии «Семейный альбом императора». Восполняю пробел. Предыдущие посты можно посмотреть здесь:

Часть 1.Господин Александр. http://catherine-catty.livejournal.com/27364.html
Часть 2.Амур. http://catherine-catty.livejournal.com/30636.html
Часть 3.Братья. http://catherine-catty.livejournal.com/34167.html

В сентябре 1801 года во время коронации Александра I митрополит Платон указал на императора и произнес: «Смотрите, православные, каким Бог наградил нас царем — прекрасен и лицом и душою!». Чуть позже он добавил: „Мы сподобились увидеть ангела в короне и порфире». Ну, насчет моральных качеств Александра Павловича не все было так просто, здесь дело темное… Что же касается внешности, то предлагаю всем желающим ее оценить. Для тех, кто привык к цифрам, сообщаю антропометрические параметры.
Рост 2 аршина, 9-10 вершков. То есть, 182-187 см.
Объем талии в молодые годы 77 см.
Размер обуви примерно 43-44 (длина подошвы сапога -30,5 см.).

Ну а теперь – портреты 1801-1808 гг. и мнения современников.

Император Александр I. Аткинсон. 1801-1805. Симбирский художественный музей.


Император Александр I. Боровиковский. 1802-1803. Русский музей.


Император Александр I. Неизвестный художник. Копия портрета Виже-Лебрен 1802 года. Архангельское.


"О, как он был чудесен! В 40 лет знали мы его еще молодцом и красавцем; что же был он в 23?" (Ф.Ф.Вигель. Записки.)

Император Александр I. Вуаль. 1802. Русский музей.


Император Александр I. Неизвестный художник. 1802. Останкино.


Император Александр I. Кюгельхен. 1803. Петергоф.


"Император тоже был красавец и сиял молодостью и той душевною ясностью, которая составляла отличительное его свойство." (Д.Х.Ливен. Записки.)

Император Александр I. Щукин. 1803.


Император Александр I. Яненко. 1804. Русский музей.


Император Александр I. Пеншон. Начало 1800-х.


"Прибыли император и императрица. Он - статный, красивый, светловолосый, похож на юношу." (М.Вильмот. Письмо от 31.07.1803 по новому стилю)

Император Александр I. Кюгельхен. 1801-1805. Бородинская панорама.


Император Александр I. Кюгельхен (возможно). 1801-1805. Русский музей.


Император Александр I. Кюгельхен. 1801-1805. Русский музей.


«Император прибыл в четыре часа. Он был молод и красив и, хотя был прекрасно сложен, его осанка показалась мне скорее элегантной, чем благородной и важной. Его манеры были лишены той непринужденности, которая присуще человеку, находящемуся в исключительном положении и привыкшему повелевать. По-видимому, он чувствовал себя стесненным, в его чрезмерной учтивости было что-то банальное, и вообще все, вплоть до его необычайной прямизны вследствие чрезмерно узкого мундира, придавало ему вид скорее прелестного молодого офицера, чем юного монарха.
Почти весь вечер император провел на ногах. Говорили, что мундир его так узок, что во всяком другом положении он чувствует себя неловко».
(А.Потоцкая. Мемуары.Дело происходит в 1805 году.)

Император Александр I. Щукин. 1801-1805.


Император Александр I. Неизвестный художник, ранее картина приписывалась Щукину. 1805-1808. Русский музей.


Император Александр I. Неизвестный художник, ранее картина приписывалась Щукину. (еще один вариант). 1805-1808. Русский музей.


«Сегодня наконец Бог привел увидеть государя. Какая величавая наружность, какой красавец, и ко всему этому – какая душа! …Что за ангельское лицо и пленительная улыбка.» (С.П.Жихарев. Записки. 02.12.1806)

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Русский музей.


Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Рыбинский музей.


Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Музей Пушкина на Волхонке (Москва).


"Теперь одежда эта показалась бы несколько странною, но тогда она всем нравилась, особенно на тридцатилетнем мужчине такой чудесной красоты, стройности и ловкости, коими одарен был покойный император." (Д.В. Давыдов. Тильзит в 1807 году)

Император Александр I. Боровиковский. По оригиналу Виже-Лебрен. 1802. Ставропольский государственный музей.


Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Царицыно.


Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы. Эрмитаж.



"Говорят, Наполеон, увидев Александра, был поражен его красотой. «Это Аполлон» - воскликнул он." (С.Шуазель-Гуфье. Исторические мемуары)

Император Александр I. Неизвестный художник. 1800-е годы.


Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.


Император Александр I. Гравюра Годби по оригиналу Пеншона. 1801-1806. Бородинское поле.


Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают. (И гораздо умнее, чем мог себе представить Бонапарт, к слову- К-К.) Будь он женщиной, я бы в него влюбился. (Н.Бонапарт. Из письма императрице Жозефине. 1807 г.)

Император Александр I. 1800-е. Неизвестный художник французской школы.


Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.


Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.


Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.


Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.


Император Александр I. Неизвестный или пока не опознанный мною художник. 1800-е годы.


P.S. За помощь в собирании портретов спасибо: [livejournal.com profile] baronet65,[livejournal.com profile] maxfraikiev,[livejournal.com profile] sarmata.

P.P.S. Это не все портреты 1801-1808 гг., что у меня есть. Но, если я решу выставит все, у меня, как в стихотворении Лермонтова, «рука колоть устанет».

P.P.P.S. Дружеское предупреждение. Дамы и господа. Еще раз предупреждаю: не стоит безоговорочно доверять всему тому, что выставлено в сети. Все делают ошибки. И я тоже, ибо «Доктор тоже человек». Пример из жизни. Совсем недавно обнаружила в чужом ЖЖ портрет, который был выставлен у меня. Ну, обнаружила, и обнаружила. Картину я не рисовала, так что, пользуйтесь. Не мешало бы спасибо сказать, ну ладно, вежливость не всем присуща. Но дело в том, что я, выставив портрет, совершила ошибку и указала не того художника. Через несколько дней пост я исправила. А человек, который у меня портрет скопировал, проверить поленился и теперь, верно, гордится своим творением. Еще раз: «Доверяй, но проверяй!»

[identity profile] baronet65.livejournal.com 2008-09-14 12:22 pm (UTC)(link)
Сильное собрание. Больше половины портретов у меня не было! А какой из них тебе нравится больше всех? :-)

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-14 12:27 pm (UTC)(link)
Больше всего нравится Аткинсона (я ради него книгу о музее купила), копия Виже-Лебрен, Пеншона, Щукина 1803, Кюгельхена из Русского музея.

У меня еще есть. Копать, так глубоко.

[identity profile] michletistka.livejournal.com 2008-09-14 01:52 pm (UTC)(link)
http://pics.livejournal.com/catherine_catty/pic/0018h8g8/s320x240- какой романтичный портрет!
А вообще часть "неизвестных" художников явно копирует какой-то один портрет.
Edited 2008-09-14 13:53 (UTC)

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-14 01:58 pm (UTC)(link)
Натальюшка, не понимаю, какую картинку ты имеешь в виду. У меня программа пишет: сервер не найден.

Копируют, да. Я тоже обратила внимания и даже специально распределила портреты по группам.

[identity profile] michletistka.livejournal.com 2008-09-14 02:01 pm (UTC)(link)
Ага, ссылка какая-то кривая получилась. Надо было сразу написать "предпоследний" ;)

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-14 02:09 pm (UTC)(link)
Мда, если бы не андреевская лента и не звезда, и не подумали бы, что император.

[identity profile] mlle-anais.livejournal.com 2008-09-14 02:28 pm (UTC)(link)
Ай, красота! Прекрасное собрание!!! На том, что копия с Виже-Лебрен - сказочный просто красавец :) И очень-очень интересный первый портрет - тот, который Аткинсона: необычный, и что-то такое... по-настоящему человеческое проглядывает - видно характер.

(А "Кюхельхен" меж "Кюгельхенов" специально затесался?)

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-14 02:36 pm (UTC)(link)
Да, копия с Виже-Лебрен мне тоже очень нравится. Проблема в том, что пристойного изображения найти невозможно, ни оригинала, никопии. Это я фотографировала сама, стараясь избежать бликов на стекле.

И картина Аткинсона тоже хороша! Недаром я ее первой выставила. Народ должен знать! А то во всех фильмах, когда бы не происходило действие, показывают портрет кисти Доу. Братцы, на нем Александру уже сильно к 50-ти. А в год основания Лицея он выглядел, хм, несколько иначе...

Кюхельхен - это я уже совсем заработалась. Думаешь, легко 30 портретов в пост запихнуть и все подписями снабдить? Я тихо прокляла саму себя и радовалась только, что я с самого начала решила ВСЕ портреты этого периода не выставлять. Спасибо, сейчас исправлю.

[identity profile] elize-sun.livejournal.com 2008-09-14 03:55 pm (UTC)(link)
Забрала в мемориз!:)

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-14 03:58 pm (UTC)(link)
Спасибо.

[identity profile] valeryanna.livejournal.com 2008-09-14 06:09 pm (UTC)(link)
ничего себе, сколько разных его портретов существует! :)))

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-14 06:11 pm (UTC)(link)
Ну, портреты императора - дело государственной важности. Поэтому рисовали его много.

[identity profile] il-ducess.livejournal.com 2008-09-14 06:46 pm (UTC)(link)
Такие все они немного разные....)))

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-14 06:54 pm (UTC)(link)
Ага. А есть не то, чтобы немножко, а совсем разные. Вот и понимай, как хочешь.

[identity profile] il-ducess.livejournal.com 2008-09-15 07:05 am (UTC)(link)
Я все вчера выражение подбирала. Он везде разный, но везде хорош. Мне кажется, по традиции портретной живописи того времени, везде преукрашен.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-15 03:01 pm (UTC)(link)
Ну, я могу и страшные портреты выствить.
Кстати, спасибо за хорошую идею. Сделаю пост "Страшнее атомной войны".

А, если серьезно, то современники писали о том, что Александр был очень хорош собой. Так что, может, художникам и не надо было ничего приукрашивать?

[identity profile] giulietta-s.livejournal.com 2008-09-17 09:49 am (UTC)(link)
Мне почему то кажется, что в теме "Страшнее атомной войны" стоило бы собрать портреты Константина. )))) А если серьезно, очень любопытно взглянуть на Константина Павловича глазами художников.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-17 06:18 pm (UTC)(link)
Ну, когда-нибудь очередь и до Константина дойдет. Но я выставляла как-то парные портреты братьев или картины, на которых они вместе нарисованы. И потом еще был пост о сравнении их душевнх качеств по воспоминаниям современников.

Но идея о посте "Страшнее атомной войны" по отношению к Александру мне душу греет.

[identity profile] socket-error.livejournal.com 2008-09-14 09:53 pm (UTC)(link)
"..он добавил: „Мы сподобились увидеть ангела в короне и порфире». "
Ну, если верить Даниилу Андрееву, то всё именно так. )

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-15 03:35 am (UTC)(link)
Похоже, Андреев несколько преувеличивал добродетели императора.

[identity profile] b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com 2008-09-14 10:13 pm (UTC)(link)
Спасибо огромное! Тоже утащила в мемориз, буду любоваться на досуге. Восхищаюсь его красотой, да и характер мне ужасно нравится, но об этом я уже говорила.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-15 03:36 am (UTC)(link)
На здоровье.

[identity profile] rostislava.livejournal.com 2008-09-15 06:41 am (UTC)(link)
Прекрасные портреты. Позволите воспользоваться копией с Виже-Лебрен? Кстати, я не собиралась Вас забанивать.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-15 02:57 pm (UTC)(link)
Пользуйтесь.

Насчет бана - Вам виднее, но я писать комментарии в Вашем ЖЖ не могу.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-15 03:13 pm (UTC)(link)
Проверила. Сегодня все получилось. Я Вам сообщение оставила.

[identity profile] sarmata.livejournal.com 2008-09-18 11:40 am (UTC)(link)
Спасибо! Прекрасная подборка. Несколько портретов раньше не видел.
Одна миниатюра дана в зеркальном отражении (4 снизу). Думаю, Вам не составит труда исправить.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-09-18 04:28 pm (UTC)(link)
Точно! Андреевская лента не на том плече, а я и не заметила. Спасибо, сейчас переделаю.

Что то Пушкина вспомнил, может не к месту:

[identity profile] toro-toro-toro.livejournal.com 2008-10-02 06:50 am (UTC)(link)
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.

Re: Что то Пушкина вспомнил, может не к месту:

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-10-02 06:55 am (UTC)(link)
Ну, насчет "слабого" и "нечаянно пригретого славой" я бы поспорила. А плешивостью в означенный период он еще не страдал, в чем можно убедиться, взглянув на портреты и почитав отзывы современников.

Re: Что то Пушкина вспомнил, может не к месту:

[identity profile] toro-toro-toro.livejournal.com 2008-10-02 07:03 am (UTC)(link)
В данном случае слово "плешивый" имеет скорее всего другое значение. Хотя, конечно, 10 глава "Е.О." кажется мне достаточно эмоциональной. Мог и приукрасить ради красного словца.

Re: Что то Пушкина вспомнил, может не к месту:

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2008-10-02 07:11 am (UTC)(link)
Да нет, Александр действительно начал лысеть, но чуть позже того периода, о котором говорю я.

Семейный альбом императора. Часть 4. "Аполлон"

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2015-01-26 07:55 pm (UTC)(link)
Пользователь [livejournal.com profile] natali120654 сослался на вашу запись в своей записи «Семейный альбом императора. Часть 4. "Аполлон" (http://natali120654.livejournal.com/516322.html)» в контексте: [...] 1800-е годы. Автор статьи Catherine_Catty http://catherine-catty.livejournal.com/64452.html [...]

Семейный альбом императора. Часть 4. Аполлон

[identity profile] sergej barinov (from livejournal.com) 2020-02-28 06:32 pm (UTC)(link)
Третий портрет с конца альбома - это гравюра Тардье с оригинала Кюгельхена, 1802 г.

Re: Семейный альбом императора. Часть 4. Аполлон

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2020-02-28 09:14 pm (UTC)(link)
О, спасибо.