catherine_catty: (войны и сражения)
catherine_catty ([personal profile] catherine_catty) wrote2009-05-10 02:14 am

Смерть генерала Моро или Немного о храбрости Александра I

Император Александр I был довольно бездарным полководцем и очень смелым человеком. К счастью, он сумел вовремя осознать свое первое качество и на командные посты назначал людей, более способных к этому занятию, чем он сам. Но зато никто не мог помешать ему проявлять храбрость. Это был первый русский государь после Петра Великого, ЛИЧНО присутствующий на поле боя. Возможно, он хотел славы, но еще более вероятно то, что он, посылая людей на смерть, просто не мог стоять в стороне.

Одно из косвенных свидетельств смелости Александра - смерть генерала Моро. По словам Михаиловского-Данилевского это событие произошло следующим образом: «Между тем меня еще раза два посылали с различными приказаниями. Я едва мог ехать шагом, лощадь моя вязла в тучном черноземе, растворенном проливным дождем, а вихрь не позволял и в самой близи различать предметы. Возвратившись в часу в третьем к государю, я застал все в величайшем смятении, ибо за несколько минут перед тем ядро оторвало обе ноги у генерала Моро, стоявшего возле государя. Это была последняя улыбка фортуны Наполеону! К счастию, небо сохранило императора. Заметя, что лошадь его ударяла ногой о камень, лежавший на земле, он немного ее поворотил в сторону, а Моро только что встал на то место, где государь довольно долго находился, как роковое ядро сразило его.»

Смерть генерала Моро при Дрездене в августе 1813. 1815. Гравюра Сатерленда по оригиналу Хита.


И.Р. Дрейлинг по-немецки краток, но его версия не противоречит той, что приведена выше: «Два дня длится сражение под стенами Дрездена. Мы находимся на крайнем правом фланге под командой Витгенштейна, неподалеку от Большого сада. Знаменитый французский генерал Моро, бывший республиканец, прибывший из Америки, чтобы принять участие в этом сражении, падает около императора и умирает».

"При этих памятных событиях император Александр проявил не только примирительный дух и твердость, но также большое мужество. Всем известно, что на рекогносцировке близ Дрездена то самое ядро, которое раздробило знаменитому генералу Моро обе ноги, пролетело около русского императора и покрыло его пылью." (С. Шуазель-Гуфье. Ист. мемуары)

Можно найти еще свидетельства, но смысл их будет сводиться все к тому же: генерал был смертельно ранен в двух шагах от императора. Александр стоял под ядрами и только счастливый случай ( занервничавшая лошадь) привел к тому, что с оторванными ногами лежал не он, и не его кровь пропитала землю под Дрезденом.

Жан Виктор Моро. Генерал-аншеф Рейнской армии. Жерар. Версаль.


Жан Виктор Моро родился в 1763 году в семье адвоката. В 1791 он вступил в Национальную гвардию и в последующие годы участвовал во многих битвах. Тем не менее, он никогда не был убежденные республиканцем, а смерть отца на эшафоте, конечно, не могла способствовать его любви к Республике. После переворота 18 брюмера Моро получил под свое командование Рейнскую армию. Но популярность генерала и его сношения с эмигрантами беспокоили Бонапарта, поэтому Моро был арестован, обвинен в заговоре, и приговорен к 2 годам тюрьмы, которые заменили изгнанием. В 1804 году он уехал в США, в 1813 вернулся во Францию, чтобы сражаться против Наполеона. Был смертельно ранен в битве под Дрезденом и умер 5 дней спустя.

Жан Виктор Моро. Генерал-аншеф республиканской армии. 1816. Жак Люк Барбье-Вальбонн по оригиналу Жерара. Музей Армии, Париж.


Моро был похоронен в Санкт-Петербурге, в католической церкви Святой Екатерины. Он покоится там до сих пор.

"Двор и город присутствовали на этих необыкновенных похоронах в католической церкви, убранной трауром и давшей последнее убежище изгнаннику. В торжестве участвовал дипломатический корпус, состоявший из старых врагов революции, и, в довершение необычайности, надгробная проповедь произнесена иезуитом, а русские солдаты снесли гроб в церковный подвал, где Моро предан земле возле последнего польского короля, представляющего собою другой пример изменчивости судеб. Посреди равнодушной толпы, собравшейся на эти странные похороны, внезапно появились две фигуры, поспешно протеснились ко гробу и с плачем кинулись на него. То были адъютант покойного и его маленький негр. Сердце мое умилилось при этом зрелище, и мне отрадно было увидеть, что хоть сколько-нибудь слез пролилось о несчастном Моро, продолжавшем терпеть изгнание и по кончине своей. Маленький негр был чрезвычайно жалок. Адъютант Рапатель ненадолго пережил своего генерала." (Р.С.Эдлинг Записки)

Церковь Св. Екатерины.




P.S. Картинки кликабельны.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 05:40 pm (UTC)(link)
Особенно на картине 1816 года. Но этот портрет не прижизненный, увы.
Хотя, на эстампе он тоже ничего выглядит.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 05:44 pm (UTC)(link)
Жена была, а про детей не помню.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 05:49 pm (UTC)(link)
Огромное спасибо! Автора не знаете?

[identity profile] severr.livejournal.com 2009-05-10 05:50 pm (UTC)(link)
потому что про выстрел наполеоном из пушки, как и про Александра с каминем это легенды... и я, например, не знаю на основе чьих сказаний они построены...

про маршальство Моро обычно вспоминают, что он оказался от российского фельдмаршальства и каких бы то ни было официальных титулов, и поэтому был при свите в качестве "друга и советчика царя" и, следовательно в старом звании генерала...

впрочем, соглашусь, что его могли и посметрно проивести, как бывает водится у французов... как маршала Леклерка в маршалы произвели посметрно...

любопытно, что на могиле Моро в Бордо, про него самого написано, что он генерал-ан-шеф, а его супруга помянута как маршальша Моро...

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 05:51 pm (UTC)(link)
Знаете, я все-таки нарыла информацию. Моро так и остался генералом, а вот его жене после Реставрации по просьбе Александра Людовик пожаловал права маршальши.
Так что Бонапарт никак не мог выстрелить в маршала, увы.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 05:53 pm (UTC)(link)
Извините, нашла автора.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 05:55 pm (UTC)(link)
Моро - не маршал, а генерал, все верно. Прочитайте мой предыдущий комментарий.

Что же касается Александра и пр, то это не легенда, а свидетельство очевидцев.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 06:03 pm (UTC)(link)
Была дочь Изабель.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 06:06 pm (UTC)(link)
В тексте написано о вручении ВДОВЕ маршальского жезла и присвоении этой даме всех прав маршальши. ВДОВЕ, а не самому МОРО. Поэтому и на могиле соответсвующая надпись.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 06:07 pm (UTC)(link)
Кроме того, дело в любом случае было после Реставрации и Наполеон никак не мог выстрелить в МАРШАЛА. Учитесь признавать свои ошибки.

[identity profile] aleksei-76.livejournal.com 2009-05-10 06:10 pm (UTC)(link)
Интересная статья.

[identity profile] severr.livejournal.com 2009-05-10 06:17 pm (UTC)(link)
там написано, что вдове вручили жезл, предназначавшийся генералу Моро, и больше ничего...

аналогично про обстоятельства смерти, без легендарного оформления

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 06:48 pm (UTC)(link)
Честно говоря, не понимаю, что вы хотите сказать.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 06:49 pm (UTC)(link)
Кстати, а что за могила Моро в Бордо? Захоронено сердце или это кенотаф?

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 06:57 pm (UTC)(link)
Да, хорошая. Спасибо еще раз.

[identity profile] severr.livejournal.com 2009-05-10 07:00 pm (UTC)(link)
не знаю как это точно называется, кенотаф возможно
генерал Моро похоронен частями в трех местах:
- тело в СПб
- сердце в Бордо
- ноги в Дрездене, что любопытно на улице Булгакова...

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-10 07:03 pm (UTC)(link)
Кенотаф - пустая могила. Иногда делают, если настоящее захоронение неизвестно где, иногда - в память. Про ноги - да, странно звучит.

[identity profile] michletistka.livejournal.com 2009-05-11 05:05 am (UTC)(link)
да, очень даже!

[identity profile] aleksei-76.livejournal.com 2009-05-12 05:54 am (UTC)(link)
Еще про потомков.http://roglo.eu/roglo?lang=ru;i=958736

[identity profile] babs71.livejournal.com 2009-05-12 08:36 am (UTC)(link)
Может, в качестве полководца Александр I и не блистал, но считается, что именно его вмешательство в управление позволило победить в "Битве Народов" под Лейпцигом.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-12 04:35 pm (UTC)(link)
Э-э-э-э... Вообще, там внизу грозное прежупреждение, как я понимаю, примерно такого смысла: источник недостоверен.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-12 04:52 pm (UTC)(link)
Ага, это он уже немного "насобачился, видно.

[identity profile] catherine-catty.livejournal.com 2009-05-12 04:53 pm (UTC)(link)
Извините, не дописала. В смысле, что от Аустерлица до Лейпцига прошло изрядно времени и кое-каки навыки царь все же приобрел.

[identity profile] aleksei-76.livejournal.com 2009-05-12 04:58 pm (UTC)(link)
Ну там вроде про Моро написано.Про потомков значит не правда?

Page 2 of 3