catherine_catty: (история)
[personal profile] catherine_catty
Н.С. Маевский написал совершенно замечательные воспоминания. Рассказал он в числе прочего о деде своем, генерале Александре Дмитриевиче Буткевиче. Понравились мне эти истории. Чашка, подаренная самой императрицей, наказание провинившихся офицеров «по-семейному», генерал, прерывающий учение солдат, чтобы не разбудить сына губернатора… Дивно!

«Весело и шумно прошла молодость богатаго наследника; он был из первых красавцев того времени—высокий, статный, стройный, замечательно ловкий и сильный. Князь Репнин взял его к себе в ординарцы. В этот день государыня кушала у князя и молодому ординарцу, по тогдашнему этикету, пришлось исполнять должность форшнейдера. Обеды того времени отличались простотой, которая теперь немыслима и в мещанских семействах: на жаркое подали гуся, но едва он попал под прозекторскую операцию моего деда, как в неразрезанном виде и вместе с блюдом отправился под стол. Подали другаго гуся, и на этот раз операция совершилась вполне благополучно. Императрица, зная, что от суроваго Репнина за такую неловкость могло порядком достаться моему деду, обратясь к хозяину, выпила за здоровье его новаго ординарца.

Репнин Н. П. Ивашкевич


С этих пор и началась его карьера, хотя при жизни императрицы он неособенно быстро двигался по службе: лихой гуcapcкий полковник, он имел Георгиевский крест за Очаков и золотую саблю, а при воцарении Павла Петровича был уж бригадиром. Но лично императрица была стольже милостива к юному ветренику сыну, как и к его степенному и богомольному отцу: я еще помню большую фарфоровую чашку с портретом государыни, пожалованную ему из ея собственных рук. Никогда дед мой не снимал перстня с необыкновенной по величине бирюзой—тоже личный подарок императрицы. Теперь эта бирюза красуется на иконе Тихвинской Божией матеря, которая была пожертвована моим покойным дядей Николаем Александровичем в Тихвинский монастырь.

Императрица Екатерина II. 1782. Бромптон. Эрмитаж


Когда пришла пора, как тогда говорили, остепенить молодца, его женили, или он сам женился — наверное не знаю — на Екатерине Александровне Кошелевой. От этого брака родилась дочь Варвара, и вскоре затем дед мой овдовел. Девочку взяли к себе мои прадед и прабабка и отдались ей с тою старческою, беззаветною преданностью, на которую способны только деды и бабки к своим внучатам. Какое ей давали воспитание, можно судить из того, что когда ребенок плакал, то вся дворня, а ея было до 100 человек, обязана была сбегаться в комнату барышни, петь, плясать, ездить верхом на метлах и помелах, стучать в сковороды и не прерывать этого адскаго шабаша до тех пор, пока дитя не засыпало или, по крайней мере, не переставало плакать.» (И ребенок спал в этом шуме и грохоте? Это ж какие крепкие нервы надо иметь!- К-К)

А.Д. Буткевич женился снова, но вскоре бросил ветреницу-жену с тремя детьми, причем своим признал только сына.

«Положение Анны Ивановны, с тремя детьми и без всяких средств к жизни, было по истине ужасное; своего у нея ничего не было, а дед мой о ней и дочерях и слышать не хотел. На их счастие, вскоре вступил на престол император Павел, который, по просьбе теток Анны Ивановны, пожаловал ей маленькое имение в Лужском уезде. Она немедленно построила там себе дом, но пожалованные ей государственные крестьяне не хотели становиться крепостными и сожгли дом. Но и барыня у них была энергичная, вполне барыня того века; призвав крестьян, она обругала их за поджог самыми непечатными выражениями и приказала в наказание выстроить ей новый дом на их счет. Это было исполнено, и с тех пор крестьяне уже не ссорились с своей барыней до самой ея кончины. Да и как было с нею ссориться, когда у нея росли не две барышни, а два земные ангела, две сироты живых родителей, неизвестно за что отверженныя отцом и всем миром. С детства не знавшия ничего, кроме позора и горести, приобщенныя к страданиям нежно любимой матери, оне жили не для себя, а для других, и если не могли дать этим другим счастья, то довольствовались и тем, что облегчали их страдания…

Император Павел был еще милостивее к моему деду, чем покойная императрица; вскоре по своем вступлении на престол, он произвел его в генералы и назначил шефом Белозерскаго пехотнаго полка. Однажды дед ехал в санях с адъютантом и поравнялся с каретой, в которой ехала дама, как вдруг в конце улицы показался ехавший тоже в санях император. Испуганная дама, выскочив из кареты, искала спасения в первых попавшихся воротах, но, на беду, они были заперты; она бросилась в подворотню, но, пролезши благополучно до пояса, зацепилась юбками, и не имея возможности подвинуться ни взад, ни вперед, замерла, оставив на улице целую половину своего туловища. Адъютант, желая выскочить из саней, зацепился и упал; дед мой ловко перепрыгнул через него и, спустив шинель с праваго плеча, вытянулся во фронт. Это понравилось государю. „Ты молодец, генерал", закричал ему Павел и, указав рукою на смешную фигуру, торчавшую из подворотни, прибавил: „а она дура".

Император Павел I. 1800-е. Неизвестный художник. Рыбинск.


Командование деда полком было согласно с тогдашними обычаями: неумолимо суровое к нижним чинам, оно было патриархально добродушное с дворянами офицерами. Все они ежедневно и неуклонно должны были являться к шефу полка на обед; провинившийся в чем нибудь получал секретное приглашение явиться несколько ранее и отправлялся прямо в кабинет, где, при закрытых дверях, получал надлежащую головомойку, смотря по рангу своей вины. До каких пределов доводил головомойку мой дед — не знаю, но слышал я от А. П. Ермолова следующий разсказ. Однажды получил он от родителей одного офицера слезное письмо не губить их сына, котораго приходилось выгнать со службы за шалости, нетерпимыя и для того времени, а наказать его по-отечески. Не думая долее того, сколько понадобилось чтоб сделать нужныя распоряжения, Ермолов послал за юношей. Едва успел он войти, как его схватили, повалили и отодрали на славу. Ермолов был уверен как в себе, так и в нижних чинах, которые производили экзекуцию; действительно, никто не проронил ни слова. Однако же дело открылось, и вот каким образом: офицер сразу остепенился, попал на хорошую дорогу и кончил службу генералом; однажды товарищи пристали к нему с вопросом, каким образом произошла в нем такая крутая и почти невероятная перемена. Он объяснил им, что обязан ею своему благодетелю Ермолову и чистосердечно разсказал, как и чем был он облагодетельствован.

Ермолов А. П. до 1825. Доу. Эрмитаж.


На всех тогдашних отношениях лежал какой-то семейно-патриархальный отпечаток; например, деду приходилось учить полк на площади перед губернаторским домом. Новгородским губернатором был тогда Митусов, у котораго был малютка-сын (впоследствии сенатор). Иногда, едва начиналось ученье, губернаторша присылала сказать деду, что ея Гришенька еще спит и барабаны могут разбудить его, и дед уводил полк с площади…

В 1795 году, дед, уже разойдясь со второю женою, служил в войсках Суворова и участвовал в штурме и взятии Праги (предместья Варшавы - К-К). Здесь победители разгромили монастырь кармелиток, бывший училищем благородных девиц, которыя достались храбрецам в качестве военной добычи. На долю деда моего досталась его третья жена, а моя родная бабка, Марья Семеновна Бинкевич; ей было тогда 15 лет — самый расцвет ея замечательной красоты. Много горя и страданий ожидало ее впереди, а пока этому полуребенку, далеко не окончившему своего образования и воспитания, приходилось становиться во главе большаго дома, делаться подругою жизни своего грознаго завоевателя и матерью его детей. За период времени до 1804 года, их было у нея восемь человек, и хотя далеко не все для нея было розовым в новой обстановке, но она кое-как свыкалась с нею, благодаря тому, что влюбленный муж взял к себе ея мать, а мужа ея старшей сестры, польской службы маиора А. Г. Радзиковскаго, определил на службу в Петербург."

Date: 2011-08-21 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
В "Рассказах бабушки", Е.П. Яньковой есть похожий случай воспитания шалопая-офицера его престарелой мамашей. Та попросила у Е. П. Яньковой двух дюжих мужиков посечь своего сына. Тот пил и здорово проигрывался в карты. После экзекуции взялся за ум и много лет спустя, уже в чинах, приходил благодарить Е.П. Янькову.

Date: 2011-08-21 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Вы правы, было такое.
Похоже, наказания подобного рода была не редки.
Хотя, по-моему, как говорил Будулай, "Лучше под суд, чем под кнут".

Date: 2011-08-21 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
Интересное кино получается. С одной стороны, для дворянина "Лучше под суд, чем под кнут", а с другой - еще и благодарят за науку. Мне кажется, здесь отголоски еще допетровской внутрисемейной патриархальности. От родителей можно и розги принять.

Date: 2011-08-21 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Как мне помнится, Будулай дворянином не был. Он цыган.

Date: 2011-08-21 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
хоть я фильма этого и не смотрел, но в курсе:-)

Date: 2011-08-21 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мне слова Будулая нравятся, вот и процитировала.

Что касается менталитета, то во времена Петра и до него, безусловно, лучше наказать по-семейному.
Но к концу царствования Екатерины дворяне уже знали что такое "честь".

Date: 2011-08-21 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] synthesizer.livejournal.com
вот и мне они показались подходящими к случаю.

Date: 2011-08-21 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] beskarss217891.livejournal.com
У меня немного посторонний вопрос - по алжирской тематике.
Были ли проекты (и насколько реальные) при уходе оставить у Франции север Алжира, прибрежную плодородную полосу? Ведь насколько легче было бы её удерживать.

Date: 2011-08-21 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Такого не припомню. А вот проект оставить Франции Сахару был.

Date: 2011-08-21 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
насчет "военной добычи храбрецов" - впечатляет. какое изящный, чисто в английском стиле understatement (адекватный французский перевод этого термина, как мне кажется, euphémisme) - "досталась". это о пятнадцатилетней католичке. интересно, что имел в виду автор мемуаров, когда писал говоря, что "много горя и страданий ожидало ее впереди"

эвфемизм

Date: 2011-08-21 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А казалось бы: самый конец просвещенного 18 века...

Конкретно насчет страданий ничего не написано.
Но муж был самодур и ревнивец, детей 8, а душ "всего" 600, дочерей вывозить надо, а денег нет.

Re: эвфемизм

Date: 2011-08-21 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
в общем, повезло, конечно. мог оказаться и не офицер. и не жениться тоже мог. а этот тещу привез (интересно, сколько ей было: если дочери 15, то "мама" вполне могла быть моложе зятя - ему в 1794 было 34 или 35)

Re: эвфемизм

Date: 2011-08-21 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ух, а где Вы дату рождения нашли? У Половцева и в Брокгаузе нет.

Re: эвфемизм

Date: 2011-08-21 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
просто в поиске выскочило:

БУТКЕВИЧ
Александр Дмитриевич (1759-1832), ген.-лейтенант, помещик Новгородской губ.
СПбФ ИРИ РАН, ф. 22, 7 ед. хр., 1797-1801.
http://www.rusarchives.ru/guide/lf_ussr/bum_bjal.shtml

Re: эвфемизм

Date: 2011-08-21 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Спасибо.
У меня ничего не нашлось, хотя я искала.

Re: эвфемизм

Date: 2011-08-21 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Насчет жениться и не жениться. Даже не знаю, что сказать. С одной стороны - как честный человек женился. С другой - а девушку кто-нибудь спрашивал, хочет она с ним жить?

Date: 2011-08-21 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
и ей, наверняка, пришлось менять конфессию. с другой стороны, по большому счету, ей повезло, что осталась в живых. многие той ночи не пережили. да и судим мы со своей колокольни. в 18-м веке брак по любви, как мне кажется, скорее исключение, чем правило. так что и отношение к "стерпиться-слюбиться" было другим

Date: 2011-08-21 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Конфессию можно было не менять.

"В России в досинодальную эпоху строго запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но Указом Святейшего Синода от 23.06.1721 года было разрешено совершение браков находившихся в Сибири шведских пленников с православными невестами. В Синодальном Послании от 18.08.1721 года это решение получило подробное библейское и богословское обоснование. С тех пор у нас, на основании этих «Указа» и «Послания», стали дозволяться браки православных с католиками и протестантами, а также с лицами всех христианских исповеданий, признанных законом."
Цыпин Владислав протоиерей. Церковное право.

Насчет стерпится-слюбится Вы правы, но девушку все равно жаль. Опять же, характеры и тогда разные были. Хорошо, эта подчинилась судьбе.

Date: 2011-08-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
возможно, это было и необязательно, но с точки зрения карьеры мужа, вероятно, желательно. в мемуарах А.О.Дюгамеля, относящихся к более позднему периоду, к правлению Николая I и Александра II, он упоминает о гонениях на греко-униатов (за продолжающееся общение с Римом), староверов, притеснениях лютеран. этим заметкам издатель (уже в 1885) дал красноречивый (на мой взгляд) комментарий: "почтенный автор, будучи искренним католиком, лишен возможности судить беспристрастно об этом деле"

Date: 2011-08-21 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
наверное, во мне говорит советское воспитание :-)

Date: 2011-08-22 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В смысле по аналогии? жена секретаря райкома партии должна быть вне подозрений?

Date: 2011-08-22 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
да. анкета, происхождение, родственники за границей, пребывание на оккупированных территориях и т.п.

Date: 2011-08-22 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Если я правильно помню, католикам в России жилось проще, чем староверам. А уж у протестантов вообще проблем не было, немцев у нас было - пол-офицерского корпуса.

Date: 2011-08-22 10:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mitiaf.livejournal.com
то, о чем пишет (очень кратко) Дюгамель - это, скорее, отдельные перегибы на местах в ходе кампаний по распространению и поддержке православия в Западном крае. причем, как всегда бывает с государственным вмешательством в вопросах веры, доставалось как раз не столько тем, кто остался верен своей религии (т.е. католикам или протестантам), а тем из неофитов, кто примкнул, но не совсем искренне или не на все 120%. все это, как я уже писал, более поздний период, но думаю, что для без пяти минут бригадира это был бы, возможно, необязательный, но правильный для карьеры шаг. а юную воспитанницу кармелиток вряд ли бы кто-то стал спрашивать и в этом случае тоже.

Date: 2011-08-23 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Ну, если для карьеры, тогда - да. Согласна.

Date: 2011-08-23 03:31 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
В смысле с Вами согласна, а не согласна перекрещиваться ради карьеры.

Должна!

Date: 2011-08-21 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] az-greshny.livejournal.com
Какъ честная дѣвушка:)

Re: Должна!

Date: 2011-08-21 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Эх, плохо быть честной девушкой!

Ссылки

Date: 2011-08-22 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] dok_zlo referenced to your post from Ссылки (http://dok-zlo.livejournal.com/850551.html) saying: [...] 14. Воспоминия Маевского или Офицеры "времен Очакова и покоренья Крыма". . Тыц [...]

Date: 2011-08-22 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] palborum.livejournal.com
История с барыней, заставившей крестьян восстановить сожжённый ими дом, напомнила похожий случай, произошедший, правда, чуть позже, в 1905 году...
... Когда заполыхали дворянские имения, считавшаяся "либералкой" княгиня Б (так её называет в своих воспоминаниях Н.Е. Врангель), собрала сход и заявила:
- Я построила для вас больницу и школу, помогала погорельцам и неимущим. Я ни разу вас не обманула. Так это, или не так?
- Верно, матушка, верно!
- Так вот, если у меня сгорит хотя бы одна скирда, хотя бы один сноп, обещаю, себя не пожалею, на каторгу пойду, но спалю все деревни в округе. До последнего сарая! Поняли меня?
- Поняли, матушка.
- А теперь ступайте!
В тот год многие помещики недосчитались имущества и только у княгини Б даже курёнка не пропало!

Да, "есть женщины в русских селеньях!":))

Date: 2011-08-22 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Да-да-да. Точно!
Ну и характеры были!

Date: 2011-08-23 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
Мда. Впечатляет. А характеры во все времена были и есть. Но тех, кто готов подчиниться гораздо больше... :)
А в данном случае княгиня умным напомнила, что не надо терять голову, а дураков припугнула - вот и осталась целой. :)

Date: 2011-08-23 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
Спасибо.
Не совсем понятно, а чего было барышне, которая увидела императора выскакивать из саней и удирать? Он что, поволок бы ее к себе? :)

Date: 2011-08-23 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
А, так было приказано: при встрече с императором выходить из карет/саней хоть в пыль, хоть в грязь по колено, сбрасывать верхнюю одежду и снимать шляпы (мужчинам). А поскольку Павел был не всегда адекватен народ обычно старался не рисковать и вообще с ним не встречаться.

Date: 2011-08-23 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ugryumy.livejournal.com
А-фи-геть!!!!
Логика действительно весьма странная. Ну выйти - ладно, поклониться там, пусть и до земли - засвидетельствовать почтение к государю - императору, обнажить голову - тоже вроде даже не так давно у "старых интеллигентов" считалось правилом хорошего тона, но одежду снимать нафига О_О ??? :)))))

Date: 2011-08-23 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ilyasoff.livejournal.com
Очень интересно. А эпизод с упавшим адъютантом и спрятавшейся барышней рассмешил :D

Date: 2011-08-23 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Мне очень понравилась история как ребенка успокаивали. Это ж надо придумать такое!

Date: 2011-08-24 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] ilyasoff.livejournal.com
Как говорится, чем бы дитя не тешилось...)))))))

Date: 2011-08-24 06:59 pm (UTC)

Date: 2011-09-04 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Какие интересные воспоминания.
Он со второй женой развод получал? Это же дело тяжелое и трудное было?

Date: 2011-09-04 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Тяжелое, но не безнадежное. Причины для развода:

1. Прелюбодеяние.
2. Двоебрачие.
3. Неспособность к брачному сожитию.
4. Душевная болезнь.
5. Безвестное отсутствие в течение 5 лет.
6. Ссылка.
7. Покушение на жизнь супрга.
8. Принятие монашества.
9 Возникновение духовного родства.
10. В случае обращения одного из супругов из раскола в православие и нежелания другого последовать примеру первого.

Date: 2011-09-05 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] yassena.livejournal.com
Я так понимаю, здесь поводом было - Прелюбодеяние.

Date: 2011-09-05 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] catherine-catty.livejournal.com
Похоже что так.

Profile

catherine_catty: (Default)
catherine_catty

February 2017

S M T W T F S
    1 234
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22232425
262728    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 27th, 2017 03:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios